Презентация познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте
Слайд 1
МБДОУ «Детский сад» №124 г.Иркутска Зобнина Наталия Владимировна Воспитатель Презентация для педагогов «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»
Слайд 2
ФГОС ДО 2013г. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности . Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возрастав различных видах деятельности.
Слайд 3
Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: Развитие любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 4
Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. Стадии познавательного развития: Любопытство Любознательность Развитие познавательного интереса Развитие познавательной активности
Слайд 5
Первая стадия — любопытство Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. Пример проявления любопытства у дошкольника:
Слайд 6
в 2 -3 года ребёнок сосредотачивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
Слайд 7
Младший возраст
Слайд 8
Вторая стадия познавательного развития — любознательность На этой стадии интереса проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Пример проявления любознательности ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера. Например: «Почему трава зелёная?», «Почему солнце светит?», «Почему родятся дети?», «Почему деревья не падают?» Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.
Слайд 9
Третья стадия – познавательный интерес Характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявление познавательного интереса — это стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы. Например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
Слайд 10
Четвёртая стадия – познавательная активность В соответствии с теорией Д.Б.Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно – познавательного опыта . Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Познавательная активность выступает как природное проявления интереса ребёнка к окружающему миру. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.) действия направленные на выяснение строения и назначения предмета, постоянное притяжение к этому объекту.
Слайд 11
В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста можно выделить: Организацию решения познавательных задач; Применения экспериментирования; Использования проектирования .
Слайд 12
Экспериментирование Рассматривается как практическая деятельность п оискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Примеры экспериментов: «Есть ли у воды вкус?», «Испаряется ли вода?», «Куда делись чернила?»
Слайд 13
«Есть ли у воды вкус?» Дети пробуют питьевую воду, затем сладкую и солёную. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено)
Слайд 14
Познавательные задачи Это учебные задания предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных. Постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности. Познавательные задачи должны предъявляться детям в определённой последовательности: вначале простые, затем более сложные, содержащие цепочки связей.
Слайд 15
От простого к сложному
Слайд 16
Поиск разных способов решения
Слайд 17
Ориентирование предмета в пространстве
Слайд 18
Примеры познавательных задач: Неживая природа : Почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? И т.д. Живая природа: Могут ли растения расти без света? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? Почему изменяется жизнь зверей зимой? И т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах.
Слайд 19
Проектная деятельность
Слайд 20
Посадка растений
Слайд 21
Проектная деятельность Обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В практике могут быть использованы исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение варианта решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети проводят эксперименты, ставят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования.
Слайд 22
Примеры проектной деятельности с целью познавательного развития: Клуб любителей книги «Волшебная страна» Групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Зоопарк», «Сказочный огород». Межгрупповой проект «Времена года» и т.д.
Слайд 23
Используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.
Слайд 24
Литература: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: учеб.метод.пос ./ Сост.А.Ю.Кузина . – Тольятти:ТГУ,2009 Проблема познавательного интереса в педагогике Г.И.Щукина. – М., Педагогика, 1971 Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
Источник
Слайд 1
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 комбинированного вида» Тема: «Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила : педагог-психолог Брель Марина Григорьевна
Слайд 3
Задачи образовательной деятельности детей разного возраста в области познавательного развития
Слайд 4
Способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в разных возрастных группах
Слайд 5
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» Развитие сенсорной культуры Формирование элементарных математических представлений Развитие познавательно-исследовательской деятельности Формирование первичных представлений о себе и других людях Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве
Слайд 6
Развитие сенсорной культуры Работа с геометрическими фигурами Сравнение предметов, материалы и их свойства
Слайд 7
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира Традиционные направления ФЭМП Количество и счёт Величина Форма Ориентировка во времени Ориентировка в пространстве
Слайд 8
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ДРУГИХ ЛЮДЯХ ЛЮДИ (взрослые и дети ) Освоение представлений ребенка о себе и о своей семье
Слайд 9
