Причины дисгармоничного развития ребенка
Одним из показательных симптомов развития, происходящим в дисгармоническом русле, является психопатология. Она представляет собой аномалии развития психики. В основе заложен дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.
Что такое дисгармония в психическом развитии?
Дисгармоническое развитие — это отклонение в формировании личности, которому свойственно возникновение разного рода психопатий. Длительное негативное воздействие травмирующих факторов на незрелую психику ребенка приводит к тому, что его эмоционально-волевая сфера перестраивается необратимым образом. Вместе с этим меняется и личность ребенка. Заложенные биологически предпосылки в виде темперамента (который, как известно, предопределяет силу, уравновешенность и подвижность процессов в психике человека) формируют основу психопатологии.
Причины
Что запускает процесс дисгармонического развития? В детском возрасте главным социальным фактором является обучение и воспитание. Ввиду уровня развития эмоциональной сферы и личности ребенка, а также повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды приводят к стойким изменениям в структуре личности. Однако здесь следует помнить о взаимодействии факторов внутренней и внешней среды. В качестве биологического фактора, который предрасполагает к патологическому формированию личности под внешним воздействием, рассматривается церебральная недостаточность в ее остаточной фазе, акцентуация характера, а также нарушения в период пубертата.
Причинами дисгармонического развития могут быть также наследственные заболевания, хромосомные нарушения, недостаток питания матери во время беременности, инфекции и отравления в младенческом возрасте.
Механизмы формирования
Патохарактерологическое развитие запускается следующим образом:
- Посредством закрепления патологических реакций отказа, имитации, гиперкомпенсации в ответ на психотравму. Впоследствии подобные реакции приобретают устойчивые формы и становятся свойствами личности.
- Непосредственное подкрепление негативными воздействиями определенных патологических черт, которые уже есть у ребенка (чрезмерная нервная возбудимость, истеричность и другие). При воздействии неблагоприятных социальных условий они переходят в психопатическое развитие, оказывая влияние на формирование характера ребенка и подростка.
Протестные реакции
В основе протестных реакций в действительности лежит комплекс тех переживаний, которые особенно значимы для ребенка. Это может быть обида или перенесенное унижение. Реакции могут носить активный или пассивный характер. Протест проявляется непослушанием, грубостью, двигательным возбуждением. Могут наступать состояния сужения сознания. При пассивном протесте наблюдаются уходы из дома, рвота, энурез, попытки суицида. Ребенок становится капризным, он постоянно проявляет недовольство по отношению к окружающим, которые спровоцировали реакцию протеста.
Особенности пассивного протеста
Пассивный протест может носить демонстративный характер, когда ребенок или подросток пытается привлечь к себе внимание взрослых. Он представляет себе, как родители его разыскивают, обвиняют себя в том, что так плохо к нему относились. Если же целью побега является не попытка привлечь к себе внимание, а стремление уйти из психотравмирующей ситуации или от наказания старшего, в психопатологии такой побег называется импунитивным. Такого рода побег может превратиться в поведенческий стереотип.
Реакции эмансипации
Еще одно проявление дисгармонического развития. Эмансипация представляет собой также проявление побега. В таких случаях основная мотивация ребенка заключается в стремлении отделиться от родителей. При меньшей выраженности стремления самоутвердиться, реакции эмансипации могут выражаться и в активном несогласии с советами старших.
Реакция группирования
У подростков мужского пола данный симптом нередко выражается в образованиях группировок. Подростки формируют спонтанные «стаи», в которых устанавливаются определенные правила общения. Реакция группирования может иметь тесную связь с имитацией: подросток имитирует поведение лидеров группы. У него формируются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков). Наблюдается делинквентное поведение (нарушение общественных и морально-поведенческих норм, которое не доходит до преступления действующего законодательства). Чаще всего имеет под собой поведенческую основу, однако в некоторых случаях могут носить и патологический характер.
