Природное развитие ребенка это
Татьяна Акимова
Доклад «Природа в развитии ребенка»
ПРИРОДА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
Всё чаще мелькает в печати выражение «хищное, жестокое отношение к природе». Почему же человек, венец всего живого, приобретя силу и власть над миром природы, всё меньше ценит и уважает её? Воспитание злобы и доброты начинается с раннего детства, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начинает ходить. Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашечке, распашонке нарисованы цыплята, мишки, зайчики.Малыш замечает и первых живых существ: собаку, кошку или птичку. В мире природы ребёнок начинает своё путешествие в познание. Этот мир волнует его, пробуждает интересы, воображение, фантазию. Уже в три года ребёнка интересует не только «это что?». Но и «почему?». Родители должны поддерживать стремление ребёнка к познанию природы, направлять его любознательность, давать возможность активно добывать доступные ему знания. Много конкретных и доступных знаний приобретают дети, наблюдая работу взрослых в саду или огороде и принимая в ней посильное участие. Например, Ваня помогал собирать с ягодных кустов вредителей и всёприговаривал: «Ах вы, вредители, вредители. Как вам не стыдно! Деда работал, а вы всё портите». Так в процессе наблюдения, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребёнку становится понятно, что вредители уничтожают растения. Это активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего мира является основой умственного развития дошкольника. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться поведению собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Ещё одна важная задача родителей – это воспитание доброты и человечности. Мы, взрослые, отвечаем за любые слова, произнесённые в присутствии детей, и за все поступки, совершённые при них в отношении живых существ. Нам надо научить малыша любить всёживое: птицу, щенка, цветок; защищать и беречь их. Как же передать всё это детям? Прежде всего, мы должны сами научиться любить живую природу. С помощью взрослых первоначальные знания о природе ребёнок получает из художественной литературы, телепередач, при непосредственном общении с живыми существами.Детям можно об этом рассказать по- разному: весело и озорно, как А. Милн в «Винни-Пухе», достоверно, как В. Бианки и Г. Скребицкий, поучительно, как И. Тургенев, Л. Толстой. Д. Мамин- Сибиряк. Хорошо, если вы побеседуете с малышом о прочитанном. Ребёнок с вашей помощью получит представление о переживании животных: горе и радости, страхе и боли. И умом, и сердцем малыши учатся понимать природу, общаясь с ней. Регулярно гуляйте вместе с ребёнком. Сначала посетите двор, затем ближайший парк, потом побывайте на берегу реки, в лесу, в поле. В солнечные погожие осенние дни обратите внимание детей на блестящие. Нежные ниточки, летящие по воздуху. Найдите одну из них. Положите на ладонь и рассмотрите. Ребёнок увидит, что это паутинка, к нижнему концу которой прикреплён паучок. Понаблюдайте, что он будет делать. Можно осторожно посадить его на веточку, откуда он опять начнёт своё путешествие. Расскажите ребёнку о пользе паука, уничтожающего мух. У маленького ребёнка спросите: «А куда делись кузнечики, которые летом стрекотали в траве? Почему не видно божьей коровки?» Объясните, что все они спрятались в трещины стволов деревьев и заснули. С пяти-, шестилетним ребёнком найдите место, где спрятались насекомые. Соберите сухие листья с земли и просейте их. Там окажется очень много разных живых существ. Рассмотрите их. Наблюдая отлёт птиц на юг, спросите у ребёнка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше. А те, которые клюют зёрна и ягоды, позже. Ещё позже улетают водоплавающие птицы. Так ребёнок поймёт, что образ жизни птиц зависит от разных условий. Предложите ребёнку понаблюдать, какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их зимой. Повесьте кормушку под окном, привлекайте малыша к посильной помощи. Чтобы помочь птицам пережить зиму, заготовьте с ребёнком во время летних прогулок семена сортовых трав, высушенные ягоды. Подкармливая птиц в течение осени и зимы, малыш привыкает заботиться о тех, кто слабее