Принцип развития ребенка в дефектологии
17. Основные принципы психолого-педагогического изучения ребенка.
Психолого-педагогический диагноз (греч – распознавание, определение) представляет собой конечный результат диагностической деятельности, направленной на выяснение и описание индивидуально-психологических особенностей индивида с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач диагностического обследования (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов).
Выделяют три уровня постановки психолого-педагогического диагноза:
1) симптоматический (выявляются симптомы – диагностические признаки);
2) этиологический (учитывает не только симптомы, но и причины их возникновения – диагностические категории);
3) типологический (определяет место и значение полученных данных в целостной, динамической структуре личности обследуемого).
Диагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико- психолого-педагогической помощи.
Основные принципы изучения детей с отклонениями в развитии
Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, С. Д. Забрамная):
1 Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, всестороннее обследование особенностей развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, навыков и т.д. Осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги- дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и психологической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а наиболее тяжелых случаях – нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.
2 Системный подход опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессепсихолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление проявлений нарушения психического развития, но и установление связей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.
3 Динамический подход к изучению ребенка с нарушениями развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обследования, которое организуется с применением тех заданий, которые соответствуют детям данного возраста (одна и та же методика не может быть применена на младшем и старшем дошкольном возрасте, если не имеет модификаций по возрасту).
4 Выявление и учет потенциальных возможностей. Важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. Значимой для этого принципа является концепция Л. С. Выготского об соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются актуального развития (уровень задач, решаемых ребенком самостоятельно) и зона ближайшего развития (уровень трудности задач, решаемых ребенком под руководством, с помощью взрослого). Реализация принципа предполагает не только применение диагностических методик, соответствующих возрасту, но также методик, позволяющих выявить потенциальные возможности ребенка, т.е. зону ближайшего развития. Обследование детей с нарушениями в развитии рекомендуется планировать и проводить с применением обучающего эксперимента (если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, педагог показывает способ его выполнения (обучающий урок), затем предлагает выполнить аналогичное задание самостоятельно).
5 Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психолого-педагогической диагностики.
При реализации данного принципа предлагается не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения:
— отношение к ситуации обследования и заданиям;
— способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
— соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
— продуктивное использование помощи взрослого;
— умение выполнять задание по аналогии;
— отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
При этом количественные и качественные показатели выступают во взаимосвязи.
Можно отметить следующие важнейшие задачи психолого-педагогической диагностики:
— раннее выявления нарушений развития у детей;
— определение причин и характера нарушений;
— определение оптимального педагогического маршрута ребенка;
— выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;
— разработка индивидуальных программ развития и обучения.
Источник
Дефектология – это наука, изучающая различные физические и психические отклонения у детей и взрослых. С ее помощью разрабатываются особенное воспитание и обучение людей с патологиями слуха, зрения, интеллектуальными отклонениями, недоразвитием речевых способностей и другими физическими и психическими недостатками.
Историческая справка
Развитие науки на территории России начинается со второй половины XIX века. Тогда впервые появляются учебные учреждения для людей с физическими отклонениями. Но несмотря на это природа появления патологий не изучалась.
Первый толчок для формирования дефектологии как науки возник после октябрьской революции. Опеку над детьми с недостатками берет на себя государство. Начинают проводиться научные исследования и коррекционные работы. Специалисты в этот период тесно связывают дефектологию с другими науками (педагогика, психология, медицина и другие).
Огромный вклад в развитие дисциплины внесли: Л.C. Выготский – основоположник науки, T.A. Власова, Д.И. Азбукин, B. M. Бехтерев и В.П. Сербский.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Сейчас для детей с отклонениями в различных сферах созданы специальные образовательные и воспитательные учреждения. Они помогают ребенку социализироваться в обществе, а также в них проводятся лечебно-профилактические мероприятия.
Предмет изучения и основные задачи дефектологии
Дефектология разветвляется на отдельные отрасли:
- сурдопедагогика (изучает проблемы в обучении и воспитании детей с недостаточным слухом);
- тифлопедагогика (методика обучения детей с недостаточным зрением);
- олигофренопедагогика (образование и воспитание детей с интеллектуальными отклонениями);
- логопедия (изучение и коррекция плохо развитых речевых способностей);
- сурдотифлопедагогика (воспитание и образование слепоглухонемых);
- амблиология (социализация людей с плохим зрением).
