Приемы развития внимания ребенка дома
Сегодня рассеянный ребенок — это совсем не редкость. Есть дети, которые спокойно могут высидеть уроки в школе и дома без проблем продолжат заниматься, но… это реальность не для всех. Зачастую к дисциплине это вообще не имеет отношения. Причин того, почему школьник не может усидеть на месте на уроке, вечно крутится и отвлекается, конечно, много. Может уроки откровенно скучны, а может он просто не может иначе — вот такая особенность внимания. Я даже не говорю о синдроме дефицита внимания, который все больше набирает обороты.
Я сама столкнулась с ситуацией, когда ребенок не может сосредоточиться на уроках и постоянно отвлекается на все вокруг. Соответственно, это мешает учиться и ему и окружающим. Хотя в нашей ситуации этот фактор еще и сильно мешал становлению речи. Все ведь взаимосвязано.
Поэтому уже с дошкольного возраста мы делаем различные упражнения на развитие внимания и концентрации. Они не оригинальны, но работают практически всегда. Вот о нескольких из них моя статья сегодня. А еще есть ее продолжение вот тут.
1. Шифровка
Подходит для тех, кто уже умеет хоть немного читать. Можно использовать с любым возрастом от дошкольника до подростка. Нужно лишь правильно подбирать слова.
Практически, это упражнение на анаграммы. Можно взять любое слово или слова и поменять буквы местами. Слово КНИГА превратится в АНКИГ. Попросите ребенка составить слово из букв. Получилось?
Тогда усложните задачу — составьте хорошо известную фразу или пословицу, переставив букв в каждом слове.
емсь зар метьор идон зра рожеть. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)
2. Логические шифровки
Это продолжение предыдущего упражнения, но тут мы добавляем построение логических рядов. Все же знают игру «Найди лишнее слово»? А тут каждое из этих слов нужно еще и построить правильно из букв. Задачка интересная и порою непростая. Ребенок не только тренирует наблюдательность, но и развивает мышление.
А еще прелесть ее в том, что слова вы можете брать из тех предметов, с которыми трудности или просто по текущей теме. Если ребенок уже постарше, то никаких проблем. Лишь сами слова будут значительно сложнее. Например:
чалпе-аупк-куж-ргач (пчела-паук-жук-грач… последнее явно не в тему)
тисоиря-лиобояиг-галерба-рожапкеб (история-биология-алгебра-пробежка… что же тут лишнее?)
Корректор
Тема развития внимания не обходится без методики корректурных проб. Вы точно их видели. Это массив из разных знаков (узоров, букв, цифр или символов). Обычно в задании необходимо за определенный промежуток времени обвести/ подчеркнуть или заполнить фигуры разными способами. Опять же для разного возраста просто разная сложность.
Например, в массиве из букв нужно найти и подчеркнуть одну букву, другую обвести, а третью — зачеркнуть. Или же в массиве разных фигур внутри одной нужно поставить плюс, в другой — минус, а в третьей -знак равно. Примеров таких проб в интернете вы найдете сотни.
В любом случае, это действительно здорово развивает концентрацию и внимание! А количество ошибок обычно отображает уровень проблемы. Но нельзя смотреть только по одному дню. Ведь и у детей бывают рассеянные дни. Это упражнение нужно делать регулярно, но не менее двух месяцев. Ведь только повторение приводит к хорошим результатам.
Филлворд (Fillword)
Это тоже известный способ, когда в массиве слов ребенку нужно найти заданные слова. Задание вроде бы простое и незатейливое. Вот только уровень сложности у таких таблиц разный. Представьте, что найти нужно 30 слов… справитесь? 🙂
Графический диктант
Метод ну очень популярный сегодня для занятий как дома, так и в школе. А знаете почему? Он развивает способность слушать, концентрироваться на словах окружающих. В моем случае это постоянная проблема, над решением которой мы работаем. Опять же, тут главное настойчивость и регулярность. А еще место для фантазии, когда над уже начерченным узором или рисунком можно поиграться еще и дорисовать что фантазия пожелает.
