Причинно следственная связь ребенку 3 года

Причинно следственная связь ребенку 3 года thumbnail

Хотя очень важно постоянно демонстрировать детям причинно-следственную модель мышления в словесной форме уже с самого раннего возраста, они вряд ли самостоятельно примут на этой основе то или иное решение. До тех пор пока детям не исполнится три года, родителям следует отвлекать или просто физически отстранять их от запрещенных занятий. Это особенно важно, если поведение малышей может иметь опасные последствия для здоровья (прикосновение к горячей плите), имущества (попытка разобрать музыкальный центр) или социальных взаимоотношений (намерение кого-то ударить или толкнуть).

В три — четыре года ребенок уже способен подавлять в себе некоторые импульсы. Например, если родители говорят двухлетнему малышу: «Не трогай телевизор», то наивно ожидать, что тот оставит его в покое, особенно если он в это время находится в комнате один. Он еще не может понять, что это может грозить ему неприятностями. Однако в четыре года тот же самый ребенок уже вполне осознает эту простую причинно-следственную связь. В большинстве случаев он уже в состоянии выполнять данные ему указания, даже не находясь под постоянным наблюдением.

Как происходит воспитание причинно-следственного мышления у ребенка?

В возрасте от четырех до шести лет, когда развиваются познавательные способности, ребенок уже может делать определенные прогнозы относительно последствий своих действий и на их основе отказываться от некоторых желаний и намерений. По мере развития данных способностей ребенка у родителей возникает идеальная возможность постоянно и последовательно демонстрировать ему существование причинно-следственных связей. На этой стадии дети уже в состоянии устанавливать их в аналогичных ситуациях. Взрослые могут существенно помочь развитию и укреплению этих ассоциаций, если будут вслух излагать ход своих мыслей при принятии различных решений. Когда ребята будут готовы делать осознанный выбор, родители должны направлять их мысли и действия: «Если ты сделаешь это, то что, по твоему мнению, получится? Что еще можно сделать в этой ситуации? А если ты поступишь иначе, то что произойдет? Какой результат тебя больше устраивает? Какое решение, по-твоему, лучше?»

Постепенно логическое мышление детей становится все более развитым, и они уже могут решать довольно сложные проблемы. Девятилетний мальчик, например, вполне понимает, что если он изо всей силы бросит мяч, то может кого-нибудь сильно ударить, разбить окно или мяч выкатится на проезжую часть. Если он разобьет окно, то мама, возможно, решит оплатить ремонт из его карманных денег. Мальчик учитывает сразу несколько возможных последствий своего броска. Когда дети находятся на такой, достаточно продвинутой, стадии развития, формирование у них навыков причинно-следственного мышления приобретает новые масштабы. Родители могут задавать более сложные мыслительные задачи, развивая способность ребят понимать все возможные последствия и принимать на этой основе осознанные решения.

Формируя у детей навыки причинно-следственного мышления для самостоятельного принятия решений, родители должны учить их применять ту же логику и по отношению к поведению. Объяснение детям последствий их поведения помогает ребятам понять связь между своими поступками и их результатами: «Если я ударю сестру, то мама меня накажет. Мой поступок будет иметь негативные последствия».

Источник

От автора: Данная статья является следствием моего опыта как мамы двух детей и детско-семейного психотерапевта. Как мама и психолог могу сказать, что отношения — это труд, но только когда он приносит свои плоды, эти отношения наполняются теплом и удовольствием!

Детские истерики и капризы. Причинно – следственная связь!

С рождения и до лет пяти у малыша проходит самый сложные период в жизни: дети учатся дышать; обращая на себя внимание – выживать; затем держать голову, сидеть, ползать, вставать и наконец ходить. Исследуют мир, проверяя его на безопасность, учатся различать людей, общаться с ними, опираться на них, потому что самостоятельно не выжить! Дети учатся чувствовать и переживать, проявлять себя, демонстрировать, различать свои состояния и реакции, переживать реакции других на себя и свое поведение. Они учатся говорить, кричать, требовать или молчать.

