Привязанность ребенка 1 год
Родительская забота о детях оказывает сильное воздействие на их последующую жизнь. Из материнской заботы в первые два года жизни у ребенка складывается базовое доверие к миру.
кадр из эксперимента Мэри Эйнворт
Проводился эксперимент: мама с ребенком (1-1.5 года) в новом месте с незнакомой женщиной. Через какое-то время мама выходит, оставляя его с «незнакомкой». Потом возвращалась. Так изучали реакцию детей на расставание и встречу с мамой. Выделили три основных типа привязанности у детей – то, как формируется базовое доверие к миру.
Надежная привязанность
Мама удовлетворяет потребности ребенка в защите, эмоциональной поддержке, близости. Она является “пауэрбанком” для ребенка, от которого он напитывается доверием и чувством безопасности. Напитавшись – дальше играет и исследует мир, но регулярно возвращается для подзарядки. Прикоснется, посидит на коленях, почувствует тепло, доверие, получит поддержку и снова спокойно отползает дальше играть.
Когда мама в эксперименте вышла из комнаты, ребенок переживал, но другой взрослый смог утешить и успокоить его. А при возвращении мамы ребенок обрадовался и оживился.
Избегающая привязанность
У ребенка есть опыт отвержения и непринятия. Он тянется к маме, а она находится эмоционально и вниманием не с ним (в депрессии например) и раздраженно отвечает: “Вечно ты ко мне пристаешь, иди играй” или “Иди сам поиграй, я устала”. Если такое длится продолжительное время, то ребенок понял, что его потребности для мамы не важны.
Мама вышла из комнаты, а ребенок не реагировал даже на это. По возвращении не побежал к ней, не обрадовался, как дети с безопасной привязанностью, наоборот продолжал избегать с ней общения. Он “знает”, что лучше подальше держаться от мамы, поскольку её реакция будет отрицательной.
Тревожная привязанность
Дети чувствуют безопасность, если мир предсказуем. Когда поведение мамы противоречиво, то невозможно ничего предсказать. Сегодня ребенка наказала за то, на что вчера реагировала с улыбкой, и за что завтра похвалит. Если такое повторяется систематически, то ребенок заранее не знает реакцию мамы на его поведение. Вырастая такие дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи.
В эксперименте такой ребенок все время находился рядом с мамой. Не отходил и не исследовал помещение (как при безопасной привязанности), и не находился вдали от мамы (как с избегающей привязанностью).
Когда мать вышла, тревога возросла так, что экспериментатор не мог его успокоить. А при возвращении мамы, ребенок встретил ее вспышкой гнева.
5 советов, как себя вести мамам и папам?
1. Все дети в первый год не слезают с рук и это нормально! Так формируется базовое доверие к миру. Часто “опытные” бабушки заявляют, что так можно “приручить к рукам”. Что нужна спартанская закалка! Это все домыслы. И научно опровергнуто! Наоборот закрытая потребность в получении заботы и помощи в раннем детстве приводит к независимости и самостоятельности.
2. Ваша забота, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни ребенка формирует надежную привязанность и доверие. А отстраненность, холодность и непоследовательность формирует модель недоверия. Это на всю жизнь! Первые отношения с мамой (или другим значимым взрослым) влияют на дальнейшее поведение, учебу и проживание кризисов.
3. Дети, получившие опыт небезопасной привязанности часто испытывают зависимость к вредным привычкам. Им трудно испытывать уверенность в том, что “я имею право быть такой, какая я есть просто по праву рождения”.
4. Очень важно мамино психо-эмоциональное состояние после рождения ребенка. Домашние конфликты, болезни, непроходимая усталость, переживание за будущее – все это мешает состоятся первой привязанности. Как нянька ухаживает, но эмоционально холодна. Поэтому роль папы и близких в этот период – позаботиться о маме. Давать ей возможность выдыхать, оставаясь спокойной и счастливой.
5. Если у вас не хватает сил выдерживать ребенка – лучше выйдите на время из комнаты, чтобы хоть как-то выдохнуть. Это лучше, чем ненавидеть себя и ребенка за отсутствие сил и любви. Вернётесь – дадите свою любовь. Если этого недостаточно – обратитесь за помощью.
