Пренатальное развитие и возраст ребенка
Пренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики.
Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели – 4 мм, в 4 – уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см! Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн – вдвое больше крупного слона.
Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.
В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.
Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.
К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.
Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.
Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.
Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.
Галина Филиппова
доктор психологических наук
https://mosparents.ru
Источник
Что такое пренатальное развитие?
Пренатальное развитие – это все, что происходит с будущим малышом от зачатия до появления на свет. Довольно часто медики употребляют термин «перинатальный период» для обозначения времени «около» родов – примерно с 28 недели беременности. Любой здравомыслящий человек понимает, что, пока ребенок находиться в животе у мамы, формируются все органы и системы организма. Физические метаморфозы зародыша можно наблюдать при помощи ультразвукового исследования.
А есть ли у плода психика? Когда она появляется? Какие психические особенности формируются в пренатальный период? Возможно ли воспитание до рождения? На эти и многие другие вопросы пытается найти ответ пренатальная психология.
Началом индивидуальной — отдельной от мамы — психической жизни ребенка считается момент рождения. Именно с этого момента мы начинаем наблюдать, как малыш постепенно изучает мир и его законы. Сначала он учится сосредотачивать свое внимание на предметах и игрушках. Затем начинает отличать знакомые лица от незнакомых, реагирует на появление мамы и ее голос. Довольно быстро ребенок научается понимать окружающих людей и управлять их поведением при помощи плача и улыбки.
Но в нашей жизни ничего не происходит «вдруг», из ниоткуда. Все имеет свои предпосылки и историю развития. Мы не начинаем в один миг ходить, говорить, есть ложкой, завязывать шнурки, управлять велосипедом, читать и писать. Особенности любого возраста подготавливаются прохождением предыдущих этапов. Следовательно, пренатальное развитие во внутриутробный период дает начало психическим особенностям будущего малыша.
Психика человека – свойство его головного мозга. Это свойство позволяет людям воспринимать мир т.е. видеть, слышать, чувствовать вкус, обонять и осязать. Мозг накапливает эти знания, анализирует их и хранит в памяти. Из этих данных складывается образ мира, понимание различных явлений и отношение к ним. Исходя из своей картины мира, индивид выбирает те или иные реакции на внешние события, совершает поступки.
Если психика – свойство мозга, то и возникает оно тогда, когда формируются основные мозговые структуры. Когда же происходит это событие? 1-й триместр беременности считается временем формирования основных соматических структур (тела). Во время 2-го триместра происходит созревание органов плода, до уровня, необходимого для выживания.
На протяжении 3-го триместра происходит созревание структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца. Работающий мозг начинает подавать электрические сигналы. Именно так, проводя исследование на овцах, ученые определили предполагаемое зарождения психики.
Пренатальный период: основные тенденции психического развития
Как вы уже поняли, физическое развитие является далеко не единственным процессом, происходящим с человеческим организмом во внутриутробный период. Пренатальная психология накопила достаточно большой массив данных о психической жизни, будущего малыша.
Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и «гримасничать». Раздражение подошв или век вызывают рефлекторные движения – предпосылки будущей самостоятельной двигательной активности.
Ультразвуковое обследование гортани обнаружило первые движения, связанные с генерацией звуков в возрасте 18 недель. После рождения, благодаря окружающей воздушной среде, фонация выразится в крике при рождении и быстро перерастет в целый спектр членораздельных звуков, сопровождающих человека в течение всей его жизни.
К 20-й неделе пренатальное развитие обогащается первыми механизмами будущего познания мира — развиваются органы вкуса и обоняния.
К 24-й неделе более полно развивается кожная чувствительность. На ее основе впоследствии сформируются тактильные ощущения, позволяющие определять температуру и изучать поверхность различных предметов. Примерно в это же время плод начинает реагировать на звук.
На 27-й неделе плод иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери (реакция на свет подтверждается сканированием мозга).
Все эти формы поведения в перинатальный период — мимические движения, брыкание, повороты тела и движение головы — возможно, являются произвольными т.е. самостоятельными движениями плода, стремящегося занять наиболее удобное положение.
Восприимчивость будущего малыша и разнообразие форм его поведения, определяющие пренатальное воспитание, значительно возрастают на 8-м месяце беременности. В середине этого месяца у плода открываются глаза и он может видеть свои руки и окружающее пространство, не смотря на то, что внутри матки темно.
Некоторые ученые полагают, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже полностью сформировались. Сканирование мозга показывает периоды сна, возможно со сновидениями.
С переходом на 9-й месяц пренатальное развитие заключается в том, что у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и завершается развитие слуха.
Воспитание до рождения: гипотезы и исследования
Вопрос о том, как влияет на последующее развитие ребенка опыт, полученный им во внутриутробный период, интересовал людей с давних времен. Пренатальное воспитание интересовало древнегреческого философа Аристотеля. Он считал, что у плода могут быть ощущения. Современные исследователи бьются над загадкой о том, способен ли плод к научению. Можно ли начать воспитание до рождения? Даст ли это ребенку преимущества при дальнейшем обучении? Существуют ли какие-либо свидетельства, подтверждающие или опровергающие возможность обучения до рождения?
Пренатальная психология опирается на представление о том, что в пренатальный период, ребенок адаптируется к своей довольно шумной среде обитания благодаря привыканию. По мнению ученых, привыкание – есть простейшая форма научения. Будучи в животе у мамы, кроха научается реагировать на определенные стимулы. Например, регулярно повторяющиеся звуки, такие как сердцебиение, действуют на него успокаивающе. Ребенок вздрагивает при новых внезапных звуках или вибрациях, но успокаивается по мере их повторения.
Профессор Петер Хеппер из Центра поведения плода при Королевском университете Белфаста, изучавший пренатальное развитие, провел интересный эксперимент с группой живущих в Лондоне будущих матерей. Ученый разделил их на 2 группы: в одной оказались женщины, ежедневно смотревшие мыльную оперу «Соседи», в другой — те, кто не смотрел этот сериал.
Через несколько часов после появления малышей на свет Хеппер проигрывал новорожденным музыкальную тему из этого фильма, когда они плакали. Услышав эту музыку, дети матерей из первой группы переставали плакать и начинали прислушиваться. Дети матерей, не смотревших сериал, никак не реагировали на музыку.
То, что новорожденные, которых еще в утробе матери приучили к музыке из телесериала, чему-то научились, не оставляло никаких сомнений.
Если плод способен к научению, почему бы не использовать эту возможность, начав воспитание до рождения?
Французский исследователь Альфред А. Томатис, проведя серию медицинских экспериментов, сделал вывод о том, что классическая музыка благотворно воздействует на работу мозга. Прослушивание музыки Моцарта активизирует не только слуховые и эмоциональные центры, но и всю кору целиком. Этот факт получил название «Эффект Моцарта». Сотрудники университета штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки на предмет соответствия циклам работы человеческого мозга. Вся современная поп-музыка оказалась в самом низу списка. А верхние строчки уверенно занимает соната до-мажор Моцарта. Активизация коры головного мозга при прослушивании классической музыки улучшает память и стимулирует мышление.
Пренатальная психология: методики развития
Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что пренатальное воспитание – не миф, а вполне реальная возможность благоприятно повлиять на психику малыша. Более тысячи лет назад в Китае существовали клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Современных же мамочек медики усиленно пичкают всевозможной информацией, стараясь предупредить возможные трудности будущего ухода за малышом. Переизбыток негативных данных провоцирует тревожность.
Томас Верни — доктор медицинских наук – убедительно доказывает, что лучшее пренатальное воспитание для ребенка – это быть желанным и любимым. Этот бесценный опыт он получает в утробе матери. Пренатальное развитие по данной методике направлено на снижение стресса у мамы при помощи разнообразных упражнений. Маме рекомендуются разговоры с малышом, пение и чтение вслух. Автор считает, что весьма эффективным является мысленное общение с малышом. Большое значение имеют позитивные мечты, направленные на будущее малыша.
Брент Логан — директор Института раннего обучения в США — записал шестнадцать «Беби-кассет», которые будущая мама вставляет в плеер, укрепленный на поясе вокруг живота. Кассеты начинаются с записи нормального сердцебиения матери, затем звукоряд становится более сложным и включает 36 вариантов сердечного ритма. Доктор Логан считает, что таким образом пренатальное воспитание подготавливает к последующему обучению, основанному на главных ритмах окружающей среды.
Рене Ван де Карр — основатель Пренатального университета — предлагает стимулировать развитие мозга плода с помощью программы, включающей такие игры, как «перестукивание» и другие упражнения. Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко, как при обучении родному языку, произносить слова, поощряющие активность малыша. Доктор Ван де Карр утверждает, что новорожденные, прошедшие пренатальное развитие в его университете, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями, чем те, кто не прошел его программу.
Михаил Лазарев — руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины — разработал метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия. Эта методика, получившая название «Сонатал», заключается в том, что беременная женщина поет в течение дня определенные, специально написанные песни, производя при этом ряд движений и изображая свои ощущения на рисунке. Мамы, испробовавшие этот метод, отмечают близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей.
Таким образом, множество исследователей верят, что воспитание до рождения возможно. Существуют, конечно, ученые, скептически относящиеся к этой идее. Но даже они отмечают, что внимание, уделяемое будущему ребенку родителями, способствует созданию благоприятных взаимоотношений, укреплению взаимопонимания между супругами. Не так важно какую конкретно методику предпочтут родители. Главное, что члены семьи объединены новой совместной деятельностью. Это делает их настоящими партнерами в таком ответственном деле, как пренатальное развитие. А счастливые, любящие друг друга и малыша родители – залог психического здоровья и гармоничного развития ребенка.
К тому же занятия по любой программе помогают выработать подходящий распорядок дня, позволяют расставить приоритеты, определить важное и второстепенное, отвлекают от тревожных мыслей и укрепляют уверенность мамы в себе и своем будущем.
Счастья Вам, взаимопонимания, эмоционального комфорта и легких родов.
Источник
Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова
Самый главный вопрос, который волнует будущих родителей (да и специалистов тоже) — это вопрос о том, что чувствует, переживает ребенок до рождения и как это сказывается на его будущей жизни.
Ни в науке, ни в народной практике однозначного ответа пока нет. Посмотрим, как развивается малыш, его органы чувств и способность воспринимать окружающую среду (в первую очередь свою маму). Уже в 7—8 недель оформляются основные части тела. Самой крупной является голова. Личико ребенка вполне оформилось. Мы можем четко различить рот, нос, закрытые пока еще веки. Ротик восьминедельного малыша уже имеет не только губы, но и челюсти, зубы, язык. К 9-й неделе можно обнаружить на личике первые мимические проявления — малыш уже способен морщить лоб, открывать и закрывать губы, поворачивать голову.
Конечности малыша также формируются достаточно рано. На ногах и руках 2-месячного плода есть пальцы, а к 1б неделям — ладони и ступни.
С 9 — 10-й недели начинают развиваться наружные половые органы, и, хотя пол ребенка определен еще при зачатии, после 16 недель можно увидеть, сына вы ждете или дочку.
На тельце малыша появляется мышечная ткань. Сначала она покрыта кожными покровами, на которых уже в 20—25 недель появляются складочки. Из-за множества кровеносных сосудов в коже ребенка его тельце розовеет (к 30-й неделе кожные покровы, кроме того, приобретают цвет в зависимости от расы). В последние месяцы беременности у малыша растет жировая клетчатка, и наметившиеся кожные складки несколько расправляются.
К 12-й неделе практически складываются внутренние органы ребенка. Давно функционирует сердце — уже у 8-недельного плода оно имеет четыре отдела и сердцебиение малыша хорошо прослушивается, оно значительно чаще, чем материнское. Развиваются легкие. Они еще не наполнены воздухом и имеют вид опавших лепестков, окончательное раскрытие которых произойдет только после рождения Сложилась и функционирует выделительная система ребенка.
К 6 неделям закладываются все отделы мозга, сформирован вестибулярный аппарат. В 7,5 недель появляется кожная чувствительность в области рта, к 10 неделям — всей поверхности кожи. В 8 недель развита не только центральная нервная система (головной мозг),
но и периферическая (нервные волокна и окончания в органах и тканях). В 9 недель появляются вкусовые сосочки на языке, околоплодная жидкость проникает через рот в желудок. В 10 недель ребенок активно плавает, координируя движения тела (то есть работает вестибулярный аппарат, есть ощущения в мышцах). В 11 недель сосет свой пальчик.
Задолго до того, как вы ощутили, его движение, ребенок реагирует на прикосновение. Сначала это рефлекторная реакция всего тельца, но уже к 12-й неделе она становится более локальной. На прикосновение к ручке или ножке плод отвечает сжатием пальцев на ней, что является свидетельством дифференциации различных участков тела. Постепенно появляются рефлекторные движения, которые обеспечат жизнеспособность новорожденного. В те же 12 недель жизни плода можно зафиксировать сосательные и глотательные движения — это основа будущего способа питания; вздрагивание, икание, чихание — первые защитные реакции.
К 14 неделям развит слух. Внутриутробно ребенок хорошо слышит.
Самый сильный, постоянный звук, сопровождающий развитие ребенка, — это звук материнского сердца. Очень рано он начинает ориентироваться на него как на сигнал благополучия. Спокойное, размеренное сердцебиение матери является для ребенка свидетельством безопасности. Волнение матери, проявляющееся в учащенном сердцебиении, пугает его, вызывает напряжение. Растущий в условиях частых и продолжительных волнений матери малыш становится беспокойным, нервным. Поэтому матери надо избегать напрасного волнения. Об этом должны позаботиться все члены семьи.
Ребенок воспринимает не только звуки материнского организма, но и доносящиеся извне. Они, конечно, доносятся до него приглушенно, однако громкие, резкие звуки пугают его — он вздрагивает и сворачивается клубочком, прикрывая голову. Еще не родившийся ребенок прислушивается к разговору своих родителей и к моменту рождения узнает их голоса среди других звуков. Особенно хорошо малыш ориентируется в интонации речи. Ссоры родителей, сопровождающиеся криком, пугают его. Желательно, чтобы его окружала спокойная речь. Когда к неродившимся детям обращается отец или мать, они успокаиваются, ритм их сердца приходит в норму. Полезно разговаривать с ребенком спокойным, ровным, ласковым голосом, прикасаясь к нему. После рождения такие дети бывают более спокойными, реже плачут. С большим удовольствием ребенок слушает музыку, затихая и успокаиваясь при ее звучании. Более того, у внутриутробного малыша уже есть свои музыкальные предпочтения. Он не любит тяжелого рока. Но успокаивается и чувствует удовлетворение при звуках музыки Моцарта, Брамса, «млеет» от Вивальди. Спокойная музыка усыпляет его.
Примерно в 24 недели зажмуривает глаза и отворачивается от яркого света, который проникает через стенку живота матери. Малыш внутриутробно уже переживает вкусовые ощущения. И, как все дети, любит сладкое. Введение, например, глюкозы в плодные воды усиливает его глотательные движения, а впрыскивание йода, наоборот, замедляет их, причем плод кривится от отвращения. С помощью специальных технических средств можно увидеть, как он морщится, когда мать ест лимон, или кривится от запаха чеснока. Наблюдательная мама сможет определить вкусовые предпочтения малыша, если внимательно прислушается к его реакциям на принимаемую ею пищу.
Чаще всего малышу не нравятся резкие приправы, острая пища. Недовольство ребенка может выражаться в излишней двигательной активности. Если мама не хочет доставлять неприятных ощущений ребенку, она должна отказаться от приема соответствующих блюд. Достаточно зрелой является тактильная чувствительность ребенка. Он реагирует на прикосновение уже к 7-й неделе беременности, а к 6 месяцам у него уже угадывается отношение к разным видам внешних раздражителей. 5-месячный плод двигает головкой, если ее погладить рукой. Таким образом, ласкать своего ребенка можно еще до рождения. Он, безусловно, почувствует вашу любовь. Чрезвычайно чувствителен малыш к перепадам температуры. Изменение привычной для него температуры материнского тела беспокоит его. В 20—22 недели ребенок отодвигается от прикосновения холодного датчика аппарата УЗИ. От обливания живота матери холодной водой он бьет ножками. Мама должна избегать переохлаждений, но может потихоньку начать закаливать его, постепенно изменяя температуру и подтверждая свои контрастные обливания удовольствием от них.
Таким образом, воспринимать окружающую среду ребенок начинает очень рано. Но испытывать по этому поводу подобные взрослым отрицательные и положительные эмоции он начинает гораздо позже, когда полностью сформируется связь нервной системы, эндокринных органов, генерирующих необходимые для эмоционального переживания гормоны, и периферических отделов тела, способных воспринимать сигналы от нервной и гормональной системы. А это происходит только к 5 месяцам. Поэтому трудно сказать наверняка, может ли малыш до середины своей внутриутробной жизни воспринять эмоциональные переживания матери как эмоции и «запомнить» их.
Народные приметы и данные науки также свидетельствуют скорее о том, что все это относится ко второй половине беременности. По крайней мере, слабость, тошнота, другие неприятные ощущения первой трети беременности и нередко сопровождающие их неприятные эмоциональные состояния (плаксивость, раздражительность и т. п.) никак не сказываются сами по себе на дальнейшем течении беременности, физическом и психическом здоровье ребенка. Гораздо опаснее инфекции, вредные химические вещества, алкоголь, никотин, наркотики. Резкие стрессы и длительные расстройства вредны во 2-м и 3-м триместрах, тогда же матери лучше испытывать больше положительных эмоций. Это не значит, что женщина вообще не должна ничего, кроме радости, переживать. Напротив, ребенку нужна ее разнообразная реакция, но быстрая, точно соответствующая понятным ему изменениям среды и, главное, быстрое возвращение к устойчивому положительному состоянию матери.
Не стоит думать, что душевное состояние женщины в первой половине беременности совсем не сказывается на ребенке. Ведь это ее состояние, и оно такое потому, что сама женщина обладает именно таким взглядом на жизнь, именно так относится к происходящим в ней и ее жизни переменам. Однако под влиянием обстоятельств наше отношение к жизни также изменяется. И вот тут главное, в какую сторону пойдут эти изменения. А обстоятельства вполне однозначные: появление ребенка и переход в другое качество себя. Как мы уже говорили, это дело сложное. Поэтому появление неоднозначных, двойственных (положительных и отрицательных) чувств к себе и ребенку — нормальное состояние в начале беременности.
Мы можем не испытывать бурных чувств по отношению к тому, кого мы еще не знаем, что вовсе не мешает нам полюбить его после встречи и более тесного знакомства. Во второй половине беременности такая возможность появится. Вместе с ребенком мы будем узнавать друг друга, и будут расти наши чувства.
Источник