Представления о развитии ребенка к д ушинский

Представления о развитии ребенка к д ушинский thumbnail

30 Март 2014      

admin      

     Просмотров:  
2499

портрет великого педагога К. Д. УшинскогоИдея развивающего обучения – одна из важнейших традиций русской педагогики и одна из основных в дидактической теории великого русского педагога К. Д. Ушинского. Учение, по его мнению, это труд, полный мысли. Надо добиваться, чтобы ученик в процессе обучения был активен и деятелен. Но легко и приятно мечтать, а думать трудно, поэтому важнейшая задача педагога – приучение детей к умственному труду и забота об умственном развитии ребенка.

О системе знаний

Говоря о том, что ум – это система знаний, Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

Великий педагог подвергал резкой критике такое учение, при котором голова учащегося набивается, как мешок, фактами, плохо усвоенными, и идеями, плохо переваренными, когда учитель все гонит вперед, не оглядываясь назад, пока не привозит «пустую телегу» — «Пустая голова не мыслит».

Самым опасным Ушинский считает укоренение у детей привычки ничего не усваивать прочно и быстро все забывать. Задача учителя – соблюдать преемственность между познавательной деятельностью ребенка до школы и учением его в школе, упорядочить конкретные представления и опыт детей, строго отбирать учебный материл, добиваясь его прочного и осмысленного усвоения учащимися.

К. Д. Ушинский о значении родного языка

Ушинский рассматривает родной язык как сокровищницу всех знаний, как основу всякого понимания и умственного развития.

«Между другими предметами обучения, — пишет К. Д. Ушинский, нет ни одного столь способного развить человека, как изучение языка». Родной язык он рассматривает как источник богатейших знаний и всестороннего развития ребенка: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, отражается вся история духовной жизни народа. Уже при умелом обучении грамоте, показывает Ушинский, развивается внимание, устная речь и мышление ребенка, обогащается его память живыми образами и меткими словами для выражения этих образов.

К. Д. Ушинский о природе

Важнейшее значение в умственном развитии Ушинский отводит знакомству с природой, считая, что логика природы – самая доступная для понимания детей логика. Знакомство с природой развивает умение наблюдать окружающую жизнь, содействует развитию логического мышления и воображения, возбуждает внимание и любознательность, изгоняет суеверия и делает смешными предрассудки.

О наглядности в обучении

Анализируя роль наглядности в обучении, К. Д. Ушинский рассматривает ее как средство развития наблюдательности, умения верно выражать словах результаты наблюдения и делать из них логические выводы, видеть предметы всесторонне. Он стремится показать, как совершается переход от непосредственных наблюдений конкретных предметов и явлений к абстрактному мышлению. Верное логическое мышление, по его словам, возникает из верных и точных наблюдений.

В учебниках для начальной школы Ушинский дает образцы того, как учить детей «отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, потом сравнивать между собою несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие…»

Цитаты:

  • Детская природа ясно требует наглядности.
  • Дитя  мыслит  формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе.
  • Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его  руководством  ощущения  дитяти  превращались  в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.

мальчик читает книгуО развитии памяти

Ушинский подробно разработал методику повторения учебного материала, отмечая, что современная ему школа много сыплет в детей и редко справляется, остается ли что из насыпанного. Повторение, по его мнению, должно проводиться систематически, в тесной связи с изучением нового материала, быть избирательными, заставляя школьника выражать свои мысли своими словами. Надо воспитывать у детей  уверенность в своей памяти, не допускать забывания ими изученного материала, понемногу приучать их упорно его припоминать.

Читайте также:  Современные методики раннего развития ребенка

О внимании

С развитием мышления детей тесно связывается и воспитание внимания —  этой единственной двери души, через которую проходит все, что есть в сознании. Научить детей держать эту дверь открытой Ушинский считал делом большой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Привычка владеть своим вниманием, отрывая его от предметов, которые привлекают, и направляя на предметы, вовсе не привлекательные.

Одной из задач обучения Ушинский считал приучение детей по возможности долго и сильно сосредоточивать свое внимание на изучаемом предмете. Развитие такого активного внимания он связывал с воспитанием волевых качеств личности.

О самостоятельной работе

Развитие умственных способностей учащихся немыслимо без самостоятельной работы. К. Д. Ушинский писал, что не уметь выражать своих мыслей – недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший, что самостоятельные мысли вытекают из самостоятельно приобретенных знаний. Поэтому очень важно развить у ребенка желание и способность самостоятельно приобретать новые знания, дать ему средство извлекать полезные сведения не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий. Обладая такой умственной силой, человек будет учиться всю жизнь. А именно это и составляет одну из главных задач школьного обучения.

Но сначала необходимо научить детей учиться. А потом уже поручать дело им самим. Всякая самостоятельная работа должна быть посильной для учащихся, не слишком легкой и не слишком трудной.

успешное обучениеОб успешном обучении

Непосильные задания подрывают детскую память и уверенность ребенка в своих силах. Превращение же учения в игру и забаву, когда ребенок освобождается от всяких серьезных обязанностей, крайне вредно сказывается и на его воспитании. Рассматривая проблему интереса в обучении, К. Д. Ушинский резко выступал против пустой развлекательности. Содержание не должно приноситься в жертву занимательности. Детей необходимо приучать к серьезному труду, соразмерному их силам. Учение «должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так чтобы сам интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас».