Часто родители сомневаются по поводу воспитания и особенностей развития детей: «А все ли я делаю правильно?», «Все ли так с моим ребенком?». Не всегда получается найти ответ на волнующий вопрос и самостоятельно справиться с возникающими трудностями. Вы можете написать вопрос, в рамках консультации мы найдем решение и выйдем из трудностей. Контакты в профиле.
Расскажите, как ваши дети реагируют на ваше возвращение домой?
Источник
Редактор
Оксана Шевченко
От того, сформировалась ли здоровая привязанность, зависит успешность человека, его устойчивость и ощущение счастья. А формируется она в первые два года. Что нужно для того, чтобы она была здоровой? Как не навредить своему ребенку?
Главное условие для формирования здоровой привязанности — постоянный контакт с близким человеком. Причем этот контакт — в правильном, в первые месяцы практически беспрерывном, удовлетворении потребностей малыша. Вот поэтому наличие так называемого 4 триместра так важно для малыша и дальнейшего «присутствия» родителей в близком доступе к малышу.
Когда формируется привязаность?
Вызревание крохи в непосредственной близости (прежде всего, телесной) с мамой (или другим близким человеком) первые три месяца после родов — это один из этапов формирования здоровой привязанности.
Дальше чуть подросшему малышу важно иметь стабильный контакт с родным человеком, с постепенным расширением свобод и возможностей для общения: игры, «разговоры», контакт глаза в глаза, ритуалы, чтение на ночь, массаж и колыбельные…
Ребенку просто нужно укрепиться в мысли, что его потребности удовлетворяются, а близкие люди, временно исчезнув из контакта, появляются снова.
Читать также: Что делать, если привязанность нарушена?
Если формируется такое базовое доверие, то малышу будет легче двигаться дальше: он сможет научиться ждать удовлетворение потребностей, понимать и отпускать маму без угрозы травматизации.
Здоровая привязанность дает возможность безболезненной постепенной сепарации, снижает накал конфликтов во время возрастных кризисов, помогает ребенку жить по законам его судьбы, а не растрачивая себя на заполнения той внутренней дыры, которая формируется на месте привязанности и близости.
Чаще всего, дети с несформированной привязанностью превращаются либо в людей постоянно «заслуживающих» любовь и признание самыми разными путями (вплоть до отказа от себя самого), либо идущих в оппозицию, отстраняющихся, разочарованных по жизни — тех, кто не верит, что его могут любить и не знают, чего хотят по-настоящему.
Нередко нарушение близости приводит ко всякого рода зависимостям (наркотической и алкогольной, в том числе).
Привязанность формируется до двух лет. И именно в это время маме важно быть с ребенком (не только физически, но и эмоционально), не выпадать из контакта, быть вовлеченной «в ребенка».
Вредные установки
Самая страшная и вредная установка с точки зрения теории привязанности: «Не приучай к рукам.
Перекричит!» Если малыш плачет длительное время, а на его призыв никто не приходит, он успокаивается, потому что обессилел, и получил сигнал: «ты не нужен». При повторении подобного сценария формируется один из патологических видов привязанности. А это — к нарушению нормального ритма жизни.
Читать также: Что нужно знать о нарушении привязанности у ребенка
«Ребенку лучше с бабушкой» — если малыш был с рождения с мамой, затем что-то произошло (родился второй ребенок, мама вышла на работу, заболела), то отдавая его к бабушке, так как там ему будет уделяться больше времени, вы по сути разбиваете привязанность.
Рациональные мысли и физические удобства в отсутствии близкого контата с мамой — не имеют для ребенка значения. Он попросту не знает, о том, что так лучше. Он только чувствует: мама исчезла, контакт нарушен, его бросили. А это для такого маленького ребенка -смерти подобно. Хуже всего, когда после нескольких месяцев бабушкиной ласки и заботы, как только малыш начал формировать близость с ней, его отдают маме обратно. Стабильный контакт в этом случае невозможен, травматизация — весьма вероятна.