Это простые способы, но повторюсь, от этого не менее эффективные. О многих вы слышали и наверное как-то использовали. Многие скажут, что это не очень работает, но поверьте — они действенны. Дело в повторении и постепенном усложнении материала.
Иногда все это кажется скучным и однообразным, но можно рассматривать такие упражнения как небольшую зарядку для мозга. Тут уж все зависит от вашей подачи 🙂 Например, можно их делать с утра или перед тем как сесть за уроки. Они великолепно настраивают на спокойные занятия и помогают сконцентрироваться.
Все бы хорошо, но где взять столько материала. Ведь не будешь вычитывать одно и тоже. Я пользуюсь учебными пособиями для психологов. Это более серьезные книжечки, чем тоненькие сборники для дошколят. Еще составляю материал сама, использую разные онлайн-ресурсы и иногда приложения в телефоне. Не хочу рекламировать, поэтому если вам интересно, то напишите об этом в комментариях. С удовольствием расскажу подробнее.
Если эта тема для вас актуальна, то расскажите какие упражнения или игры вы используете с ребнком. Вдруг что-то пригодится и нам.
Дочитали статью? Не забывайте поставить лайк, если она вам понравилась или подписывайтесь на наш канал!
Источник
Внимание- направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого.
Внимание тесно связано памятью и мышлением.
Развитое внимание очень важно для человека в любом возрасте. Период активного развития от 1 года до 7 лет. Увлекательные игры и упражнения, приведённые ниже, помогут Вам сделать своего ребёнка более внимательными и принесут много положительных эмоций.
Игры и упражнения на развития внимания.
1. «Хлопни, топни»
Взрослый перечисляет различные слова, а ребенок должен, например, когда услышит название дикого животного хлопнуть в ладоши, а домашнего топнуть ногой.
Аналогичная игра, можно говорить правильные и неправильные утверждения.
2.»Найди букву»
Предложите ребенку в небольшом тексте найти все буквы А (или любую другую). Постепенно усложняйте задачу: искать за определенное время; букву А подчеркни, а Б -зачеркни; найти все слоги МА и т.д.
3. «Найди все предметы«
(листайте галерею)
4. «Спиши»
Предложите ребенку переписать несложный текст или просто строчки из букв вот такого плана: ААПРДО ЕЕНОЛД КЛАЦУЭЖ и т.д.
5. «Найди отличия»
6. «Найди спрятанное слово»
Предложите ребенку, среди букв найди и подчеркнуть заданные слова. Текст должен быть написан одним шрифтом.
Например: ВАРОПАРОМЩХДЛОПСОЛНЦЕ
ПРОИЛОШАДЬОМСЯВУПРТУМАНОЛСНЕГ
7. «Дорисуй и раскрась по образцу»
Вам может быть интересно: «Умные раскраски»
8. Анаграммы.
Анагра́мма (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
Другими словами, это перестановка в слове букв, в результате которой получается новое слово. Убирать и дополнять новые буквы нельзя.
9.Раскрашивание специальных раскрасок.
10. Таблицы Шульте
Такая таблица представляет собой (чаще всего) квадрат 5×5 (для детей помладше можно 3×3, 4×4, 4×3) с разделенными в нем 25 ячейками. В таблице пишем в ячейках числа от 1 до 25, в перемешку. Цель игры, как можно быстрее найти все числа по порядку. Кстати, это упражнения хорошо подойдет и для тренировки внимания у взрослых.
11. Загадки обманки.
