Причины развития речи у ребенка в три года

Причины развития речи у ребенка в три года thumbnail

Развитие и становление речи у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от множества факторов. Не стоит сравнивать одного малыша с другим, но необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии. При появлении тревожных сигналов в задержке речи ребенка, возможно, потребуется помощь специалистов, если справиться своими силами с проблемой не получается.

Какие признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет? И когда стоит бить тревогу? Об этом и пойдет речь в статье.

задержка речевого развития у детей 3 лет

Нормы развития речи у ребенка

Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача. И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов. Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим. Главная задача родителей — вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности.

Нормальным речевым развитием считается, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает гулить. С трех до пяти учится выговаривать отдельные слоги, вступая в период лепета. С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения. С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения.

признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет

Становление речи в первый год жизни

Первый год жизни очень важен для правильного процесса становления речи ребенка. В этот период у него активно развиваются головной мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих составляющих позволяет говорить о здоровье малыша. Слыша чужую речь, он пытается копировать вначале интонацию говорящего, а затем издавать похожие звуки и слоги.

Первые месяцы жизни ребенок произносит звуки неосознанно, постепенно тренируя свой речевой аппарат. Затем он начинает произносить эти звуки нараспев, переходя в стадию гуления. С трех месяцев малыш отвечает, подражая взрослому, отдельными слогами, и к полугодию отчетливо произносит отдельные звуковые сочетания. К 9 месяцам ребенок лепечет. В это период у него развивается артикуляция, он старается повторить за взрослым определенные слова. Совершенствуется речевой слух, восприятие предметов, понимание обращения к нему взрослого.

К концу первого года жизни малыш уже в состоянии повторять отдельные слова. Его словарный запас насчитывает примерно 10 слов, состоящих из однотипных слогов. Расширился круг узнаваемых предметов. Он узнает по именам близких людей, способен различать, кто изображен на картине.

развитие речи детей 3 4 лет норма и задержка

Развитие речи от года до трех лет

С года ребенок начинает активно передвигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не отразиться на развитии его речи. Появляются первые слова, обозначающие действия, пока в обобщающем виде. Пассивный словарный запас все шире, постепенно слова из него переходят в активный. Ребенок с помощью взрослого при взаимодействии с различными предметами учится обобщать их.

После полутора лет появляются в речи ребенка первые простые предложения, чаще состоящие из двух-трёх слов. Затем малыш усваивает множественное число, и уже к двум годам использует формы падежа. Задержка речевого развития у детей 3 лет диагностируется в том случае, если ребенок этого не умеет. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину.

методы лечения задержки развития речи

Причины отклонения

Почему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными. Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо четко определить проблему и обратиться к нужному специалисту. Ученые выделяют основные причины:

  • Проблемы в развитии во внутриутробном периоде.
  • Родовые травмы.
  • Травмы головы в раннем возрасте.
  • Психологические травмы, задержки нервно-психического развития.
  • Проблемы со слухом.
  • Ограниченное общение взрослого с ребенком.

Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка закладывается в период беременности женщины, когда формируются все органы, развивается головной мозг, отвечающий за становление и развитие речи в будущем. Инфекционные заболевания, травмы, лечение антибиотиками, нездоровый образ жизни будущей матери могут пагубно отразиться не только на здоровье малыша, но на развитии его психики. Многочисленные исследования также доказывают отрицательное влияние на речь ребенка, возникающее при родовых травмах. Вот тогда и может наблюдаться задержка речевого развития у детей 3 лет и старше.

Травмы головы в раннем возрасте, сотрясение мозга, тяжелые инфекционные заболевания с осложнениями, стресс, невроз – все это может повлиять как на развитие организма ребенка в целом, так и на речь в частности.

Проблемы со слухом очень пагубно влияют на развитие и становление речи. В этом случае и происходит задержка речевого развития у детей 3 лет. Невозможно научить ребенка воспроизводить звуки, если он их не слышит и не понимает. Возможно, это всего лишь временное явление, связанное с заболеванием, воспалением уха или наличием серной пробки. Или же это серьезный недуг, например, как тугоухость. В зависимости от степени заболевания назначается корректное лечение врачом-отоларингологом.