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Многообразие животного мира Эксперименты по выявлению свойств неживой природы Поведение культуры человека в природе Сравнение объектов и явлений природы Применение правил взаимоотношений с растениями и животными
Слайд 10
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ И ОТЕЧЕСТВЕ Родной город Планета Земля Родная страна
Слайд 11
Формы образовательной деятельности/ виды Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Формы организации детей Индивидуальные, подгрупповые, групповые Индивидуальные, подгрупповые, групповые Индивидуальные, подгрупповые Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Чтение Рассказ Беседа Экспериментирование Моделирование Развивающая игра Экскурсия Интегративная деятельность Конструирование Опыты, поисковая деятельность Создание коллекций Проектная деятельность Ситуации проблемного взаимодействия Занятие-исследование Турниры знатоков КВН Сюжетно-ролевая игра, режиссерская Дидактическая игра Рассматривание Наблюдение Чтение, Беседа ,Рассказ Игра-экспериментирование Развивающая игра Ситуативный разговор с детьми Экскурсия Интегративная деятельность Конструирование Исследовательская деятельность Создание коллекций Проектная деятельность Экспериментирование Проблемная ситуация Развивающая игра Ситуации проблемного взаимодействия Ведение календарей природы, дневников наблюдений Индивидуальные и совместные сюжетно-ролевые, дидактические ,конструктивные, развивающие настольно-печатные, автодидактические игры, ( пазлы , вкладыши,) Наблюдение Простейшие опыты и эксперименты в лаборатории, центре воды и песка, самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, природы, книги и др. Во всех видах самостоятельной художественной деятельности Индивидуальные консультации, Дни открытых дверей Мастер-классы Экскурсия Открытые просмотры Семинары- практикумы Исследовательские проекты Праздники знаний, викторины Создание коллекций Семейные проекты Выставки совместного творчества моделирование Тренинги, решение кроссвордов Видеофильмы Проектирование форм и видов образовательной деятельности по познавательному развитию детей
Слайд 12
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления изменения во времени Владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство. РЕБЕНОК Проявляет интерес к предметам окружающего мира ,символам, знакам, моделям; пытается устанавливать различные взаимосвязи Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями
Слайд 13
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: 1 . Содержательно-насыщенной 2. Трансформируемой 3. Полифункциональной 4. Вариативной 5. Доступной 6. Безопасной
Слайд 14
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО — ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Слайд 16
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО — ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Слайд 19
ВЫВОД: Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник
Елена Богданова
Презентация образовательной области «Познавательное развитие»
Слайд 1
Я Богданова Е. В. воспитатель МБДОУ «Д/с «Малышок». Стаж моей работы 33 года. В настоящее время я работаю во 2 мл. группе
Слайд 2
Вашему вниманию представляю презентацию образовательной области «Познавательное развитие»
Слайд 3
Свое выступление хочу начать с высказываний известных людей:
«Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский
«Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Корней Чуковский
Слайд 4
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
Слайд 5
Актуальность: В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его феномену, развитию у него познавательных возможностей, которые обеспечивают формирование целостной картины мира. В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владение знаниями, но умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения ребенок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. ФГОС ДО впервые выделяет «Познавательное развитие» как отдельную образовательную область
Слайд6
Цель и задачи представлены на слайде
Слайд 7
Образовательная область «Познавательное развитие» содержит такие разделы работы с детьми как:
Ознакомление с предметным окружением
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности
Формирование элементарных математических представлений
Ознакомление с социальным миром
Ознакомление с миром природы
Слайд 8 -9
На этом и следующем слайдах вы видите содержание психолого – педагогической работы по пяти разделам образовательной области «Познавательное развитие» с детьми второй младшей группы
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
Формирование элементарных математических представлений
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Предметное и социальное окружение
Ознакомление с природой
Слайд 10
Образовательная область «Познавательное развитие» удачно интегрируется с другими образовательными областями:
Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Слайд 11
Познавательное развитие присутствует во всех видах детской деятельности
Слайд 12
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» я использую самые разнообразные формы работы с детьми: в основной образовательной деятельности продолжаю знакомить детей с ближайшим окружением, с предметами ближайшего окружения, с дикими и домашними животными, продолжаем знакомиться с цветом, формой, величиной, а так же с основными математическими понятиями. Также применяю такие формы работы: чтение рассказов, беседы, обсуждение прочитанного, рассматривание сюжетных картинок, просмотр мультфильмов, презентаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические и театрализованные игры.
