Причина условия деформаций личностные развития ребенка

Главная»Статьи»Причины деформации и условия личностного развития ребенка
Опубликовано: 29 июня 2016 в 23:31
Развитие человека — процесс неоднозначный, сложный и не всегда поступательный, прогрессирующий и управляемый. Каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития, которая отличает его от сверстников.
Причины отличия одного человека от другого в источниках и механизмах процесса развития.
Источники и механизмы развития ребенка
На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.
- Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:
— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;
— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;
— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;
— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;
— мальчики более агрессивны;
— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.
Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий. Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному. Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени.
- Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:
- Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
- Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
- Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
- Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
- Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
- Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
- Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.
Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.
Условия развития ребенка
Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития. В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка. Важное место в создании условий занимает семья и школа.
-
Эмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
- Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.
Причины отклонений в развитии детей
Проблемы детского развития приводят к проблемам взрослых людей. Современные медики определяют две основные группы причин:
- Эндогенные причины (внутренние) – обусловленные генетическими факторами.
- Экзогенные причины (внешние) – факторы среды, оказывающие влияние на развитие ребенка.
К эндогенным причинам относят: заболевания, передающиеся по наследству, заболевания, связанные со структурой и численностью хромосом. Заболеваний, обусловленных этими причинами, достаточно много.
Факторы среды (экзогенные причины) вызывают отклонения на разных стадиях развития:
-
во внутриутробный период развития оказывают влияние заболевания матери, недостаток питания, инфекции, резус-конфликты, травмы, влияние лучевой энергии, лекарственных препаратов, вредных привычек;
- в родовой период: асфиксия, родовые травмы, удушье, инфекции;
- постнатальный период: последствия заболеваний, травмы, интоксикации, несоблюдение санитарно-гигиенические норм;
- отсутствие благоприятных психологических условий воспитания и обучения.
Развитие ребенка зависит от целого ряда внутренних и внешних условий. Люди отличаются не только по внешности, но и по темпу развития и восприимчивости к окружающим воздействиям. То, что не оказывает влияния на одних, может оказывать необратимое воздействие на других людей.
Родителям нужно знать не только физические и психические особенности своего ребенка, но и его восприимчивость к окружающему и генетические особенности. Только в этом случае можно наиболее точно спрогнозировать возможные проблемы и создать благоприятные для развития условия.
Источник
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
государственное образовательное
учреждение
среднего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный колледж
физической
культуры и спорта, экономики и
технологии»
Курсовая
работа
по дисциплине
«Педагогика»
на тему:
“Причины и условия деформации личностного
развития ребёнка”
выполнила
студентка
3 курса
333 группы
Осипова
Ирина Николаевна
Проверила:
Леонова О.В.
защищена
с оценкой:____________
Санкт-Петербург-2011
Содержание
Введение
3
Глава
1. Теоретическая часть
5
1.1.Эмоциональный
контакт с близкими людьми — источник полноценного
развития ребенка
5
1.2.Психологический климат
школы как фактор развития личности
8
1.3.Общение
подростка со взрослыми
9
1.4.Формы
трудностей взросления подростка
13
1.5. Подростки,
склонные к побегам из дома
14
Глава
2. Практическая часть
16
2.1 Тематический
тренинг для родителей на тему «Влияние
родительских директив на формирование
личности ребенка»
16
2.2 Упражнение
«Подкрепление»
18
Заключение
20
Список
литературы
22
Введение
Из
всех периодов развития ребенка самым
головоломным, трудным и даже опасным
является подростковый. Это тот самый
период, что приносит самую большую
головную боль родителям и педагогам,
обывателям и правоохранительным органам.
Это тот самый период, что породил понятия
«проблема отцов и детей» и «конфликт
поколений».
Без
полноценного проживания этого периода
многие качества личности, индивидуальные
особенности оказываются неразвитыми
или развитыми недостаточно, многое в
дальнейшем компенсируется или корректируется
с большим трудом.