Предметом изучения дефектологии являются дети с различными отклонениями. Они могут выражаться как в физическом, так и в психическом виде. Наука исследует природу происхождения недостатков, способы обучения, развития и воспитания аномальных детей.
Задачи и цели дисциплины:
- выявление причин и природы происхождения дефекта;
- определение социального и психического развития;
- установление задач для преодоления отклонения, если это возможно;
- назначение специального воспитания и обучения для конкретного ребенка с отклонениями.
Задачи и цели дефектологии тесно переплетаются с коррекционной педагогикой. Но отличие в том, что дефектология имеет свое построение. Оно основано на выделении специальных систем и методов образования и воспитания.
Основы
В основе дефектологии заложены коррекционно-педагогические принципы:
- направленность педагогического процесса на каждого ребенка;
- целостность и системность;
- гуманное отношение педагогов к детям с аномалиями;
- исключение чрезмерной требовательности к отстающему ребенку;
- положительная направленность процесса обучения и воспитания;
- задействование социального окружения для адаптации ребенка в социуме;
- изучение возможностей ребенка и предоставление задач по силам.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Помимо вышесказанного деятельность науки предусматривает разработку новых методов и способов, направленных на помощь детям с различными аномалиями.
Связь с другими науками
Дефектология переплетается со специальной психологией, педагогикой философией. Помимо этих дисциплин присутствует прямая связь с медициной. Изобразим схематически:
Связь между науками многообразна и охватывает широкий спектр различных областей.
Дефектолог кто это и что лечит
Дефектолог – это специалист широкого плана. Он занимается воспитанием и развитием детей с различной степенью отклонений. Нормы можно посмотреть тут. Основная цель – адаптация ребенка в социальной сфере, помощь в формировании способностей и реабилитация.
Лица, требующие консультации дефектолога:
- глухие. Сюда также входят слабослышащие дети;
- слепые или с плохим зрением;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- умственно-отсталые;
- с тяжелыми нарушениями речи (дислалия, дизартрия, дисфония, ринолалия, заикание, алалия, афазия, дислексия);
- с задержкой психического развития;
- с расстройством аутического спектра;
- с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Важно: обращение за помощью к специалисту-дефектологу – это обязательное мероприятие для помощи ребенку с перечисленными нарушениями.
Работа в детском саду
Специалист обследует каждого малыша. Определяет уровень социального, познавательного и речевого развития. Параллельно с исследованием проводится обучающая работа. Она нужна для компенсации и корректировки обнаруженных нарушений. Дефектолог одним из первых осматривает детей. Он изучает медицинские карты, чтобы выявить природу патологий. После его заключения к обследованию приступают логопеды, психологи и другие врачи.
Одна из главных целей дефектолога – это повышение познавательной активности малыша. В комплексе с навыком познавать развивается умение мыслить, тренируется воображение, формируется память и правильное восприятие окружающего мира. Выработка умений происходит в игровой форме. Специалист задействует родителей для оказания помощи ребенку. Также в процессе должны принимать участие воспитатели детского садика.
Важно: в посещении кабинета дефектолога и его услугах нуждаются далеко не все дети. Только те, у которых выявлены психические или физические аномалии.
Чем занимается дефектолог в школе
Коррекционная работа состоит из следующих этапов:
- Диагностика. Она включает:
- характеристику поведения и деятельности ребенка;
- ознакомление с социально-педагогическими аспектами, касающимися конкретного ребенка;
- психологическое и педагогическое исследование.
2. Составление мнения о проблеме. Нахождение способностей с нарушениями при взаимодействии с внешней средой. Свидетельство факта недоразвития или неправильного развития умений.
3. Прогноз. Нахождение вспомогательных ресурсов для развития:
- выявление способностей и компенсаторных возможностей у ребенка;
- изучение влияния окружающих людей. Оценка их способностей оказать помощь;
- определение необходимых условий для достижения результата.
4. Позитивный настрой. Составление комплекса мероприятий, а также определение их последовательности.
5. Развитие. Выбор направленности необходимых занятий. Определение способов их реализации. Нахождение средств для работы и установление режима их использования.
6. Привлечение к работе родных ребенка. Проведение занятий в индивидуальной и групповой формах. Включение коррекционного процесса в досуг и повседневную жизнь независимо от занятий с дефектологом. Регулярные консультации родителей и педагогов, занимающихся с ребенком.
