Причина капризов и упрямства ребенка в 4 года

Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Милый, покладистый малыш как — то уж слишком резко стал упрямым и капризничает? И сколько ему лет, спросит психолог, 3-4 года? Так это нормально. Чтобы ужиться с маленьким упрямцем и не превратить жизнь всех домашних в затянувшийся кошмар, нужно просто знать несколько правил.
Оглавление
- Как проявляются капризы
- Что нужно делать, когда видите, что дети начинают капризничать
- Чтобы не было капризов и истерик нужно
- Принципы запретов, которыми должны руководствоваться родители
Капризы и детское упрямство в 3-4 года, появившаяся внезапно несговорчивость — совсем не новая черта характера. Успокойтесь. Все постепенно пройдет. Малыш взрослеет, начинает осознавать свое «Я», возникают новые желания, потребности, уже очень хочется быстро все сделать самому, а вот не получается, не хватает, умений, опыта, знаний. И все это так раздражает.
Если еще и мама будет [urlspan]раздражаться[/urlspan], прикрикнет и вовсе станет обидно и захочется плакать и кричать, требовать своего, потому, что по-другому просто не получается. Вот так все просто.
Как проявляются капризы
- Крики, плач, истерики, недовольство.
- Непрекращающиеся попытки выполнить даже, казалось бы бессмысленное действие.
- Двигательное перевозбуждение. Ребенок может стучать, бегать, прыгать, как заведенный.
Что нужно делать, когда видите, что дети начинают капризничать
Помогать, направлять. Проще несколько раз помочь ребенку одеть колготки, чем слушать его капризы или делать это за него годами. Поверьте, дети в 3-5 года вполне способны даже кровать за собой заправлять, при условии, что они это делают каждый день. Сначала с помощью взрослого, а затем, с большой сноровкой и сами. Что им какие-то колготки одеть?
Когда я в девяностые годы работала в детском саду, нянечек на все группы не хватало. И в нашей младшей группе (дети с 3 до 4 лет) нянечки не было совсем. Хочешь — не хочешь, дети учились все делать сами. Двадцать детей не одеть одному взрослому, чтобы не потели, проговариваешь, что одеваем сначала. Пока убираешь в группе, посматриваешь, что творится в раздевалке.
Дети видят, что требуют с них не из вредности. Начинают помогать, пыхтят, стараются. И вот через два-три месяца весьма сносно одеваются сами. Только завязки завязать, да тугую молнию застегнуть поможешь — остальное все сами. И кровати после сна застилали.
Представляете, когда меня попросили поработать в группе, где есть няня и восемь человек детей — я обрадовалась, отдохну, думала. Как я ошибалась. Два воспитателя плюс нянечка. Дети не умели ничего. За один вечер я устала так, как не уставала со своими двадцатью за неделю работы.
Чтобы не было капризов и истерик нужно:
- Хвалить за собственное достижение, особенно первые несколько раз.
- Показывать, как нужно делать.
- Помогать, но не делать за ребенка полностью самому.
- Радоваться с ним его достижениям, пусть пока таким маленьким, но таким значимым для него.
- Не ругать за то, что пока не получается.
- Не ругать и не подшучивать, если малыш чего-то боится. Боится темноты — включайте свет. Тренировки здесь быть не может, только страх усугубится. Боится оставаться один — будьте вместе с ним, найдите любую возможность, хоть под мышку возьмите и несите с собой. Все пройдет со временем.
- Не ругайте и не наказывайте малыша, когда не можете понять, что он хочет. Он в этом не виноват.
- Не ругайте за капризы, если ребенок заболел, напуган или после любой травмы.
- Избегать длительного просмотра телепередач и воздействия информации интернета.
У детства свои правила, не всегда нам понятные, но необыкновенно важные для ребенка. Родители часто недоумевают, почему самые разумные их требования отметаются и заканчиваются криками и истериками.
Просто, взрослеющий карапуз перерос прежний стиль отношений. Он познает мир взаимоотношений и старается не только «вписаться», но ищет методом проб и ошибок границы позволенного. Если родители знают не только, как бороться с капризами, но и предотвращать их, то жизнь становится достаточно упорядоченной и спокойной.
Поэтому не стоит
- Считать капризы и проявления излишнего упрямства нормальным этапом развития, когда все само пройдет и реагировать не стоит.
- Впадать в панику и стараться переделать дочку или сына и сделать «удобным».