его. Во время кормления птиц удобно наблюдать за ними, их повадками. С приближением весны ребёнок замечает, что корм для птиц, насыпанный в кормушку, всё чаще остаётся нетронутым. Объясните, с чем это связано. Прислушайтесь к весёлому чириканью воробьёв. В присутствии ребёнка постарайтесь починить старые и смастерить новые домики для птиц. Пусть малыш понаблюдает, какие птицы там поселятся, из чего будут вить гнёзда, чем будут кормить птенчиков. Ранней весной, если осмотреть деревья, обязательно найдёте в складках коры вредителей, в том числе гусениц. Пусть ребёнок поместит их и ветку с листьями в банку. После этого понаблюдайте, как гусеницы будут уничтожать листья. В парках и садах ребёнок может увидеть, как белят стволы деревьев известью. Тогда ребёнку будет понятен ваш рассказ о тот, как взрослые стараются сберечь деревья от вредителей. Если в парке или в лесу вам случайно попадётся гнездо с яйцами, осторожно раздвиньте траву или ветки, покажите их детям. В начале лета, проходя мимо дерева, можно услышать голоса птенчиков. Понаблюдайте с детьми, сколько раз прилетают птицы с кормом. Ребёнок сам увидит, какую огромную пользу приносят птицы. Уничтожая вредных насекомых. Иногда дети находят упавшего из гнезда птенца. Обычно они прося взять его домой. Слепого птенца лучше постараться положить обратно в гнездо. Если это невозможно, оставьте птенца рядом с деревом, на котором оно находится. Можно увидеть в лесу ежа. Подскажите ребёнку, что не следует брать ежа домой, так как он приносит пользу лесу.
На улице в городе можно встретить собак, которых выводят гулять. Обратите внимание ребёнка на то, что собака понимает, как хозяин зовёт её; расскажите, какую службу несёт собака. Предупредите, что собака может укусить незнакомого, поэтому нельзя подходить близко к чужим собакам и трогать их. Малыш будет наблюдать за ними из далека. Не забывайте, что ребёнок постоянно находится в мире игры. И хорошо умея общаться с животными, он, тем не менее, включает их в свои игры как партнёров, не всегда учитывая, что они живые. Поэтому, занимаясь своими делами, не упускайте ребёнка из поля зрения. Как можно раньше давайте возможность ухаживать ребёнку за животными. В два года он уже может поставить миску седой, бросить в аквариум щепотку корма. В три года ребёнок поможет вам помыть миску после кормления щенка, расчесать ему шерсть. Не надо требовать от дошкольника, чтобы он сам, без напоминаний, осуществлял уход за животными. Ему ещё трудно удержать в памяти весь распорядок дня и вовремя вспомнить, о необходимости покормить птичку или расчесать собаке шерсть. Лучше не ругать малыша, а регулярно включать его в вашу деятельность по уходу за животным. Дайте ребёнку понять, насколько необходимы его действия животному. Чем младше ребёнок,тем понятнее должны быть ему его обязанности: например, непосредственное кормление рыбок понятнее трёхлетнему малышу, чем необходимость промывать грунт для аквариума. Правильное общение ребёнка с живой природой само по себе не решит всех проблем воспитания, но, сыграет важную роль в становлении личности маленького человека, его развитии.
Источник
Ирина Нарзулаева
Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Экологическое развитие затрагивает весь комплекс присущих каждой личности субъектно-личностных свойств и качеств, психических процессов и психологических образований. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Познание природы имеет многообразное значение для умственного воспитания ребенка. Природа способствует обогащению представлений о мире, расширяет кругозор, раскрывает связи и закономерности в природе, развиваетумственные способности: сообразительность, критичность и самостоятельность мышления, целенаправленное внимание, анализирующее восприятие, образную память, наблюдательность.
Ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные умозаключения и выводы, т. е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение словарного запаса. Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.
Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти — свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Наблюдения в природе развивают образную память и логическую память.