Например:
Белым снегом всё одето —
Значит, наступает …
лето (зима)
Ночью каждое оконце
Слабо освещает …
солнце (луна)
Друг зверей и друг детей
Добрый доктор …
Бармалей (Айболит)
12. «Найди такой же предмет»
14. «Жучок»
Расчертите игровое поле, в виде клеточек. Пусть ребенок представит, что по этому полю ходит жучок, от указанной точки. Взрослый говорит ходы (одна клетка влево, 2 вверх, одна вправо и т.д.), а ребенок должен только мысленно передвигать его по полю. Периодически проверяйте куда «довел» жучка ребенок. Водить пальцем или рисовать на нем нельзя. Если это сложно, то для начала предложите ему вести пальчиком. Важно, научиться мысленно ориентироваться в заданном поле.
15. Лабиринты.
16.Еще упражнения на внимание.
(листайте галерею)
Игры для детского коллектива
1. «Хлопки»
Очень веселая игра. Игроки садятся в круг и кладут одну руку на бедро сидящему слева, другую с права. Один из игроков начинает игру: хлопает своей рукой по бедру соседа, тот в свою очередь хлопает своему соседу и так по кругу. Постепенно темп увеличивается. Из игры выбывает тот игрок, который ошибся.
2. «Сыщик»
Сыщик (он же ведущий), внимательно разглядывает игроков (примерно 30 секунд), затем выходит из комнаты. В это время, оставшиеся участники меняют что-то в своей одежде, месте расположении, позе (всего 3-5 изменений у каждого, нужно договориться о количестве заранее).
3.»Самый внимательный»
Взрослый или один из игроков загадывает слово, например, «лес».Дальше поочереди игроки уточняют объект: «высокий», далее «хвойный» и так далее, каждый раз называется меньшая по масштабу. Выигрывает тот, кто назовет самую мелкую деталь. Для игры лучше брать объекты хорошо знакомые детям: книга, кухня, школа, река и т.д.
4. «Вышибалы или выбивалы»
Подвижная игра с мячом. 2 игрока ведущие, они становятся по краям игрового поля напротив друг друга, остальные игроки в центр поля. Задача водящих «выбить» всех игроков с помощью мяча.
5. «Путаница»
Игроки, кроме водящего становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит из комнаты. В это время, игроки начинают меняться местами, затем заходит ведущий и пытается определить в каком порядке стояли участники до этого.
Как развивать и воспитывать детей? Советы на все случаи жизни. Каталог статей.
Источник
Яндекс. Картинки
⚠️ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!⚠️
У Вашего ребенка ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ!!!???? Родители сразу начинают оправдываться: «Да что Вы, доктор!? Мы и так всё своё время и внимание ему уделяем!!»
????Я, собственно, и не об этом???? ❗Синдром гиперактивности с дефицитом внимания, пожалуй, самый распространённый синдром при Резидуально-органическом поражении ЦНС. Но я о нем сегодня не буду говорить. (если Вам интересно, в конце будут ссылки на статьи о СДВГ).
Сегодня я хочу сделать акцент на диагностике и коррекции внимания вашего ребенка. Метод очень простой, С которым справится любой родитель.
⭕Итак, таблицы Шульте.
Эти таблицы вы можете скачать в интернете или сделать сами в любом текстовом документе (в крайнем случае, нарисовать рукой).
✅Для кого этот метод: для детей от 6 лет. Ребенок должен бегло считать до 25 и знать, как эти числа пишутся. Если вы практикуете на дошкольнике, то не стоит спешить с выводами, если он табличку делает дольше, чем положено по нормам ( о них ниже), у дошкольников познавательные процессы в большинстве своем непроизвольны и они не умеют организовывать себя и свое внимание. Но это не повод отказываться от таблиц, они отлично подойдут для тренировки произвольности внимания.
✅ Вам нужно иметь от 5 таблиц, в каждой из которых расположены в беспорядке числа от 1 до 25.
✅Ребенок должен НАЙТИ, ПОКАЗАТЬ И НАЗВАТЬ числа в возрастающем порядке, начиная с единицы.