7. Оценка (фиксация результатов). Выставляется систематически на основе проведенной деятельности и характера достижений ребенка.
8. Эффективность. Оценивание происходит с помощью анализа изменений после проведенных мероприятий. Определяется скорость развития и уровень подготовки ребенка.
Документация дефектолога в школе:
- протокол;
- журнал учета. В нем ведутся записи обо всех детях после обследования;
- карта скорости развития ребенка;
- списки школьников, которые нуждаются в коррекционной работе с дефектологом;
- учет групп;
- журнал для отметок о пропусках занятий;
- план для работы с группами;
- план для индивидуальной работы с ребенком;
- учет динамики устранения проблем;
- расписание;
- график работы дефектолога.
Основная направленность дефектолога в школьных учреждениях – устранение пробелов в развитии. Для достижения позитивного результата специалист использует все возможные способности ребенка, чтобы с их помощью сформировать новые необходимые для полноценной жизни навыки. В первую очередь происходит корректировка причин возникновения отклонений, а потом уже устранение нарушений.
Ваш ребенок занимается с дефектологом?
ДаНет
Источник
Лекция 1
Литература
1) В.А.Лапшин, Пузанов Основы дефектологии; М 1990 г.
2) Коррекционная педагогика под ред. Пузанова; 1999 г.
3) Петрова В.Г. «Кто они дети с отклонением в развитии» Белекова, М 1998 г.
Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии.
Дефектология (КП) – относится к педагогическим наукам, о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий людей (детей) с отклонением в развитии.
Defektos – недостаток;
Logos – учение
Предметом исследования являются дети с физическими и психическими недостатками.
Выделяют 10 категорий детей с недостатками развития:
1) Незрячие
2) Слабовидящие
3) Глухие
4) Тугоухи
5) С речевыми нарушениями
6) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
7) Дети с задержкой психического развития
8) С нарушениями поведения различные степени умственной отсталости
9) С умственной отсталостью
10) Дети с комбинированными (сложными) нарушениями.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных областей: сурдопедагогику, тифлопедагогику (с нарушением зрения), олигофренопедагогику и логопедию.
Дефектология включает в себя специальную психологию. Изучаются психологические особенности аномальных детей.
Задачи дефектологии.
1) Комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей развития детей с нарушениями.
2) Определение качественного своеобразия структуры нарушения.
3) Разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий затей с нарушением развития. Обоснование дифференцированного подхода в воспитании и обучении, а также коррекция недостатков их познавательной деятельности и личности.
4) Обоснование принципов организации системы разнообразных специальных упражнений, которые создают оптимальные условия для воспитания и обучения.
5) Определение целей, задач, содержания принципов и методов воспитания, обучения трудовой и социальной подготовки.
6) Разработка специальных технических средств, которые помогают детям познавать окружающий мир и устанавливать контакты с этим миром.
7) Определение путей и средств профилактики возникновения и развития нарушений у детей.
8) Нахождение путей позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии.
Методы
Дефектология использует педагогические и психологические методы.
1. наблюдение.
2. обследование (особенности формирования личности).
3. беседы.
4. эксперимент (в специально создаваемых условиях).
Анализ результатов деятельности:
Методы: социологии, психологии, социометрии, анкетирование, интервьюирование.
Психологопедагогика и медицина.
Общие принципы дефектологии:
1) Доступность
2) Научность
3) Систематичность
4) Наглядность
5) Индивидуализация обучения
6) Единство обучения и воспитания
7) Связь теории с практикой
8) Сознательность
9) Активность
Дефектология основывается на изучении закономерностей развития ребенка в норме и с нарушениями и в установлении особенностей развития. Дефектология связана с общей специальной психологией. Дефектология использует знание медицины в области невропатологии, патологической анатомии, патофизиологии. Использует знания из области общей медицинской генетики (наследственность), по психопатологии, отоларингологии, офтальмологии.
Соотношение биологических и социальных факторов
В развитии ребенка.
Развитие психики формируется поэтапно. Созревание психических функций, их качественное преобразование и совершенствование происходит на каждом последующем возрастном этапе. Нарастает активность, осознанность и целеустремленность деятельности по мере формирования целевых потребностей. Непроизвольные психические потребности перерастают в произвольные. Формируется произвольное внимание, осмысление восприятия, отвлеченное мышление, логическое мышление. Все это есть результат социального опыта, которым в ходе психического развития овладевает ребенок.