Читать также: Ученые рассказали, как психологические травмы в детстве влияют на продолжительность жизни
Родителям стоит знать, что малыш первых лет жизни не умеет манипулировать, так как попросту для этого не созрел мозг. Он никогда не плачет «на зло», не мечтает достать маму. Он просто чего-то хочет. Без удовлетворения базовых потребностей человеческие детеныши имеют мало шансов на выживание, поэтому они плачут и требуют… еды, сухой пеленки, на ручки. Осознайте сейчас, что телесный контакт ничуть не менее важная потребность, чем еда и сон. Старайтесь услышать, чего хочет малыш и дать ему это. Это ваш главный вклад в его счастье.
А сейчас предлагаем посмотреть непростой видеоматериал о том, как формируется и не формируется привязанность у детей, которые остались без родителей. Это стоит посмотреть, чтобы понять, насколько важен контакт для ребенка.
Источник: канал finderX
Благодарю психолога Светлану Ройз за информацию, приобретенную во время обучающих семинаров.
Источник
Ребенок, появившись на свет, еще долгое время составляет с матерью почти что единое целое. Как уже говорилось в предыдущей главе, он живет ее эмоциями, «впитывая» их вместе с молоком, ее настроением. Нормальный ребенок всегда радуется появлению матери, выражает беспокойство по поводу ее длительного (с его точки зрения) отсутствия, скучает без нее, ждет ее появления. Очень часто случается, что только одна мать способна успокоить своего ребенка в том случае, когда другим членам семьи это не удается. Мать имеет на него «магическое» влияние.
На основе этой почти инстинктивной привязанности с годами формируется первое сознательное и глубокое чувство — любовь. Чувство любви становится наиболее глубоким и ярко выраженным у детей в возрасте приблизительно около четырех лет. В это время девочки видят в матери эталон женщины и стремятся во всем походить на нее: одеваться в такую же одежду, красить губы, пользоваться духами «как мама», мыть посуду и т.д. Для мальчиков этого возраста мать зачастую является единственной женщиной, которую они, по их представлениям, могут любить. Очень часто мальчики четырех-пяти лет с уверенность говорят о том, что никогда не будут жениться, потому что очень сильно любят мать, и больше никого так любить не будут.
Подобное чувство любви и привязанности в этом возрасте — совершенно нормальное психологическое явление, определенная фаза в развитии психики.
Привязанность к матери в психологии оценивается как первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка, и до трех лет считается нормальным явлением, в том случае, если эта привязанность не принимает навязчивого, болезненного характера.
Некоторые дети с особой врожденной чувствительностью начинают остро реагировать на отсутствие или уход матери уже в возрасте старше семи месяцев. Они проявляют заметную тревогу, беспокойство, начинают плакать; в некоторых случаях возможно даже расстройство аппетита и пищеварения. Уже в этом возрасте начинает развиваться болезненное чувство страха. Ребенок до года воспринимает мать как частицу себя; позже, когда формируются первые качества индивидуальности, ребенок воспринимает мать как необходимую опору собственного «я», поддержку, без которой он не сможет обойтись.
Достаточно часто причиной повышенной эмоциональной привязанности ребенка к матери служит и то, что отец по тем или иным причинам не принимает участия в его воспитании, или же в том случае, когда отец в какой-то степени проявляет по отношению к ребенку жестокость (пусть даже неосознанную, трактуемую им самим как «строгость воспитания»).
Чрезвычайная зависимость ребенка от матери в некоторых случаях является результатом повеления самой матери, которая чрезмерно опекает ребенка, не отпуская его от себя и практически не предоставляя ему возможности действовать или принимать какие-либо решения самостоятельно.
Иногда ребенок начинает проявлять болезненную привязанность к матери в случае развода родителей или потери отца. Это может случиться даже в том возрасте, когда дети еще не способны четко воспринимать и анализировать происходящие события. В случае ухода отца из семьи в детском подсознании формируется страх перед потерей матери, которая, как ему кажется, может исчезнуть так же внезапно, как исчез отец.
