Презентации программы истоки развития ребенка
1
ИСТОКИ примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
2
Авторы программы : Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А. Г. Арушанова, Т. Л. Богина, Н. Е. Васюкова, Е. М. Волкова, И. Н. Воробьева, А. Н. Давидчук, С. Л. Новоселова, Т. И. Осокина
3
Цель программы : Разностороннее развитие ребенка Формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества Обеспечение для всех детей равного старта развития Сохранение и укрепление их здоровья
4
Задачи программы : Формирование основ целостного духовно — нравственного и социального развития личности ребенка — дошкольника Приобщение его к базовым ценностям Российской цивилизации на основе духовно — нравственных традиций народа Развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей Создание условий для успешной адаптации ребенка к начальной школе
5
Принципы построения Реализация содержания всех образовательных областей основывается на следующих принципах: 1 Реализация принципа «от общего к частному 2 Интегрированный принцип 3 Создание проблемных ситуаций 4 Наглядное моделирование 5 Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами
6
6 Учет индивидуальных особенностей 7 Учет основных стилей восприятия 8 Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей. 9 Учет специфики в развитии мальчиков и девочек
7
Структура, характеристика основных компонентов программы
8
Программа включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. 1) Целевой раздел включает в себя: – пояснительную записку; – целевые ориентиры. 2) Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи: – развития специфических видов деятельности; – становления первичной ценностной ориентации и социализации; – развития первичных представлений;
9
3) Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений основной образовательной программы. Содержание Программы охватывает следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
10
Содержание по блокам
11
Раннее детство Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого ( от рождения до года ) и раннего возраста ( от одного года до трех лет ). В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение со взрослым, полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Особенно необходимо для младенца состояние эмоционального благополучия. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития.
12
В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и его генетическая задача. Достижения ребенка к концу первого года жизни требуют построения новой социальной ситуации развития. Эта ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого.
13
Дошкольное детство Дошкольное детство — период, включающий младший дошкольный (3-5 лет ) и старший дошкольный (5-7 лет ) возраст. Ведущая деятельность самодеятельная сюжетно — ролевая игра. В ней ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, ориентируется в смыслах серьезной человеческой деятельности.
14
Общие условия реализации программы Для обеспечения формирования у детей « базового доверия к миру », составляющего основу его психологической защищенности, взрослые создают атмосферу доброжелательного отношения между собой, между детьми и детьми и взрослыми. Чрезвычайно важно обеспечить каждому ребенку возможность плавного и безболезненного вхождения в жизнь детского сада.
15
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
16
В основу создания системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования легли следующие положения : 1. Воспитательно — образовательная работа по Программе « Истоки » нацелена не столько на усвоение определенных и конкретных содержания, сколько на овладение детьми специфическими для каждого возрастного периода видами деятельности, всемерному обогащению разнообразного опыта деятельности и его обобщению
17
2. Основные задачи ДОО связаны с образовательно — воспитательной работой и созданием условий для детского развития
18
Отличительные особенности программы Программа «Истоки», как и Программа «От рождения до школы» отражает образование детей от рождения до 7 лет. Однако, в основу программы «Истоки» положена концепция психологического возраста. Это позволяет гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей и осуществлять его индивидуализацию. Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно сохраняется преимущественно на этапе знакомства с новым материалом.
19
В основе программы лежит деятельностный подход, в каждом возрасте выделяется свой ведущий тип деятельности: младенчество – общение, ранний возраст – предметная деятельность, дошкольный возраст – игра. В программе почти не сказано об интеграции между образовательными областями.
20
Субъективная оценка программа, основанная на многолетних психологических и педагогических исследованиях авторского коллектива, учитывает достижения в области отечественной и мировой педагогики и психологии. В программе представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в ДО, планирования воспитательного процесса, создания развивающей предметной среды, сотрудничества с семьей и работы психолога.
21
Вид ДО, которым рекомендована программа Данная программа рекомендована для ДОО раннего и дошкольного возраста.
22
Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации данной программы
Источник
Краткая презентация Программы
дополнительного образования (кружковой деятельности)
по социально-личностному направлению
«ИСТОКИ»
с воспитанниками (3-7 лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Истоки» разработана на основе программы «Истоки» и «воспитание на социокультурном опыте». Программа для дошкольного образования (3-7 лет) авт. А.В Камкин, И. А. Кузьмин — «Истоковедение т. 5» М.: ИД «Истоки», 2009г.
Программа «Истоки» существенно наполняет образовательные области: «Социально -коммуникативная» «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие» новым социокультурным и духовно-нравственным содержанием. Программа разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет). В течение каждого года предусмотрено проведение девяти занятий.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, формы и методы, цели и задачи, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка раскрывает актуальность данной программы.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка. В это время закладываются основные качества личности, установление первых контактов с людьми. Формирование основных черт личности и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе. Поскольку только в общении ребенок может почувствовать и понять себя, найти свое место в мире, необходимо уже в раннем возрасте научить его правилам поведения в обществе, помочь развить коммуникативные навыки, управленческие способности, сформировать положительное отношение к окружающим.
Цель Программы: заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Задачи:
Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей.
Совместная образовательная деятельность проходит через все виды детской деятельности:
— игровая деятельность
— конструирование из различных материалов
— изобразительная деятельность
— коммуникативная деятельность
— музыкальная деятельность
— восприятие художественной литературы
— двигательная деятельность
— самообслуживание и элементы бытового труда
— создание индивидуальных альбомов.
Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения:
-ресурсный круг
— работа в паре
— рефлексия
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, а так же взаимодействие с семьями воспитанников.
Программа является частью рабочей программы воспитателя, формируемой участниками образовательных отношений, и рассчитана на 4 года. Реализация Программы осуществляется во второй половине дня в совместной деятельности.
Занятия проводятся со всеми воспитанниками в группе один раз в неделю, где дети осваиваю занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость.
Продолжительность занятий:
3 – 4 года — 15 минут, 4 – 5 лет — 20 минут, 5 – 6 лет — 25 минут, 6 – 7 лет — 30 минут.
Содержание курса:
— в младшей группе (3-4 г) осуществляется первичное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга.
— в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека. Центральными категориями, которые предлагается освоить дошкольникам, являются «Дружная семья» и «Домашнее тепло».
— в старшей группе (5-6 лет) первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость).
— в подготовительной группе (6-7лет) осуществляется первоначальное знакомство с истоками русских традиций. Знакомство с категориями «Сказочное слово», «Жизненный путь», «Светлый образ», « Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции», «Книга – праздник души».
Формы работы с родителями.
1.Анкетирование.
2.Индивидуальные консультации.
3.Вовлечение родителей в совместную детьми и воспитателями учебно-познавательную, общественно-полезную деятельность.
4.Тематические итоговые занятия с участием родителей.
5.Совместное оформление родителей и детей альбома «Мои Истоки».
6.Информирование о результативности программы.
Планируемые результаты программы:
— первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителям
системы социокультурных категорий и ценностей;
-развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, и договариваться, приходить к согласию);
-развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов);
-развитие речевого взаимодействия (обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической, диалогической форм речи);
-развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов, укрепление семьи);
-создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе.
Источник