Известно, что задержка речевого развития у детей 3 лет устраняется при его постоянном контакте со взрослыми. Родители разговаривают со своим чадом задолго до того как он научится отвечать им. Эти они стимулируют работу головного мозга, положительные эмоции, а значит, и речь. Замечено, что те дети, которые по каким-либо причинам лишены возможности общения, значительно позже начинают разговаривать.

задержка речевого развития как распознать отклонения

Развитие речи детей 3-4 лет: норма и задержка

До трехлетнего возраста диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) встречается очень редко, в большинстве случаев при сопутствующих различных заболеваниях. Если же возникли поводы для беспокойства, то своевременное обращение к специалисту может полностью решить проблему. Следует обратить особое внимание, если малыш не стремится к взаимодействию с другими детьми. Его не принимают в игру, потому что его речь непонятна для окружающих. Ребенок слишком торопится и проглатывает часть слов. Он не может ответить на простые вопросы. Не распознает и не может назвать простые предметы. При наличии этих симптомов ребенку необходима помощь. Вполне вероятно, что эти проблемы могут исчезнуть после простых упражнений с родителями. Если же результата от занятий нет после непродолжительного времени, следует обратиться к специалисту.

Читайте также:  Майинский центр развития ребенка

задержка речи и речевого развития у ребенка

Задержка развития речи у малышей до пяти лет

После 4 лет велика вероятность переход от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР). Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребенка. От выбранных методик для лечения и коррекции ЗПРР зависит успех в развитии речи. Однако отмечено, что после пятилетнего возраста шанс на полное искоренение недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе составляет всего 0,2%.

Признаки проблемы

Как узнать, что у ребенка действительно задержка речевого развития? Как распознать отклонения? Ученые и специалисты выделяют 10 основных признаков:

  1. Отсутствие «реакции оживления» на взрослого до 4 месяцев.
  2. Отсутствие лепета до 9 месяцев.
  3. Проблемы с жеванием и глотанием до полутора лет.
  4. Отсутствие простых слов и непонимание элементарных команд до полутора лет.
  5. Словарный запас не расширяется к двум годам.
  6. Неумение составить простые предложения из двух слов к 2,5 годам.
  7. Неразборчивая, торопливая или чересчур медленная речь к трем годам.
  8. Неумение составить собственных предложений в 3 года или использование зеркальных фраз взрослого.
  9. Непонимание простых объяснений взрослого после трех лет.
  10. Постоянно открытый рот и обильное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов.

задержка речевого развития у детей причины

Задержка речевого развития — когда нужно бить тревогу?

Развитие речи имеет довольно размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Процесс становления речи — сугубо индивидуальный. Учеными также зафиксировано, что мальчики немного позже начинают говорить, чем девочки. Однако и процент задержек в развитии речи у мальчиков выше.

Если ребенок в трехлетнем возрасте отлично понимает взрослого, выполняет его просьбы, и у него нет задержек в психическом развитии, то паниковать не стоит. Если у малыша страдает только речь, то причина кроется в индивидуальной готовности к становлению речи. Если же ребенок не разговаривает совсем или очень мало после трех лет, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалисту.

Методы терапии и коррекции

Методы лечения задержки развития речи:

  • Медикаментозный.
  • Занятия со специалистами.

Если во время обследования специалистами, например, детским неврологом, ребенку будет поставлен диагноз, связанный с поражением головного мозга, то, как правило, назначается медикаментозное лечение. Оно идет параллельно с занятиями у логопеда, массажиста, детского психолога, если этого требует ситуация.

Специалисты, помогающие детям с задержками речевого развития

Родителям не стоит паниковать, так как задержка речи и речевого развития у ребенка лечится. Этим занимается ряд специалистов:

  • Логопед.
  • Дефектолог.
  • Невролог.
  • Сурдолог.
  • Психолог.

Каждому родителю следует знать, когда и зачем необходимо обращаться к тому или иному врачу. Логопеды помогают поставить правильное звуковое произношение, проводят массаж речевой мускулатуры, улучшают дикцию.

