Приемы для развития у ребенка умения общения

Приемы для развития у ребенка умения общения thumbnail

Овкаджиева Данара
Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем для развития у детей младшего возраста навыков общения

Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем

для развития у детей младшего возраста навыков общения.

Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. Посредством речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого. В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях. Если говорить о детях старшего дошкольного возраста, это может препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации (неуверенность в себе, сложность в общении со сверстниками). Поэтому, крайне важно для ребенка дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, иными словами связно.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

В своей работе воспитатель использует различные формы, методы и средства для развития у детей навыков общения.

Методы, используемые воспитателем для развития у детей навыков общения.

Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, воспитатель знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средств, такие как показ репродукций картин и фотографий, мультфильмов и презентаций. Во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие ребенка, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.

В детском саду используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)

Цель практических методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра — универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Решение основной задачи-развития разговорной речи детей- предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является общение со взрослым. В процессе общения у ребенка появляются первые умения монологической речи — рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывание из двух-трех предложений. Также для развития речи воспитатель активно использует работу над активным и быстрым развитием словаря,в который входят: названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении; названия действий с предметами, некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета, некоторые другие особенности (теплый, чистый и т. п.);названия некоторых трудовых действий, орудий, необходимых в труде (младший воспитатель налила в чашку компот, мама выстирала белье, ножницами режут бумагу и т. п.);названия собственных действий (собрал игрушки, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т. п.);имена близких людей.

Грамматическая правильность речи.

-Освоение структуры простого предложения;-использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени; -использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (чик, -щик, -енок, -онок, -ищ) .

Звуковая культура речи.

Воспитание звуковой культуры речи на третьем году тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием обще речевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции).Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения.

Читайте также:  Колесников речевое развитие ребенка

Средства развития речи.

Задачи развития речи реализуются в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой) .Поскольку воспитание в осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.

В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого,могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей. С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех группах оформлены центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию. Воспитателемнакоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал.

Также для развития у детей навыков общения воспитатель использует следующие приоритетные технологии речевого развития дошкольника:

Триз (Теория Решения Изобретательских Задач: Мозговой штурм или коллективное решение проблем)

Мнемотехника (Основная цель-развитие памяти)

Логоритмика (Речевые упражнения с движениями)

Сочинительство (Сочинительство загадок, стихов, описаний животных и растений, рассматривание картины и составление рассказа по ней)

Сказкатерапия (Используется начиная с младшей группы. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.)

Пальчиковая гимнастика (Пальчиковые игры со словом и звукоподражанием)

Артикуляционная гимнастика (Система упражнений по формированию звуковой культуры речи. Звукоподражание с разной силой и высотой голоса, скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста.

Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений воспитатель в своей практике использует мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

Работа по развитию связной речи детейведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том,что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Использование наглядного моделирования дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

На мой взгляд, те формы, средства и методов, которые воспитатель использует в своей практике, в целом полностью соответствуют целям, нормативным показателям, возрастным и индивидуальным особенностям детей младшего возраста.

Источник

На чтение 9 мин.

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение — обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка по фгт

Коммуникация детей – важный элемент социализации

Эффективное коммуникативное развитие – основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.

Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.

Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.

Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.

Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.

Читайте также:  Игры на социальное развитие ребенка с аутизмом

Настольный театр – способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.

Условия для развития коммуникативных способностей

Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

Как развить навыки невербального общения?

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.

Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное — выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Методы развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.

Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Источник