Вышеуказанные причины могут действовать на сознание ребенка в комплексе, провоцируя болезненную привязанность к матери. Эта привязанность не настолько безопасна, как может показаться на первый взгляд. Многие матери воспринимают болезненную реакцию ребенка на свое отсутствие всего лишь как помеху к осуществлению каких-то самостоятельных действий — к примеру, невозможность выйти из дома «без истерики», устроиться на работу и т.д. Безусловно, жизнь матери в данном случае осложняется, как осложняются и ее взаимоотношения с ребенком. Однако это только «одна сторона медали». Ведь ребенок в случае формирования болезненной зависимости и ее прогрессирования пострадает ничуть не меньше. Как правило, дети, на протяжении долгого времени растущие в постоянном страхе потери матери, и, как следствие, под ее постоянной опекой и в ее присутствии, вырастают несамостоятельными, не уверенными в себе. Нестабильность состояния психики в данном случае выступает спутником социальных сложностей, которые неминуемо ждут ребенка во взрослой жизни.
Как известно, любую болезнь проще предотвратить, чем вылечить. Поэтому уже в самом раннем возрасте следует задуматься над тем, не провоцируете ли вы сами возникновение повышенной зависимости ребенка. Для того чтобы избежать нежелательных последствий, старайтесь следовать изложенным ниже советам.
Что же можно посоветовать?
В первые месяцы жизни старайтесь не показывать при ребенке своего тревожного состояния — оно непременно передастся и ему, послужив первым толчком к нарушению его спокойствия и чувства защищенности.
Не опекайте ребенка чрезмерно. Позвольте ему познавать что-то на собственном опыте и иногда, в тех случаях, когда это возможно, проявлять самостоятельность и принимать решения.
Убедите отца или других членов семьи в том, что строгость и жестокость — это не одно и то же. Не заставляйте ребенка чувствовать себя беспомощным и искать зашиты.
В случае развода не разрывайте отношения маленького ребенка и отца. Даже если вы решились на полный и окончательный разрыв, пусть для ребенка он не станет внезапным. Приучите его к отсутствию отца постепенно.
Что же делать в том случае, если привязанность ребенка к матери все же принимает болезненную, навязчивую форму?
Прежде всего — не ругайте и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить — он все равно этого не поймет. Ребенок не капризничает, а всего лишь ищет защиты. Постоянное присутствие матери для него — насущная необходимость.
Не следует думать, что ваш ребенок «не нормальный», только потому, что все или большинство его сверстников совершенно спокойно реагируют на отсутствие и уход матери. Не ставьте ему в пример таких детей — это может спровоцировать возникновение комплекса неполноценности, уход в себя.
Никогда не действуйте насильственными методами. Достаточно типичная ситуация, когда мать, отдирая от себя кричащего и обливающегося слезами ребенка, захлопывает за собой дверь и облегченно вздыхает, оказавшись «по ту сторону баррикады». Возможно, она утешает себя мыслью о том, что ребенок все равно успокоится, отвлечется на руках у бабушки, няни или отца через какое-то время. Скорее всего, он действительно успокоится — дети в этом возрасте склонны к тому, чтобы жить непосредственными переживаниями. И все-таки, каждый такой уход матери наносит ребенку травму и усугубляет его состояние.
«Внезапный уход» — также достаточно спорный метод. Заигравшийся ребенок, зная, что мать находится в соседней комнате или в кухне, не обнаружив ее там, впадает в панику. «Мама исчезла!» — думает он, не понимая, как это могло произойти, и пугаясь еще больше, теперь уже не столько от разлуки, сколько от ее внезапности и необъяснимости.
И все же, ситуация не настолько безысходна, как это может показаться на первый взгляд. В большинстве случаев болезненная зависимость ребенка от матери проходит сама по себе, если сами родители и другие члены семьи не создавали дополнительных условий для ее прогрессирования.
Главное, что необходимо ребенку, страдающему подобного рода зависимостью — это чувство спокойствия и защищенности.
