Приемы и методы развития внимания и памяти ребенка
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Методы и приёмы развития внимания и памяти у дошкольников и младших школьников
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Развиваем внимание и память у детей. Приёмы и упражнения. Педагог-психолог: Михайлов Михаил Алексеевич Таймырское казённое общеобразовательное учреждение «Хатангская средняя школа №1» С.Хатанга 2018г.
2 слайд
Описание слайда:
Концентрация внимания Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении задачи. «Письмо аборигена». Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти. АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ
3 слайд
Описание слайда:
Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»
4 слайд
Описание слайда:
Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом развивающем задании два варианта сложности. Легкий (без перекрестков)
5 слайд
Описание слайда:
Повышенной сложности (с перекрестками)
6 слайд
Описание слайда:
«Дорисуй рисунок». Это задание вырабатывает усидчивость
7 слайд
Описание слайда:
Игра «Пианино». Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.
8 слайд
Описание слайда:
Распределение внимания Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно. «Юлий Цезарь». Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь: a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат; b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.; «Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;
9 слайд
Описание слайда:
«Подсчет элементов».Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат, первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д. По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.
10 слайд
Описание слайда:
Объем внимания Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется; «Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.
11 слайд
Описание слайда:
Найди в таблице такую же комбинацию, как на образце.
12 слайд
Описание слайда:
Найди в таблице такую же комбинацию, как на образце.
13 слайд
Описание слайда:
На картинке расположены числа от 1 до 25. Найди их по порядку!
14 слайд
Описание слайда:
Считая по порядку, найди все числа от 1 до 25
15 слайд
Описание слайда:
Попробуй посчитать по порядку от одного до двадцати пяти. За какое время ты сможешь найти все числа?
16 слайд
Описание слайда:
Запомни картинку со снеговиком.
17 слайд
Описание слайда:
Выбери именно такого снеговика, которого мы с тобой запоминали.
18 слайд
Описание слайда:
Вот обычная корова. Тебе надо будет узнать её среди других. Поэтому постарайся как следует её запомнить.
19 слайд
Описание слайда:
Итак, где твоя знакомая корова, как ты думаешь?
20 слайд
Описание слайда:
Тут много девочек сразу. Попробуй их всех запомнить!
21 слайд
Описание слайда:
А теперь выбери девочку, которой на прошлой картинке не было!
22 слайд
Описание слайда:
Запомни зайчиков. Один зайчик изменится. Так что рассматривай внимательно, не торопись!
23 слайд
Описание слайда:
Какой-то зайчик стал другим. Найди его.
24 слайд
Описание слайда:
Найди на рисунке все предметы, в названии которых есть буква П – в начале, в середине или в конце.
25 слайд
Описание слайда:
На картинке что-то изменилось. Предметов какой формы теперь не хватает?
26 слайд
Описание слайда:
После того, как Медведь сел на теремок и раздавил его, звери начали строить новый. Сначала рассмотри рисунок внимательно, а затем посчитай, сколько на нём инструментов!
27 слайд
28 слайд
Описание слайда:
Упражнения для развития памяти и внимания у младших школьников строят по принципу – от простого к сложному. Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов – счетных палочек или спичек. Педагог кладет перед ребенком рисунок с простым узором. Задача ребенка – выложить картинку по образцу. По мере развития внимания картины усложняются. Вместо палочек, можно использовать мозаику – выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.
29 слайд
Описание слайда:
Упражнение «синий, зеленый» развивают произвольное внимание и учащихся, учат ребенка переключаться. Перед школьником положить лист с напечатанными в произвольном порядке буквами, дают синий и зеленый карандаш. По команде «зеленый» ребенок одну букву подчеркивает, следующую – зачеркивает. Через минуту звучит команда «синий». Задача ребенка положить зеленый карандаш и взять синий. И делать наоборот – первую букву зачеркивать, следующую подчеркивать.