В первом случае идет как бы смещение понятий закономерностей развития и неправильной реакции родителей. Любые истерики — сигнал родителям об их неверном поведении, не соответствующих возрасту ребенка требованиях.
До трех-четырех лет мир ребенка был в его разуме неотъемлем от мира взрослого, чаще всего матери. Теперь же начинает осознаваться мир собственного «Я». Начинают вырабатываться новые, более осмысленные и взрослые взаимоотношения с родителями и окружающими.
Если не хотите вырастить лишь «удобного» человека, а наоборот, человека с собственным мнением — придется потерпеть. Ребенок начинает отделять себя от окружающих, а значит плохо или хорошо, но учится отстаивать свою точку зрения. Как реагировать на протесты? Нужно немного лишь пересмотреть запреты и ограничения, чуть больше спрашивать его мнения. «Сейчас пойдем гулять или через 15 минут?» «Что ты хочешь сейчас съесть грушу или яблоко?»
Для родителей это совсем не сложно, а малыш начинает чувствовать, что с ним считаются, что его мнение важно. Основные же запреты остаются прежними «Дорогу все всегда должны переходить на зеленый свет». А вот некоторые поблажки дать уже можно. « Ты становишься старше, значит, можешь лечь спать на полчаса попозже» и т.п.
Принципы запретов, которыми должны руководствоваться родители
- Единство требований всех членов семьи. Разнобой требований и взрослого сведет с ума, а малыша и вовсе доведет до истерик.
- Запреты должны быть обоснованы заботой о жизни и здоровье.
- Свои требования нужно объяснять понятным ребенку языком. Возраст почемучек никто не отменял и на каждое требование найдется свое почему. Так, что готовьтесь говорить без умолку.
- Не ограничивайте без особой надобности двигательную активность дошкольника и его любовь к исследованиям, если это не вредит здоровью.
- Будьте последовательны в своих требованиях и не меняйте правила. Нельзя разрешать малышу сегодня то, что вчера и завтра вы ему запретите. Слез, криков и капризов точно в этом случае не избежать.
- Определенная последовательность действий каждый день, именуемая режимом дня помогают маленькому действовать осмысленно и в чем-то самостоятельно. Он знает « что дальше», он спокоен и уверен.
Именно поэтому поездки с маленькими детьми не бывают слишком спокойны ни для детей, ни для их родителей. Незнакомая обстановка, сбившийся режим, внося диссонанс в привычную жизнь малыша, и вызывают нервозность, а следовательно и капризы.
Как видите, если знаешь причины, вызывающие капризы и [urlspan]детское упрямство[/urlspan] вполне можно если не избежать их полностью, то уж точно свести к минимуму. Не стоит превращать этот возраст в битву взрослого и ребенка. Вполне можно существовать мирно и не забывая о своих требованиях и интересах сосуществовать с повзрослевшим ребятенком.
В этом возрасте уже закладываются некоторые черты будущего характера. Нелишней будет и консультация для родителей у психолога.
В наших руках сделать, чтобы этот характер не вызывал досаду, а стал гордостью для родителей. Дедушек и бабушек.
Мира Вашей семье и взаимопонимания!
А как проходил возраст «капризули» у вашего ребенка? Пишите в комментариях и делитесь в соцсетях со своими друзьями и знакомыми.
С уважением, Мария Якушева
Источник
Если ваш малыш не хочет ложиться спать, завтракать, идти за руку по улице, обходить лужи — это все типичные капризы ребенка в 2 года, как бороться с ними? На этот вопрос иногда не могут ответить даже опытные родители. Самый распространенный совет, который можно получить, не углубляясь в психологию, касается того, что ребенок просто перерастет этот возраст и капризы. Каждому возрасту соответствуют свои проблемы, которые лучше решать своевременно, чтобы они не накапливались и не привели к весьма серьезным последствиям.
Причина капризов
В обычной жизни каждый из нас часто слышит о том, что дети есть дети и в 1 год, и в 4 года, и в 5 лет. Большинство взрослых сами повторяют эту фразу, когда стараются справиться с капризами, упрямством и непослушанием малыша. На самом деле это мнение является ошибочным, ни один ребенок не рождается капризным.
Склонность к упрямству и непослушанию связна с возрастными особенностями детей, ведь в младшем возрасте они еще не умеют контролировать эмоции, вся несдержанность и возбудимость проявляются в них очень ярко. При этом основная причина такой черты, как капризность, все же кроется в неправильном подходе к воспитанию малыша. Любые хотения, желания, отказы ребенка очень логичны, хотя со стороны это выглядит просто как беспричинная смена настроения.