✅У вас должен быть наготове секундомер. Измерьте время, за которое проходит ваш ребенок табличку до 25. Подряд вы даете 4 таблицы.
✅ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: в норме на каждую таблицу тратится не больше 60 секунд.
❗Если ребенок первую табличку сделал быстро, а на последующих таблицах затраченное время увеличивается — это говорит о быстрой утомляемости и истощаемости психических процессов. Важно запомнить, что истощаемость не лечится упражнениями на развитие внимания. Здесь нужно подключать невролога
❗Если все четыре таблички сделаны в одном темпе и затрачено приблизительно одинаковое время, тогда у вас все в порядке
❗Если первая табличка сделана за большее время, а на остальные ребенок затратил меньше времени, это говорит о хорошей обучаемости ребенка.
❗Если цифры колеблятся (то быстро, то медленно), это говорит о неустойчивости внимания, о колебаниях продуктивности, которые будут сильно влиять на успеваемость в школе. это дети из цикла «То пятёрка, то двойка» .
Это была диагностика. Теперь о том, как тренировать внимание. Таблицы Шульте — это универсальная и простая методика развития всех свойств внимания (концентрация, объем, переключаемость, распределяемость).
Если в течение месяца ежедневно в быстром темпе выполнять по 4-5 таблиц, то к тренировке внимательности Вашего ребенка бонусом Вы получите увеличение скорости восприятия информации, расширение периферийного зрения, увеличение скорости чтения.
А теперь я упрощу Вам задачу, не нужно искать таблички в просторах интернета, скачивайте и распечатывайте картинки прямо отсюда:
P.S. Если Ваш ребенок в силу возраста не готов к таким табличкам, Вы можете давать ему упрощенные таблицы Шульте с ячейками 3Х3 или 4Х4 (счет до 9 или до 16).
Ссылки на статьи о СДВГ:
Эти страшные буквы СДВГ
Простая диагностика гиперактивности
Позитивное воспитание спасет мир
Источник
Часто родители слышат жалобы педагогов на невнимательность ребенка и недоумевают: «Как же так? К школе готовились, на занятия ходили…А эффекта нет?» Чтобы работа познавательных процессов (памяти, мышления и внимания) не беспокоили родителей и учителей, необходима постоянная, так называемая – зарядка для ума. Тренировать детскую внимательность очень непросто, но крайне важно!
Прежде чем вы начнете заниматься, некоторые особенности развития детского внимания:
• Не бойтесь показывать свои чувства. Занимаясь со своим чадом, проявляйте открыто весь спектр эмоций (интерес, радость, удивление).
• Рассказывая правила выполнения задания ученику должно быть понятно и доступно ваше объяснение.
• Заниматься нужно тогда, когда к этому располагают обстоятельства (есть время и настроение не только у ребенка, но и у взрослого). Кроме того, окружающая обстановка тоже должна благоволить, ведь любые помехи будут отвлекать обучающегося (помехами могут стать и яркие игрушки рядом и различные звуки, музыка и т. д.)
Развивать внимательность можно и нужно в любом месте и в любое время: дома, на улице, в автомобиле. Для этого не нужно специальной подготовки или каких-либо сложных стимульных материалов.
Какие же занятия эффективны и будут способствовать развитию внимательности?
Итак, самая доступная игра, которая позволит вам заниматься даже во время прогулки такова: неожиданно указывать на какой-то предмет и просить назвать его и описать. Ребенок должен будет сконцентрировать свое внимание на этом объекте (это может быть дом, гараж, машина, дерево, животное). Важно просить дать четкое и подробное описание (цвет, форма и другие детали). Такое задание будет замечательной тренировкой. В процессе выполнения задачи не жалейте похвалы для старательного ученика, и он будет стараться еще сильнее.