В
качестве этапа переходного периода
подростковый возраст — время
ломки старых, отживших форм, разрушения
специфически детских образований, которые
могут тормозить полноценное развитие
в дальнейшем. Проявляемое в этот период
противопоставление себя взрослым, активное
завоевание новой позиции являются продуктивными
для формирования самостоятельной личности.
Именно в этом возрасте крайне важным
является правильное взаимодействие с
ребенком, поскольку только оно способно
предупредить дисгармоничное развитие
личности подростка и возникновение проблем
с общением и социальной адаптацией.
Целью
курсовой работы является изучение причин
и условий деформации личностного развития
ребёнка.
Глава 1.
Теоретическая часть
1.1.Эмоциональный
контакт с близкими людьми — источник полноценного
развития ребенка
Важнейшим элементом среды, определяющим
характер развития человека, выступает
свобода. Это очень сложное явление, она
является одной из исходных человеческих
потребностей. Свобода предполагает ослабление
управления, контроля и давления и предоставление
ребенку ответственности за свой выбор,
возможности реализовать свою целостность,
творческий потенциал. Обстоятельства,
которые создают для ребенка ощущение
бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют
развитию у него жестокости и садизма.
К таким обстоятельствам можно отнести
все, что вызывает страх. Это может быть
«авторитарное» наказание. Это такой
вид наказания, который не имеет строго
фиксированной формы и не связан с тем
или иным проступком, а произвольно определяется
по усмотрению взрослого. В зависимости
от индивидуальных особенностей страх
перед наказанием может стать доминирующим
мотивом в жизни ребенка, что приводит
к утрате чувства собственного достоинства.
Другое
важное обстоятельство, приводящее к
утрате жизненных сил, может быть
связано с ситуацией душевного
обнищания. Когда ребенок живет в безрадостной
атмосфере черствости и душевной глухоты,
он внутренне «замерзает». Отсутствие
эмоционального тепла, участия, любви
вызывает чувство отчаяния и полного бессилия,
которое может стать причиной его жестокости.
Немаловажным
фактором, вызывающим нарушения личностного
развития, являются характер, ценности,
нормы, ориентиры, смыслы той социальной
группы, частью которой является ребенок.
Семья может усиливать те черты и формы
поведения, которые ей соответствуют,
и ослаблять нежелательные.
Нарушения
в развитии ребенка связаны с
неблагоприятными событиями в детстве
ребенка. Прежде всего – семейные
конфликты, недостаток эмоционального
тепла, любви, отзывчивости, отношений
привязанности. Отношения в семье
остаются значимыми не только в детстве,
но и более поздние периоды жизни. Дефицит
общения, нарушение, деформация значимых
отношений личности, образующих целостную
систему, обусловливают развитие личности
по невротическому типу.
Потребность в эмоциональном признании
окружающими, эмоциональных контактах
с родителями особенно актуально в детстве.
К 4-5 годам эмоциональное развитие ребенка
достигает своего максимума. Нарушение
эмоциональных контактов с родителями,
прежде всего с матерью, вызывает значительные
психологические проблемы в развитии.
Недостаток искренних, доверительно-теплых
и непосредственно-эмоциональных отношений
родителей с детьми становится основой
возникновения невроза. Отсутствие эмоциональной
поддержки, любви и признания в семье вызывает
у ребенка страх одиночества, ощущение
изолированности, забытости и ненужности.
Острая потребность в признании – это
одновременно и потребность в самоутверждении.
Ребенок нуждается в раскрытии своего
Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность
любви и признания может компенсироваться
страхами, капризами. У детей формируется
замкнутость, недоверие к окружающим.
Важными
являются потребности ребенка в
позитивном отношении и самоотношении,
которые возникают в результате
научения. Первая из них возникает
вследствие любви и заботы о ребенка,
вторая формируется при положительном
отношении окружения. Оценки со стороны
окружающих, особенно в детстве, могут
искажать внутренние переживания человека.