Процесс развития личности характеризуется взаимодействием системы биологических и социальных факторов. Оба эти фактора ведут к единой цели – формирование человека. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные способности. Эти способности определяют овладение знаниями, возможности познания. То есть биологические факторы создают предпосылки психического развития. Нарушение развития рассматривается с одной стороны как биологический фактор, с другой – в воспитании и обучении детей с нарушениями развития мы имеем дело с их социальными последствиями.
Лекция 2.
Зона ближайшего развития
Это зона потенциальных возможностей. Важно знать потенциальные возможности формирования функций аномального ребенка, которые он не может (пока) реализовать самостоятельно, но может реализовать с помощью педагога.
Согласно Л.С.Выготскому зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу развития аномального ребенка. Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону активного развития. Со временем руководство педагога становится излишним, а решение задач ребенком – самостоятельным.
Врожденные отклонения
Являются следствием различных влияний на зародыш и развивающийся плод во время внутриутробного периода. Интоксикации, травмы, нарушения питания и т.д. Они связаны с состоянием здоровья и образа жизни будущей матери.
Токсоплазмоз – инфекционное заболевание, распространяемое кошками и птицами. Приводит к врожденной умственной отсталости, поражению органов зрения и др.
Гормональные нарушения, заболевания печени и почек, алкоголизм и злоупотребление медикаментами матерью – все это влияет на развитие плода. Резус-несовместимость обуславливает различные мозговые поражения.
Наследственные факторы: нарушение в структуре и гене хромосом вызванные аномалиями хромосомного набора родителей являются причиной некоторых глубоко выраженных форм умственной отсталости, к числу которых относится болезнь Дауна.
Приобретенные аномалии:
Вызваны родовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка. К родовым: механическое повреждение плода, асфиксии и т.д. К послеродовым: инфекции, травмы.
Менингит – двигательные нарушения.
Энцефалит – ВЗП, задержка развития моторики. Аффективные вспышки.
Менингоэнцефалит – двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения.
Полиомиелит – двигательная сфера, поражение отдельных мышц.
Корь, краснуха, грипп – поражение НС (особенно во время беременности).
Интоксикации – различные нарушения, зависят от области воздействия токсинов.
Лекция 1
Литература
1) В.А.Лапшин, Пузанов Основы дефектологии; М 1990 г.
2) Коррекционная педагогика под ред. Пузанова; 1999 г.
3) Петрова В.Г. «Кто они дети с отклонением в развитии» Белекова, М 1998 г.
Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии.
Дефектология (КП) – относится к педагогическим наукам, о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий людей (детей) с отклонением в развитии.
Defektos – недостаток;
Logos – учение
Предметом исследования являются дети с физическими и психическими недостатками.
Выделяют 10 категорий детей с недостатками развития:
1) Незрячие
2) Слабовидящие
3) Глухие
4) Тугоухи
5) С речевыми нарушениями
6) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
7) Дети с задержкой психического развития
8) С нарушениями поведения различные степени умственной отсталости
9) С умственной отсталостью
10) Дети с комбинированными (сложными) нарушениями.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных областей: сурдопедагогику, тифлопедагогику (с нарушением зрения), олигофренопедагогику и логопедию.
Дефектология включает в себя специальную психологию. Изучаются психологические особенности аномальных детей.
Задачи дефектологии.
1) Комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей развития детей с нарушениями.
2) Определение качественного своеобразия структуры нарушения.
3) Разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий затей с нарушением развития. Обоснование дифференцированного подхода в воспитании и обучении, а также коррекция недостатков их познавательной деятельности и личности.
4) Обоснование принципов организации системы разнообразных специальных упражнений, которые создают оптимальные условия для воспитания и обучения.
5) Определение целей, задач, содержания принципов и методов воспитания, обучения трудовой и социальной подготовки.
6) Разработка специальных технических средств, которые помогают детям познавать окружающий мир и устанавливать контакты с этим миром.
7) Определение путей и средств профилактики возникновения и развития нарушений у детей.
8) Нахождение путей позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии.
Методы
Дефектология использует педагогические и психологические методы.
1. наблюдение.
2. обследование (особенности формирования личности).
3. беседы.
4. эксперимент (в специально создаваемых условиях).
Анализ результатов деятельности:
Методы: социологии, психологии, социометрии, анкетирование, интервьюирование.
Источник