Природа ребенка и его развитие по сократу

Природа ребенка и его развитие по сократу thumbnail

Характеристика исторической эпохи

Дре́вняя Гре́ция — период в истории, который длился с III тысячелетия до н. э. доримского завоевания во II веке до н. э.. Сами греки до сих пор называют свою страну Элладой, а себя эллинами. Наименование «Греция» пришло к нам со времён древнего Рима. Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру западной цивилизации, родину мировой демократии, западной философии, основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, искусства театра,Олимпийских игр и т. д. Греческая культура имела мощное влияние на Римскую империю, которая, в свою очередь, донесла свою культуру почти до каждого европейского народа. Сам термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения в период древности и относится не только к территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и к другим регионам, заселенным в прошлом греческим народом, как, например, Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии, известные как Великая Греция, а также разбросанные греческие поселения на берегах Средиземного, Чёрного и Азовского морей.
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469-399 гг. до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику («повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Образование
В Греции всех свободных людей учили в школе 4 предметам: арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Существовало две формы обучения в Древней Греции: официальное и неофициальное. Официальное образование — поступления в государственную школу или предоставления нянями репетитора. Неофициальное образование предоставлялось неоплачиваемыми учителями, и происходило в негосударственной обстановке. Образование является одним из важнейших компонентов личности человека в Древней Греции. Тип образования, был основан на социальной принадлежности.

Официальное греческого образования в первую очередь было для мужчин, и, как правило, не предлагалось рабам, чернорабочим, и женщинам. В некоторых городах, были приняты законы, запрещающие образование рабов. Девушка получала неофициальное образования у матери и училась, как сохранить быт в семье ее отца, а позднее в жизни, и ее мужа. В образование женщин включалось ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, приготовление пищи, а также шитье одежды. Единственным исключением из этого была Спарта, где женщины должны были следить за городом, в то время, как мужчины были на войне. Женщины в Спарте получали неофициальную физическую подготовку.

Греческого образования, ориентировано на обучение всего тела, включая образование ума, тела и воображения. Конкретные цели греческого образования отличались в разных городах. Спартанцы посвящали больше внимания военной подготовке, в то время как афиняне уделяли больше внимания музыке, литературе, танцу, а затем и естественным наукам, например, биологии и химии, а также философии, риторике и софистике -искусства представления аргументов путем обмана и причин, чтобы убедить общественность согласиться с определенной точки зрения. Спартанцы также преподавал музыку и танец, но с целью повышения их маневренности в качестве солдат.

В первые годы, афинских детей учили дома, под руководством мастера или педагога. Они обучались основам нравственности. Затем, их отправляли в школу, примерно в семь лет. Детей учили читать, писать, считать и рисовать. Начальное образование было доступным для большинства людей, в том числе и для бедных слоев населения. Дети, принадлежащие к верхним социальным классам получали официальное начальное образование, поскольку их родители смогут позволить себе нанять учителя или отправить их в школу. Дети из бедных семей могли себе позволить лишь неофициальное образования.

Сократ

Сократ (ок.469 до н. э.— 399 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софроникса и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд.

По своему происхождению Сократ относился к той группе афинского населения, которая хотя и стояла на грани принадлежности к ремесленникам, но была, однако, тесно связана с наиболее состоятельными слоями населения, и притом нередко с теми, которые имели ближайшее отношение к вопросам культа: он был сыном скульптора и родился в 469 году.

Известно, что Сократ в молодости также работал, как ваятель, но позже отказался от этой деятельности. В юношеские годы ему приходилось принимать участие в военных действиях афинского ополчения против пелопоннесцев, дальнейшая же его жизнь вся протекала на площадях и улицах родного города.

Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов (ведь они, например, брали за обучение деньги), в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов. Сократ не признаёт проблем, характерных для философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т. п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа.

Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия.

Педагогическая деятельность и взгляды Сократа

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ — один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может».

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. «Могучие духом…, если получат образование…, становятся отличными…, полезными деятелями. Оставшись без образования…, они бывают очень дурными, вредными людьми».

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

Философ

Произведения,
в которых излагаются пед. идеи

Основные
пед. мысли о воспитании

«+»
и «-» в воззрениях философов

Конфуций

551
до н.э.-479

Древний
Китай.

Трактат
«Беседы и суждения».

Цель
воспитания по Конфуцию- укрепление
нравственности и преодоление жизненных
трудностей через гуманизм и гармонизацию
отношений.

Методика
преподавания строилось на диалогах
учителя с учениками.

Индивидуальный
подход.

Преимущество
отдано нравственному началу.

Демокрит.

«Фрагменты
о воспитании».

Он
считал, что становление личности
человека зависит от его природы и
воспитания.