Ребенок или подросток, переживая острое чувство неполноценности, пытается скомпенсировать это ощущение. В процессе гиперкомпенсации защитная форма начинает приобретать все более гипертрофированный характер. У ребенка наблюдаются компенсаторные игры, он погрязает в фантазиях, что также способствует быстрому формированию патологических личностных черт.
Варианты патологий: влияние на личность
В процессе анализа выделяют четыре главных варианта искаженного и дисгармонического развития:
- Развитие по аффективно-возбудимому типу. Данный вид обуславливается неблагоприятной социальной средой, где ребенок постоянно наблюдает алкоголизм родителей, агрессивность домочадцев по отношению друг к другу. В подобных условиях у ребенка постепенно развиваются черты аффективной взрывчатости, навязчивая склонность к разрядке эмоционального возбуждения, гнева. Формируется повышенная готовность к конфликтам. Данные черты изначально формируются как имитация подобного поведения у старших членов семьи, либо в качестве закрепления протестной реакции. Изменение личности характеризуется сдвигом аффекта в сторону угрюмости, злобности.
- Истероидный вариант. Чаще всего наблюдается у девочек. Возникает в тех семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперпопечительства, растет в изнеженной обстановке, его внешность и таланты оцениваются непомерно высоко. Но данный вариант в качестве реакции протеста также может возникать и в тех семьях, которые страдают от длительного конфликта. У ребенка, дисгармоническое развитие личности которого происходит по истероидному типу, не развивается чувство ответственности, умения преодолевать трудности и препятствия. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной импульсивности, а также внушаемости. Данный тип развития личности по своей сути представляет собой один из вариантов психического инфантилизма – одного из компонентов ЗПР (задержки психического развития).
- Тормозимый вариант. Чаще всего возникает в особых условиях гиперопеки, где авторитарность направлена на подавление самостоятельности. Ребенок становится робким, обидчивым. Вырастает в пассивного и неуверенного взрослого. К данному варианту близко формирование невротической личности, которое имеет место в тех случаях, когда длительная психотравмирующая обстановка в семье приводит к развитию у ребенка невроза и таких черт, как боязливость, ипохондричность, высокая тревожность. Невротическое развитие быстро возникает у физически слабых детей, а также при неблагоприятных условиях окружающей среды.
- Патологическое протекание периода пубертата. Негативное влияние на личность оказывает и его задержка, и ускорение. Данные аномалии обуславливаются и внешними факторами, и особенностями ЦНС. При наличии неблагоприятной окружающей среды акцентуации характера и патологические черты становятся предпосылками для патологического формирования личности. В ней будут присутствовать черты повышенной эмоциональной возбудимости, расторможенности, а также асоциального поведения.
Характеристика дисгармонического развития сложна, что связано с многообразием вариантов, нечеткостью их границ. В этом заключается одна из главных трудностей дифференциальной диагностики. Однако чистые варианты патологий встречаются гораздо реже, чем смешанные.
Источник
39.Опишите дисгармоническое развитие как вариант психического дизонтогенеза. Причины дисгармонического развития личности ребёнка
Дисгармоничноеразвитие – врождённаяили рано приобретённая диспропорцияпсихики в её эмоцион.-волевой сфере.Аффективныепереживания, возникающие в результатеконфликта разнонаправленных мотивационныхтенденций, при определенных условияхстановятся источником формированиядисгармонической личности.
Включаетчетыре варианта нарушений: 1)психопатии(стойкий дисгармонический склад психики,психопатические личностные свойстване имеют тенденцию к прогрессированию.),2)патологическое формирование личности,3)невропатии(Особый вид аномалииэмоционально-волевой сферы, обусловленныйнеустойчивостью регуляции вегетативныхфункций.), 4)отклонение от темпа половогосозревания.
Современныеклиницисты и специальные психологивыделяют две основные группы причин,которые приводят к нарушениям психическогои физического развития:
Кэндогенным причинам относятся:
- различные наследственные заболевания ;
- заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, – хромосомные аберрации .