Новорожденный и ребенок 1 года жизни капризничать не может и не умеет. Криком или плачем он доносит до родителей свою проблему. Например, у него сырой подгузник, он хочет есть, находится в неудобном положении. Однако со временем даже младенец понимает и привыкает к тому, что именно криком можно добиться желаемого, потому что взрослые не умеют или не понимают, как предупредить плач. Это и есть благодатная почва для дальнейшего развития капризности.
Капризныи ребенок в 3 года — это отнюдь не проявление скверного характера. Так он может давать понять, что ему холодно или жарко, хочется есть или спать и т.д. Сам малыш может и не осознавать, что не так, но чувствует он себя плохо и пытается донести это до родителей.
Очень часто капризы детей в год, два, три, четыре говорят о том, что малыш заболевает, чувствует недомогание. Он не может справиться с этим, постоянно капризничает и плачет, хочет найти выход из такого состояния, поэтому и нужно ему то одно, то другое.
Аналогичное состояние у детей наступает при выздоровлении после болезни. Играть уже хочется, но слабость еще не позволяет сделать этого. Ограничение в движениях вызывает плач, тем более за время болезни малыш уже привык к повышенному вниманию и быстрому решению его проблем.
Можно говорить о том, что капризы — это не всегда особенности характера детей или способ выражения своего недовольства. Зачастую это вполне ясный сигнал, поэтому нужно уметь понимать малыша и прислушиваться к нему.
Воспитание ребенка
Сконцентрировать внимание стоит на капризах, которые явились следствием неправильного воспитания, потому что они занимают большую часть от остальных, выражающих состояние дискомфорта и естественных нужд. Что делать для того, чтобы избавиться от них?
Если ребенок постоянно плачем привлекает внимание родителей, которые только в этом случае начинают предпринимать какие-то меры для удовлетворения его желаний, то формируется привычка. Она со временем закрепляется и превращается в черту характера взрослеющего человека. Про него начинают говорить, что он очень капризный.
Дети младшего возраста обычно хотят заполучить что-то, что давать в руки им нельзя из-за опасности самого предмета или возможности его повреждения. Словесные запреты ими не воспринимаются, а когда мама или папа убирают это из поля зрения, начинается настоящая истерика со слезами. В 1 год это еще можно отнести к неосознанным негативным проявлениям. Но чем старше становится малыш, тем больше его действия и капризы приобретают преднамеренный характер, они становятся средством достижения желаемой цели.
Кстати, очень многие проявления нервозности, вроде кидания игрушек, топанья ногами, лежания на полу, на самом деле являются полноценными осознанными действиями для того, чтобы оказать давление на взрослого.
Что делать с капризами ребенка?
Для того чтобы эффективно решить проблему капризов ребенка в 1 год, 2 и 5 лет, стоит придерживаться некоторых рекомендаций о том, как реагировать на них. Успех предприятия состоит в том, чтобы всегда занимать одну и ту же позицию в подобных ситуациях и быть уверенным в своих действиях. Даже ребенок 2 лет очень умен. Он может очень тонко чувствовать настроения родителей. О том, насколько проницательными могут быть дети 4 лет и 5 года жизни, даже говорить не приходится.
Рекомендации, которые помогут в решении проблемы постоянных капризов малыша:
- Оставить ребенка одного — это первый способ. Речь идет о том, чтобы лишить его зрителей, и при этом реагировать на капризы максимально спокойно (хотя бы внешне). Когда малыш поймет, что крики и вопли не просто никому не интересны, но и еще не вызывают реакции, то со временем он перестанет вести себя таким образом.
- Выясните, чего хочет ребенок. Если он не может вам внятно объяснить, то, скорее всего, крики и плач являются сигналом для удовлетворения потребности. Вариантов может быть очень много: у него замерзли ноги, он плохо себя чувствует, устал от незнакомой обстановки и т.д. Необходимо убедиться, что он хорошо себя чувствует.
- Уделяйте ребенку внимание и не скупитесь на проявления родительской любви. Он не должен специально вызывать вашу заинтересованность, иначе крики и плач вполне могут стать способами достижения этой цели.