Ребенок на основании положительных или
отрицательных оценок его поведения взрослыми
старается быть тем, что от него хотят,
а не тем, кто он есть. Внешние оценки ведут
к искажению самоотношения ребенка. Навязанные
образы, ценности вытесняют и замещают
«истинные» переживания и ценности,
что ведет к саморазрушению Я.
Такой
ребенок чувствует напряженность,
дискомфорт. Следствием искажения могут
стать агрессивность, конфликтность, замкнутость,
тревожность, враждебность по отношению
к другим людям, нарушение общения.
Как
этого избежать? Первое условие –
откровенность, искренность, правдивость
отношений с ребенком. Второе условие
– безусловное принятие ребенка. Принятие
предполагает не только уважение и теплые
чувства, но и веру в положительные изменения,
в его развитие. Ребенок очень нуждается
в положительном к себе отношении. Взрослые
же стремятся оценивать, одобрять или
не одобрять чувства и поведение ребенка,
делать заявления и пугать лишением любви
и привязанности. Чтобы быть хорошим, ребенок
стремится подстраиваться к оценке родителей,
что приводит к утрате внутренних регуляторов
поведения и к дальнейшей не-зрелости
ребенка, который ориентируется только
на внешние оценки. Безусловное принятие
ребенка не означат отсутствие ограничений,
дисциплины и отрицательного отношения
к его поступку. Однако они должны строиться
так, чтобы ребенок не сомневался в уважении
к нему. Неудовольствие и отрицательные
переживания должны высказываться не
в виде отрицательной оценки личности
ребенка, а в виде субъективного отношения
к данному поступку.
Необходимо принимать не только ребенка,
но и себя. Если родители не принимают
себя, а ценят только те свои достоинства,
которые одобряются другими, то они испытывают
напряженность и тревогу, что сказывается
и на ребенке.
Принятие
внутреннего мира ребенка создает
для него теплоту и безопасность
в отношениях с взрослыми, а любовь
и уважение вызывают чувство защищенности,
которое необходимо для полноценного
развития человека.
Третье
условие – эмпатическое понимание,
без которого принятие может означать
просто благодушное отношение ко
всем. Эмпатическое понимание включает
в себя проникновение в чувства и мысли
ребенка, умение видеть проблему с его
позиции, встать на его место. Очень важны
модели родительского поведения, так как
они становятся основой не только приобретения
привычек, но и выработки способов разрешения
конфликтов, жизненных проблем. Если родители
уходят от трудностей или прибегают к
агрессии при столкновении с ними, то ребенок
с большой вероятностью будет вести себя
в аналогичной ситуации так же.
То
же характерно и для межличностных
отношений, дети осваивают те же отношения,
которое они в течение длительного времени
наблюдают в семье. Возможны ситуации,
когда родители учат каким-то правилам
поведения, но сами их не соблюдают, т.е.
говорят одно, а делают другое. В такой
ситуации более вероятным становится
выбор примера родителей. Ребенок может
и расширять модель поведения, так что
его собственное поведение окажется для
них неприемлемым, т.е. он может отвергать
и то, чем родители дорожат. Вместе с тем
дети не всегда принимают модели поведения
своих родителей.
Причинами
нарушения поведения и даже эмоциональных
расстройств может быть разлука с родителями,
жизнь вдали от семьи, потеря одного из
родителей, ссоры и конфликты в семье.
1.2 Психологический климат
школы как фактор развития личности
С
поступлением ребенка в школу
меняется его социальная ситуация развития.
Школа — сложный социальный организм,
отражающий характер, проблемы и противоречия
общества. Разумеется, культурные различия
родителей, культивируемые ими ценности
не могут не повлиять на поведение учащихся
в школе. Ученик не будет учиться ради
учения, если учение не является ценностью
данной культуры. Так, существуют социологические
исследования влияний региона, социального
статуса родителей на частоту нарушений
развития и поведения детей. Важными моментами
являются население района, где расположена
школа, социальная однородность или неоднородность,
социальный статус района по сравнению
с другими. Есть данные, что для детей из
районов с низким социальным статусом
характерны высокий уровень правонарушений,
психических отклонений и трудностей
в учении. В основе этого явления лежит
целый комплекс причин, одна из которых
— низкий социальный статус родителей.