30 слайд
Описание слайда:
Зеркальный магазин – игра развивает память, вырабатывает чувство уверенности, учит подчиняться требованиям другого человека. Участники по очереди показывают движения. Задача остальных игроков – точно их повторить. Прекращать игру нужно на пике интереса школьников, в противном случае занятие перерастет в баловство. Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.
31 слайд
Описание слайда:
Игра «Не пропусти» позволяет развить внимательность. Выбирается тема – растения, профессии или птицы. Педагог произносит слова в произвольном порядке. Задача школьника – встать и сесть, когда услышит слово из заданной темы. Кто ошибся – выходит из игры. Продолжительность упражнения – 2 минуты. Можно менять движения – подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши. Игра «Любимый фрукт» – развивает память и способность концентрироваться, учит работать в команде. Каждый из участников игры по очереди встает, называет имя и свой любимый фрукт. Следующий ребенок повторяет имя и любимый фрукт предыдущего, называет свое имя и фрукт и так до конца всех участников. Сложнее всего будет последнему назвать все имена и любимые фрукты предыдущих участников. Каждый по очереди должен побыть первым и последним.
32 слайд
Описание слайда:
Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя. Игра «Слушай команду» – развивает произвольное и слуховое внимание. Дети двигаются по кругу под звуки бравого марша. Когда музыка останавливается, педагог шепотом произносит команду. Задача учащихся – выполнить команду. Команды предполагают выполнение простых и спокойных движений – поднять руки, присесть, согнуть левую ногу. Упражнение «Телефон» – развивает слуховую память и концентрацию. Небольшое словесное сообщение – отрывок из сказки, рассказа педагог шепотом рассказывает первому участнику. Задача школьника – предать шепотом услышанное. Остальные участники закрывают уши.
33 слайд
Описание слайда:
Игра «Угадай звук». Педагог скрывается за ширмой с предметами, которые издают знакомые детям звуки. Задача учащихся – определить и рассказать, что он услышал. Вместе с ребенком можно играть в игру «Слушай хлопки». Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки – он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.
34 слайд
Описание слайда:
Упражнение — игра «Муха»
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1228241
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема довольно глубокая и важная. Как сказал кто-то из известных психологов: «самое важное время для развития памяти — это время до школы». И действительно, развитие памяти и внимания у детей — процесс одновременно и развивающий, и интересный. А если есть интересные программы и компьютер, то можно обучение превратить в увлекательную игру. Давайте посмотрим, что можно предложить нашим детям для развития этих основных навыков, которые очень пригодятся в школе, да и в жизни будут нелишними.
Оглавление:
- Диагностика памяти и внимания
- 10 интересных методов для развития памяти и внимания у детей разного возраста
- Почему так важно развивать память и внимание у школьников
- Заключение
Диагностика памяти и внимания
Определяем уровень развития всех видов памяти у младшего школьника
Тема, диагностики памяти у младших школьников довольно обширна и сложна, поэтому мы рассмотрим лишь одну из методик.
- Слуховая память. Вы читаете ребёнку ряд из 10 слов, которые он должен запомнить и записать.
Слова: дерево, собака, книга, стол, окно, трава, машина, фломастер, гриб, утюг.
- Зрительная. Предложите ребёнку прочитать ряд из 10 слов, а затем записать те, которые удалось запомнить.
Слова: барабан, пряник, ложка, мотоцикл, коробка, яблоня, фотография, журнал, цветок, медведь.
- Моторно-слуховая. Взрослый читает слова, а ученик повторяет за ним шёпотом и «записывает» в воздухе. Потом, он должен записать на листе бумаги все слова, которые запомнил.
Слова: корзина, гора, мост, лужа, кошка, вилка, чемодан, гусь, вишня, карандаш.
- Комбинированная. Ребёнок читает слова вместе со взрослым, проговаривает их шёпотом, «записывает» в воздухе, а затем на лист бумаги.
Слова: морковь, чашка, попугай, стул, дорога, солнце, мыло, сумка, лампа, озеро.
Вывод, насколько развита каждая из видов памяти, можно сделать по количеству баллов, которые набрал ученик.
