Природа в умственном развитии ребенка дошкольного возраста
Татьяна Сударская
Возможности природы в аспекте умственного воспитания ребенка
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию консультацию на тему:
“ Возможности природы в аспекте умственного воспитания ребенка”.
Важнейшим средством умственного воспитания ребенка является ок-ружающая природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущения и восприятие.
Много внимания умственному воспитанию человека в детстве уделил великий чешский педагог Я. А. Коменский. Основной задачей этого пе-риода, является накопление конкретных представлений об окружающем мире. «Начало познаний, — писал Я. А. Коменский, — всегда вытекает из ощущений. А поэтому следовало бы начать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними». Поэтому если педагог или родители желают привить истинное и прочное знание вещей, нужно обучать ребенка всему через личное наблюдение и чувственное восприятие.
Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядом на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам.
И. Г. Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей.
И. Г. Песталоцци отмечал, что природа – это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям; а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи». Он считал, что единственно подлинный фундамент человеческого познания это созерцание природы.
С самых ранних этапов развития необходимо ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; организовывая обучение речи, собирая для этого простые произведения природы, исходя из простых доступных наблюдений из их знания окружающей среды, должно развиваться и совершенствоваться умственное развитие воспитанников.
Многие видные педагоги мира считали природу чувственной опорой познания детьми окружающего, источником знаний о причинно-следственных связях существования жизни на земле, способом развития мыслительных процессов и качеств, разрабатывали теорию экологическо-го воспитания.
На самом деле, природа – важнейшее средство умственного воспи-тания и развития детей дошкольного возраста. Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения.
Детей надо знакомить с достаточно простыми зависимостями, в про-цессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Сначала дети знакомятся с конкретными предметами и явлениями ок-ружающей природы. Здесь у них развивается способность выделять некоторые стороны и качества предметов. Постепенно они не только осознают предметы, но и усваивают отношение предметов друг к другу.
В период дошкольного детства формируются способности к началь-ным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, дети подготовительной группы могут понять зависимость между внешним строением животных и условиями их существования. Достаточно легко формируются также и представления об основных условиях роста и разви-тия растений.
Ребенок непосредственно с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, крас-ки, движение. У него формируются первоначальные, конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Дети подходят к пониманию перехода одного времени года в другое,называют известные признаки наступающего времени года: изменчивость светового дня, смена температур, разные погодные условия, выпадение осадков. У них формируются понятия и представления что животные – это насекомые, птицы, пресмыкающиеся, которые живут повсюду на земле, в воздухе, в воде. У них есть органы чувств, голова, туловище, хвост; все питаются, размножаются, растут. Это развивает у дошкольников речь доказательства, умение видеть общие признаки, сравнивать их, моделировать, формирует интерес к знаниям, позволяет устанавливать закономерности, взаимосвязь организма со средой обитания, определять конкретное проявление связи живого с неживым, общие связи.
В общении с природойдети учатся раскрывать взаимосвязи между человеком и окружающей средой: человеком и растениями, человеком и животными.
У дошкольников очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес, использовать его в целях экологического образования. Ребенок должен осознать себя как часть природы.
Мы знакомим своих детей с нашей планетой «Земля»,раскрывая ее необозримые просторы: моря, океаны, материки с разнообразной яркой растительностью; города и др. Дети узнают о странах других народов, природном климате, растительности, культуре. Получив яркие впечатления, ребята активно выполняют разные поделки, лепят, рисуют, играют. Дошкольникам мы рассказываем, как наша планета движется вокруг Солнца, как быстро она летит в космическом пространстве.
Наблюдение ярких картин природы – лес в период золотой осени и во время массового листопада, изумрудная зелень озими глубокой осенью, цветущий луг в начале мая, ледоход на реке – затрагивают эмоциональную сферу ребенка, обеспечивая отчетливое восприятие явлений.
В связи с этим мы должны, прежде всего, отработать приемы организации чувственного познания природы в соответствии с особенностями восприятия детьми этого возраста природных объектов, найти в учебном процессе место разным видам деятельности (труда, ролевых игр природоведческого содержания, коллективного общения на природе, продуктивной деятельности с природным материалом и др.).