Теперь давайте рассмотрим домашние упражнения, для которых не требуются никаких специальных навыков. В основе всех занятий на внимательность лежит «корректурная проба». Что же она из себя представляет? По сути это просто текст (любой) в котором предлагается искать и вычеркивать одинаковые буквы (например, только «О» или только «С»). Важно объяснить обучаемому, что буквы следует искать по рядам (строчкам), а не в разброс. Заниматься нужно ежедневно (пусть само занятие не будет длительным по времени, 5-15 минут вполне достаточно). Можно увеличивать количество букв для поиска (не одну букву, а скажем 3, в зависимости от возраста). Если хочется усложнить задачу, можно просить зачеркивать две разные буквы («А» и «С» к примеру) или отмечать разным способом (например, первую «А» обвести в кружок, вторую «А» зачеркнуть). Самое главное, не забывать хвалить за старательно выполненную работу!
Вообще, упражнений на развитие внимания множество, начиная заниматься, надо понимать, на что именно направлено то или иное упражнение и какого результата вы хотите добиться с помощью него.
Важно отметить что, любые познавательные способности связаны друг с другом, поэтому работая над вниманием необходимо развивать также мышление и память. Здесь подойдут такие игры, в которых малышу надо что-нибудь отыскать или заметить, что пропало из общего количества вещей (ваша задача здесь спрятать одну вещь из общей массы). С этой же целью можно давать две картинки, на которых надо искать отличия. Кроме того, очень полезны задачки на логическое мышление, к ним можно отнести следующие:
— «Часть и целое». Здесь нужно объяснять взаимосвязь предметов. Например: целое это транспорт. К транспорту можно отнести автомобиль, самолет, поезд и др.
— «Объединение предметов». Это игра где надо называть предметы, объединенные по какому-либо признаку: только съедобное, только круглое, только движущееся.
— «Найди лишнее». Здесь все просто, из четырех предметов нужно назвать одно лишнее и объяснить, почему оно не связанно с тремя другими. Например: лыжи, санки, коньки, велосипед. Ученик должен объяснить, что лишний велосипед, так как он не используется зимой в отличие от остальных.
Все примеры заданий указанных выше, лишь относительные, их можно адаптировать под определенный возраст и необходимый уровень сложности.
А теперь давайте коснемся особенностей развития внимательности у очень активного (возможно гиперактивного) ребёнка.
Итак, каковы же особенности развития внимательности для ребенка – непоседы? Тут важно понимать причины имеющихся трудностей. Почему дети бывают непоседливыми или рассеянными? Тут может быть множество причин: нарушения здоровья, утомление, отсутствие интереса, пробелы в знаниях, погруженность в себя и другие.
Родителям егозы придётся набраться терпения, и помочь своему ребенку развивать терпение и усидчивость. Важно давать только одно задание и назначать четкий срок выполнения. Любое задание или игра даже несколько минут в день, обязательно дадут свои положительные результаты. Мягко напоминать о работе, если ученик отвлёкся. Инструкции к заданию должны быть понятными и конкретными, без расплывчатых формулировок. Очень важно хвалить, подбадривать и благодарить за выполненную работу. Не допускайте сильного утомления ребенка. Детскую энергию, бьющую через край (мы же говорим о непоседах) лучше расходовать в спортивных играх. Успех детей очень зависит от родителей, будьте внимательны к своим детям!
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что любому родителю под силу развивать внимание, мышление и память своего любимого чада. Как и в любом другом процессе, тут важно проявить настойчивость, регулярность и личную заинтересованность! Тогда и ваш ученик с удовольствием покажет свои старания и достигнет желаемого результата!
Автор: Марина Каракчиева
Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Развитие внимания у детей.
Мотивация «домашнего ученика» — есть ли решение?
ЛЁГКИЙ способ научить ребенка быть организованным и самостоятельным!
Моя личная история. Ребенок двоечник, школа «монстр», ну а я неуравновешенная личность.
Спасибо за ваши «Спасибо». Подписывайтесь на канал.
Ставьте ???? и будьте в курсе семейного обучения.
Источник