Пример индивидуальной программы развития речи ребенка

Юлия Петрова
Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста «Развитие речи»

Актуальность программы

«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»

(Л. С. Выготский)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя — это развитие речи детей.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в РФ ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.

В конце учебного года на основе результатов диагностирования детей выяснилось, что у Ивана Ф. есть проблемы по развитию речи.

В связи с этой проблемой разработала программу индивидуальной работы с Иваном Ф. по развитию речи.

Цель

— создать условия для развития речи у ребёнка.

Задачи

— Расширение и уточнение словаря;

— совершенствования грамматического строя речи;

— привлечение внимания детей к собственной речи;

развитие речевого аппарата.

Содержание деятельности

1)Расширение и уточнение словаря:

— введение в активный словарь новых слов и понятий;

— реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.

2) Развитие грамматического строя речи:

— формирование навыка согласования слов в словосочетании;

— формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

развитие умения употреблять предлоги в речи.

3) Работа над звуковой культурой речи:

развитие артикуляционного аппарата;

— знакомство со звуками русского языка.

4) Развитие связной речи:

— рассказывание о предмете;

— рассказывание о себе по вопросам педагога;

— рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.

месяц Мероприятие: форма, название Задачи мероприятия Участники

сентябрь Предварительная педагогическая диагностика Проверить уровень сформированности речи у ребёнка

Ребёнок, воспитатель

октябрь Упражнение «Домик открывается-закрывается»

Беседа по картине с животными «Кто как кричит?» Развивать артикуляционную моторику

Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки

ноябрь

Упражнение «Дождик»

Игра «Кап-кап и куп-куп» Развитие мелкой моторики

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

декабрь Упражнение «Подуем на горячую картошку»

«Как нам транспорт помогает» Развитие артикуляционной моторики

Побуждать рассказывать об изображенном на картинке

январь «Что бывает зимой?»

Игра «Что звучит в коробочке»

Развитие грамматического строя речи

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

февраль Игра «Угадай игрушку»

«Мишка спрятался в берлоге» Развитие слухового

восприятия, внимания, памяти

Развитие грамматики

март Рассказы о своей семье

Рисование горизонтальных линий «Дорожка для Вани» Побуждать правильно отвечать на вопросы

Развитие графических навыков

апрель Педагогическая диагностика ребёнка Проанализировать результаты работы

Предполагаемые результаты

— расширен словарный запас у ребёнка;

— грамматический строй речи соответствует возрастным особенностям;

— динамическое развитие речевого аппарата.

Материально-техническое обеспечение

— игрушки;

— дидактические игры;

— картины, демонстрационный и раздаточный материал;

— произведения художественной литературы;

— использование видеоматериалов (слайды, мультфильмы).

Список использованной литературы

— Диагностика речи дошкольников. В. Н. Макарова. — М., 2008.

— Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Нианова

Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1990.

Читайте также:  Центр раннего развития детей умный ребенок

— Хрестоматия для детей раннего возраста.

Источник

Eлена Фурсова
Проект индивидуальной программы речевого развития ребенка

Участники проекта: воспитатели группы, педагоги специалисты, ребенок– 6 лет, родители.

Продолжительность проекта: три месяца (сентябрь-ноябрь)

Методы и приемы: Практический (упражнения,игры) Игровой (дидактические, словесные, подвижные, игры-драматизации) Словесный (рассказ, чтение, беседа, пояснение, объяснение, вопросы, указания Наглядный (наблюдение, показ картин, иллюстрации, показ рисунков, игрушек, показ образцов, открытки для рассматривания, альбомы)

Актуальность

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения, закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению школе. На мой взгляд, в настоящее время тема развития речи как нельзя актуальна. Так как в последние годы замечается увеличение числа детей с дефектами речи и отсутствием связной, логически построенной речи (ОНР — 60%, ФФНР — 30%, дизартрия- 10%). В проекте я постараюсь раскрыть подходы к организации профилактической работы, развития фонематического восприятия у ребенка 6 лет через активное сотрудничество всех специалистов и родителей.

Педагогическая характеристика

воспитанника детского сада

I. Сведения о родителях

Мать: Ольга Н. М., 1985г. р., магазин «Бэхетле», продавец, среднее

(ФИО, год рождения, место работы, должность, образование)

Бытовые условия__отдельная квартира, отдельную комнату не имеет__

Состав семьи _4 взрослых, 1 ребенок___

Взаимоотношения в семье_частые конфликты, имел место распад семьи

Состояние здоровья родителей_наличие хронических заболеваний___

Язык общения в семье___русский___

Воспитание в семье: преимущественно занимаются воспитанием ребенка ба-бушка и тетя, большую часть времени ребенок проводит с тетей;принципы воспитания: со стороны дедушки, матери, тети — строгое, но требование безусловного выполнения просьб, решений старших отсутствует; со стороны бабушки — мягкое, уговоры, выполнение желаний ребенка; ребенок не наказывается, проводит свободное время со взрослыми, без взрослых во дворе не гуляет, друзей нет.