Экзогенныепричины вызывают отклонения в развитии,которые могут влиять в различные периодыонтогенеза:
• впренатальный период матери; недостатокпитания матери во время беременности,особенно недостаток белков, микроэлементов;витаминов; резус-конфликт; травмы;влияние лучевой энергии и т.п.);
• внатальный период ;
• впостнатальный период причинами могутбыть остаточные явления после различныхинфекционных и других заболеваний;различные травмы ; интоксикации ;несоблюдение санитарно-гигиеническихнорм и т. п.
Причинамиотклонений в развитии могут бытьнеблагоприятные условия социальнойсреды, которые оказывают травмирующеевлияние на психическое развитие ребенка,особенности его поведения.
Такимобразом, люди с дисгармоническойорганизацией личности – это не простоиндивиды с направленностью .Это люди с двойной направленностью,находящиеся в конфликте с собой, людис расщепленной личностью, у которыхсознательная психическая жизнь и жизньнеосознанных аффектов находится в[постоянном противоречии)
40.Охарак. Психопатию как форму дисгармонии личности
Психопатии-нарушенияповедения у детей которые часто имеютврождённый характер.
Психопатиивозникают на основе взаимодействияврожденной или рано приобретеннойбиологической неполноценности нервнойсистемы и влияния внешней среды. Однаковлияния внешних факторов для образованияпсихопатии недостаточно.
От нормальногохарактера, на который наложило отпечатокнеправильное воспитание или педагогическаязапущенность, психопатия отличаетсялежащей в ее основе неполноценностьюнервной системы. Отклонения в поведенииеще не дают основания причислять человекак психопатическим личностям.
Психопатиямне свойственна прогредиентность сразвитием слабоумия и дефекта личности.Следует также отличать психопатии отпсихопатоподобных состояний послечерепно-мозговой травмы, инфекционныхзаболеваний, интоксикационных пораженийЦНС, эндокринопатий и др.
Основнымдифференциально-диагностическимкритерием должно служить то, что допоявления психопатоподобных измененийпри тех или иных заболеваниях развитиеличности было нормальным. В отличие отневрозов при психопатии патологическиечерты характера определяют весьпсихический облик. Формы:
Конституциональная.Детис данным видом психопатии обладаютнаследственной предрасположенностьюк ней. Уровень умственного развития приэтом первично не страдает. Формируютсяразные формы психопатий: возбудимые,неустойчивые и т. д. При данной этиологиипсихопатии внешние факторы активируют,«запускают» имеющееся предрасположение.
Приобретенная.Возникаетпод влиянием неблагоприятных факторовпсихологического и социальногохарактера, таких, как неправильноевоспитание, жестокость родителей,сильные эмоциональные потрясения.
Подвлиянием эмоционального напряжения,возникающего при конфликтных, кризисныхситуациях, превышающего по своейинтенсивности и длительностииндивидуальные адаптивные возможностиребенка, что проявляется вэмоционально-поведенческих расстройствах,трудностях социализации, социальноговзаимодействия и обучения.
Органическая.Развиваетсякак следствие воздействия на организмребенка в возрасте до трех лет различныхнеблагоприятных факторов: тяжелыетоксикозы беременности, родовыетравмы и т. п.
Виды:психопатий:
1)Возбудимая.Характернавысокая возбудимость, сочетающаясяс выраженной экстравертированностью,подозрительностью, гневливостью,упрямством и педантичностью.Поведение детей характеризуетсяжестокостью, мстительностью, крайнейтребовательностью к окружающим, вступаютв споры по-любому поводу.
2)Неустойчивая.Детямсвойственны повышенная эмоциональнаянеустойчивость, нестойкие интересы ипривязанности, слабость воли. Обладаютповышенной внушаемостью, склонностьюк фантазированию,впечатлительностью.
3)Аффективная.Детямприсуще различное настроение, они всегдамрачные унылые. Также они малообщительные,сдержаны и склонны ко лжи.
4)Психастеническая.Детипостоянно испытывают разнообразныестрахи, тревоги, сомнения относительнопринятия решения в связи с возложеннойна них ответственностью. Склонны ксозданию различных ритуалов в поведении,боятся любых изменений.
