Презентация развитие речи ребенка
Слайд 1
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
Слайд 2
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Слайд 3
Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Слайд 4
Основные этапы развития речи
Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш.
- Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:
- крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;
- гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот период музыкантом, который настраивает свой инструмент. Очень важно поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное» вашим чадом;
- лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи. Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с определенными людьми. «Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.
- Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.
Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.
С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» (у Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).
К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.
- Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А к концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.
Слайд 5
Характеристика речи детей первой младшей группы
Словарь:
Активный словарь ребенка достигает примерно 1000–1500 слов. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними.
Грамматический строй:
Дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.
Дети начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях.
Звукопроизношение:
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение. Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к], [г], [г’], [в], [в’], [ф], [ф’]).
Основна задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову.
Слайд 6
Характеристика речи детей второй младшей группы.
Словарь:
Словарный запас 1500-1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов, Постепенно появляются прилагательные и наречия, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.
Грамматический строй:
Начищает использовать развернутые предложения. Дети овладевают грамматическими формами : мн.ч, В.п. и Р.п. существительного, изменяют основу глагола.
Связная речь:
Дошкольникам доступна простая форма диалога. Рассказывает об увиденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы.
Звукопроизношение:
Ребенок правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’].
Слайд 7
Характеристика речи детей средней группы.
Словарь:
Активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Ребенок называет животных и их детенышей, профессии людей.
Грамматический строй:
Дети пользуются более усложненной и распространенной фразой.
Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько. Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом. Выполняет три последовательные команды. Понимает условные предложения со словами «если».
Связная речь:
Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы (с помощью взрослых).
Звукопроизношение:
К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Искажёнными могут оставаться звуки [Л] и [Р].
Слайд 8
Характеристика речи детей старшей группы. Словарь:
Запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Ребенок может дать несколько характеристик одного предмета (кошка полосатая, мягкая, пушистая, мурчащая). В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. Грамматический строй:
У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
Связная речь:
Дети пересказывают рассказы, сказки, делятся собственными впечатлениями. Звукопроизношение:
В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Cпособен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи.
В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова (экскаватор).
Слайд 9
Характеристика речи детей подготовительной группы.
Словарь:
Словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Активный словарь быстро пополняется. Дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами. Классифицируют предметы.
Грамматический строй:
Дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения.
Должны употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле).
Правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) (Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.)
Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный), образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел).
Связная речь:
Дети должны понимать обращенную к ним речь в полном объеме.
Понимать сложные двусмысленные тексты.
Самостоятельно могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки.
Логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А».
Звукопроизношение:
В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте. Правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук, или с данным звуком. Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.
Произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист), определять количество слогов в слове.
Слайд 11
Требования Стандарта к результатам освоения программы
Слайд 12
Цель речевого развития дошкольников
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Слайд 13
Проанализируем задачи речевого развития:
— Овладение речью, как средством общения
Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры –главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат, и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.
— Обогащение активного словаря
Владеть речью – это, во-первых, владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, если сейчас мы реализуем тему «Зима», то и словарь детей должен пополняться и активизироваться в рамках данной темы.
— Развитие звуковой культуры речи
— Развитие связной речи
Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС реализация этой задачи называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи. Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй это умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого можно проводить специальные речевые упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы…» (усвоение сослагательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже) и т.п.
— Развитие речевого творчества
Развитие речевого творчества – работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.
— Знакомство с художественной литературой
Знакомство с художественной литературой, книжной культурой это понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема здесь состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного образования стоит очень серьёзная задача изменить ситуацию здесь, в дошкольном учреждении: книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях. Художественное слово должно звучать постоянно.
— Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
И ещё одна задача речевого развития – формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребёнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность из-за особенностей мышления.
Итак, мы выделили 7 основных задач речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.
Слайд 14
Направления работы по развитию речи
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Слайд 15
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения
3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование
4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)
Слайд 16
5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову
Детская литература — это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего школьного возраста.
Слайд 17 «Нравственность человека видна в его отношении к слову» Л.Н. Толстой
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема Речевое развитие детей дошкольного возраста Автор: Воспитатель Алексеева Елена Борисовна
2 слайд
Описание слайда:
Главной потребностью и функцией человека является для нас речь. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Невозможно без оценки речевого развития судить о начале развития личности ребенка. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребенка. Формирование как личности связано с развитием ребенка,чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребенком. Проводить совместные игры, знакомить с художественной литературой. А речь педагога должна быть примером для подражания. Актуальность выбора темы.
3 слайд
Описание слайда:
цель Основная цель-обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания, самовыражения ребенка , становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
4 слайд
Описание слайда:
Задачи Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического. Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения- диалога и монолога. Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
5 слайд
Описание слайда:
Основные направления по развитию речи дошкольников Развитие словаря. Воспитание звуковой культуры речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи.