Специальные исследования показали важную
роль различных социально-экономических
показателей для интеллектуального развития
человека. Интеллект в среднем связан
с социальным положением родителей, но
все-таки не жестко им определен. Есть
люди, которые не используют благоприятные
условия развития, но есть и такие, которые
могут преодолеть неблагоприятные условия.
Это могут быть родители, которые компенсируют
ребенку вниманием и правильным воспитанием
то, чего он лишен из-за низкого социально-экономического
статуса семьи. Но могут быть и сами дети,
которые изменяют свой низкий социальный
статус благодаря своим природным задаткам
и личностным особенностям.
- Общение подростка
со взрослыми
В
подростковом возрасте общение с родителями,
учителями и другими взрослыми начинает
складываться под влиянием возникающего
чувства взрослости. Подростки начинают
оказывать сопротивление по отношению
к ранее выполняемым требованиям со стороны
взрослых, активнее отстаивать свои права
на самостоятельность, отождествляемую
в их понимании со взрослостью. Они болезненно
реагируют на реальные или кажущиеся ущемления
своих прав, пытаются ограничить претензии
взрослых по отношению к себе.
Источник
Вместе с тем отмечается развитие
некоторых «трудных» черт поведения у
детей, обладающих своеобразным темпераментом.
Дети, для которых характерными оказались
такие особенности, как нарушение режима
сна, замедленная адаптация к новым условиям,
высокая интенсивность эмоциональных
реакций, преобладание плохого настроения,
чаще имели нарушения поведения. Предполагается,
что существует риск нарушений поведения
в более позднем возрасте, если все перечисленные
характеристики темперамента обнаруживаются
у ребенка в раннем детстве.
В литературе рассматриваются
некоторые механизмы влияния темперамента
на развитие ребенка, имеющие характер
предположения. Так, темперамент ребенка
может влиять на отношение к нему родителей
и окружающих и менять тип поведения окружающих.
Существуют данные о том, что не только
родители, взрослые влияют на ребенка,
но и дети, особенности ребенка влияют
на формирование родительского поведения.
Такие свойства, как живость, активность,
независимость, контактность, инертность,
замкнутость, могут вызвать у окружающих
различные реакции.
Другой механизм характеризуется
возможностью расширять и сужать жизненный
опыт. Например, активный, контактный,
дружелюбный ребенок может иметь в жизни
больше приключений и встреч, у него будет
больше друзей, чем у замкнутого, пассивного,
робкого. Последний может испытывать трудности
при расставании с родителями, установлении
отношений с новыми людьми.
Сильное влияние на жизнь ребенка,
его поведение оказывают и способности,
и достижения. Способность к адаптации,
интеллектуальная компетентность могут
определять характер реакции ребенка
на стрессовые ситуации. Высокая адаптация,
умение приспосабливаться к новому делают
изменившиеся обстоятельства менее стрессогенными
для ребенка. Для ребенка, лишенного интеллектуальной
гибкости и компетентности, перемены могут
стать источником стресса. В школе более
выгодно положение того ребенка, который
хорошо учится. Отстающий же ребенок находится
в невыгодном положении.
Ряд исследователей (М.К.Акимова,
В.Т.Козлова, З.И.Калмыкова, Л.С.Славина)
указывают на связь природных особенностей
ребенка и трудностей учения. Одной из
причин низкой успеваемости может выступать
неадекватное использование ребенком
особенностей своей нервной системы и
игнорирование этих особенностей педагогами
и родителями. Согласно современным представлениям,
нельзя не считаться с индивидуально-типологическими
особенностями и не учитывать их в педагогическом
процессе. Речь идет о таких свойствах
нервной системы, как сила и подвижность.
