Принцип диагностики аномального развития ребенка
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
1.Принцип комплексности. Предполагает всестороннее изучение ребенка, включающее в себя: состояние нервной системы, органов чувств (зрения, слуха и пр.), двигательной сферы; уровень развития познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения; степень овладения навыками и их соответствие возрастной норме. Кроме того, соблюдение данного принципа предполагает взаимодействие всех специалистов, участвующих в диагностическом обследовании на основании Положения о психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК), а именно: психолога, педагогов (логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога), медиков (психоневролога, отоларинголога, офтальмолога, хирурга-ортопеда).
2. Принципы целостности и системности тесно связаны между собой и предполагают выявление в результате обследования связей, существующих между проявлениями отклонения развития и причинами их возникновения, установление их иерархии (первичные и вторичные
дефекты).
3. Принцип качественно-количественного анализа
данных психодиагностики, требует учитывать все составляющие процесса исследования: 1) способ выполнения заданий (рациональность, логическая последовательность
операций); 2) психологическое состояние ребенка (мотивация, настойчивость в достижении цели, отношение к
избранным способам решения); 3) конечный результат.
4. Принцип динамического изучения в соответствии с
концепцией Л.С. Выготского предполагает: 1) применение
диагностических методик с учетом возраста обследуемого
ребенка; 2) выявление уровня его развития на данный момент; 3) выявление его потенциальных возможностей;
4) определение его «зоны ближайшего развития».
Важно помнить, что большинство психологических методик не дают возможности однозначно разграничить детей с различными аномалиями или нормальное развитие от нарушенного. Но поскольку в большинстве случаев качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей (переход количества в качество), то процесс диагностики должен включать в себя комплекс методик, содержащих несколько однотипных заданий, определяющих диапазон количественных различий.
Ход психологического обследования
1. Установление контакта (первый этап сбора анамнеза) происходит в процессе беседы, в результате которой выявляются знания и представления о себе, окружающем мире, семье и специфика взаимоотношений внутри семьи. Рекомендованные методики на данном этапе: «Дом — дерево — человек» или «Рисунок семьи». Интерпретация
этих методик подробно описана в психодиагностических сборниках. Дополнительной информацией по их анализу будет следующая. Умственно отсталые дети, как правило: 1) испытывают затруднения в выборе темы; 2) не создают сюжета (изображают однотипные сюжеты); 3) не соблюдают пропорции и формы предметов; 4) ограниченной и искаженной цветовой гаммой; 5) не могут или с трудом объясняют нарисованное. Рисунки детей с психическими заболеваниями будут отличаться нелогичностью изображения, отсутствием пропорций, беспорядочным использованием цвета. При шизофрении, например, рисунку будут свойственны отсутствие основных частей, незавершенность, геометризация, вычурность, страх рисовать далеко от края, несовпадение размеров рисунка с размерами листа. При эпилепсии дети рисуют стереотипно и очень долго и медленно, не выделяя главного и тщательно вырисовывая несущественные детали.
2. Психодиагностика (второй этап сбора психологического анамнеза).
2.1. Исследование объема и темпа слухоречевого запоминания необходимо для определения способности ребенка к запоминанию и пониманию предлагаемых впоследствии инструкций. Если выявляются проблемы какой-либо
из этих зон, то в дальнейшем инструкции упрощаются.
Рекомендуемая методика — «Методика запоминания двух
групп слов».
2.2. Уровень понятийного развития. Рекомендуемые
методики: «Классификация предметов», «Исключение
предметов».
2.3. Характеристика внимания. Рекомендуемые методики: методика В.М. Когана, методика Пьерона—Рузе-ра, счет по Крепелину, бланковые методики. Параметры
внимания, в зависимости от степени утопления, могут
значительно меняться. Для выявления динамики изменения операциональных характеристик деятельности необходимо бланковые методики давать дважды: в начале об
следования и в фазе выраженного утомления.