За этот период малыш научается всему тому, на что будет опираться потом всю жизнь – физическое развитие, психоэмоциональное, когнитивные функции.

В этот период у ребенка формируется и приобретается опыт в безопасности, привязанности и достижениях.

Это очень сложный период приобретения опыта, где сам малыш ничего еще не знает и не понимает, совсем сталкивается впервые. Это вызывает чувство страха.

Так как тема нашего исследования – истерики, то сейчас я хочу рассмотреть механизм справляться с этим страхом – это злиться, гневаться, впадать в истерику.

Причины истерик разные:

— состоянии нервной системы ребенка (легко возбудимая),

— кризис 3-х лет

— физического здоровья на данный момент ребенка

— нехватка внимания малышу

— закрепленный опыт манипулировать истерикой (добиваться своего)

— рассогласованные семьи

Но, очень часто за истерикой стоит что-то гораздо глубже, чем просто желание добиться своего.

Если рассматривать истерику с точки зрения переживаний ребенка, то это злость, гнев, ярость.

Эти эмоции вторичны, за ними всегда скрыта потребность ребенка в безопасности; любви, тепле, нежности – привязанности; в достижениях.  И совсем иные переживания.

У каждого ребенка его внутренний мир формируется индивидуально, особенно. Для многих детей отказ, запрет в конфете,  игрушке или еще чем-то воспринимается как отвержение его самого, что формирует чувство страха. Многие с чувством страха будут справляться истерикой – это злиться, гневаться!

Чувство стыда в последствии истерики формируется в результате того, что «таким» его не приняли родители, бабушки и дедушки или если это произошло в общественном месте, и очень знающая женщина ткнула пальцем в ребенка и произнесла – как тебе не стыдно или не красиво так себя вести.

Читайте также:  Повышенные эритроциты ребенок 3 года

Отчаяние и бессилие чаще формируется тогда, когда потребность истинная ребенка не удовлетворена. Дело не в игрушке или конфете, а в истинных потребностях малыша.

В результате не удобного поведения для окружающих у детей может сформироваться чувство вины.

Важно понимать, что истерики происходят в отношениях, ребенок их посвящает кому-то. Формирование безопасности и привязанности в отношениях, а также уверенности в достижениях начинают формироваться рядом с мамой и папой, и только потом с другим окружением, расширяя границы. Поэтому такое поведение ребенка часто адресовано родителям. Если рядом с ребенком находится устойчивый родитель, с уверенными собственными взглядами на жизнь, сформированным мнением что и как лучше для его ребенка, у малыша будет формироваться знание про то, что он может опираться на своих папу и маму, будут формироваться устойчивая нервная система, безопасность, успокоение.

Для того, что бы ребенок рос с устойчивой нервной системой, важно расти внутренне всей семье! Детские истерики — это первые звоночки, что так как раньше, ваша семейная система уже не может существовать, и важно развиваться и находить новые способы. Только если встретиться с кризисом и его пережить, возможно развиваться дальше.

Можно писать много советов, рекомендаций по вопросу, как справляться с детскими истериками, но чаще всего они приводят к бессилию и раздражению, а результата нет! А если и помогают, то на короткий промежуток времени. В таком вопросе ответы лежат внутри отношений ребенок – родитель, и внутри отношений семьи. Только в каждой индивидуальной ситуации можно исследовать и понять причины подобного поведения, и что с этим делать. Искать способы и методы, которые подходят именно вам, но условия остаются неизменными – развивать и воспитывать не только ребенка, а расти и развиваться родителям тоже! Потому что вы семья, потому что ребенок ваш!  

Источник

Калиновская Юлия
Игры для установления причинно-следственных связей

Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу. Предлагаем вам игры, направленные на развитие причинно-следственных связей у ребенка.

