Презентация на тему развитие ребенка до 1 года
Описание презентации Тема: «Развитие ребенка до 1 года» по слайдам
Тема: «Развитие ребенка до 1 года» 1. Пренатальный и перинатальный периоды в развитии ребенка 2. Период новорожденности 3. Период младенчества
• Пренатальный период — это период внутриутробной жизни от зачатия до момента родов. • Перинатальный период – это период от начала родов до их завершения. • Пренатальная и перинатальная психологии – разделы психологии, занимающиеся изучением психической жизни нерождённого или только что родившегося ребёнка (появились в 70 -е гг. XX в. ) • Пренатальное воспитание – это воспитание ребенка в утробе матери, т. е. до его рождения.
Пренатальное развитие ребенка • С конца 3 -й недели формируется нервная система , начинает биться сердце. • В 9 недель на языке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него. • В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10 -11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на раздражители. Если ощущения ему неприятны, он может менять мимику лица. • В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки через водную среду, приглушенно. • К 22 -й неделе ребенок способен чувствовать вкус, слышать, видеть и осязать. Он реагирует на свет, ваши прикосновения, звуки, боль. • С 25 -й недели – у ребенка начинает функционировать внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигнал в мозг, а значит, появляется и восприятие речи. • К 36 -й неделе у малыша развивается обоняние.
Задачи пренатального воспитания по триместрам беременности : 1 триместр (1 -12 неделя беременности) — стараться достичь гармонии, внутреннего покоя, принятия ребенка. 2 триместр (13 -24 неделя беременности) — фиксировать внимание на ощущениях, т. к. у ребенка развиваются органы чувств и соответствующие центры мозга. 3 триместр (25 -40 неделя беременности) — общаться с ребенком не только маме, но и папе и другим родственникам, готовится к родам.
Период новорожденности — Это период от рождения до 1, 5 — 2 месяцев (до момента появления «комплекса оживления» ). Это кризисный период
Причины кризиса: 1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания); 2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.
Безусловные рефлексы новорожденного Атавистические рефлексы (хватательный, рефлекс спонтанного ползания и т. д. )Ориентировочные рефлексы (поисковый)Рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и т. д. ) Защитные рефлексы (мигание, кашель и т. д. )
Виды чувствительности новорожденного Тактильная Вкусовая Зрительная Слуховая. Обонятельная
Сравнение зрения новорожденного и взрослого
Самым важным моментом в психическом развитии новорожденного является возникновение слухового (2 -3 нед. ) и зрительного сосредоточения (5 -6 нед. ) , что способствует возникновению на основе ощущений – восприятия, т. е. отражению предмета через органы чувств не по частям, а целиком.
Новообразование периода новорожденности — возникновение индивидуальной психической жизни, что проявляется в виде « комплекса оживления » — особой эмоционально-двигательной реакции, обращённой ко взрослому.
Компоненты «комплекса оживления» Вокализация Двигательное оживление Замирание и зрительное сосредоточение Улыбка
Период младенчества — период от 1, 5 -2 месяцев до 1 года.
Двигательное развитие младенца: 1. развитие крупной моторики ( новообразование- прямохождение )
2. Развитие тонкой моторики – протягивание ручек (около 3 месяцев) , хватание (около 5 месяцев) Новообразование — произвольное действие с предметами
• Социальная ситуация развития в младенчестве – «противоречие между максимальной социальностью младенца, когда он всей организацией жизни принужден к максимальному общению cо взрослым, и минимальными возможностями общения» (Л. С. Выготский). • Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение
Важность общения для младенца • Согласно Э. Эриксону, в младенчестве происходить формирования чувства доверия или недоверия к окружающему миру в зависимости от того, насколько удовлетворена потребность младенца в эмоциональном общении. • Дефицит общения ведет к появлению синдрома госпитализма
Формы общения младенцев (по М. И. Лисиной) • От 2 до 6 месяцев – ситуативно-личностное общение – удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых (ребенок не отличает положительные и отрицательные эмоции взрослого, одинаково относится к близким и незнакомым людям) • С 7 месяцев (до 3 лет) – ситуативно-деловое общение – реализуется потребность в общении через совместную деятельность
Когнитивное развитие в младенчестве 1. Ощущение и восприятие — ведущие познавательные процессы младенческого возраста. 2. Сильно развит познавательный интерес. 3. Идет активное развитие всех видов памяти. 4. Развивается мыслительная деятельность 5. Происходит становление речи и появление новообразования – первых слов.