Дефектологи зачастую работают в тандеме с логопедом, основная задача этих специалистов — устранение проблем в развитии у детей с психическими и (или) физическими недостатками.

Невролог проведет диагностику и поможет определить или исключить поражения головного мозга. Психологи помогают развить память, внимание, мелкую моторику рук, справиться с психологическими травмами, повлекшими за собой задержки в развитии речи.

Сурдолог — это врач, помогающий в лечении заболевания слуха.

Профилактика

Задержка речевого развития у ребенка 3-5 лет — это крайне неприятно для всей семьи. Самой эффективной работой по профилактике описанной проблемы является постоянное общение с мамой, взрослыми, создание хороших условий для развития малыша в целом, постоянное общение со своим ребенком, чтение ему книг, заучивание стихотворений. Немаловажную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук — рисование, лепка из пластилина, пальчиковые и дидактические игры. Все эти методы доступны для реализации дома. Даже если признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет полностью отсутствуют, все равно необходимо максимум общения, чтобы избежать проблем в будущем.

Источник

30.08.2015,

Categories  Нормы развития речи, Статьи Comments 

Ребенок 3 года

По теории Даниила Борисовича Эльконина (психолог советского периода), при нормальном психическом развитии внимание ребенка главным образом сосредоточено либо на эмоциональном общении, либо на предметной деятельности. И у детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года, например. Больше всего малышей сейчас занимают сюжетно-ролевые игры. А значит, главное – уметь общаться с помощью языка, чтобы в эти игры играть.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:

  • Рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
  • Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
  • Говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
  • Строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);
  • Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
  • Правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
  • Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);
  • Словарный запас около 1500 слов.
Читайте также:  Значение звуковой культуры речи для развития ребенка

rech-rebenka-3-goda-norma

Кроме того, развитие речи у детей 3 лет немыслимо без так называемого словотворчества, когда малыши начинают «изобретать» новые слова. Именно этот процесс вызывает у взрослых наибольшее умиление, а между тем это говорит о том, что ребенок пытается интуитивно применять законы построения слов, пусть и на свой манер.

Речь ребенка в 3 года: отклонения

У ребенка есть отклонения от нормы, если он:

  • Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
  • Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);
  • Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;
  • Имеет маленький словарный запас;
  • Имеет трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машинамммашина, вместо мультикмумумультик);
  • Говорит слишком быстро.

Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.

Заметили у ребенка эти проблемы? Стоит задуматься о том, чтобы обратиться к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и не смогут самостоятельно помочь малышу.

Как способствовать развитию речи ребенка в 3 года

Дорогие, мамы и папы, вы не должны оставаться в стороне, вы тоже можете внести свою лепту и поделиться новыми необходимыми знаниями о языке, о мире в целом. А значит, помочь детям развить и улучшить свои речевые навыки.

razvitie-rechi-rebenka-v-3-goda

  • Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка;
  • Знакомьте детей с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что, как, зачем и почему происходит;
  • Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (рубашка – воротник, карман, рукав, пуговицы…);
  • Играйте, предлагая искать предметы определенного цвета, формы и т.п.;
  • Тренируйте ребенка ставить правильные окончания в словах;
  • Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять;
  • Играйте в сюжетно-ролевые игры;
  • Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним;
  • Читайте малышу книги выразительно, изображая голосом разных героев;
  • Учите пересказывать (в этом помогут наводящие вопросы о прочитанном), заучивайте стихи и песенки;
  • Делайте упражнения для развития артикуляционного аппарата (например, «заборчик» – растягиваем рот в широкой улыбке, «шарик» – сдуваем и надуваем щеки, «часики» – высовываем язык и водим им из стороны в сторону, «лошадка» – цокаем языком и т.п.);
  • Занимайте малышей делами, которые требуют мелкой работы пальцев – игры с пуговицами, крупой, маленькими игрушками, лепка, рисование пальчиковыми красками и т.п.

То, что речь ребенка в 3 года еще далека от совершенства, в некотором смысле даже на руку родителям. Этот период – благодатная почва для того, чтобы сблизиться с малышом. Поэтому обязательно отвечайте на «почемучкины» вопросы и откликайтесь на призыв помочь выговорить то или иное слово, а дети и об этом иногда просят.

Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом!

Источник

Фото 1

Детей трехлетнего возраста нередко называют «почемучками». Им интересно все то, что происходит вокруг них. Они часто задают вопросы: как, почему, зачем, что будет, если? Речь малышей находится в фазе становления.

Но у некоторых детей случаются задержки в развитии. Чтобы вовремя их выявить, родителям необходимо понимать, что представляет собой речь ребенка в 3 года: норма слов, связность предложений, звукопроизношение.

Какой должна быть речь 3-летнего ребенка?

Речь трехлетнего ребенка продолжает активно развиваться. Ближе к четырем годам многие дети уже начинают делать умозаключения, рассуждать об окружающих их явлениях, предметах. Малышу интересно общаться с родными и незнакомыми людьми.

Многие родители хотят знать, какая норма речи ребенка в 3 года. Надо понимать, что все дети индивидуальны в своем становлении. Малыши одного возраста могут находиться на разных уровнях развития речевых способностей.

Фото 2Как правило, к окончанию трех лет дети приходят со следующими достижениями:

  • произношение слов значительно улучшается. Речь становится более отчетливой;
  • малыш знает названия практических всех окружающих его предметов (обуви, мебели, одежды, деталей интерьера, игрушек);
  • чадо может согласовывать слова по падежам, родам, числам. Правда, не всегда у него это выходит правильно;
  • в речи наблюдается увеличение количества наречий, предлогов, прилагательных, местоимений;
  • малыш может запоминать короткие сказки и стихи, пересказывать их.

Если в развитии ребенка нет отклонений, то он будет стремиться налаживать контакты со взрослыми и сверстниками при помощи общения.

Существуют нормы развития речи в три года. Их педиатр учитывает во время осмотра маленького пациента. Доктор оценивает звукопроизношение, связность предложений, словарный запас.

Звукопроизношение

По мере роста чада совершенствуется его артикуляционный аппарат. В трехлетнем возрасте движения языка, нижней челюсти и губ становятся более точными и скоординированными.

Фото 3 Благодаря окрепшему язычку у малыша получается правильно произносить согласные звуки, которые раньше смягчались. Речь становится более понятной незнакомым людям. Например, если раньше ребенок выговаривал «сядик», «маляко», то теперь он произносит эти слова правильно.

Читайте также:  Методы раннего развития речи у ребенка

Легче начинают даваться слова со стечениями двух согласных (бутылка, класс, хлеб), а также состоящие из 3-5 слогов.

В трехлетнем возрасте нередко наблюдаются такие проблемы со звукопроизношением:

  • замена шипящих звуков на свистящие. Например, вместо «шапка» малыш говорит «сапка», «ножик» – «нозик»;
  • в речи отсутствуют звуки «р», «л». Нередко дети заменяют их на «в», «й», смягчая «л»: «рыба» произносят «либа», «ложка» – «вожка», «лодка» – «йодка»;
  • звуки «ч» и «ц» произносятся нечетко. Например, малыш говорит не «цыплёнок», а «тсыпленок», не «принц», а «принтс», не «чай», а «тяй».

Словарный запас

У трехлетнего малыша практически в два раза увеличивается активный словарный запас. Если к трем годам он знал около тысячи слов, то ближе к четырехлетнему возрасту это количество возрастает до 2000.

Дети любят играть со словами, рифмовать и изменять их, придумывать комбинации из звуков (например, «плям, слям, глям, тлям», «молоко, далеко, колоко, толоко»). Слишком длинные слова произносятся неправильно. Например, «электричество» малыш может выговаривать «лепестричество», а вместо «велосипед» – «лисипед».

Нередки случаи, когда дети переставляют местами звуки, слоги, говоря не «магазин», а «гамазин», не «первый», а «певрый». Наблюдаются определенные сложности при произношении двух идущих подряд согласных звуков: дети вставляют между ними гласный либо не произносят один согласный. В три года дети могут различать сходные внешне предметы: тигр-лев, кружка-чашка. Они знают названия многих животных и могут показать их на картинке.