II. Сведения о ребенке

С какого времени посещает детский сад с 3 лет_

Физическое состояние ребенка удовлетворительное, группа здоровья 2.

Аппетит___нормальный___

Сон засыпает не сразу; спит беспокойно, чутко; просыпается легко, сразу

Частые жалобы __головные боли, повышенная потливость, плохо переносит жару, езду в транспорте, повышенная обидчивость, плаксивость, грызет ногти. _

Ребенок правша

Особенности личности У ребенка наблюдается отсутствие критичности к своему состоянию. Ребенок склонен к раздражительности, колебаниям настроения, беспокойный, суетливый, часто проявляет грубость, непослушание. Характерны замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность. Ребенок склонен к реакциям истероидного типа.

Особенности общения и межличностных отношений При выборе партнеров по общению не имеет осознанного мотива выбора.Особенности отношения к взрослому: характерна отрицательная установка на педагогическое воздействие взрослого. Часто нарушает порядок, дисциплину, не любит соблюдать установленные нормы. Родители жалуются на непослушание. Усвоив по отношению к себе порицающее отношение, ребенок отвечает равнодушием или негативизмом. Утомляется от физических нагрузок, от общения, при умственных нагрузках. При утомлении нарушается внимание, появляется головная боль, появляется раздражительность,малейшая перемена в окружающей обстановке (неожи-данный звук, новое лицо, вещь) сразу же привлекает его внимание. В заданиях ориентируется быстро. Интерес к занятиям проявляет. Ребенок недостаточно критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий. Принимает помощь взрослых в случае возникновения затруднений. Своевременно усваивает программныйматериал по некоторым видам учебной деятельности: легче дается развитие речи, математика; вызывает наибольшие трудности изодеятельность. На физкультурных и музыкальных занятиях страдает качество выполнения движений. Может организовать сюжетно-ролевую игру, себе отводит роль ведущего. Предпочитает подвижные игры с товарищами. Конфликтные ситуации в игре решает путем применения силовых методов, жалуется взрослому. Один играть не любит. Активный на прогулке; не сформированы навыки самообслуживания (не умеет шнуровать ботинки); в одежде неопрятный. В процессе приема пищи не поперхивается, но тщательно не прожевывает, и ест быстро. Столовые приборы держит неправильно. Пространственные представления нарушены (ориентация в схеме собственного тела, на листе бумаги).Когда слушает сказку или рассказ, сильно захватывается образами, волнуется, переживает. Запоминает медленно. Речевой материал помнит, но неточно воспроизводит. Рисунки неоригинальны и несодержательны по замыслу и по выполнению, однообразны. В средней группе использовал только темные краски. Навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования слабые, т. к. нарушена мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Читайте также:  Заключение физического развития ребенка

Цель:

Создание модели для проведения профилактической работы речевого развития детей основанной на интеграции специалистов и взаимодействии с семьёй.

Задачи:

— Способствовать развитию восприятия через использование многогранных возможностей игр на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во взаимодействии логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО и воспитателя с ребёнком в коррекционной развивающей среде: логопедической группе.

— Обеспечить комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка — логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками.

— Воспитывать внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво.

Ожидаемый результат:

— Предполагаю, что, работая в данном направлении можно облегчить тяжесть речевой патологии у детей с более глубоким нарушением речевой системы

— Надеюсь на положительный результат сотрудничества с родителями: повышение уровня компетенции родителей в данном направлении, желание принимать активное участие в воспитании и образовании детей.

— Повышение своего личностного потенциала и уровня профессионального мастерства в овладении вариативными формами коррекционной работы.

Практическая значимость

1. Проект будет обсужден и представлен на методическом объединении

2. Проект программы может быть использован в других ДОУ

3. Методические пособия, брошюры изданные в ходе реализации проекта, будут рекомендованы для работы в других детских садах.

Источник

на ФИ ребенка, ___ лет, логопедическое заключение: ОНР III ур.

на 2015 — 2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-логопедической работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей  возрастной группы в связи с имеющимися речевыми нарушениями: ОНР III уровня.

Введение.

В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей (законных представителей).

Актуальная проблема.

Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.

 Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.

• формирование полноценной связной речи.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период

Артикуляционная гимнастика.

Автоматизация шипящих изолированно, в слогах; дифференциация шипящих: Ш – Ж- Ч; подготовительные упражнения для постановки свистящих;

2 период

Работа над четким произношением шипящих звуков; постановка свистящих; изолированная автоматизация;

3 период

Автоматизация свистящих в слогах, словах; постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 период

Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.

Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период

Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Читайте также:  Что делать для развития речи ребенка в 2 года

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова, отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Формирование слоговой структуры слова.

3 период

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Продолжать формирование слоговой структуры слова.

Состояние мелкой моторики; ведущая рука.

Правая рука — ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды

Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Работа с графическими заданиями.

Состояние словарного запаса.

Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).

1 период

Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; «Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи.

Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период

Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов (в, на, под, за, над).

Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ.

Наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев.

 Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.

Пересказ с помощью взрослого после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период

Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

  Учитель-логопед                                                                                                                                                          Меликова М.В.

Источник