Рекомендуемый возраст – от 3 лет.

*Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причиндля следующих ситуаций:

• На улице стояло много людей.

• Дети стояли, открыв рот от изумления.

• Вода в чашке стала мутной.

• Внезапно в комнате погас свет.

• Пение птиц внезапно прекратилось.

• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций.Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

*Игра «Что может произойти, если…»

• Если положить лед на ладонь, то ….

• Если у медведя вырастут крылья, то ….

• Если полететь высоко-высоко, то ….

• Если съесть много мороженого, то ….

• Если летом пойдет снег, то ….

Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

*Игра «Продолжи предложения»

• Девочка весело смеялась, потому что ….

• Если наступит праздник, то ….

• Собака печально бродила по улице, хотя ….

• На горячую сковороду капнула вода ….

• Мы уехали и забыли полить цветы ….

• Голодный волк увидел пирожок ….

• Папа открыл кран ….

• Коля упал в яму, потому что ….

• Птицы начали собираться в теплые края, потому что ….

*Игра «Найди связь»

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило.Например:

Шишка упала с елки.

Автобус не пришел вовремя.

Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

*Игра «Невероятные фантазии»

• Что произойдет, если зима будет круглый год?

• Что произойдет, если рыбы станут летать?

• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?

• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?

*Игра «Понимание назначения»

• Зачем каждому человеку имя?

• Для чего нужны светофоры на улицах?

• Зачем нужна печка?

• Почему у ежа иголки?

• Что можно сделать, если ты заблудился?

*Игра «Состав предметов и явлений»

• Из чего птички строят свои гнезда?

• Что нужно взять с собой на рыбалку?

• Как получается дождь?

• Что можно подарить собаке на день рождения?

• Как отличить живой предмет от неживого?Игры для установления причинно-следственных связей.

*Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причиндля следующих ситуаций:

Читайте также:  Сколько раз может болеть ребенок в 3 года

• На улице стояло много людей.

• Дети стояли, открыв рот от изумления.

• Вода в чашке стала мутной.

• Внезапно в комнате погас свет.

• Пение птиц внезапно прекратилось.

• Мама открыла дверь в комнату и ахнула

Источник

Приветствуем вас, уважаемые родители!

В мире нет   ничего случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью. Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу.

Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при котором одно явление, которое является причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление – следствие.

Ребенок 5—7 лет владеет достаточным объемом представлений об окружающем мире и может оперировать имеющейся у него информацией, довольно легко устанавливать прямые и обратные связи между объектами и явлениями, которые ему хорошо знакомы.

В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, т.е. сформированы основы для освоения действия установления причинно-следственных связей и зависимостей уже на более высоком уровне, нежели на предыдущих возрастных этапах дошкольного детства.

Предлагаем вам игры, направленные на развитие причинно-следственных связей у ребенка 5-7 лет.

Причинно следственная связь ребенку 3 года

Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

Причинно следственная связь ребенку 3 года

Причинно следственная связь ребенку 3 года

Игра «Что может произойти, если…»
• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .
Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

Причинно следственная связь ребенку 3 года

Игра «Что тяжелее?»

В этой игре  нужно будет разобраться,  какие предметы тяжелее других, а какие легче.

Взрослым-то хорошо, для них понятно, что книжка весит больше, чем карандаш, а стол тяжелее стула. Перейдите по данной ссылке и играйте вместе с ребенком:

https://igraem.pro/igry-dlya-malyshej/chto-tyazhelee/

Причинно следственная связь ребенку 3 года

Игра «Найди связь»

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило.