Этапы становления речи • до 1 месяца отмечается пассивная речь: ребенок просто слушает и различает звуки. • в возрасте около 1 месяца он начинает произносить простые звуки, например, а-а, у-у, э-э. К концу 1– началу 2 месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением. • в 2– 4 месяца, возникает гукание (кх, хм) , • в 4– 6 месяцев – гуление (а-о-у, ю-а-а), повторение простых слогов. • с 6 месяцев начинается становление автономной речи – дети придумывают названия тем или иным предметам или действиям сначала в виде лепета(да, ба, дай, та-та). • в 10 -12 месяцев младенец произносит первые слова (ма-ма, тя-тя, дай). К концу первого года жизни он понимает 10– 20 слов, произносимых взрослыми.
Основные новообразования младенческого возраста являются: • прямохождение • произвольное действие с предметами • первые слова
Источник
1
Младенчество
2
Общая характеристика Младенческий возраст – период жизни ребенка от 1 (2) месяцев до 1 г. Жизнь ребенка в этот период зависит от ухаживающего за ним взрослого человека ( в первую очередь мамы). Ведущая потребность младенчества – потребность в другом человеке, в общении, и, соответственно, ведущая деятельность – эмоционально- непосредственное общение.
3
Когнитивное развитие В первом полугодии жизни ребенка происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем, опережающее развитие двигательной системы. * 1-2 месяца: совершенствуется зрительное сосредоточение (становясь более длительным, возникает возможность прослеживать движущиеся предметы, появляется четкое видение мира, совершенствуется локализация звука в пространстве).
4
* 3 месяца: формируется бинокулярное зрение, т.е. появляется способность воспринимать один и тот же объект двумя глазами сразу, возникает реакция на новизну. Малыши различают предметы в вертикальном и наклонном положении, плоскостные и объемные изображения, выделяют голоса матери и отца из голосов незнакомых людей.
5
* 2-4 месяца: возникает способность зрительно предвосхищать информацию при ее актуальном отсутствии: дети предугадывают повторное появление предмета, скрывающегося за экраном, переводя взгляд на тот край экрана, из – за которого должен показаться предмет, и удивляясь, если в положенный момент предмет не появляется.
6
* Между 5 и 8 месяцами возникает способность к сохранению на некоторое время образа отсутствующего предмета и к организации поискового поведения. * В месяцев ребенок может опознать предметы, опираясь только на свое осязание, т.е. прикасаясь к ним, но не рассматривая, может различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы (развитие тактильных ощущений).
7
Речевое развитие: * 2-3 месяца: возникновение первых спонтанных вокализаций: гуляние, когда ребенок как бы играет с гласными звуками; и гуканье ( соединение согласных звуков, подобно кряхтению). * 6-7 месяцев: появление эмоциональных возгласов.
8
* 6-8 месяцев: исчезновение вокализаций в моменты речевого общения со взрослыми. * 7-8 месяцев: появляется лепет: звукосочетания, комбинация гласных и согласных звуков. * 8-9 месяцев: возникает усложненный лепет – звукосочетания родного языка, имитирующие речь. * 9-12 месяцев: спонтанные вокализации сокращаются. * месяцев: появление первых слов. Первые слова основаны на звукоподражании, понятном только матери и ребенку.