Демокрит
первый,кто поднял вопрос умственного
воспитания детей.

Демокрит
считал,что воспитание надо начинать
с малых лет и т.п.

Квинтилиан.

«О
воспитании оратора».

В
обучении по Квинталиану следует
придерживаться 3-х ступеней: подражание,
наставление,

упражнение.

Он
высказал социально-педадогические
идеи о дидактике и методике
обучения,воспитание

ребенка
в коллективе.

Аристотель.

«Логика»,
«Политика» и др.

Обосновал
необходимость разностороннего
воспитания: физического, умственного,
нравственного.

Создал
возрастную периодизацию, придавал
значение гос. воспитанию.

Платон.

«Протагор»

«Государство»

«Законы».

Выдвинул
и обосновал идею соотношения государство
и воспитания.

Платон
оценивал как важнейший фундамент всей
жизни человека. Провозгласил принцип
всеобщего обязательного образования.

Сократ.

Он
не оставил после себя трактатов и
книг.

Метод
Сократа ироническая- помощь учителя
ученику в рождении истины.

С
именем Сократа связано становление
развивающего, гуманистического подхода
в образовании.

Цицерон.

«Об
ораторе».

Идеал
воспитания- совершенный оратор,
художник слова, общественный деятель.

Чтобы
стать совершенным человеком, необходимо
непрерывное образование и самообразование.

Сенека.

«Письма
на моральные темы».

Провозгласил
главной задачей воспитание моральное
совершенствования человека.

Нормы-
основные понятия.

Плутарх.

«О
воспитании».

Выдвигал
идею всестороннего обучения человека
в духе требований образованного
римского общества.

Предполагал
дать «беглое» знание тогдашних наук.

Демокрит

Сократ

Платон

Аристотель

О
природе ребенка

Огромное
значение Демокрит придавал среде,
примеру взрослых, словесному воздействию,
воспитанию «убеждением и «доводами»,
приучению к труду. В дошедших до нас
фрагментах трудов Демокрита отражено
требование начинать воспитание детей
с малых лет. 

Сократ
— один из основоположников учения о
доброй природе человека. Придавая
особое значение природной
предрасположенности, Сократ видел
наиболее верный путь проявления
способностей человека в самопознании:
«Кто знает себя, тот знает, что для
него полезно, и ясно понимает, что он
может и чего он не может».

Педагогические
суждения Платона выросли из его
философского видения человека и мира.
По Платону, земная жизнь – преходящий
этап движения человека к «истинному
бытию – неким умопостигаемым и
бестелесным идеям». Земная жизнь
должна готовить человека к слиянию
человека с «истинным бытием».
Приобретение знаний, следовательно,
является процессом воспоминания о
бестелесном мире идей, откуда вышел
и куда уйдет каждый человек.

Нравственное
воспитание детей, по Аристотелю,
основывается на упражнении в нравственных
поступках — частом повторении
желательных действий, в которых не
должно быть крайностей, а наоборот,
которые должны быть продуманными и
умеренными. Такое уравновешенное
поведение можно считать добродетельным.
Заниматься нравственным воспитанием
детей должны главным образом родители

Цель
воспитания

суть
воспитания Демокрит видел в том, чтобы
формировать разностороннего человека,
оттачивать его совершенства.

Суть
педагогических суждений Сократа
составляет тезис о том, что главной
среди жизненных целей человека должно
быть нравственное самосовершенствование.
По Сократу, человек обладает разумным
сознанием, направленным к добру и
истине. Счастье состоит прежде всего
в устранении противоречия между личным
и общественным бытием. И, напротив,
акцент на личных интересах, их
противопоставление интересам ближних
ведут к душевному разладу и дисгармонии
с обществом.

По
мысли Платона, воспитание должно
обеспечить постепенное восхождение
ученика к миру идей. Реализовать
подобное воспитание способен прежде
всего наставник преклонных лет, то
есть человек, стоящий на пороге мира
идей. Сделать это можно было при наличии
тесной духовной связи между наставником
и учеником 

Аристотель
видел
цель воспитания в гармоническом
развитии всех сторон души, тесно
связанных природой, но особенно важным
считал развитие высших сторон —
разумной и волевой. При этом он полагал
необходимым следовать за природой и
сочетать физическое, нравственное и
умственное воспитание, а также учитывать
возрастные особенности детей. 

Содержание
образования и воспитания

Демокрит
отмечал, как важно родителям посвятить
себя воспитанию детей. Он осуждал
скупых родителей, не желавших хватиться
на обучение детей и обрекавших их на
невежество.