10 – развита хорошо.
9 – 5 развита на среднем уровне.
5 – 1 низкий уровень.
Возможно, вам будет интересно Шуточный тест на сообразительность
Узнаем уровень развития памяти у дошкольника
Прежде чем начинать развивать уже имеющиеся навыки, необходимо сначала понять, а на каком же уровне наш ребенок? Для этого можно провести с ним несколько игр.
- Найти игрушку. Эта игра позволит понять, на каком уровне находится память, а также внимание и способность понять инструкцию или просьбу взрослого. Перед малышом необходимо положить несколько игрушек, которые он хорошо знает и предложить закрыть ему глаза. Убрать 2 игрушки, попросить малыша назвать отсутствующие.
- Если ребенок назвал 2 и правильно, значит, память и внимание у него развиваются достаточно хорошо: он внимателен и прекрасно понимает просьбу взрослого.
- Если малыш назвал только одну игрушку верно, то уровень развития памяти средний, возможно, не хватает внимания, но просьбу он понимает.
- В третьем случае, ребенок не называет верно ни одну игрушку и не понимает смысла задания. Значит, дела не так хороши, и маме или папе необходимо всерьез задуматься о подключении дополнительных материалов для развития этих навыков у своего крохи.
- Карточки с нарисованными предметами. Их должно быть 10 и на них можно нарисовать или найти картинки и приклеить различные предметы, такие как клоун, цветок, машина, девочка, мальчик, солнце, кошка, собака, дерево, дом. Затем показывать карточки малышу на протяжении 5 — 6 секунд и затем спрятать. Потом он должен назвать и вспомнить в произвольном порядке названия предметов.
- Если 8 — 10 карточек ребенок назвал правильно, значит, память в отличном состоянии. Когда названы 5 и меньше карточек, тогда нужно всерьез заниматься развитием малыша.
Более взрослым детям можно придумать задачки посложнее, например, с цифрами и буквами.
Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению
Тест «Проверь свою память». Для детей школьного возраста
10 интересных методов развития памяти и внимания у детей разного возраста
Как развить зрительную память
Этот вид памяти, который называют еще фотографической позволяет воспринимать информацию через образы и окружающий мир. Именно через достоверное восприятие и запоминание у ребенка тренируется и впоследствии формируется необходимый уровень памяти и внимания.
Способы тренировки зрительной памяти
После предварительного исследования, которое провели, нужно, учитывая уровень ребенка, знать пошаговый алгоритм обучения. То есть как именно вводить упражнения, чтобы эффект был максимальным.
- Обязательно учитывайте уровень развития, и внедряйте задачи и упражнения по мере сложности постепенно.
- Иногда малыш не очень хочет заниматься, поэтому продумайте призы, соревновательные и игровые моменты.
- Продумайте, чтобы задания и инструкции были понятны ребенку, не слишком усложняйте в первое время.
- чтобы улучшить эффект старайтесь задействовать слух и моторику.
Возможно, вам будет интересно Почему современные дети плохо говорят — страшная правда
Основные методики развития памяти
Рассмотрим в качестве примера несколько самых интересных и эффективных. При регулярных занятиях они обязательно помогут достичь хороших результатов, да и ребенку будет интересно заниматься.
Пазлы
- Их можно приобрести в любом магазине игрушек или изготовить самостоятельно.
- Такая игра не только развивает внимание, усидчивость, но и задействует моторику и, естественно, память.
- Часто собирать пазлы любят не только маленькие дети, но и взрослые школьники, и сами родители.
- Прекрасный вариант провести вместе вечер. Только продумайте, чтобы уровень пазлов соответствовал возрасту.
Перепутанные картинки
Такая игра вызывает бурю эмоций у маленьких детей. На картинках рисуем сказочных героев в несвойственном им виде (например: волк, но в Красной Шапочке, крокодил Гена, но с ушами чебурашки), а также неправильные действия: мышка бежит за кошкой и так далее. Попросите ребенка «навести порядок». Необходимо, чтобы он не только указал, что неправильно изображено, но и как это исправить.