- Не повышайте голос до крика. Если вы не будете сдерживаться, а позволите себе кричать на малыша, предотвращая какие-то его действия, то скоро он начнет поступать точно так же. Скорее всего, уже в песочнице ваше чадо будет повышать голос на всех, кто делает, по его мнению, неправильные вещи. Ваш ребенок всегда берет с вас пример, учится и следит за реакциями, даже если это незаметно.
- Никогда не оставляйте запрет без объяснений. Очень часто малыш просто не понимает, почему нельзя, когда ему очень хочется. На самом деле даже ребенок двух лет очень умен, и если вы спокойно и доступно объясните, он поймет. Не умаляйте его способностей, а постарайтесь поменяться местами. Задайте себе вопрос о том, как бы вы поступили, если бы вам просто запретили делать что-то и не объяснили, почему нельзя.
Чего в борьбе с капризами делать нельзя?
Если ваш ребенок капризничает, вы готовы на все, чтобы его перевоспитать. Никогда не ущемляйте малыша. В раннем возрасте дети начинают активно познавать мир. Хватать все, что представляется им интересным — это нормально. Вы не должны сердиться и отбирать свой телефон, ключи, соседскую машинку. Ваша задача состоит в том, чтобы объяснить просто и понятно, что свое, а что чужое. То же самое касается понятий «нельзя, опасно» и «можно».
Иногда вы можете воспользоваться следующим «воспитательным трюком»:
- он схватил ваш телефон;
- вы возьмите его любимую игрушку;
- предложите обмен;
- объясните, что мамин телефон брать не нужно без разрешения.
Никогда не потакайте капризам ребенка. Если решили купить куклу уже после того, как была устроена истерика, разворачивайтесь и уходите, не стоит отвечать на его действия в состоянии каприза. Дети схватывают информацию на лету, это касается даже ребенка 2 лет. Если получилось один раз, то выйдет и в следующий. Этого допускать никак нельзя, иначе вам придется серьезно задуматься, что делать дальше. Дети все быстро понимают, 5-летний малыш уже многого может добиться от родителей, если они будут потакать его капризам.
Выключая телевизор или компьютер, предложите альтернативное занятие. Если не переключить внимание, то ребенок начнет кричать и плакать. В итоге вам будет проще сдаться, а он запомнит, что помогло ему добиться желаемого.
Если вашему ребенку больше 3 лет, поменяйтесь местами. Этот прием психологами оценивается как не педагогичный, но действенный. Просто ведите себя так же, отвечайте таким же тоном, как и он, топайте ногами, плачьте, требуйте. Только делать это нужно так, чтобы не напугать малыша. Обычно дети быстро соображают, что от них требуется, и понимают, как себя вести. Они начинают принимать игру, капризы отходят на второй план. Этот метод эффективен и для детей 5 года жизни.
Большинство психологов говорит о том, что капризничающего ребенка не стоит наказывать. Тем более, если вы предпочитаете шлепать по попе или сразу ставить в угол. В момент, когда он начинает плакать, хныкать и кричать, его состояние уже нельзя назвать эмоционально стабильным, поэтому наказание вряд ли возымеет действие.
Противопоказано наказание и в том случае, когда вам не удается понять причину капризов ребенка. Возможно, есть проблема, которую нужно разрешить, помочь малышу, накормить его или уложить спать. Если вы повышаете голос, то он начинает сильнее нервничать и даже бояться. Здесь уже ни о каком воспитании речи не идет. Никогда не забывайте о том, что с ребенком нужно говорить спокойно и пытаться понять его.
Источник
Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы, упрямство и способы их преодоления», необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
Своеволием
Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО — это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому » стоит на своём».
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ — это действия, которые лишены разумного основания, т.е. » Я так хочу и всё!!!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
В недовольстве, раздражительности, плаче.
В двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте — тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей — до 19 раз!
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о » фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление » сломить силой авторитета».
Спокойный тон общения, без раздражительности.
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
Достигнуто не своим трудом.
Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
Из жалости или желания понравиться.
2. Надо хвалить:
За поступок, за свершившееся действие.
Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. Нельзя наказывать и ругать когда:
Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
Когда вы сами не в себе.
7 правил наказания:
Наказание не должно вредить здоровью.
Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать «на всякий случай» нельзя.
За 1 проступок — одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
Надо наказывать и вскоре прощать.
Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Рекомендуем посмотреть:
Почему ребенок капризничает
Консультация для родителей: Кризис трех лет. Что делать?
Консультация для родителей. Капризный ребенок. Что делать?
Советы психолога «Почему ребенок не слушается?»
Источник