46. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В настоящее время еще не существует четко выработанных принципов развития личности. Несколько вариантов современного комплекса общих педагогических принципов развития человека рассмотрены ниже.

1. Принцип педагогической целостности. Развитие качеств человека должно осуществляться в единстве с воспитанием, образованием, обучением. Еще И.Г. Песталоцци выдвинул эту проблему вXVIII в. в качестве педагогической, также связал ее с развивающим обучением. Развитие эффективно в том случае, если оно включено в целостный педагогический процесс, в котором представлены все стороны «педагогического квадрата».

2. Принцип непрерывности развития и мотивации личности к самообразованию. Развитие качеств личности является более длительным процессом, чем формирование знаний, навыков и умений. Как и воспитание, развитие требует к себе неизменного внимания, что, в каком направлении у человека меняется, прогрессивно или регрессивно оно, что и как на него влияет, как придать ему нужное направление и темпы.

3. Принцип раннего начала развития.

4. Принцип единства зон ближайшего и дальнего развития. Педагогу необходимо знать, что слабо развито у данного человека, а что хорошо, что целесообразно улучшить с учетом стоящих перед ним задач жизни и профессиональной деятельности, оказать помощь.

Читайте также:  Развитие ребенка как предмет педагогической деятельности

5. Принцип сочетания общего, профессионального и индивидуального развития. По мере усиления подготовки человека к профессиональной деятельности и занятий ею возникает потребность и в развитии специальных способностей к ней. Это не только развитие качеств, которым раньше не уделялось особого внимания, но и профессионализация части имеющихся, например профессиональная наблюдательность и т. д.

6. Принцип приоритетности форм и методов практического развития. Хотя словесный метод не исключен, а в развитии ряда качеств он может иметь повышенное значение, главными все же выступают деятельностные методы, практический тренинг.

7. Принцип активизации развиваемого качества с наращиванием трудности его проявления обучающимся, профессионалом.

8. Принцип повышенной активизации сознания в начале и при трудностях развития качеств. Нельзя не считаться с тем, что за внешними проявлениями качеств и способностей человека стоят невидимые психологические и психофизиологические образования и процессы. Между внешними и внутренними компонентами действий не всегда бывает однозначное соответствие.

Принцип повышения активности сознания в начале и при трудностях развития качеств. Вряд ли можно признать достаточно компетентными действия педагога, заботящегося только о погружении развивающегося человека в трудности и активную деятельность по их преодолению.

9. Принцип формирования сложных навыков и умений, способствующих развитию соответствующего качества.

10. Принцип интенсификации возможностей развивающегося. Если знания, навыки требуют постепенного повышения активности и трудностей, то развитие допускает повышенную интенсификацию возможностей человека – более сильную мотивацию, напряжение сознания и воли, проявления характера, и это делает развитие более эффективным. То, что делается с увлечением и интересом, как говорится, делается вдвойне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

50. Основные принципы психодиагностики детей с нарушениями психического развития
Перед началом психодиагностического обследования необходимо получить некоторые дополнительные сведения, к которым относятся:1) психологический анамнез (различные данные о

18. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В этом вопросе мы постараемся определить общие педагогические принципы формирования личности, по отношению к которым частными или специальными выступают принципы воспитания, образования, обучения, развития, самоформирования,

Принципы процесса и развития
В философии уделяли и уделяют огромное внимание понятиям: движения (Демокрит, Декарт, Гюйгенс, Эйлер и др.), силы (Лейбниц, Кант, Гегель, Эд. Гартман, Вл. Соловьев и др.), энергии (Мах, Оствальд и др.). В чем притягательность такого рода понятий для

Исаев Д. Н
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ[6]
Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты. Г. К. Ушаковым (1973) выделены моторный (1 год), сенсомоторный (до 3 лет), аффективный (3-12 лет) и идеаторный (12–14

1. Этапы развития личности

1. Раньше я был Равэйаком[17], или существование предшествующих жизней
В конце XX в. на Западе получила развитие идея реинкарнации, заимствованная из восточной философии. В течение нескольких десятилетий сторонники этой идеи предлагали своим

Теория черт личности: основные концепции и принципы
Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна

Основные концепции и принципы теории типов личности
Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (рис. 6–4) присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ, МЕХАНИЗМОВ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
Доказано, что помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения, важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон

4.2 Основные принципы осуществления оценки личностного развития
Как уже было упомянуто выше, оценка ценностно–мотивационных оснований с помошью традиционных тестов малоэффективна, а их применение может негативно влиять на образовательную среду. Мы не будем подробно на