5)Шизоидная.Детямсвойственны патологическая замкнутость,скрытость, оторванность от реальности.слабость эмоциональных привязанностейвплоть до черствости.
6)Истерическая.Такие дети предпочитают быть на виду,хотят быть в центре внимания. Чаще всеготаким видом психопатий обладают девочки.
7)Параиноидная.Образование сверхценных идей, которыеформируются у них к 30-25 годам Основныечерты характера: упрямство, прямолинейность,злопамятность, обидчивость, такжесамоуверенность в себе.
8)Астеническая.Детям свойственная повышенная робость,стеснительность, нерешительность,впечатлительность. Такие дети не выносятвида крови.
9)Мозаичная.Представляетсобой сочетание нескольких формпсихопатий.
Психопатическаяличность – индивид со стойкой и клиническизначимой социальной дезапатациейповедения или антисоциальным расстройствомличности.
Источник: https://studfile.net/preview/5357898/page:3/
Дисгармоническое развитие – это… Характеристика, особенности, развитие, причины появления и влияние на человека
Одним из показательных симптомов развития, происходящим в дисгармоническом русле, является психопатология. Она представляет собой аномалии развития психики. В основе заложен дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.
Что такое дисгармония в психическом развитии?
Дисгармоническое развитие – это отклонение в формировании личности, которому свойственно возникновение разного рода психопатий.
Длительное негативное воздействие травмирующих факторов на незрелую психику ребенка приводит к тому, что его эмоционально-волевая сфера перестраивается необратимым образом. Вместе с этим меняется и личность ребенка.
Заложенные биологически предпосылки в виде темперамента (который, как известно, предопределяет силу, уравновешенность и подвижность процессов в психике человека) формируют основу психопатологии.
Причины
Что запускает процесс дисгармонического развития? В детском возрасте главным социальным фактором является обучение и воспитание. Ввиду уровня развития эмоциональной сферы и личности ребенка, а также повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды приводят к стойким изменениям в структуре личности.
Однако здесь следует помнить о взаимодействии факторов внутренней и внешней среды.
В качестве биологического фактора, который предрасполагает к патологическому формированию личности под внешним воздействием, рассматривается церебральная недостаточность в ее остаточной фазе, акцентуация характера, а также нарушения в период пубертата.
Причинами дисгармонического развития могут быть также наследственные заболевания, хромосомные нарушения, недостаток питания матери во время беременности, инфекции и отравления в младенческом возрасте.
Механизмы формирования
Патохарактерологическое развитие запускается следующим образом:
- Посредством закрепления патологических реакций отказа, имитации, гиперкомпенсации в ответ на психотравму. Впоследствии подобные реакции приобретают устойчивые формы и становятся свойствами личности.
- Непосредственное подкрепление негативными воздействиями определенных патологических черт, которые уже есть у ребенка (чрезмерная нервная возбудимость, истеричность и другие). При воздействии неблагоприятных социальных условий они переходят в психопатическое развитие, оказывая влияние на формирование характера ребенка и подростка.
Протестные реакции
В основе протестных реакций в действительности лежит комплекс тех переживаний, которые особенно значимы для ребенка. Это может быть обида или перенесенное унижение. Реакции могут носить активный или пассивный характер.
Протест проявляется непослушанием, грубостью, двигательным возбуждением. Могут наступать состояния сужения сознания. При пассивном протесте наблюдаются уходы из дома, рвота, энурез, попытки суицида.
Ребенок становится капризным, он постоянно проявляет недовольство по отношению к окружающим, которые спровоцировали реакцию протеста.
Пассивный протест может носить демонстративный характер, когда ребенок или подросток пытается привлечь к себе внимание взрослых. Он представляет себе, как родители его разыскивают, обвиняют себя в том, что так плохо к нему относились.
Если же целью побега является не попытка привлечь к себе внимание, а стремление уйти из психотравмирующей ситуации или от наказания старшего, в психопатологии такой побег называется импунитивным.
Такого рода побег может превратиться в поведенческий стереотип.