При осваивании новых слов ребята трехлетнего возраста устанавливают смысловые связи между действиями, предметами и их наименованиями. К лексике родного языка они тоже начинают относиться более осмысленно. При этом речь детей в три года еще несовершенна. Для пересказа запомнившихся событий или длинных сказок им часто не хватает слов.

Связность слов и предложений

Фото 4Дети трехлетнего возраста еще не умеют связно и логично рассказать о том, что видели, что вызвало у них интерес. Возникают сложности с пересказом содержания художественного произведения.

Монолог на заданную тему у ребят пока не получается без использования наводящих вопросов. Высказывания детей трех лет неразвернутые. Их фразы простые и зачастую несвязные.

Составить длинный осмысленный рассказ по картинке они не могут. Вместо этого перечисляют предметы и действия героев, увиденные на изображении, тогда как понятные и простые по содержанию потешки дети трехлетнего возраста хорошо запоминают и декламируют.

Малыши в 3 года способны практически дословно пересказать короткую сказку, прослушанную неоднократно. При этом некоторые слова им могут быть совершенно непонятны (например, смоляной бочок, лубяная избушка).

Как определить задержку речевого развития?

У некоторых детей наблюдается задержка речевого развития. Родителям важно вовремя заподозрить наличие отклонения. Для этого необходимо знать особенности становления речи у детей раннего возраста. Они приведены в таблице ниже.

Фото 5

Становление речи начинается с гуления

ВозрастОсобенности речи
1,5-2 месяцагуление
4 месяцалепет
7-8,5 месяцевлепет, повторение хорошо получающихся слоговых цепочек
9-11 месяцевпервые слова
годзнание 10 слов
1-2 годаформирование фразовой речи
2-3 годапостроение простых предложений из нескольких слов
3-4 годаформирование связного языка

Распространенные признаки задержки развития речи:

  • малыш мало гулит, лепечет, беззвучный;
  • в год кроха не реагирует на звук;
  • в 2 года чадо не выполняет действий по просьбе родителей. Не может соединять слова в простые фразы;
  • в 3 года отсутствует собственная речь;
  • для общения используются преимущественно жесты и мимика;
  • наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Чтобы устранить задержку речевого развития, необходимо выявить и исключить влияние фактора, спровоцировавшего появление такой проблемы.

Специалисты выделяют такие основные причины:

  • проблемы внутриутробного типа, родовые травмы;
  • задержка нервно-психического становления;
  • получение черепно-мозговой травмы в раннем возрасте;
  • проблемы со слухом (глухота, тугоухость);
  • нарушения психологического характера;
  • дефицит общения.

Что делать, если малыш плохо разговаривает?

Фото 6Родители, чьи дети плохо разговаривают в три года, задаются вопросом, что им делать. Комаровский отмечает, что, если у ребенка этого возраста речь абсолютно несвязная, то это повод обратиться к специалисту.

По мнению известного педиатра, при оценке развития чада родители должны принимать во внимание не только словарный запас, но и динамику его пополнения.

Комаровский считает, что если количество слов, выговариваемых в 2 и 3 года не изменяется, то это опасная тенденция. Если малыш отстает от нормативов всего на 10-20 слов, тогда переживать не стоит: спустя 1-2 месяца лексикон увеличится.

Детей, у которых имеются признаки задержки развития речи, нужно обязательно обследовать, показать специалисту. Не рекомендуется давать им в качестве развлечения гаджеты. Для них более полезным будет живое общение. Вместо компьютерных игр лучше предложить сыну или дочери прогулку по улице, чтение книги.

Комаровский не рекомендует родителям сравнивать свое чадо с другими детьми. Надо помнить, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая развивается в своем темпе. Задача мамы с папой – помогать малышу в становлении.

Видео по теме

Нормы развития речи от 0 до 3 лет:

Таким образом, речь трехлетних детей интенсивно развивается. Пополняется словарный запас, улучшается произношение слов и связность предложений. Существуют нормы становления речи. Но они являются условными, поскольку все дети индивидуальны в своем развитии.

Родителям нужно помогать ребенку совершенствовать речь при помощи специальных занятий, проводимых в игровой форме. В случае наличия признаков задержки развития необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Источник