Некоторые психологические
исследования свидетельствуют о том, что
слабые и инертные по своим нейродинамическим
особенностям школьники хуже учатся, чаще
становятся слабоуспевающими или неуспевающими.
Однако такая связь не является неизбежной,
среди отличников нередко встречаются
школьники со слабой и инертной нервной
системой.
Многочисленными исследованиями
показано, что увеличение количества эмоциональных
расстройств и нарушений поведения связано
с имеющимися у детей хроническими соматическими
и физическими дефектами. Однако специалисты
утверждают, что нарушения поведения не
являются прямым результатом соматического
заболевания или физического дефекта.
Эти дети имеют трудности особого характера,
психологические трудности. Дети очень
болезненно переживают свой физический
недостаток или ограничения, связанные
с болезнью, а также различные нервные
проявления (заикание, тики и пр.). Они не
могут принимать участие в некоторых видах
деятельности, типичных для нормальных
детей (спортивные игры и др.) и необходимых
для формирования личности. Снисходительное,
насмешливое или даже пренебрежительное
отношение сверстников и взрослых приводит
к возникновению у ребенка чувства неполноценности,
сказывается на самооценке, вызывает замкнутость,
трудности в поведении и конфликтные переживания.
Конфликтные переживания всегда
носят социальный характер, утверждают
специалисты. Они возникают в результате
действия психогенных факторов, травмирующих
ребенка в семье или школе. Внутренний
конфликт характеризуется наличием в
сознании ребенка противоположно окрашенных
эмоциональных отношений к кому-либо или
к сложившейся ситуации. Он возникает
в том случае, если переживания ребенка
невыносимо тяжелы и длительно удерживаются
в его жизни и сознании. В какой-то момент
он оказывается неразрешимым для ребенка.
Такой неразрешенный конфликт, затягиваясь,
может влиять на формирование характера,
поведения и тормозить умственное развитие.
Иначе может складываться ситуация,
когда ребенок целиком погружается в вопросы
своего здоровья и лечения и у него не
остается времени для других дел и общения.
Дети с физическими и соматическими
дефектами нуждаются в определенной поддержке
и защите, но они должны учиться быть самостоятельными
и уметь заботиться о себе, как и другие
дети, считает доктор М. Раттер.
Клинические и психологические
исследования свидетельствуют, что перенесенные органические заболевания
центральной нервной системы, нарушения
мозговых структуру недостаточность отдельных
корковых функций являются основой
нарушения созревания тех или иных систем
мозга, прежде всего — лобных отделов.
Свидетельством органической
недостаточности центральной нервной
системы могут быть гиперактивность, импульсивность,
агрессия, тревога. Многие авторы (Т.А.Власова,
В.С.Иванов) полагают, что церебральные
астении, нарушения эмоционально-волевой
сферы являются следствием функционально-динамических
нарушений в центральной нервной системе.
Это может выступать и первопричиной задержки
психического развития ребенка.
В основе гипердинамического
синдрома, «синдрома дефицита внимания»
могут лежать микроорганические поражения
мозга, возникшие в результате осложнений
беременности и родов, черепно-мозговые
травмы, нейроинфекция, а также генетические
факторы. Сказанное не означает, что все
гиперактивные дети имеют мозговую травму.
По данным ряда исследований, у большинства
гиперактивных детей мозговых травм не
было, а большинство детей, перенесших
мозговую травму, не являются гиперактивными.
Эмоциональные нарушения и нарушения
поведения детей, перенесших мозговую
травму, различаются. Но это является компетенцией
психоневрологов, психологов.
Педагогу важно помнить, что
помимо мозговых травм в нарушениях личностного
развития играют роль множество других
факторов. Например, неврозы родителей,
семейные разлады, низкий социальный статус
усиливают риск возникновения нарушения
у ребенка, перенесшего травму.