2.4. Сформированноетъ пространственного анализа
и синтеза на наглядно-действенном уровне (сформиро-ванность этих функций определяет возможности в умении сопоставлять явления и факты окружающего мира,
решении задачи, овладении чтением, письмом, счетом).
Рекомендуемые методики: «Разрезные картинки», «Кубики Кооса».
2.5. Особенности наглядно-действенного, наглядно-
образного, логического мышления. Рекомендуемые методики: матрицы Равена, задачи Пиаже, простые и парные
аналогии, выделение существенных признаков, понимание метафор, пословиц, рассказов со скрытым смыслом,
составление рассказа по серии сюжетных картинок, решение «конфликтных» задач.
2.6. Изменения динамики мыслительной деятельности. Рекомендуемые методики: «Исключение предметов»,
«Свободные ассоциации», «Сравнение понятий».
2.7. Сформированностъ произвольной регуляции собственной деятельности. Исследуется на протяжении всего
обследования на основе анализа возможности удержания
инструкций и программ выполнения заданий.
2.8. Эмоционально-волевая сфера и личностные особенности. Рекомендуемые методики: методики СОМОР,
«Рука», ЦТО, «Эмоциональные лица», фрустрационный
тест Розенцвейга, САТ, методики исследования межличностных и детско-родительских отношений, «Метаморфозы» (цветовой тест Люшера в стандартном восьмицвето-вом варианте должен предлагаться детям старше двенадцати лет).
2.9. Исследование моторики. Уровень развития моторики исследуется в процессе выполнения ребенком заданий на ритмические и координированные движения, на
пример, прыжки или бег на месте, манипуляции с мелки
ми предметами, например, с ручкой или карандашом,
также лепка, аппликация, владение ножницами.
2.10. Специальное исследование речи проводить не обязательно. Для определения уровня ее развития достаточ-
но внимательно слушать высказывания ребенка в процессе обследования.
2.11. Взаимоотношения ребенка в детском коллективе и со взрослыми. Рекомендуемые методики: СОМОР, Цветовой тест отношений.
3. Завершение обследования.Обследование должно завершиться обязательно похвалой в адрес ребенка со стороны специалиста и краткой беседой о наиболее понравившихся методиках, а также неприятных моментах в обследовании. Это даст дополнительную информацию о мотивации деятельности ребенка, его критичности, особенностях восприятия происходящего.
Поскольку для поддержания работоспособности необходима смена видов деятельности, желательно чередовать трудоемкие задания с заданиями более легкими, выполнение которых занимает десять-двеннадцать минут. Кроме того, при выборе методов исследования межличностных отношений и эмоционально-личностной сферы необходимо помнить о возрастных ограничениях, существующих при использовании определенных методик. Например, детям младше семи-восьми лет нежелательно предлагать методы, построенные по принципу опросников.
Длительность психологического обследования в зависимости от особенностей ребенка (возраста, темпа деятельности и т. п.) может занимать от одного часа, до часа сорока минут. В тех случаях, когда очевидно снижение уровня работоспособности ребенка, психической активности или ребенок проявляет негативизм, разумно разбить обследование на два этапа или прекратить его.
Психологическое заключение включает в себя:
Анализ результатов психологического обследования, в котором выделяются наиболее существенные показатели психического развития ребенка.
Анализ результатов приводится по этапам исследования и включает в себя:
■ уровень развития моторики и речи, интеллекта, сформированность социально-бытовой ориентировки и пространственно-временных отношений;
особенности мнестической и эмоционально-волевой
сфер;
характер деятельности;
■ направленность интересов, самооценку, уровень притязаний;
характер привязанности к матери и другим родственникам,
■ поведение в процессе обследования и его эмоциональную реакцию на сам факт обследования, включающую в себя: принятие ситуации обследования, особенности вступления в контакт, заинтересованность
и ведущий тип мотивации.