Вся просветительская
деятельность Сократа, в том числе и
педагогическая, была связана с софизмом
— течением, которое предполагало
ложное, абсурдное или парадоксальное
утверждение, противоречащее общепринятым
представлениям. Сократ резко критиковал
софистов за пренебрежение к истине и
в споре с ними пытался восстановить
истинность знания, его авторитет.

Особое
значение как средству воспитания он
придавал играм, а также чтению и
рассказыванию детям литературных
произведений, мифов. При этом он считал
необходимым установить законодательно,
что именно нужно читать и рассказывать
маленьким детям.

 Аристотель
дал общую характеристику дошкольного
возраста. До 7 лет, считал он, в детях
преобладает растительная жизнь,
поэтому надо в первую очередь развивать
их организм. Главное для маленьких —
питание, движение, закаливание. Дети
должны заниматься подходящими их
возрасту играми, им полезно слушать
рассказы и сказки (непременно одобренные
властями), детей следует обучать речи.
С 5 лет родители должны готовить их к
школе.

Методы
воспитания и обучения

Главным
орудием, помогающим воспитанию,
Демокрит считал упражнение. Кроме
этого философ говорил о значимой роли
среды общения в воспитательном
процессе. В современной педагогике
давно известно влияние окружающей
среды на ребенка и его познавательные
процессы, поэтому Демокрит в своих
взглядах не заблуждался.

 В
учении Сократа учитель должен был
сподвигнуть воспитанника на
самостоятельную добычу знаний, их
анализ. Он считал, что истинное знание
нельзя вложить в сознание ученика
извне, оно должно вырасти из глубин
его личности и с помощью учителя выйти
на свет.

Схема
извлечения знаний из личности
воспитанника была таковой: сначала
нужно было разрушить все ложные
представления учащегося, показать
ему, как мало он знает, а затем, уже на
подготовленной почве строить
систему
новых представлений. Каждый этап этой
системы воспринимался
учеником
как неизбежное, новое, но близкое,
растущее из собственного «Я».

В
“Государстве Платон выдвинул идею
общественного воспитания детей с
самого младшего возраста и предложил
определенную систему ее организации.
С 3 до 6 лет всех детей всех жителей
города или поселка нужно собирать в
особых местах для игр. При этом
специально назначенные стражами
закона женщины должны следить за
порядком и руководить играми. С 6 до
12 лет дети в государственной школе
учатся читать, писать, считать, а также
петь и играть на музыкальных инструментах.
С 12 до 16 лет они посещают палестру, где
главное внимание уделяется разностороннему
физическому воспитанию. С 16 лет юноши
изучают арифметику, геометрию,
астрономию, преимущественно с
практическими целями (предвоенная
подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии
получают специальную военно-физическую
подготовку.

опираясь
на принятое . в народе деление времени
соответственно, лунному календарю
“по седмицам”, он разделил время
воспитания, определив его, в 21 год, на
три периода: от рождения до 7 лет, с 7
до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности
каждого возраста, определил цели,
содержание и методы воспитания в
каждый период. Это была первая в истории
педагогической мысли возрастная
периодизация.

Формы
воспитания и обучения

Рассматривая
обучение как трудную работу, Демокрит
полагал естественным прибегать к
принуждению в отношении учащихся.
«Если бы дети не принуждались’ к
труду, они не научились бы ни грамоте,
ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что
укрепляет добродетель, — стыду».

Сократ
излагал свое учение в любой аудитории,
будь то городская площадь или аллеи
Ликея. Он был одним из родоначальников
диалектики как метода установления
истины путем постановки наводящих
вопросов — т. н. сократического метода.
Главную задачу наставника Сократ
видел в том, чтобы пробудить мощные
душевные силы ученика. В таком
«повивальном искусстве» он видел
основное предназначение учителя.

Педагогическое

новаторство

Демокрит раскрыл
колоссальную, определяющую роль
раннего воспитания: последствия его
сказываются и в старости, от него
зависит почти всё умственное развитие
личности.

Воспитательная
проблематика Демокрита тесно переплетена
с остальными предметами его изучения.
Педагогические вопросы рассматриваются
параллельно с философией, этикой,
историей, эстетикой. 

Его
главным дидактическим достижением
можно назвать «майевтику»
(«повивальное искусство») —
диалектический спор, подводящий к
истине посредством продуманных
наставником вопросов.

Он
открыл связи между воспитанием и
общественным устройством. Педагогическая
проблематика присутствует в трактатах
«Диалоги», «Государство», «Законы».
Основанное им в Афинах учебное заведение
– Академия– просуществовало более
1000 лет.

По
Аристотелю, существуют три вида
души: 
1.
растительная (проявляется в питании
и размножении); 
2.
животная/волевая (проявляется в
ощущениях и желаниях);
3.разумная/сознательная
(характеризуется еще мышлением или
познанием). 

Источник