Высокие требования в школе,
снижение успеваемости могут вызывать
эмоциональные срывы, протест — в зависимости
от личностных особенностей ребенка.
Отношения окружающих на имеющиеся
нарушения у ребенка -настороженное, некорректное,
бестактное — могут усиливать риск нарушения.
Важным моментом является и собственное
отношение ребенка к своим дефектам. Неправильное
отношение усугубляет его состояние.
В некоторых случаях причиной
отклонений в развитии ребенка могут быть
скрытые соматические заболевания, которые
не выявлены при медицинском освидетельствовании,
или неверно поставленный диагноз.
Немаловажным является вопрос
о наследственном
факторе в развитии ребенка. Исследования
«генотип-средовой обусловленности индивидуальных
различий интеллектуальной сферы» показали,
что «генотип определяет примерно половину
вариативности показателей интеллекта»,
т.е. генетические воздействия играют
роль в определении индивидуальных различий
в интеллекте. В личностной сфере установлены
отчетливые связи генотипа с темпераментом,
а также с некоторыми наиболее обобщенными
личностными качествами, которые в специальной
литературе называют «большой пятеркой».
Это энергичность, экстраверсия; альтруизм,
склонность идти навстречу людям; сознательность,
контроль импульсивности; невротизм, негативные
эмоции, склонность к неврозам; открытость
к новому опыту. восприимчивость, когнитивная
сложность. Правда, в этих свойствах присутствуют
больше динамические особенности поведения,
чем содержательные. Как было уже отмечено,
генетические факторы определяют развитие
особенностей темперамента, однако их
действие не определяет тип поведения
ребенка. Результаты исследований, в которых
рассматривалась роль генотипа и среды
в развитии личности и темперамента, свидетельствуют
и о том, что с возрастом роль генетического
фактора в развитии индивидуальных особенностей
личности несколько уменьшается, хотя
и не пропадает, а «влияние различающейся
среды увеличивается» (М.С.Егорова).
Влияние средовых
факторов на развитие личности ребенка
В современной
психологии личности, психологии развития
в контексте культурно-исторической психологии
выдвинуты теоретические положения, содержащие
понимание и объяснение механизмов и закономерностей
культурного- развития (Л.С.Выготский,
Д.Б.Эльконин, Э.Д.Эльконин, В.П.Зинченко,
А.Г.Асмолов. В.И.Слободчиков). Речь идет
не просто о функциональном, а о личностном,
духовном развитии. «Тайна развития — в
посредническом акте», — утверждает Д.Б.Эльконин.
Посредники выступают «психологическими
инструментами», орудиями, которые не
только стимулируют определенные реакции,
вызывают то или иное поведение, но они
«вызывают к жизни внутренние формы деятельности,
определяющие, кроме всего прочего, непредсказуемость
внешнего поведения». Посредники-медиаторы
вызывают способность обратиться к себе,
взглянуть на себя со стороны. Эта способность
«заглядывать внутрь самого себя — начало
формирования образа себя и вынесение
его в целом или отдельных свойств во вне
… объективация своей собственной субъективности»,
формирование самосознания и составляет
«тайну и первое условие формирования
себя, условие самостроительства человека,
культурного формирования личности».
Среда, согласно Л.С.Выготскому,
— источник развития, а «не обстановка».
Он писал: «Среда как бы вращивается внутрь,
поведение становится социальным, культурным
фактором не только по своим содержаниям,
но и по своим механизмам, по своим приемам».
Однако среда, культура — это только источник,
«приглашающая сила». Любой элемент среды
может по-разному воздействовать на ребенка,
а может быть и нейтральным. Такое понимание
роли среды в психическом развитии ребенка
привело Выготского к введению понятия социальная ситуация развития.
Социальной ситуацией развития
определяется, по Выготскому, психическая
жизнь человека на разных этапах его развития.