Например:
Шишка упала с елки. — Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе, выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

Это варианты предложений, которые можно предложить ребенку:

  • Котенок подошел к блюдечку. — Мальчик не выучил уроки.
  • Утром отключили воду. – Папа опоздал на работу.
  • Дворник чистил весь день дорожки от снега. — Мама опоздала на работу.
  • Все прохожие промокли. — Наконец-то вылезли первые первоцветы из земли.
  • Мама купила вкусный арбуз. — Папа, наконец-то поменял колесо на машине.
  • Многие ученики заболели. — Окна покрыты инеем.
  • Мама устроила дома праздник. — Мальчик получил хорошую оценку.

Игра «Что сначала, что потом?»

Важный момент при развитии ребенка, его подготовки к школе, научиться определять последовательность событий. Для тренировки подойдет дидактическая игра «Что сначала, что потом?». Карточки нужно распечатать, разрезать на квадратики и предложить ребенку определить, что сначала, а что потом. Не торопите ребенка, пусть хорошо подумает, включит логику, объяснит свою точку зрения, а потом у него будет получаться все быстрее и легче. Для деток 6-7 лет можно предложить по расставленным в логическом порядке картинкам составить небольшой рассказ в качестве развития речи.

(Кликните на картинку, чтобы увеличить ее в размерах)

Играйте в эти замечательные игры и развивайте воображение ваших детей!

Материал подготовлен Исламовой Р.А. (специалист МАУ ИМЦ «Альтернатива»)

Источник

Понятие причины и следствия кажется естественным для взрослых, но для детей, особенно маленьких, такое понятие может быть трудновато для понимания. Очень важно учить понятию причины и следствия с раннего возраста прежде, чем это понадобится в школьном возрасте и в повседневной жизни. Родители могут сыграть главную роль в том, чтобы помочь детям уяснить это понятие.

Помочь младенцам и малышам уяснить понятие причины и следствия

  1. 1

    Общайтесь со своим ребенком. Даже самые маленькие детки могут уловить связь между причиной и следствием. Например, они плачут, и кто-то подходит к ним накормить их, переодеть или поменять их положение. Старайтесь чаще отвечать на детские просьбы о внимании и общайтесь с ними, как можно больше. Гримасничайте, чтобы дети смеялись, берите ребенка на руки, если он уползает от вас.

  2. 2

    Предлагайте игрушки. Младенцы и малыши учатся в игре, поэтому предлагайте им игрушки, соответствующие их уровню развития. Ваш малыш может понять: если потрясти погремушкой, она издает звук. Ваш малыш может понять: если нажать на какую-то кнопку, то игрушка издает звук или начинает светиться.

  3. 3

    Дайте детям уяснить понятие причины и следствия посредством общения. Ваш ребенок растет, и вы можете уже вербально донести ему некоторые принципы. Например, вы можете сказать: «Да, ты не пообедал, и теперь голоден опять» или «Ты был груб с шариком, и поэтому он лопнул».

  4. 4

    Демонстрируйте. Малыши лучше всего могут уяснить понятие причины и следствия через практическую демонстрацию. Проткните шарик иглой и посмотрите, что случится. Или пойдите с малышом на кухню помыть посуду, наберите в чашку воды, пока вода не перельется через край. Спросите своего малыша, что случилось и почему. Попробуйте повторить подобное действие и с другими предметами домашнего обихода.

Помочь дошкольникам и детям старшего возраста уяснить понятие причины и следствия

  1. 1

    Введите в лексикон своего ребенка слова причина и следствие. Объясните, что причина – это событие или действие, которое происходит, а следствие –это то, что происходит в результате того или иного действия.

    • Ваш ребенок взрослеет, добавляйте новые слова. Такие слова, как «влияние», «результаты», «факторы», например, могут помочь построить предложение о причине и следствии с использованием слов «поэтому», «таким образом», «в следствии».
  2. 2

    Используйте фразу «потому что». Воспроизводите отношения между причиной и следствием, используя фразу «потому что» в общении. Это очень помогает многим детям лучше уяснить понятие. Так, например, вы говорите: «Твои туфли грязные потому, что ты вступил в грязь» или «Дома холодно потому, что мы оставили окна открытыми».