6 слайд
Описание слайда:
Развитие словаря Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
7 слайд
Описание слайда:
Воспитание звуковой культуры речи Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка Воспитание орфоэпической правильной речи. Овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация. Обучение правильному звукопроизношению
8 слайд
Описание слайда:
Формирование грамматического строя речи Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи ( изменение слов по родам, числам, падежам) Освоение разных типов словосочетаний и предложений)
9 слайд
Описание слайда:
Развитие связной речи Развитие связной речи включает развитие диалогической(разговорной) и монологической речи. Важно учить ребенка вести диалог. Развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь. Пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать строить самостоятельные высказывания разных типов.
10 слайд
Описание слайда:
Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи Обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.
11 слайд
Описание слайда:
Дети 3-4 лет Помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредсвом поручений (спроси, предложи помощь, поблагодари и т.д) В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакт друг с другом. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Учить понимать обобщающие слова (фрукты, овощи и т.д)называть части суток (утро, день, вечер, ночь) Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить употреблять в речи имена существительные в форе единственного и множественного числа. Развивать диалогическую форму речи. Обучать вести диалог с педагогом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
12 слайд
Описание слайда:
К концу года дети 3-4лет могут Рассматривать сюжетные картинки Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
13 слайд
Описание слайда:
Дети 4-5 лет Способствовать развитию любознательности. Пополнять и активизировать словарь детей. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить детей определять место положения предмета(слева, справа, рядом.ю около, между), время суток. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Совершенствовать диалогическую речь. Учить рассказывать: описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
14 слайд
Описание слайда:
К концу года дети 4-5лет могут Употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый). Понимать и употреблять слова – антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами(сахарница-сухарница) Выделять первый звук в слове. Рассказывать о содержании сюжетной картины. С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.
15 слайд
Описание слайда:
Дети 5-6 лет Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.. В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости(попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Упражнять в подборе существительных к прилагательному(белый – снег, сахар, мел), с противоположным значением(слабый – сильный) Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р. Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь-медведица-медвежонок-медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал, выбежал, перебежал). Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Развивать монологическую форму речи Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.
16 слайд
Описание слайда:
К концу года дети 5-6лет могут Участвовать в беседе. Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок. Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Определять место звука в слове. Подбирать к существительному несколько прилагательных. Заменять слово другим словом со сходным значением.
17 слайд
Описание слайда:
Дети 6-7 лет Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности суждений. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что и т.д) Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми. Воспитывать культуру речевого общения. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми словами (са-ша, ма-ли-на) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Упражнять в составлении предложений.
18 слайд
Описание слайда:
К концу года дети 6-7лет могут Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения. Составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложения». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
19 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры способствующие развитию речи Содержат два начала: Учебное (познавательное) Игровое (занимательное) Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса.
20 слайд
Описание слайда:
Основная задача Развитие речи через дидактические игры за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активизировать и научить грамотно его использовать.
21 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры 3-4 года «Солнце или дождик» Цель: Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей переключать слуховое внимание. Ход игры: Взрослый говорит детям сейчас мы с вами будем гулять. Дождя нет. Погода солнечная можно собирать цветы, а я буду звенеть в бубен. Если начнется дождь я буду стучать в бубен, услышав стук вы должны спрятаться в домике. «Громко – Тихо» Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить, то тихо, то громко. Воспитание умения менять силу голоса. Ход игры: взрослый показывает две машинки и говорит «когда едет большая машинка как подается сигнал?» дети отвечают ГРОМКО. «когда едет маленькая машинка как подается сигнал?» дети отвечают ТИХО. Дети произносят то тихо, то громко «би-би-би».
22 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры 3-4 года «Магазин» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход игры: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если говорить как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки. Ду-ду, мяу-мяу, би-би и тд. «Кто в домике живет» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание. Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением собаки и спрашивает, кто это? как лает собака «АВ АВ» (громко). Показывает картинку с изображением щенка и спрашивает, кто это? Щенок . Как лает щенок (тихо). Пошли зверюшки домой картинка с изображением конуры. Кто в этом домике живет «АВ-АВ» произносится громко (дети отвечают) собака . Затем произноситься тихо «АВ-АВ» кто в этом домике живет щенок и т.д
23 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры 4-5 лет «Доскажи слово» Цель: Учить отчетливо произносить многосложные слова, развивать слуховое внимание. Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить слово. Ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у мальчика шары, Ар-ар-ар – кипит наш самовар и т.д. «Какое время года» Цель: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года. Развивать слуховое внимание быстроту мышления. Ход игры: дети сидят на стульчиках воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или задает загадку о разных временах года.
24 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры 4-5 лет «Какая, какой, какое?» Цель: Учить детей подбирать определения соответствующие данному примеру, явлению. Активизировать усвоенные раннее слова. Ход игры: воспитатель называет слова, а играющие по очереди называют как можно больше признаков соответствующих данному предмету. Мама – добрая, ласковая, нежная и т.д. Дерево – большое, зеленое, ветвистое и т.д. Апельсин – яркий, оранжевый, сладкий и. д. «Где что можно делать» Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. Ход игры: воспитатель задает вопросы дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? Что можно делать в магазине? Что можно делать на реке? И т.д.
25 слайд