Примеры воображения ребенка 5 лет

Елена Сергеева
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5–7 лет

Воображение — это не что иное, как психический процесс, за счет которого человек получает возможность рисовать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать имеющиеся способности, а также способствует пониманию школьной программы, то есть готовит малыша к обучению в школе.

Дидактическая игра уже достаточно давно используется как одно из эффективных средств, с помощью которого можно развивать воображение у ребенка в старшем дошкольном возрасте

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Игра — упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)

8. Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение.Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Читайте также:  Методика дерева ребенок 5 лет

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14. Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько).Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения.Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно,можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Читайте также:  Шалфей ребенку 5 лет

Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной

личностью.

Источник

Валентина Игнатова
Серия игр на развитие творческого воображения для детей 5–6 лет.

Волшебная ниточка.

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

Неоконченный рисунок.

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

О чем рассказала музыка.

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Сказочное животное (растение).

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

Кляксография

Цель: развитие творческого воображения.

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

Волшебные картинки.

Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке (линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом

«Нарисуй с помощью фигур»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Используя только круг, прямоугольник, треугольник, трапецию (эти фигуры кладутся перед детьми для образца,дети должны нарисовать: лицо, настольную лампу, клоуна. При выполнении задания фигуры можно увеличивать и уменьшать, использовать в любом количестве.

«Чудесный лёс»

Цель: развивать творческое воображение детей.

На большом листе бумаги нарисованы несколько деревьев и еще в нескольких местах — небольшие неопределенные фигурки и линии. Теперь можно приступать к созданию леса. Необходимо дорисовать все неоконченные изображения (каждый ребенок дорисовывает свою фигурку,превращая их во что угодно: в бабочек, птиц, цветы, Деревья, людей — и даже в то,чего не бывает на самом деле: в невиданные растения, животных, пришельцев.

После окончания рисования дети пробуют разгадать рисунки друг друга и вместе сочиняют историю про одного из обитателей чудесного леса. — Так же можно нарисовать «Чудесное море», «Чудесную поляну», «Чудесный парк» и т. п. Важно только, чтобы рисунки включали в себя заранее заготовленные фи гурки.

Читайте также:  Самый сильный 5 лет ребенку

«Чудо-юдо»

Цель: развитие творческого воображения, мышления и фантазии.

Ребенку предлагают карточки с изображениями различных частей тела человека или животного, предметы и т. д. Его задача — построить из них фантастический образ (существо, предмет). Затем описать, какими свойствами обладает созданный образ и как его можно использовать.Инструкция: «Ребята,перед вами лежат карточки с различными элементами изображений: глаза, хвосты, уши, носы и т. д. Вам нужно придумать и сложить некое фантастическое существо, которое не живет на земле,а затем придумать про него историю: как его зовут, что оно любит, какое оно, для чего оно нужно».

«Угадай-ка»

Цель: Умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.

И этом домике жильцы Н (с умелые пловцы.

Что за дом у них такой,

До краев налит водой? (аквариум)

Маленькое, сдобное Колесо съедобное,

Я одна тебя не съем,

Разделю ребятам всем, (бублик)

По лесу кружит,

В поле свистит.

Его мы не видали,

Каков он на вид.

В открытые окна

Нежданно влетит. (ветер)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая, (вишня)

Не машина, а железный,

Со шляпой, а не гриб, (Гвоздь)

Два брата через дорожку живут, а друг друга не видят, (глаза)

Дом без окон и дверей,

В нем шесть кругленьких детей.

В темноте проводят дни. Угадайте, кто они? (горошинки)

Что за плод! — Шкатулочка с секретом!

Семена — стекляшечки на вид — Все прозрачные, все розового цвета,

Потрясешь — как странно — все звенит, (гранат)

«Дорисуй кружок»

Цель: развитие воображения.

Воспитатель: Перед каждым из вас листы с 12 кружками. Ваша задача из каждого кружочка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует образов, тот и выиграл».

«Чернильные пятна»

Цель: развивать умение узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы.

а) Раздают детям картинки с чернильными пятнами.Каждому задание: «Посмотри внимательно — кого увидишь. Кто это? Как его зовут? Расскажи про него сказку».

б) Перед детьми кладут большой лист бумаги,на котором они должны поставить кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям предлагают попробовать разглядеть на кляксах какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.

в) Предлагают детям разнообразные картинки типа «Где спряталась зебра», «Кто здесь нарисован», «Путаница» и др.

Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает ему представить, что он кусочек глины и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала глину нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-глину и «лепит» из него какое-либо животное, предмет. Остальные ребята угадывают, какое животное, предмет был вылеплен.

«Волшебные очки»

Цель: развитие воображения.

«Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) предметы в этой комнате. Теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы вышли на улицу.

Назовите 5 предметов круглой (квадратной, треугольной, опальной и др.) формы, которые вам встретились.

Вспомните, какие круглые предметы есть у вас дома».

«Признаки»

Назовите по 3 предмета, которые могут сочетать в себе 2 названных признака

(можно в переносном смысле).Например: яркий, желтый — свет, солнце.

пушистый, зеленый;

прозрачный, голубой;

сильный, добрый;

звонкий, громкий;

черствый, черный;

сладкий, легкий.

Для усложнения: «Назови 2 предмета,которые бы обладали сразу тремя признаками: гладкий, черный, тихий; темный, тяжелый, шумный; светлый, легкий, блестящий; белый, мягкий, съедобный».

«Цвет, форма, вкус»

Цель: развитие воображения.

Инструкция: «Я назову (покажу) вам предмет, а вы назовите признаки этого предмета (цвет, размер, форма, вкус, функция — что делать). Яблоко (желтое, большое, круглое, тяжелое, сладкое, для еды). А теперь я назову вам два признака, например — яркий, желтый. А вы придумайте такой предмет, который подходил бы к обоим признакам.

Например: свет, солнце, одуванчик».

Источник