Формирование знаний о природе играет существенную роль в умст-венном развитии и экологическом воспитании ребенка. Они обогащают его восприятие, память, речь сведениями, развивают качества внимания, мышления и воображения, позволяют создать багаж представлений о законах жизни, формируют материалистическое миропонимание, помогают разобраться в доступных детям законах жизни. Знания о природе — это и основа воспитания экологической культуры детей, что так важно в наше время.
Источник
Ирина Нарзулаева
Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Экологическое развитие затрагивает весь комплекс присущих каждой личности субъектно-личностных свойств и качеств, психических процессов и психологических образований. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Познание природы имеет многообразное значение для умственного воспитания ребенка. Природа способствует обогащению представлений о мире, расширяет кругозор, раскрывает связи и закономерности в природе, развиваетумственные способности: сообразительность, критичность и самостоятельность мышления, целенаправленное внимание, анализирующее восприятие, образную память, наблюдательность.
Ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные умозаключения и выводы, т. е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение словарного запаса. Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.
Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти — свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Наблюдения в природе развивают образную память и логическую память.
Общение с природой развивает мышление детей — процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных не-посредственному чувственному восприятию.
Дошкольникиовладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операции помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.
В непосредственном соприкосновении с природой развивается наблюдательность и любознательность.
Природа выступает как средство нравственного воспитания. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам.
Природа способствует эстетическому воспитанию. «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и ребенка». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека,писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Грабарь и другие.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники — всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в
это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
Природа — средство трудового воспитания. Дошкольникиовладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями и животными в уголке природы, на участке; экологическая забота о природных объектах в своем микрорайоне, фенологические наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов. На основе сочетания умственного и физического труда у детей воспитываются личностные качества: трудолюбие, добросовестное отношение к труду.
Общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения на свежем воздухе, игры в лесу и парке, труд на огороде и в цветнике развивают мышцы и укрепляют нервную систему. В процессе знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.
Т. е. в процессе ознакомления детей с природой осуществляются всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Источник
Регина Шашерина
Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников
Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский.
В последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в согласии с природой, мы сможем сохранить жизнь на Земле.
Дошкольный возраст – оптимальный вариант в развитии экологического сознания и культуры личности. В этом возрасте у ребенка развивается ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также его поведении в природе.
Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка огромно. Практическая работа показывает, что детская душа раскрывается в общении с природой. У ребенка появляется наблюдательность, внимание, способность к образному мышлению, развиваются его умственные способности, умение логически мыслить, прослеживать связи в природе, цепочки зависимости.
Поэтому экологическое образование и воспитание дошкольников стало в наше время одним из приоритетных направлений.
Дошкольное учреждение, в котором я работаю, выбрало в качестве приоритетного направления именно Экологию. Поэтому в своей работе я тоже опираюсь на него.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Это объясняется прежде всего тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности. Кроме того,возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, появляется осознанность действий, формируется способность понимать их последствия, а необходимость в формулировании выводов, обобщений, закономерностей развивает речь ребенка.
Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.
Задача педагога состоит в создании условий для развития внутренней активности, обеспечении характера деятельности, степени самостоятельности и творчества каждого ребенка.
В своей работе по экологии считаю важным воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе. Но меня интересует не только воспитательное воздействие, но и развитие умственных способностей.
Необходимым условием для развития умственных способностей является познавательная активность ребенка, необходимо “подтолкнуть” его к знаниям. Для этого я использую разные методы и приемы, чтобы занятия отличались разнообразием, включали сюрпризные моменты, проходили в игровой форме.
В своей работе я применяю прием “А что дальше?”, то есть прерываю занятия на интересном месте, что поддерживает познавательный интерес ребенка – “А что будет дальше?. ”
Еще один прием – “Карта времени”. “Карту времени” можно использовать не только психологу, но и воспитателю, устраивая «вспоминалки»– “Что я узнал нового”, которые позволяли поделиться с окружающими своими интересами, знаниями.
Так же для развития умственных способностей дошкольников использую различные дидактические игры природоведческого содержания: «Кто где живет?», «Что где растет?», «Когда это бывает» и другие.
Для развития умственных способностей необходимо дать детям возможность самостоятельно добывать знания с помощью вопросов, проблемных ситуаций, в которых дети учатся думать, анализировать, делать выводы.
Организуя любую работу с детьми, стараюсь, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, учу их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной.
Таким образом, умственные способности развиваются эффективней, если проводить целенаправленную и систематическую работу по ознакомлению детей с природой, так как она близка и понятна детям.
Источник