9
К концу первого года жизни развитие механизма «совместного внимания» (тенденция матери и ребенка обращать взор на одни и те же предметы) приводит к тому, что дети начинают понимать значение указывающего жеста. К этому времени ребенок обычно понимает слов, произносимых взрослыми. Считается, что, когда количество понимаемых слов достигает 20-30, ребенок начинает говорить сам. Речь младенца специфична по своей структуре, состоит из обрывков слов, это автономное, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.
10
Двигательное развитие Развитие ребенка в период младенчества в значительной степени связана с формированием навыка управления своим телом. Как только ребенок становится способен поддерживать устойчивую позу головы и туловища, создаются благоприятные условия для быстрого развития движений подтягивания и схватывания. Приблизительно к 5 месяцам возникает акт хватания, когда у младенца развивается навык зрительного управления движениями рук, когда и потягивание и схватывание осуществляются под контролем зрения.
11
На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4-7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, бросание, извлечение из него звуков. В возрасте 7-10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек, может положить, поставить один предмет на другой.
12
После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.
13
Эмоциональное развитие Зависит от общения с близкими взрослыми, является показателем благополучия или неблагополучия в отношениях «ребенок-взрослый». От 5-12 недель: улыбка на говорящее лицо. От 8-14,5 недель: комплекс оживления на говорящее лицо, на яркий предмет. От недель: негативные реакции при отнятии игрушки.
14
В 7-8 месяцев начинает появляться избирательность эмоциональных реакций, выражающаяся в том, что возникает страх расставания и боязнь незнакомых людей. Появление данных реакций – важная веха в эмоциональном и социальном развитии, свидетельствующая о процессе возникновения эмоциональной привязанности к матери и другим близким людям. Эмоциональная привязанность младенца к матери обычно дает ребенку чувство безопасности, защищенности.
15
Дефицит общения в этот период ведет к так называемому «эффекту госпитализма», задержке физического и психического развития детей, появлению различных нарушений поведения. Это понятие стали использовать в психологии после Второй мировой войны для описания психического развития детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. В условиях госпитализма, несмотря на хороший уход и питание наблюдаются замедления эмоционального и речевого развития ребенка, задержка развития познавательных функций.
16
Кризис одного года Выражается как резкое возрастание независимости ребенка от взрослых, происходит так называемый всплеск самостоятельности. Ребенок овладевает ходьбой, что расширяет его пространство, круг предметов, с которыми он сталкивается. Это расширяет сферу его ориентировочно – исследовательской деятельности, способствует овладению большим кругом предметных действий.
17
Речь годовалого ребенка автономна: многозначна, ситуативная, непонятна большинству окружающих. Эта речь – средство общения, обращенная к другому, но она, как правило, значительно отличается от взрослой речи. Такая своеобразная речь может служить источником аффективных вспышек ребенка: взрослые не понимают его желаний, так как не понимают его слов жестов.
18
Основные новообразования младенчества Потребность в общении, эмоциональное отношение к людям. Акт хватания как основа человеческих действий с предметами. Ходьба и появление первого слова. Эти новообразования вызывают построение новой ситуации развития – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, что означает переход на новую стадию развития.
Источник
1
М ЛАДЕНЧЕСТВ О
2
Младенчество – особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов. Во-первых, младенец даже биологически – беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности. Во-вторых, будучи вплетенным в социальное, ребенок лишен основного средства общения – речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное – бессловесное.
3
В возрасте от 0 до 10-ти дней ребёнка принято называть «новорожденный». В эти дни он приспосабливается к новому для него способу дыхания и обычному воздуху, к новой пище, запахам, свету, прикосновениям, окружающим звукам, чувству тяжести собственного тела и многому другому. Ему очень трудно (то есть он очень трудится), осваивая наплыв новых и сильных ощущений, соотнося их с полученными ранее в утробе матери впечатлениями. Очень важно, чтобы родители и близкие люди помогли новорожденному в эти дни своей любовью, лаской, нежностью, общением, прикосновениями, заботой.