Реализация образовательной деятельности происходит в процессе основной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в ходе самостоятельной деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников. В своей работе использую такие формы организации как: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Слайд 13
В своей работе я стараюсь максимально использовать авторитет семьи для закрепления знаний в образовательной области «Познавательное развитие». Совместно с родителями провожу развлечения, консультации, анкетирование, родительские собрания.
слайд 14
Очень важным условием познавательного развития является предметно — развивающая среда. Большое внимание уделяю созданию предметной среды: в группе оформлен центр «Сенсорного развития», где сосредоточен необходимый игровой материал для развития сенсорных эталонов. В группе имеются атрибуты к сюжетно ролевым играм, дидактические игры и пособия. В детском саду имеется ноутбук и мультимедийная установка, что дает возможность использовать ИКТ в реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Слайд 15
В соответствии с ФГОС определены необходимые условия для создания социальной ситуации развития дошкольников.
Слайд 16
Различают следующие стадии познавательного развития: Любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность
Слайд 17
На этом слайде представлены ступени познания мира ребенком. Память, внимание, мышление, воображение, ощущение, восприятие ведут к формированию чувственной ступени и ступени логического познания.
Слайд 18 и 19
Здесь и на следующем слайде вы видите необходимые условия формирования любознательности, познавательных интересов детей, а также педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Слайд 20 — 21
ФГОС ДО предполагает требования основной образовательной программы, которые представлены в виде целевых ориентиров и представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. На данных слайдах представлены целевые ориентиры раннего возраста и на этапе завершения. Если мы внимательно посмотрим, то это те достижения, которые могут быть достигнуты ребенком в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие»
Слайд 22
на этом слайде вы видите некоторые основные понятия ФГОС ДО по развитию познавательно – исследовательской деятельности
Слайд 23
Сейчас вы посмотрели интегрированное ООД с детьми младшего дошкольного возраста
по мотивам сказки «Колобок» с использованием игровых и электронно — образовательных технологий.
С целями и задачами вы можете познакомиться на слайде.
В основной образовательной деятельности я использовала такие методы и приемы как: игровые (пальчиковая гимнастика, подвижная игра, дидактическая игра) наглядные (мультимедийная презентация, словесные (рассказ сопровождение для презентации, прием заинтересованности (путешествие в лес, использование проблемных ситуаций (вопросы, загадки, наглядно – слуховой (слушание музыки)
По содержанию ООД является интегрированной, так как ее части объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
«Познавательное развитие» (рассказ воспитателя, просмотр презентации, «Речевое развитие» (пальчиковая гимнастика) «Социально — коммуникативное» (игры, элемент театрализации, «Художественно — эстетическое» (слушание музыки) «Физическое развитие» (двигательная активность)
ООД начинается, с организационного мотивированного момента, где активизируется внимание детей и поддерживается на протяжении всей ООД. Во время ООД дети смотрели мультимедийную презентацию с озвученными слайдами. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети отвечали на вопросы, играли в игры, отгадывали загадки, встречались с героями сказки. Дети являлись активными участниками игровых моментов во время ООД. На протяжении всего занятия я использовала вопросы и задания, ориентированные на зону ближайшего развития (Что делать? Как вы думаете) Дети перешагивали через воображаемое упавшее дерево. Отвечали на провокационные вопросы (сколько у вас хвостиков) Собирали картинку и находили различия
Это позволило сохранить положительный эмоциональный настрой.
Благодаря элементам театрализованной деятельности, двигательной активности, игровой деятельности, использования ИКТ в реализации образовательной области «Познавательное развитие» мне удалось получить качественный уровень знаний дошкольников по данному разделу. Такая работа ведется с детьми младшего возраста со временем она будет усложняться.
Слайд 24
В своей работе я использую следующее методическое обеспечение
Слайд 25
Спасибо за внимание!
Источник