Особо акцентируется внимание на неадекватных поведенческих реакциях (негативное отношение к обследованию, определенным видам заданий или отдельным специалистам, фамильярность).
1. Установление психологического диагноза и психологического прогноза (с учетом возрастных и социокультурных особенностей).
2. Рекомендации по планированию психокоррекцион-ных мероприятий с учетом зоны ближайшего развития,
профиля дополнительно привлекаемых специалистов и особенностей и видов привлечения семьи к психокоррекции.
3. Установление вероятностного и/или условно-вариантного прогноза.
Ребенку рекомендуется обучение в коррекционно-развивающих классах (КРО — коррекционно-развивающее обучение), когда трудности обучения являются следствием: ш недоразвитием отдельных психических процессов (парциальными нарушениями памяти, мышления, внимания и др.);
■ незначительными нарушениями эмоционально-волевой регуляции;
■ низкой познавательной активности;
■ низким уровнем самоконтроля;
■ несформированностью учебной мотивации.
Обучение по специальной программе вспомогательной
школы со сниженным образовательным стандартом реко-
мендуется детям с умственной отсталостью различной степени выраженности (выраженное нарушение способности к логическим построениям, абстрагированию, обобщениям, аналитико-синтетической деятельности).
4.2. Особенности психолого-педагогической коррекционной работы
Семейное воспитание и коррекция аномальных детей имеет свои особенности. Кроме того, что дети с аномалиями развития, как правило, имеют органические поражения, они также подвержены влиянию общих негативных факторов, искажающих развитие личности (см. параграф 2.1.). Из них наиболее негативно влияющим на развитие личности является нарушение воспитательного процесса (неправильный тип воспитания), к причинам возникновения которого можно отнести:
■ педагогическую неграмотность родителей;
■ отсутствие согласия между родителями;
■ несформированность родителей как личностей, их
психологическую незрелость;
■ наличие у родителей нерешенных психологических
проблем.
Нарушение воспитательного процесса (неправильный тип воспитания) четко выявляется при помощи опросника АСВ (Анализ семейных взаимоотношений), причем отдельно выявляется стиль воспитания каждого из родителей (подробное описание стилей воспитания приводится в опроснике в разделе, посвященном анализу результатов).
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)
Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждение о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов»
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов»
обведите кружком номер для ответа. Если Вы в общем не согласны — зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.
В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений.
Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.
На утверждения, номера которых выделены в опроснике, отцы могут не отвечать.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1948; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
ЕЛЕНА КАЗАКОВА
Понятие о психолого-педагогической диагностике при аномальном развитии
Понятие о психолого-педагогической диагностики при аномальном развитии.
Диагностика умственной отсталости в детском возрасте должна опираться на установление определенной качественной структуры интеллектуального дефекта, центральное положение в котором принадлежит недоразвитию высших сторон, познавательной деятельности, на выявление отставания в психическом развитии ребенка, а так же на отсутствие углубления дефекта и других признаков прогредиентности.
Основными клиническими признаками умственной отсталости являются (Е. М. Мастюкова):
— преобладание тотальной интеллектуальной недостаточности со своеобразной иерархией интеллектуального дефекта, то есть при недоразвитии всех нервно-психических функций имеет место преимущественная стойкая недостаточность абстрактных форм мышления;
— интеллектуальный дефект, который сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Во всех этих сферах имеет место типичная для олигофрении иерархия дефекта, то есть более поздно формирующиеся компоненты произвольности и регуляции всех этих функций остаются недостаточно сформированными;
— недоразвитие познавательной деятельности при умственной отсталости проявляется прежде всего в недостаточности логического мышления, нарушения подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор;
— замедленный темп мышления и инертность психических процессов, что определяет отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия;
— недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания. Страдают, прежде всего, все функции отвлечения и обобщения, нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения.
Интеллектуальный дефект отличается стойкостью и при тяжелых формах диагностируется уже на первом году жизни.