Реакции эмансипации
Еще одно проявление дисгармонического развития. Эмансипация представляет собой также проявление побега. В таких случаях основная мотивация ребенка заключается в стремлении отделиться от родителей. При меньшей выраженности стремления самоутвердиться, реакции эмансипации могут выражаться и в активном несогласии с советами старших.
Реакция группирования
У подростков мужского пола данный симптом нередко выражается в образованиях группировок. Подростки формируют спонтанные «стаи», в которых устанавливаются определенные правила общения. Реакция группирования может иметь тесную связь с имитацией: подросток имитирует поведение лидеров группы.
У него формируются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков). Наблюдается делинквентное поведение (нарушение общественных и морально-поведенческих норм, которое не доходит до преступления действующего законодательства).
Чаще всего имеет под собой поведенческую основу, однако в некоторых случаях могут носить и патологический характер.
Ребенок или подросток, переживая острое чувство неполноценности, пытается скомпенсировать это ощущение. В процессе гиперкомпенсации защитная форма начинает приобретать все более гипертрофированный характер. У ребенка наблюдаются компенсаторные игры, он погрязает в фантазиях, что также способствует быстрому формированию патологических личностных черт.
Варианты патологий: влияние на личность
В процессе анализа выделяют четыре главных варианта искаженного и дисгармонического развития:
- Развитие по аффективно-возбудимому типу. Данный вид обуславливается неблагоприятной социальной средой, где ребенок постоянно наблюдает алкоголизм родителей, агрессивность домочадцев по отношению друг к другу. В подобных условиях у ребенка постепенно развиваются черты аффективной взрывчатости, навязчивая склонность к разрядке эмоционального возбуждения, гнева. Формируется повышенная готовность к конфликтам. Данные черты изначально формируются как имитация подобного поведения у старших членов семьи, либо в качестве закрепления протестной реакции. Изменение личности характеризуется сдвигом аффекта в сторону угрюмости, злобности.
- Истероидный вариант. Чаще всего наблюдается у девочек. Возникает в тех семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперпопечительства, растет в изнеженной обстановке, его внешность и таланты оцениваются непомерно высоко. Но данный вариант в качестве реакции протеста также может возникать и в тех семьях, которые страдают от длительного конфликта. У ребенка, дисгармоническое развитие личности которого происходит по истероидному типу, не развивается чувство ответственности, умения преодолевать трудности и препятствия. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной импульсивности, а также внушаемости. Данный тип развития личности по своей сути представляет собой один из вариантов психического инфантилизма – одного из компонентов ЗПР (задержки психического развития).
- Тормозимый вариант. Чаще всего возникает в особых условиях гиперопеки, где авторитарность направлена на подавление самостоятельности. Ребенок становится робким, обидчивым. Вырастает в пассивного и неуверенного взрослого. К данному варианту близко формирование невротической личности, которое имеет место в тех случаях, когда длительная психотравмирующая обстановка в семье приводит к развитию у ребенка невроза и таких черт, как боязливость, ипохондричность, высокая тревожность. Невротическое развитие быстро возникает у физически слабых детей, а также при неблагоприятных условиях окружающей среды.
- Патологическое протекание периода пубертата. Негативное влияние на личность оказывает и его задержка, и ускорение. Данные аномалии обуславливаются и внешними факторами, и особенностями ЦНС. При наличии неблагоприятной окружающей среды акцентуации характера и патологические черты становятся предпосылками для патологического формирования личности. В ней будут присутствовать черты повышенной эмоциональной возбудимости, расторможенности, а также асоциального поведения.
Характеристика дисгармонического развития сложна, что связано с многообразием вариантов, нечеткостью их границ. В этом заключается одна из главных трудностей дифференциальной диагностики. Однако чистые варианты патологий встречаются гораздо реже, чем смешанные.
Источник: https://FB.ru/article/381785/disgarmonicheskoe-razvitie—eto-harakteristika-osobennosti-razvitie-prichinyi-poyavleniya-i-vliyanie-na-cheloveka
Источник