Общение с природой развивает мышление детей — процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных не-посредственному чувственному восприятию.
Дошкольникиовладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операции помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.
В непосредственном соприкосновении с природой развивается наблюдательность и любознательность.
Природа выступает как средство нравственного воспитания. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам.
Природа способствует эстетическому воспитанию. «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и ребенка». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека,писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Грабарь и другие.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники — всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в
это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
Природа — средство трудового воспитания. Дошкольникиовладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями и животными в уголке природы, на участке; экологическая забота о природных объектах в своем микрорайоне, фенологические наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов. На основе сочетания умственного и физического труда у детей воспитываются личностные качества: трудолюбие, добросовестное отношение к труду.
Общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения на свежем воздухе, игры в лесу и парке, труд на огороде и в цветнике развивают мышцы и укрепляют нервную систему. В процессе знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.
Т. е. в процессе ознакомления детей с природой осуществляются всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Источник
Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Природа важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Явления и объекты природы привлекают детей красотой и яркостью красок, разнообразий. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания.
Знакомство с природой оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей.
Накапливая под руководством старших новые представления, дети постепенно расширяют свой кругозор, упражняют свои умственные способности, развивают своё мышление. Давая детям правильные представления о явлениях природы, мы вырабатываем у них умение устанавливать связи между знакомыми явлениями, закладываем почву для воспитания материалистического миропонимания. Общение с природой у детей воспитывает нравственные качества необходимые будущему гражданину нашей страны трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей Родины, развивает эстетические чувства, укрепляет его здоровье. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней.
Разнообразие объектов природы позволяет мне организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята могут увлажнять песок, поливать водой снег для создания прочных построек. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль воспитателя умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.
Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Отсюда вторая задача формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.
Третья задача формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы. Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.
Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным живым общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребёнка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.
Дошкольный возраст важнейший этап в развитии личности. Ценность личности определяется её значимостью для общества и зависит от его воспитания.
Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.
Средствами развития личности ребенка являются педагогические технологии, которые включают в себя такие показатели как:
— развитие любознательности основы познавательной активности дошкольника;
— развитие способности самостоятельно решать творческие и другие задачи;
— развитие творческого воображения;
— развитие коммуникабельности способности общаться с взрослыми и сверстниками;
Большое значение имеет личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Перед воспитателем стоит задача:
Вовлечение каждого ребенка в активную, познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности, чтобы кому-то помочь или за кого-то порадоваться, проявляет определенные коммуникативные умения, анализирует продукт деятельности.
Организация работы проходит по трем взаимосвязанным этапам:
1. Пробуждение ребенка к активности;
2. Поиск смысла происходящих изменений или открытие в знакомом незнакомого, в обычном необычного;
3. Проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности.
Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а приобщению детей к систематической и творческой деятельности. Для этого необходимо использовать в работе с детьми интегрированный подход, что позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в единое целое (связь с другими видами деятельности).
Учитывая специфические возрастные особенности детей дошкольного возраста: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, преобладание наглядно-действенного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов, утомляемость, можно использовать нетрадиционная организованная образовательная деятельность, способствующая развитию логического мышления и активности детей:
— Занятия путешествия;
— Занятия сказка;
— Занятия викторина;
— Занятия игра.
Проводить можно с игровыми персонажами куклами. Их использование позволяет ставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям легко принять задачу и занять активную позицию в её решении.
Интегрированные занятия способствуют развитию оценочных суждений, обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к одной теме.
Такой метод познания позволяет воспринимать мир в его целостности, активизируется развитие познавательных способностей, происходит формирование содержательных обобщений и понятий, т.к. детей интересует больше поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей окружающего мира, чем набор фактов. Обучение строится от ребенка в направлении расширения его познания. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания.
Итогом работы над той или иной темой, объединяющей знания детей, являются тематические вечера, праздники-досуги, выставки рисунков, поделок.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.
Источник