  3. 3

    Объясните, почему понятие причины и следствия настолько важно. Ваш ребенок растет, и вы можете указать на то, что принцип причины и следствия существенен во многих вещах. Мы можем выяснить причины плохого, чтобы избежать их и сделать мир лучше, мы может выяснить причины всего хорошего, чтобы увеличить их вероятность для того, чтобы достичь больших результатов.

    • Когда ваш ребенок идет в школу, очень важно сделать акцент на обучении в плане понятия причины и следствия. Ученые постоянно пользуются этим методом (Что влияет на глобальное потепление? Почему эти растения погибли? Что будет, если смешать уксус и соду?). Историки также пользуются этим методом (Почему американские колонии восстали? Что произошло после того, как Кортес победил ацтеков?).
  4. 4

    Нарисуйте карту T. Это простая таблица с двумя колонками. В одной колонке вы пишите причины, а в другой следствия. Например, вы можете написать: «идет дождь». Пусть ваш ребенок подумает над следствием: стало грязно, выросли цветы, в школе внеплановые каникулы, пробки на дорогах. Напишите эти следствия во второй колонке.

    • Вы можете использовать Т карты для того, чтобы продемонстрировать понятие причины и следствия в языке. Например, вы пишите «идет дождь» сверху вместо того, чтобы написать в левой колонке. В левой колонке вы пишите «стало грязно потому, что идет дождь». Такой способ учит ребенка двум основным формам причины и следствия: фраза «потому что» и слово «поэтому». Это также воспроизводит и само понятие.
  5. 5

    Играйте в игры, где присутствует понятие причины и следствия. Один из примеров: цепочка причины и следствия. Выберите следствие: брюки грязные. Затем дайте ребенку подумать о возможной причине, например: я упал в грязь. Затем вы продолжаете цепочку следствия: шел дождь и было скользко. Продолжайте, сколько хотите. Такая игра может помочь ребенку развить понимание причины и следствия.

    • Вы можете также поиграть в более простую игру, где вы предлагаете воображаемое действие, например: собака громко лаяла. А ребенок может подумать о причинах, например: собака лаяла громко потому, что пришел почтальон или кто-то наступил ей на хвост, или собака увидела другую собаку.
  6. 6

    Читайте книги. Ищите яркие красочные книги, где представлено понятие причины и следствия. Читайте такие книги детям и обсуждайте ситуации, представленные в книгах.

  7. 7

    Составьте хронологию. Для более старших детей составьте хронологию на листке бумаги. Выберите историческое событие, например, войну, и отметьте ее важные моменты в хронологии. Свяжите эти моменты, основываясь на понятии причины и следствия.

  8. 8

    Учите ребенка аналитическому мышлению. Ваш ребенок растет и с годами понимание причины и следствия будет все лучше и лучше. Вы можете продолжать обучать ребенка аналитическому мышлению. Спрашивайте, почему определенное событие имело место быть. Спросите у ребенка, откуда он знает о произошедшем, на чем он основывается. Попробуйте спросить: «А что, если?..» Таким образом вы будете развивать воображение ребенка. Спросите у него: « А что, если вместо соли мы добавим сахар в это блюдо?», «Что было бы, если бы американские колонии не восстали?»

    • Объясните ребенку причинно-следственные связи. Если нет доказательств определенного события, то, может, это событие было случайностью и нет никакой причинно-следственной связи.

Советы

  • Существует бесконечное множество путей развития у вашего ребенка понимания причинно-следственной связи. Выберите те способы, которые подходят конкретно вашему ребенку.
  • Помните, что причина и следствие может казаться вам простым и логичным явлением, но, тем не менее, очень важным. Таким образом, ваш ребенок будет проявлять большую любознательность к тому, что происходит в мире. А это, в свою очередь подготовит вашего ребенка к решению более сложных жизненных задач.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 6831 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник