Преодолению трудностей развитии ребенка
На самом деле слоны очень похожи на людей. Они испытывают такие же эмоции, как и мы, горюют об умерших и все вместе заботятся о маленьких слонятах. Для них очень важна семья — связи внутри стада очень крепкие и поддерживаются на протяжении всей жизни. Если детенышу что-то угрожает или он ранен, другие слоны защищают и успокаивают его.
Но когда слоненку-мальчику исполняется 14 лет, его выгоняют из стада. Он становится самостоятельным. Согласитесь, нам есть чему поучиться у слонов. И у Джули Литкотт-Хеймс. Она написала книгу «Отпустите их», в которой рассказывает, как подготовить детей ко взрослой жизни.
Сегодня мы защищаем, хвалим, поддерживаем и направляем наших детей, стараемся сделать для них как можно больше и оградить от неудач, тревог и неприятностей. При этом высок риск вырастить изнеженного вечного подростка, который привык во всем полагаться на помощь родителей и не умеет справляться с трудностями самостоятельно.
Мы забываем о том, что детство — это пора проб и ошибок, возможности узнать свои способности и поверить в свои собственные силы, а не в то, что родители обязательно помогут в любой ситуации. Как подойти к воспитанию так, чтобы ребенок не увяз в зависимости и был готов ко взрослой жизни? Чтобы наши дети нормально воспринимали трудности, мы должны помочь им стать стойкими.
Из чего складывается стойкость и как мы можем повлиять на ее формирование у наших детей
Стойкость — это способность оправиться после неприятностей, продолжать идти вперед и не оставлять попыток. Педиатр и специалист по подростковому развитию доктор Кеннет Гинзбург утверждает, что стойкость складывается из семи факторов: компетентности, уверенности, связей, характера, вклада в дело, умения бороться и власти.
Что мы можем сделать для формирования стойкости у наших детей? Вот 6 советов, которых следует придерживаться:
1. Будьте в жизни ребенка, качественно проводя с ним время.
Показывайте свою любовь. Как сказала Джули Литкотт-Хеймс в своем выступлении на TED, набравшем более двух миллионов просмотров: «Вместо зацикленности на оценках и баллах, когда наше драгоценное дитя приходит из школы домой или когда мы приходим с работы, мы должны выключить все девайсы, отложить наши телефоны, посмотреть ему в глаза, и пусть он видит радость, которая озаряет наши лица при виде нашего ребенка впервые за несколько часов». Спросите, как прошел день, что было хорошего. И если ребенок ответит: «Обед», в то время как вы хотите узнать оценку за контрольную, спросите: «Что вкусного было на обед?»
2. Не вмешивайтесь, позвольте ребенку получить собственный опыт.
Мобильные телефоны окрестили «самой длинной в мире пуповиной». Наш постоянный контроль, сопровождение и поддержка подрывают уверенность детей. Пусть ребенок сам решит, что сделать сначала: математику или русский. Задача для более продвинутых родителей: пусть ребенок делает домашнее задание самостоятельно, без вашей проверки ????
Перед тем как надеть на сына-семиклассника шапочку или напомнить ему, что нужно положить в рюкзак флешку с презентацией по биологии, спросите себя, грозит ли это жизни или здоровью. Если нет, возьмите волю в кулак и промолчите.
3. Помогите ребенку набираться опыта.
Наверняка вы встречали тандемы «мама-дочка» на плановых осмотрах в детской поликлинике. Мама с гордостью распеленывает младенца и нянчится с ним, а дочка рядом переминается с ноги на ногу. Это ее ребенок, а сама она совершеннолетняя и дееспособная. Просто мама «лучше знает» — и не оставляет своей дочке шанса самой набраться опыта.
Дайте малышу вымыть свою чашечку и тарелку после ужина. Пусть это будет не идеально — здесь важны именно попытка, усилие. Научите ребенка постарше пришивать пуговицы. Чем старше становятся дети, тем больше обязанностей можно им дать — от приготовления яичницы переходить к сложносочиненным блюдам. И дайте уже дочке отстричь челку, о которой она мечтает второй год. Это мы с вами знаем, что бывает, когда челка начинает отрастать. Откуда? Правильно, выяснили опытным путем.
4. Формируйте характер ребенка.
Показывайте детям, что гордитесь их человеческими качествами, а не оценками и призами. «Зачем нужна дорога, если через нее нельзя перевести бабушку», — отметили в фильме «О чем говорят мужчины». Замечайте и обсуждайте хорошие поступки ребенка. Например, если в магазине ребенок помог женщине достать товар с полки, по дороге домой можно сказать: «Было очень мило с твоей стороны ей помочь».
Помогите ребенку научиться смотреть со стороны и задумываться, как можно помочь людям, которые рядом. Есть масса возможностей протянуть руку помощи другим. Вместо покупки цветов на первое сентября перевести деньги в благотворительный фонд, отдать вещи нуждающимся, купить пучок петрушки у бабушке на рынке — не потому что вам нужна петрушка, а потому что бабушке необходима поддержка.
5. Хвалите и критикуйте искренне и конкретно.
Адекватная и положительная самооценка формируется на основе собственных усилий и результатов. Пусть ваша похвала будет подлинная. Хвалить лучше то, что связано с конкретной выполненной задачей. Не «Супер! Ты просто гений!», а «Мне очень понравилось твое сочинение, ты как будто прочитал мысли главного героя».
Стэнфордский профессор психологии Кэрол Дуэк советует исправить установку на данность, которая возникает, если детей хвалить за умственные способности. В итоге они начинают избегать трудностей, чтобы результат не противоречил полученной характеристике. Лучше объяснить, что усилия (которые во власти ребенка) важнее, чем врожденные умственные способности (на которые он не влияет).
Критика должна быть конструктивной. Критикуйте не ребенка, а действие, которое можно исправить. Вспомните, как Мальвина учила Буратино чистописанию: когда тот насажал клякс, назвала его гадким шалуном и отправила в чулан. Правильнее было бы сказать что-то вроде: «Буратино, мой друг. Вы только посмотрите на эти кляксы. Если бы вы не сунули свой нос в чернильницу, этого бы не произошло. Нужно быть аккуратнее».
6. Подавайте пример.
Есть такой анекдот. «Узнав, что Международный олимпийский комитет не считает покер видом спорта, игроки расстроились, но виду не подали». Когда у вас самих что-то идет не так, не скрывайте от детей огорчение. Это один из лучших способов показать, что сложности — это нормально. Пусть дети видят, как вы признаете ошибки, проявляете стойкость и идете вперед.
На прошлой неделе мой сын с одноклассниками отправился в интеллектуальный лагерь. Ехать нужно было семь часов, все рассчитали так, чтобы они приехали к самому распределению и знакомству, и все равно такси пришлось заказать на пять утра. К назначенному времени машины не было. Тренер ребят выяснила, что в депо потеряли заявку, узнала телефон водителя микроавтобуса и заново договорилась о поездке. Всем пришлось немного понервничать, к тому же можно было поспать на полчаса подольше, но ребята получили урок конструктивного решения проблем.
Контролируемый риск и необходимые ошибки
В одной из своих лекций доктор биологических наук Татьяна Черниговская привела интересный пример контролируемого риска при воспитании детей в английских частных школах. Там предпочитают не читать нотации и предупреждать о негативных последствиях бега в белых гольфах, а специально подвергать детей контролируемому риску.
Буквально подстроить падение, чтобы у ребенка была ссадина, но чтобы в будущем тот не растерялся и знал, что делать в случае настоящего падения.
Человеку свойственно ошибаться. Детство — тренировочная площадка, где можно совершать ошибки, извлекать уроки и вырабатывать умение справляться с трудностями. Позвольте детям получить этот важный опыт — бороться, терпеть неудачу и падать. Это лучший способ помочь им учиться и расти. Ошибки бывают прекрасными учителями жизни. Не бросайтесь на помощь при каждой возникающей трудности, и дети научатся справляться с ними сами.
По материалам книги «Отпустите их».
Источник
Узнайте о методике, которая поможет воспитать сильную личность.
Ваш ребенок удивительно устроен: как губка, он впитывает все, что дает ему мир. Вы можете научить его быстро бегать, выразительно читать, запоминать имена художников, но какой в этом толк, если при первых проблемах малыш теряется и бросает занятие?
Олимпийский чемпион по гребле на байдарках Юрий Постригай делится простыми советами, как научить ребенка преодолевать трудности и не перегибать палку с родительской поддержкой.
Юрий Постригай
Поддерживайте, но не давите
Мы любим наших детей, желаем им лучшего, но, пожалуйста, давайте не будем решать за них, навязывать им интересы и обесценивать их увлечения.
Конечно, можно заставить малыша заниматься чем-то объективно важным и полезным, но без его искреннего интереса все усилия пропадут даром.
Слушайте ребенка, просите делиться впечатлениями, всегда предлагайте несколько вариантов — пусть выбирает сам.
В любимом деле даже большие трудности могут показаться пустяком, а в занятиях из-под палки любой пустяк рискует стать трагедией.
Объясните, что трудности — это нормально
Приучите ребенка к этой мысли: трудности бывают у всех. Даже у самых талантливых, трудолюбивых и старательных умниц. Это обычная часть жизни, так же как успех. Объясните малышу, что, если ему что-то не удается, это не делает его хуже.
Плохая оценка в школе, не получается выйти на новый уровень в спорте, не запоминается стихотворение? Неприятно, но с этим можно и нужно справиться.
Мой сын Миша не любит проигрывать. Даже в лото. Но мы работаем над этим вместе. Да, я чемпион, но периодически бываю и на второй, и на третьей, и на пятой строчках.
Прихожу и честно рассказываю сыну, что победа досталась другому. Объясняю, что чувствую.
Говорю, что ничего страшного не случилось. Словом, показываю на своем примере, как достойно принимать поражения.
Делитесь с ребенком правильной энергией
Малыш потерпел неудачу или застрял в процессе, и вот уже та идеальная картинка, которую вы успели нарисовать в своем воображении, с треском распадается.
Неприятно? Очень даже. Но будьте для ребенка источником поддержки и вдохновения, а не станцией по производству завышенных ожиданий.
Моя спортивная карьера началась благодаря маме и ее поддержке: когда хотелось все бросить, она напоминала, что всякое начатое дело нужно доводить до конца.
Эти простые слова стали для меня стимулом продолжать и не отказываться от своих целей, даже если было слишком тяжело. Кстати, о целях…
Научите ребенка ставить цели
Путь к успеху начинается с цели. Это всякий взрослый знает, и к коучу не ходи. Но дети мыслят по-другому. Где вы видели малыша, который старательно выводит «планы и цели» на будущий год или, страшно сказать, визуализирует свой успех?
Однако ребенку нужно объяснить, что все его действия и усилия совершаются ради чего-то. Мой сын Миша знает, что плавание сделает его сильным и выносливым, а учиться писать и читать нужно, чтобы потом получить образование и т. д.
Разговаривайте с малышом об этом: будет легче справляться с трудностями, если знаешь, что ждет тебя в финале.
Правда, всегда есть родительский соблазн заменить цель вознаграждением.
Мы учим Мишу составлять календарь занятий и галочками отмечать в нем совершенные дела. Все галочки на месте — сын получает награду. Так мы и мотивируем его, и показываем, как важно делить большие дела на маленькие шаги и цели.
Правда, недавно Миша нашел фонд игрушек, спрятанный в шкафу, из которого мы с женой спонсируем его успехи. Так что сын познакомился не только с основами тайм-менеджмента, но и, получив награды за много галочек вперед, узнал, что такое кредит.
Объясните, что победа — это всегда труд
Но иногда Миша забывает и про награды, и про календарь. Вечером он спрашивает: «А куда я пойду завтра?» И ответ «В бассейн» его страшно огорчает. Тогда приходится объяснять, что галочка в календаре не нарисуется сама собой, а умение плавать и выносливость не появятся из ничего — нужно постараться. Как и в пословице, где рыбка из пруда сама никогда не выпрыгнет вам в руки.
Ребенок должен понимать, что лень ему не товарищ, а путь к победе не всегда бывает комфортным.
«Понятное дело, очень трудно вставать на тренировку в пять утра, когда спишь на шелковых простынях», — сказал однажды один знаменитый боксер, и в этом между взрослыми и детьми нет никакой разницы.
Фото: Shutterstock.com
Читайте нас также в Яндекс. Дзен!
Подписывайтесь на наш канал
Источник
Лиана Хазиахметова
Родители все чаще стараются уберечь детей от трудностей: помогают им делать домашние задания, вмешиваются в отношения с друзьями и учителями, не ставят сложных задач и так далее. Такой подход чреват тем, что ребенок так и не научится самостоятельно преодолевать трудности. В каких-то моментах без вмешательства со стороны родителей, действительно, не обойтись, но это не значит, что нужно оберегать детей от всех сложностей.
В книге «Безграничный разум» говорится о создании подходящей для развития детей среды — такой, где не боятся ошибаться и знают о пользе преодоления затруднений. Поэтому для начала расскажем, как ошибки способствуют развитию мозга.
Как преодоление трудностей развивает мозг
Журналист Дэниел Койл изучал «кузницы талантов» — места, где формируется более высокий, чем обычно, процент чрезвычайно успешных людей. Он пришел к выводу, что достижения зависят не столько от врожденных способностей, сколько от особого характера подготовки. Дэниел изучал людей, преуспевших в музыке, спорте и науке. Исследование показало, что все, кто добился выдающихся результатов, выполняли упражнения, благодаря которым нервные волокна покрывались миелиновой оболочкой в несколько слоев.
Наш мозг функционирует благодаря сети нервных волокон (включая нейроны), а миелин — своего рода изоляция, покрывающая их и увеличивающая силу, скорость и точность передаваемых сигналов. Когда мы возвращаемся к какой-то мысли или наносим удар по мячу, миелиновая оболочка участвующих в этом процессе нейронов становится прочнее, оптимизирует соответствующие нейронные цепочки, в результате чего наши движения или ход мыслей становятся более отлаженными и эффективными.
Миелин играет важнейшую роль в процессе обучения: освоение нового требует времени, а миелиновая оболочка помогает этому процессу, усиливая сигналы постепенно укрепляя недавно сформированные нейронные пути. Койл приводит много примеров успешных математиков, гольфистов, футболистов и пианистов, совершенствующих свое мастерство, и описывает роль миелина как изоляционного материала для нейронных волокон. Он пишет, что у мастеров мирового уровня присутствуют «супер-пупер-связи», покрытые несколькими слоями миелина, благодаря чему эти люди достигают поразительных успехов.
Ошибки развивают мозг. Источник
Каким образом создаются подобные «супер-пупер-связи»? Это происходит, когда человек действует на грани своих умственных или физических возможностей, в затруднительных ситуациях совершает ошибку за ошибкой, исправляет их, движется дальше и допускает новые промахи, постоянно продвигаясь вперед в освоении трудного материала.
Зайти в тупик
Как этого добиться? Вот пример, как китайскому учителю удалось создать подходящую среду в американской школе.
На одном из уроков изучали тему, обычно не вызывающую особого энтузиазма у школьников, — дополнительные и смежные углы. Учитель попросил учеников пояснить, что такое, по их мнению, дополнительные углы, и они высказывали свои соображения. Часто учитель старался запутать свой класс и подвести к ошибочному объяснению. И тогда он с улыбкой спрашивал: «А верно ли это?» Ученики тяжело вздыхали и пытались найти более точное определение. Учитель поддразнивал их, развивая или искажая их идеи, чтобы школьники смогли усвоить суть изучаемого материала. Ученики размышляли, уточняли, доказывали свои утверждения, и выглядело это впечатляюще.
Изучение этой темы в американской или российской школе — полная противоположность.
Учителя просто дают определение дополнительных и смежных углов, а затем школьники решают три десятка простых задач.
Важнейшая характеристика уроков в китайской школе — преодоление трудностей: учителя сознательно ставят учеников в тупик, заставляя задумываться над проблемой и находить объяснение.
Конечно, родители не могут повлиять на учебный процесс, но такую среду можно создать дома. Не показывать решения задач, а мотивировать школьника самому искать истину.
Преодолевать трудности совместно
Некоторые родители считают, что ребенок должен преодолевать трудности сам, поэтому они отказываются ему помогать. Поставьте себя на место ребенка, например, на вас взвалили сложный проект. Что произойдет, если вам придет на помощь коллега? Наверняка вы почувствуете воодушевление, радость и уверенность в успехе. Зачем же лишать этого ребенка? Не бойтесь помогать детям, просто со временем сокращайте объем помощи. Сначала решите задачу вместе, затем помогите только в сложных моментах, а потом будьте рядом, если вдруг понадобится ваша поддержка. Это примерная схема, как можно научить ребенка преодолевать трудности.
Вот что еще можно сделать, чтобы ребенок научился преодолевать трудности.
Извлекать информацию
Много лет Элизабет и Роберт Бьорк — профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе — изучают программы школьного преподавания. По их мнению, в большинстве своем они непродуктивны, поскольку самые важные для обучения процессы часто идут вразрез с интуицией и противоречат стандартным школьным методикам. Исследователи обращают внимание на «желательные трудности», напоминая, что мозгу необходимо решать трудные задачи. Они подчеркивают важность извлечения информации, поскольку любая подобная операция влияет на мозг и в дальнейшем эта информация оказывается более доступной.
Многие готовятся к экзаменам, перечитывая конспекты, но супруги Бьорк считают, что для мозга это не очень полезно. Намного эффективнее извлечение накопленной информации для самопроверки. Вы заставляете себя вспомнить материал, возможно, совершить какие-то ошибки и тут же исправить их. Специалисты подчеркивают, что предэкзаменационная подготовка не должна сводиться к зубрежке, поскольку может вызвать стресс и снизить значимость обучения. Гораздо эффективнее безоценочная самопроверка или проверка с подглядыванием.
В следующий раз, когда ваш ребенок будет готовиться к уроку, предложите не перечитывать учебник, а ответить на вопросы, которые обычно есть в конце параграфов. Пусть он будет подглядывать в материал, но так ребенок лучше усвоит знания и поймет предмет.
Показать свою уязвимость
На своем примере дайте ребенку понять, что совершать ошибки — это нормально. Рассказывайте о своих промахах, признавайтесь, что чего-то не знаете, говорите о чувствах и просите ребенка делиться эмоциями. Ваш пример — лучший способ создать подходящую среду для ребенка.
Позволить самому выбраться из ямы
Если у ребенка есть конкретная проблема, с которой, как ему кажется, он не может справиться, предложите нарисовать «яму обучения», как на рисунке.
Яма обучения (по Джеймсу Ноттингему)
Попросите школьника описать свои ощущения, проваливаясь в яму. «Я в растерянности», «Не разбираюсь в математике», «В этом нет никакого смысла!» — такое знакомо каждому из нас. Когда ребенок начинает выбираться из ямы, тональность его ответов меняется: «Не поддавайся панике», «Поднимайся шаг за шагом», и позитивные мысли. Учительница, которая применяла этот метод в классе, рассказывала, что школьники порой впадали в отчаяние и жаловались: «Я в яме! Я не знаю, что делать?» Она отвечала: «Прекрасно! Чем мы можем тебе помочь?»
В этом ответе два важных момента. Во-первых, преподавательница позитивно относится к тому, что ученик оказался в яме: «Прекрасно!» — говорит она. Во-вторых, она не облегчает задачу, разбивая ее на составляющие и упрощая, а просто спрашивает, какие ресурсы могли бы помочь. Этот учитель знает: преодоление сложностей — очень важный этап и школьников надо поощрять за понимание, что они оказались в яме (затруднительной ситуации), а не вызволять их оттуда.
Развивать эмоциональный интеллект
Почему ребенок пасует перед трудностями? Он боится допустить ошибку, услышать критику в свой адрес, разочаровать самых любимых — нас, родителей. Чтобы ребенок не боялся трудностей, мы должны любить детей безусловной любовью, принимать их чувства и не критиковать.
О том, что происходит, если родители отвергают и не одобряют ребенка, пишет Джон Готтман в книге «Эмоциональный интеллект ребенка».
Дети отвергающих и неодобряющих родителей мало доверяют собственному мнению. Когда им раз за разом объясняют, что их чувства неуместны или необоснованны, они вырастают с уверенностью, что с ними что-то не так. Их самооценка занижена, они испытывают больше трудностей в учебе и управлении своими эмоциями, с трудом преодолевают проблемы. В сравнении с другими детьми им сложнее концентрировать внимание, учиться и находить общий язык со сверстниками. Кроме того, можно предположить, что дети, которых ругали, изолировали, шлепали или как-то иначе наказывали за выражение чувств, получили четкий сигнал, что эмоциональная близость сопряжена с высоким риском и что она может привести к унижению, изоляции, боли и насилию. Если бы мы имели шкалу для измерения эмоционального интеллекта, уровень этих детей был бы довольно низким.
Развивайте эмоциональный интеллект ребенка, чтобы он стал ментально стабильным и сильным и смог справиться с любыми сложностями.
По материалам книг «Безграничный разум», «Эмоциональный интеллект ребенка»
Обложка поста: unsplash.com
Источник