4
С 10 дней до 2-3-х месяцев – время младенчества. К этому возрасту младенец уже освоился с обилием новых впечатлений и ощущений. Он становится «общественным существом»: по-своему понимает происходящее, по-своему отвечает на общение с ним окружающих, различает своих домашних и близких людей, больше двигается. Появляется «комплекс оживления» — приятные, радостные, ласковые минуты общения уже закрепились в памяти младенца, он начинает их предвкушать, узнавая и приветствуя тех, кто доставляет ему радость. Очень важно для ребёнка в этом возрасте – доброжелательное отношение и общение с ним взрослых людей, старших братьев и сестёр.
5
С 2-3-х месяцев до 1-го года — время, в которое общепринято называть младенца «грудным». Грудное молоко матери является основным видом питания ребёнка в это время, а нахождение рядом с грудью матери – наиболее приятное и безопасное для него место. Грудничок уже много двигается, к этому возрасту он вполне освоился с управлением своим телом. В эти месяцы малыш начинает сначала переворачиваться, затем – сидеть, ползать и ходить. Ведущим видом его деятельности становится эмоциональное общение со взрослым человеком по поводу предметов и игрушек. Это время развития понимаемой речи малыша, да и сам ребёнок начинает использовать в общении сначала гуление, потом – лепет, а затем – и отдельные слова, короткие предложения.
6
Т ОНКАЯ МОТОРИКА РУКИ И СЕНСОРИКА
7
Это связано с усвоением ребёнком действий с предметами, но прежде всего – с его совершенствованием в познании свойств и качеств отдельных предметов. Ощущения – познание отдельных свойств предметов (узкая информация). Восприятие – познание свойств предметов в совокупности (обобщённая информация). Чего нет в ощущениях и восприятии, того нет в памяти, мышлении, воображении, то есть не может быть отображено в дальнейшей деятельности. В возрасте от 0 до 1-го года занятия по сенсорике должны дать ребёнку как можно больше ощущений : зрительных, вкусовых, осязательных, слуховых, обонятельных. Эти занятия являются обязательной ступенькой в подготовке к упражнениям с 1-го года до 3-х лет, когда наступает благоприятное время ( сензитивный период ) в развитии ощущений и восприятий, в освоении основных предметных понятий, свойств и качеств предметов (сенсорных эталонов) окружающего мира. Если взрослые не занимаются с ребёнком 1-го года жизни, то он всё равно пытается изучать мир всеми доступными ему средствами. Только такой путь развития – гораздо медленней.
8
Р АЗВИТИЕ РЕЧИ
9
Для развития речи благоприятное время начинается тогда, когда ребёнок начинает ходить (то есть около 1-го года). Связано это с тем, что речевые центры головного мозга расположены рядом с центрами движения, а энергетическое поле одного действующего центра мозга заставляет «просыпаться» соседние центры. Чем больше малыш двигается, чем больше развивается его мелкая моторика рук – тем больше будет развиваться его речь. Вот почему малоподвижные дети начинают говорить позже, говорят меньше и менее охотно. Возраст от 0 до 1-го года важен для создания и развития предпосылок понимаемой и используемой (активной) речи ребёнка. Это время подготовки тела ребёнка к речевой деятельности: идёт созревание речедвигательных органов (речевого аппарата), от обилия звуковых ощущений быстро развиваются слуховые анализаторы (действие нервных окончаний), развиваются центры головного мозга, отвечающие за речь, её восприятие и осмысление, развиваются ум и мышление.
10
К концу младенческого возраста дети обнаруживают большую подражательность, повторяя за взрослыми многие действия. Преднамеренные действия и подражание свидетельствуют об интенсивно развивающемся интеллекте. Таким образом, мышлению ребенок учится в действии, подражая своим собственным и чужим движениям.
Источник