Причины нарушения речи у ребенка 5 лет
Бардышева Наташа
Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет
В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека. Речь – это общение. Речь – это мышление. Речь – это познание. Речь – это признак сознательной и разумной жизни.
Все родителя хотят, чтобы их дети обладали красивой речью, потому что красивая, правильная речь создает основу для всестороннего развития ребенка.
Если у ребенка недостаточно развита речь, это приводит к различным нарушениям и в поведении и в общении.
Дети становятся или замкнутыми, с трудом входят в контакт со сверстниками, взрослыми (потому что их не понимают) или наоборот становятся гиперактивными, агрессивными, привлекая внимание к себе.
Обычно к 3-4 годам дети с нормальным интеллектом и слухом имеют правильную речь.
Существуют несколько видов речевых нарушений.
1. Дислалия — самое распространенное речевое нарушение
Оно проявляется в том,что ребенок не произносит звуки:
пропускает (• ука – рука,
чаще искажает звук (яука – рука – вука, сапка – шапка)
Дислалия как правило ведет за собой и нарушение фонематического слуха.
Диагноз – ФФН фонетико – фонематическое недоразвитие.
В группе семь детей с ФФН.
2. На втором месте такое речевое нарушение как – Дизартрия
У ребенка с дизартрией очень слабы (все согласные произносит мягко) или наоборот напряженны мышцы органов речевого аппарата в следствии поражения речевых центров в коре головного мозга или проводящих путей, что приводит к стойкому нарушению речи.
У таких детей, как правило, очень долго и трудно идет автоматизация поставленных звуков изомерованно произносит, а в речевом потоке
искажает или заменяет (рука – вука – фука, санки – сянки, шуба — с’юба)
перестановка слогов (дерево – деверо)
опускает слог (молоток – моток)
3. Риноламия – нарушение тембра голоса (говорит в нос)
4. Аламия – отсутствие речи.
моторная – все понимает, но не говорит.
сенсорная – не говорит и не понимает.
5. Афазия – потеря речи после болезни (инсульт, травма головы)
6. Заикание
Все перечисленные нарушения речи (кроме дислалии) связанны с поражением в ЦНС. Тяжесть дефекта зависит от локализации поражения
(в коре головного мозга или проводящих путях). При коррекции речевых нарушений, обусловленных нарушениями ЦНС всегда необходимо медикаментозное лечение (массаж, витамины).
Сложные формы дислалии, когда нарушено произношение всех групп звуков (свистящих, шипящих, соноров) и все перечисленные нарушения ведут к нарушению всех четырех компонентов речи.
Ребенку ставится логопедическое заключение – общее недоразвитие речи на фоне дизартрии, риноламии и т. д.
Какие же причины влияют на возникновение речевых нарушений.
В зависимости от времени воздействия неблагоприятных факторов на развитие речи можно выделить:
1. Перинатальную патологию (внутриутробное развитие плода)
2. Натальную (повреждения при родах)
3. Постнатальную патологию (от рождения до трех лет когда идет интенсивное развитее речи)
В перинатальный период на развитие речи могут повлиять следующие неблагоприятные факторы:
— наследственные (генные, хромосомные заболевания, все в роду картавят и ребенок может картавить)
— гипоксические (кислородное голодание плода когда будущая мама редко гуляет на свежем воздухе, чаще всего находится в прокуренном помещении)
— травматические (внутриутробное кровоизлияние в результате ушибов, падений, сдавливания плода. Особенно в первую половину беременности, когда формируется ЦНС)
— биологические (вирусы, бактерии, которые попадают через кровь матери к плоду, в процессе болезней – ОРВ, грипп, краснуха, ветрянка, сифилис, ВИЧ инфекция и т. д.)
— химические (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, алкоголь, наркотики, никотин) От отца к ребенку передается в 10 – 20 случаев. От матери в 90 случаев.
— экологические состояние среды, гипо и гипервитаминозы, недостаток микроэлементов, радиоактивное облучение, при плохом питании, постоянной работе на компьютере.
— иммунологическая несовместимость (по резус – фактору)
— социально – психологический фактор (всевозможные стрессы: смерть близкого человека, нежеланный ребенок и т. д.)
В натальный период на плот могут воздействовать следующие неблагоприятные факторы, которые так же могут оказать отрицательное влияние на развитие речи.