Только в этом случае он сам постепенно будет успокаиваться и начнет отпускать мать от себя, при этом совершенно нормально реагируя на ее уход и отсутствие, пусть даже длительное. В качестве общих мер по борьбе с проявлениями болезненной привязанности к матери можно порекомендовать прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе — все это укрепляет нервную систему, расширяет кругозор ребенка. Кроме того, не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, отец, бабушка), тем больше будет страдать от своего комплекса. Как правило, в многодетных семьях, а также в семьях с большим кругом общения дети намного реже проявляют болезненную привязанность к матери.
Почаще берите ребенка с собой в гости, приглашайте в дом гостей, всячески поощряйте общение ребенка со сверстниками и с взрослыми. Радуйтесь проявлению его самостоятельности, подчеркивайте ее и никогда не заостряйте внимания на проявлении зависимости.
Самостоятельность — одно из главных условий освобождения от «синдрома кенгуру». Ребенок, чувствующий собственные силы и собственные возможности, не будет болезненно реагировать на отсутствие матери.
В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. Это только усугубит зависимость и добавит ребенку страха. Намного лучше и продуктивнее будет действовать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. При этом он должен знать, что мать находится близко, например, в кухне. Пусть ребенок периодически прибегает к вам, уходит и снова возвращается (в тех случаях, когда ребенок, в буквальном смысле, не отпускает мать от себя ни на шаг).
После этого можно попробовать приучить ребенка к кратковременному отсутствию матери. Для этого выберите момент, когда ребенок спокоен и пребывает в отличном расположении духа, когда он занят чем-то интересным. Не слишком сильно акцентируя его внимания, как бы между делом скажите ему, что скоро вернетесь. В том случае, если ребенок начнет проявлять признаки беспокойства, отвлеките его, а потом снова возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он «отпустил вас на минутку», при этом фиксируя внимание ребенка на том, что вы вернетесь очень скоро.
Если реакция ребенка не слишком бурная (признаки расстройства допустимы, но сильный плач и истерика исключаются — в этом случае вам придется некоторое время подождать, прежде чем снова вернуться к попытке преодоления его зависимости), выйдите из квартиры, закройте за собой дверь и продолжайте оставаться вне ее пределов несколько (не больше пяти) минут. Ввернувшись, приласкайте ребенка и похвалите его за то, что он «отпустил» вас, скажите ему, что за это время вы успели сделать очень важное дело. Обязательно зафиксируйте его внимание на том, что вы вернулись быстро, как и обещали.
На следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через семь-десять дней, когда ребенок понемногу станет привыкать к привычной уже для него схеме недолгого отсутствия матери, время следует незаметно увеличивать, с каждым днем прибавляя не более минуты.
Ребенок должен привыкнуть к тому, что мать отсутствует недолго и каждый раз, как и обещала, возвращается.
Когда время вашего отсутствия увеличится до пятнадцати-двадцати минут вы можете приносить ребенку из магазина что-то вкусное или покупать ему (изредка) игрушку.
В этом случае у малыша появится заинтересованность в вашем отсутствии, потому что он будет ждать, что вы что-то для него принесете. Не следует награждать малыша каждый день, иначе он привыкнет к тому, что вы каждый раз непременно что-то приносите, и станет требовать этого. Хвалить ребенка за то, что он на какое-то время сумел остаться без матери, рано или поздно следует перестать. Постепенно подведите ребенка к мысли о том, что в происходящем нет ничего особенного.
В том случае, если вы не будете долго продолжать его хвалить, в сознании ребенка закрепиться мысль о том, что, отпуская от себя мать, даже ненадолго, он не делает ничего особенного.
Со временем в сознании ребенка должна зафиксироваться мысль о том, что уход матери — это не трагедия, Уходя, она непременно возвращается.
Другие члены семьи, остающиеся с ребенком во время отсутствия матери, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным. Снять эмоциональную напряженность ожидания — это задача других членов семьи, без помощи которых матери едва ли удастся справиться с этой проблемой. Ребенок должен со временем понять, что в отсутствие матери он может чувствовать себя ничуть не менее комфортно и спокойно, чем в ее присутствии.
Только совместными усилиями всех членов семьи, помноженными на доброту, терпение и понимание ребенка, можно преодолеть его болезненную зависимость от матери.
Источник