Легкая степень интеллектуальной недостаточности у детей чаще распознается к периоду поступления в школу или даже в начальных классах школы, когда обнаруживается, что ребенок не справляется с учебной программой. Подавляющее большинство детей из этой группы при правильном воспитании, обучении и трудоустройстве к 15-20 годам способны настолько социально адаптироваться, что становятся в быту почти неотличимы от нормально развивающихся детей, но это бывает в тех случаях, когда ребенок живет в психологически и социально защищенных условиях. Если жизненная ситуация меняется, и к ребенку или молодому человеку начинают предъявлять требования, не соответствующие его психическим возможностям, наступает дезадаптация. Таких детей и подростков, из общего числа умственно отсталых примерно около 70-75%, и дорога жизни у них складывается по-разному.
Для определения глубины психического недоразвития и качественной характеристики структуры дефекта, помимо основного клинико-психологического метода применяется патопсихологическое обследование, включающее исследование мышления и предпосылок интеллектуальной деятельности (комбинаторной деятельности, памяти, внимания и др.). Важное значение для диагностики имеет педагогическая характеристика, отражающая возможности усвоения школьной программы, а так же особенности личности ребенка.
Анализ психопатологических проявлений дает возможность выделять дополнительные психопатологические синдромы и диагностировать осложненные и атипичные формы умственной отсталости. Диагноз обычно подкрепляется результатами соматического и неврологического обследования и лабораторными методами исследования. При диагностике дифференцированных форм умственной отсталости большое значение приобретает установление определенного сочетания особенностей психопатологических проявлений с характерными сомато-неврологическими симптомами. Для диагностики применяются специальные биологические методы (цитогенетический, биохимический, иммунологический и другие). Для диагностики ряда дифференцированных форм большое значение имеют и другие параклинические и лабораторные исследования (бактериологическое, иммунологическое, биохимическое и другие, которые позволяют диагностировать умственную отсталость, обусловленную токсоплазмом, сифилисом, иммунологической несовместимостью матери и плода, наследственными болезнями обмена и др.
Важным условием дифференциальной диагностики умственной отсталости является анализ динамики психического недоразвития и сопутствующих психических и неврологических нарушений, так как синдром слабоумия может быть одним их клинических проявлений ряда наследственно-дегенеративных заболеваний (туберозный склероз, болезнь Стерджа-Вебера, болезнь Вильсона-Коновалова и другие).
Существует ряд подходов к диагностике нарушений развития. Комплексный подход как один из основных принципов диагностики аномального развития означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка, охватывающей не только интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками и так далее, а так же состояние его зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, историю развития. Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы и органов чувств, об условиях и особенностях его развития, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при определении путей обучения ребенка, чем его психологическая характеристика и данные о его знаниях, умениях и навыках.
В обследованиях ребенка в целях диагностикии отбора в специальные школы принимают участие врачи: психоневролог или психиатр, отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, педагог-дефектолог, логопед, психолог. Такой состав диагностического комплекса предусматривается «Положением о медико-педагогических комиссиях».
Так же важнейшим положением современного подхода к диагностике аномалий развития в целях отбора детей в специальные школы является принцип целостного системного изучения ребенка. Системный подход, о необходимости применения которого к изучению нарушений развития писал еще Л. С. Выготский и который получил достаточно глубокое развитие в исследованиях его учеников, является сейчас одним из основных в методологии отечественной психологии.
Целостный системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает, прежде всего, обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, то есть того, что Л. С. Выготский определял как взаимосвязанную систему дефектов – первичных, вторичных и так далее.
Существенное значение имеют так же принципы динамического изучения ребенка и качественного анализа полученных данных.
Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой в отечественной психологии теории психического развития ребенка, в создании которой принимали участие такие ведущие отечественные психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. Для разработки основ психологической диагностики особо важное значение имели 2 положения, сформулированные Л. С. Выготским в русле разработки теории психического развития ребенка.
Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев. Вместе с тем Л. С. Выготский отметил и существование специфических закономерностей аномального развития, в качестве примера которых указал на затруднения во взаимодействии с окружающими, обнаруживающиеся при всех аномалиях развития. Выводом из этого положения Л. С. Выготского применительно к диагностике нарушений развития является признание важности данных специфических закономерностей, поскольку они могут служить весьма существенными ориентирами (В. И. Лубовский). Опора на знание специфических закономерностей и особенностей, своеобразных для разных категорий аномальных детей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциации случаях.
Вторым, важнейшим для психологической диагностики, положением Л. С. Выготского является его концепция о зонах актуального и ближайшего развития. Подлинная реализация принципа динамического изучения предполагает, прежде всего, не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития».
Констатирующий эксперимент является вторым важным этапом психолого-педагогической диагностики. С помощью специально подобранных методик, с учетом возраста и предварительных данных, полученных в процессе наблюдения за ребенком при медицинском его обследовании, педагог и психолог проводят специальное обследование. В этом обследовании специалист занимает активную позицию и создает специальные условия для наилучшего обследования и оценки состояния тех или иных психических функций. Чаще всего – это специальная игровая ситуация.
Обследование проводится по четко разработанному плану и включает оценку восприятия, памяти, функции активного внимания, всех видов гнозиса, пространственных представлений, произвольной регуляции деятельности,всех видов мышления: наглядно-образного, действенного, словесно-логического, речевых функций, а так же эмоционально-поведенческой и личностной сферы.
Специально подбираются задания на обследование интеллекта с дифференциацией их на вербальные и невербальные методики. Первые обязательно предполагают речевую активность ребенка. Вторые включают речевую диагностику только в плане понимания инструкций, выполнение же самих заданий основывается на невербальных – перцептивных и моторных способностях.
При оценке уровня сформированности познавательной деятельности выявляется объем знаний и представлений об окружающем с учетом возраста и учета воспитания и окружения ребенка.
При этом, обязательно отмечается уровень понимания обращенной речи. Обследуются функции внимания, памяти, а так же возможность ребенка действовать по подражанию и образцу.
В процессе специальных игровых заданий обследуются уровень развития зрительного восприятия, прежде всего зрительного вычленения формы и умения соотносить ее с формой других предметов; оценивается умение соотносить плоскостную и объемную формы в практических действиях с предметами.Обследуется возможность различения ребенком величины: большой-маленький. Затем ребенку предлагаются матрешки, круглые формочки-вкладки для построения башен. С этой же целью используются всевозможные пирамидки.
Обследуется возможность различения цветов и группировка одинаковых по форме, но разных по цвету предметов, а так же зрительное соотнесение цветов.
Особенно важное значение придается оценке сформированности функций начального обобщения: обследуется возможность группировки предметов по цвету, форме, величине. С помощью специальных игр оценивается уровень сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Особенно важное значение для разработки путей и средств психологической диагностики отклонений в развитии имеют определенные нормативы развития, качественные характеристики возрастных этапов.
Принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе психологической диагностики, то есть качественного анализа результатов применения психологических методик, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Этот принцип выдвинут как противопоставление чисто количественному подходу к оценке психологических данных.
Необходимость применения при диагностике многих методик (целого набора, «батареи», причем каждая методика должна содержать несколько однотипных заданий, определяющих диапазон количественных различий, а, во-вторых, неизбежность сочетания количественных и качественных подходов к анализу данных.
Подавляющее большинство случаев качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей. Количественные и качественные различия практически выступают во взаимосвязи. Качественные определяются на основе перехода количества в качество. Практически так и происходит.
Психолого-педагогическая диагностика при аномальном развитии разработана В. И.Лубовским и основывается на следующих принципах:
1. Комплексный подход.
2. Целостный системный анализ.
3. Принцип динамического изучения ребенка.
4. Качественно-количественный анализ.
Источник