— асфексия (кислородное голодание ребенка — удушье)
— травмы в результате стремительных или затяжных родов, кесарево сечение, падение ребенка, сдавливание головы и т. д.)
В постнатальный период на развитие речи ребенка могут повлиять следующие факторы:
— наследственные
— травматические (ушибы головы, травмы лица — губ, языка и т. д.)
— биологические — частые болезни ребенка.
— химические – много лекарств, особенно антибиотиков, нахождение ребенка в грязном, прокуренном помещение.
— социально – психологические (ссоры в семье, шум, нарушение режима сна, бодрствования)
— неправильное воспитание в семье:
• Долго сосал соску (межзубное произношение, слабость мышц)
• Мало разговаривали в семье (беден словарный запас)
• Общение в семье на языке ребенка (лепет, сюсюканье) Когда ребенок до трех лет не слышит правильной речи взрослого
ребенок КА – каша и родители (КА)
Все перечисленные причины могут вызвать различные речевые нарушения. От легких до наиболее тяжелых.
От характера нарушения зависит и время, которое необходимо для коррекции того или иного нарушения речи. Оно может длиться от 3 месяцев до 3-5-10 лет.
Поэтому важно как можно раньше и систематически заниматься коррекцией речевых нарушений.
Задачи коррекционной работы осуществляются на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Какие же задачи по коррекции речи будут решаться в этом учебном году?
1. Первая и главная задача – формирование правильного произношения звуков речи (постановка, автоматизация)
2. Развитие фонематического восприятия (различать речевые и не речевые звуки, гласные, согласные называть последовательность звуков в словах)
3. Расширение запаса по изучаемым темам (сад, огород, игрушки, звери, птицы, времена года и т. д.)
4. Формирование грамматического строя речи, (работа над предложением, согласование существительного с числительным, прилагательного глаголами в числе, роде, падеже).
5. Развитие связной речи (пересказ, составление рассказов).
6. Развитие графических навыков (знакомство с тетрадью в клетку, рисование фигур, штриховка нарисованных фигур линиями в разных направлениях.
7. Развитие памяти, внимания, мышления через игры, стихи, загадки, скороговорки, потешки и т. д.
Коррекционные задачи будут выполнены в том случае,если мы: логопед, воспитатели, родители станем действовать согласованно.
Источник
Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.
Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.
Признаки задержки речевого развития
Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.
В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.
Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».
У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.
Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.
Признаки нарушений речи в дошкольный период
В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.
Признаки нарушения речевого развития:
- В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
- Нарушение звукопроизношения.
- Неправильное согласование слов в предложении.
- В речи ребенка преобладают простые предложения.
- Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
- Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.
Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.
Причины речевых нарушений
Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:
- Внутриутробные патологии.
- Родовые травмы.
- Послеродовые патологии.
- Генетическая предрасположенность.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия.
Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.
Внутриутробные патологии
Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:
- Гипоксия плода.
- Инфекционные заболевания матери.
- Травмы живота во время беременности.
- Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
- Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
- Стресс.
- Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.
Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.
Родовые травмы
К ним относятся:
- Асфиксия.
- Травмы, полученные малышом во время родов.
- Младенцы с маленьким весом.
В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.
Послеродовые патологии
К ним относятся:
- Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
- Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
- Травмы артикуляционного аппарата.
Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.
Генетическая предрасположенность
Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.
Неблагоприятные социально-бытовые условия
На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.
Классификация речевых нарушений
В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.
Психолого-педагогическая
Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.
Нарушения средств общения:
- Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР или фонетическое нарушение речи.
- Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
- Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.
В логопедии существует три уровня речевого развития:
- 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
- 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
- 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.
Нарушения использования средств общения:
- Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.
Медицинская классификация
В этой группе опираются на медицинские критерии.
Нарушения голосообразования или фонации
У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:
- Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
- Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
- Нарушение силы голоса – фонастения.
- Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.
Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.
Нарушения темпа и ритма речи
Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Нарушения звукопроизносительной стороны речи
Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:
- Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
- Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
- Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.
При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.
Структурно-семантические расстройства
Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.
Нарушения письма и чтения
- Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
- Аграфия − полная невозможность освоения письма.
- Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.
Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.
Особенности диагностики
Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.
Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:
- отоларингологу;
- ортодонту;
- неврологу;
- дефектологу.
После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.
Рекомендации
Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:
- С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
- Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
- Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
- На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
- Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.
Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой
Источник