Этим термином он обозначал «то особое
сочетание внутренних процессов развития
и внешних условий, которое является типичным
для каждого возрастного этапа и обусловливает
и динамику психического развития на протяжении
соответствующего возрастного периода,
и новые качественно своеобразные психологические
образования, возникающие к его концу».
Для Л.С. Выготского человек
представляется зависимым от социальной
ситуации развития, от других людей, которые
ее создают. Перестройка же сознания ребенка
к концу какого-то периода меняет, по его
мнению, всю систему отношений с другими
и отношение к самому себе. Это проявляется
в переживании ребенка. Переживание он
рассматривает как «единицу» социальной
ситуации развития. В переживании в неразрывном
единстве представлены среда, т.е. то, что
переживается ребенком, и субъект, т.е.
то, что вносит в это переживание сам ребенок
на достигнутом им уровне психического
развития.
В современных теоретических
работах, содержащих развитие идей Л.С.
Выготского, подчеркивается, что среда — культура
для организма — «приглашающая сила, вызов»,
и она «бессильна, когда иссякает внутренний,
собственный источник и движущие силы
развития и саморазвития». Это относится
и к индивиду, и к социуму.
Какие элементы среды обусловливают
развитие ребенка и при каких условиях
возникают нарушения и отклонения в его
развитии? Обратимся к экспериментальным,
эмпирическим, клиническим наблюдениям.
Среда, понимаемая как «образ
жизни», включает не только историческое
время, социальный режим, но и конкретное
социальное пространство, предметную
действительность, в которой в данный
момент исторического времени существуют
различные «институты социализации» (семья,
школа, трудовые объединения),социальные
группы, участвующие в приобщении индивида
к культуре. Мир человеческой культуры
имеет «социальную душу». А.Г. Асмолов
удачно использует сказочный образ, анализируя
понятие социально-исторического образа
жизни как источника развития личности.
В волшебной сказке М. Метерлинка «Синяя
птица» добрая фея дарит детям чудодейственный
алмаз. Стоит только повернуть его, и люди
начинают видеть «скрытые души» вещей.
«Душой» же предметов человеческой культуры
является поле значений.
Это особое «социальное измерение», создаваемое
совокупной деятельностью человечества.
Это поле значений существует в орудиях
труда, способах деятельности, способах
мышления, в понятиях, социальных ролях,
социальных символах, нормах, ценностях,
ритуалах, церемониях. Это поле значений
отдельный индивид застает уже готовым,
воспринимает и усваивает его в совместной
деятельности и общении со взрослыми.
Психологический
климат школы как фактор развития личности
ученика
С поступлением ребенка в школу
меняется его социальная ситуация развития. Школа — сложный
социальный организм, отражающий характер,
проблемы и противоречия общества. Разумеется,
культурные различия родителей, культивируемые
ими ценности не могут не повлиять на поведение
учащихся в школе. Ученик не будет учиться
ради учения, если учение не является ценностью
данной культуры. Так, существуют социологические
исследования влияний региона, социального
статуса родителей на частоту нарушений
развития и поведения детей. Важными моментами
являются население района, где расположена
школа, социальная однородность или неоднородность,
социальный статус района по сравнению
с другими. Есть данные, что для детей из
районов с низким социальным статусом
характерны высокий уровень правонарушений,
психических отклонений и трудностей
в учении. В основе этого явления лежит
целый комплекс причин, одна из которых
— низкий социальный статус родителей.
Специальные исследования показали важную
роль различных социально-экономических
показателей для интеллектуального развития
человека. Интеллект в среднем связан
с социальным положением родителей, но
все-таки не жестко им определен. Есть
люди, которые не используют благоприятные
условия развития, но есть и такие, которые
могут преодолеть неблагоприятные условия.
Это могут быть родители, которые компенсируют
ребенку вниманием и правильным воспитанием
то, чего он лишен из-за низкого социально-экономического
статуса семьи. Но могут быть и сами дети,
которые изменяют свой низкий социальный
статус благодаря своим природным задаткам
и личностным особенностям.
Источник