Метод Цицерона
- Назван так в честь римского оратора.
- Ту информацию, которую необходимо запомнить, следует расположить в воображаемой комнате по порядку и по часовой стрелке: на столе, стуле, диване. Помогайте в первое время.
Можно найти в интернете много очень интересных и ярких занятий, которые увлекут ребенка. На экране появляются картинки, а потом смешиваются. Необходимо поставить их в первоначальную цепочку. Только следует помнить, что такие занятия перед экраном необходимо строго дозировать и делать перерывы, чтобы у ребенка отдохнули глаза и спина.
Возможно, вам будет интересно Виды памяти в психологии — Загадки человеческой природы
Как развить слуховую память
Она не менее важна, чем зрительная, а иногда даже больше необходима. В старших классах нужно не только конспектировать материал, но и воспринимать на слух. Поэтому развивать слуховую память можно и нужно не меньше, чем зрительную.
Как проверить?
- Способ достаточно прост: назовите ребенку 4 числа, а потом попросите повторить их в обратном порядке.
- Потом увеличивайте количество чисел. Хорошим уровнем будет тот, когда ученик повторит 6 и более чисел.
С более младшим ребенком можно провести аналогичное исследование: только вместо чисел используйте знакомые песенки из кинофильмов (строчки или названия из них) или звуки и голоса животных, просто гласные или согласные буквы.
Развиваем слуховую память
Нужно заниматься этим педагогически правильно и целенаправленно. Если начали, то выработайте системность, занимайтесь с ребенком регулярно.
Аудиокнига
Возьмите за правило слушать вместе с ребенком хотя бы несколько раз в неделю сказки, интересные рассказы. Поинтересуйтесь, на какие темы хотелось бы послушать произведение и какие жанры интересны вашему сыну или дочери. С маленькими детьми можно слушать песенки или коротенькие стихотворения, возможно, небольшие сказки.
Снежный ком
Это упражнение можно проводить как в паре, с двумя детьми, так и с большим количеством детей. Один называет слово, второй ребенок повторяет уже названное и добавляет второе слово. Далее добавляется третье и так далее. Последний шаг, когда ребенок повторяет все слова и добавляет свое. Таких слов должно быть 10, потом можно увеличивать количество. Можно придумать призы или мотивировать чем — то другим.
Правильно разукрашиваем
Подойдет обыкновенная раскраска и карандаши. Взрослый выбирает рисунок и дает задание, что каким цветом разукрасить. По памяти ребенок должен выполнить задание. Упражнение хорошо тем, что многие дети любят рисовать и с удовольствием включатся в игру.
Интересные уроки (4 урока), по развитию памяти, от кандидата психологических наук Антона Сорина
Как развить внимание у детей
Многие часто жалуются, что ребенок невнимателен и рассеян. Есть определенные рекомендации, которые нелишними будут для всех родителей. Так как простые соблюдение некоторых правил в жизни позволят хорошо развить внимание вашему ребенку. А внимательный ребенок — это самостоятельный ребенок.
Порядок в доме
Самостоятельность можно развивать, предлагая малышу просто убирать свои игрушки или приучиться складывать учебники и тетради по местам. Пусть он четко отслеживает, где у него находятся носочки, носовые платки, у девочек — заколки. Определите место, куда ставить обувь и класть испачканную одежду.
Убираем телевизор как фон
Ребенку будет намного легче концентрировать свое внимание, если телевизор, компьютер или музыка будут выключены во время принятия пищи и выполнения уроков.
Найти отличия на картинках
Предлагаем 2 одинаковых изображения, на которых необходимо найти, допустим, 5 — 10 отличий
Почему так важно развивать память и внимание у школьников
Очень важно, еще до поступления ребёнка в школу, заниматься с ним развитием, таких важных психических функций, как памяти и внимания. Если же эти процессы не развились в полной мере и не соответствуют возрасту школьника, то это напрямую отражается на его успеваемости. Которая, в свою очередь, напряму?