Учение – не игра, а серьезная обязанность. Обучение, как справедливо считал Ушинский, не может быть развивающим, если для детей оно не стоит никаких усилий. Вместе с тем он требовал учитывать в обучении интересы и возможности детей, утверждая, что особую силу нашим интересам, нашей деятельности придают чувства, эмоции. Процесс обучения призван возбуждать положительные эмоции. Классная скука – величайший враг учения. Но интерес к учению должен основываться на том, чтобы ученик полюбил учебный труд и находил удовлетворение в исполнении своих обязанностей.

Для успешного обучения ребенку необходимы волевые усилия, так как учение – труд, требующий достижения определенных целей. Для воспитания воли в процессе обучения надо воспитывать привычку к труду, к преодолению трудностей, возбуждать желание учиться и интерес к обучению.

К. Д. Ушинский был непримиримым противником так называемой «потешающей педагогики». Под развивающим обучением понимал многостороннее развитие личности ребенка, включающее в себя воспитание не только умственных способностей и познавательных интересов, но также чувств, воли, характера школьника, его моральных качеств.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник

ushinskiyПедагогические идеи К.Д. Ушинского основаны на его практической деятельности, которая проходила в Ярославском Демидовском юридическом лицее, Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц.

Особенно много новшеств он предложил в Смольном институте, где показал важность и ответственность роли женщины в семье и обществе. В результате девятилетний срок обучения был сокращён до семилетнего, оба отделения уравнены программой, в младших классах обучение стало наглядным, в основу был положен родной язык. Интересно и живо начали преподавать историю, географию, математику. Большую роль стала играть отечественная история. Он заложил основу педагогическому классу, определил двухлетний срок обучения будущих педагогов.

Именно в педагогической деятельности окончательно сложились взгляды К.Д. Ушинского в целостную систему. Он обратился к проблемам единства обучения и воспитания, важности нравственной стороны воспитания молодёжи, её гражданской и патриотической направленности, соединения обучения с овладением родной речью.

Размышляя о развитии педагогики, её связи с другими науками, Константин Дмитриевич создал фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» — шедевр всей его педагогической деятельности. В нём научно доказано, что педагогу необходимо глубоко изучить психические законы и душевную природу детей, знать обстоятельства их жизни.

К.Д. Ушинский смотрел на педагогику как на искусство, которому можно выучиться только на практике, поэтому считал, что педагогу нужна такая книга, которая помогла бы усвоению прежде всего свойств человеческой природы.

Он обосновал, с одной стороны, принцип созидательной педагогики, свободу и творчество учителя, а с другой — необходимость специальной теоретической и практической его подготовки. Константин Дмитриевич утверждал, что педагогика — не «собрание правил или педагогических рецептов» на все случаи жизни, а серьёзная наука, помогающая изучению психофизиологических и социальных основ воспитания. Он определил понятие педагогики, цель, предмет, средства воспитания, научно доказал важность изучения человека со стороны антропологии, физиологии, биологии, истории, психологии. Воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, является самой важной потребностью процесса формирования человека.

Читайте также:  Что сделать для развития ребенка до года

Особое место в его трудах занимали вопросы духовно-нравственного воспитания личности. Цель такого воспитания он увязывал с гражданской позицией личности, т.е. видел её в служении народу, Родине, в любви к людям, в труде. Свои идеалы нравственного воспитания находил в народном понятии морали, поэтому высшими качествами считал патриотизм, народность, гуманизм, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, твёрдую волю и характер, чувство самолюбия.

Другой важной составляющей формирования личности является трудовое воспитание, и педагог показал важность труда в психическом и воспитательном значении, в жизни человека вообще, рассматривал его как свободную и согласную деятельность в соответствии с христианским учением, доказал его связь с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием.

Надо отметить, что К.Д. Ушинский особенно и бережно относился к личности ребёнка — с любовью, уважительно, терпеливо, умея понимать и прощать, часто называя ребёнка «дитя». Такая теплота пронизывает всё его педагогическое и художественное творчество.

В своё время тщательно изучив проблемы воспитания в зарубежных странах, К.Д. Ушинский сделал важный вывод о том, что нельзя его слепо копировать, уничтожив свою систему образования в угоду не всегда истинным ценностям Запада. Он показал неразрывную связь национальной системы воспитания с историей родного народа, его языком, религией, культурными традициями и обычаями, которые складывались на протяжении столетий. С этих позиций определил и пути развития национальной школы, которая должна быть построена на православных началах и соединять в себе как светское, так и духовное начало. В качестве основы воспитания Константин Дмитриевич выдвинул принцип народности, под которым понимал воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, с учётом его истории, характера, природных условий.

Важное место в педагогической системе Ушинского занимает родной язык, который и является самой прочной связью между поколениями, объединяя их в одно историческое целое.

Родной язык, считал учёный-педагог, — это величайший наставник, учивший народ до появления книг и школ. Ребёнок усваивает не только слова, но и много понятий, мыслей и чувств, художественных образов, логику и философию языка. Именно поэтому К.Д. Ушинский занялся составлением книг для первоначального обучения детей до 10 лет.

Представления о развитии ребенка к д ушинскийПедагоги и воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают К.Д. Ушинского как автора двух популярнейших книг. В 1861 г. вышел «Детский мир», а в 1864 г. — «Родное слово». Они выдержали десятки изданий, по ним учились вплоть до 20-х годов XX века.

Ушинский создал «Детский мир» как школьное пособие для первоначального преподавания русского языка учащимся младших классов. Его цель — дать детям знания, развить их мыслительные и логические способности, в соответствии с этим и подобран материал.

«Детский мир» — попытка преподнести энциклопедические знания. Тематика книги разнообразна: рассказы о строении человеческого организма, о знакомых явлениях природы (дождь, ветер, роса, иней), предметах из неорганической природы (глина, железо, соль, золото), о важнейших географических открытиях и путешественниках (Коперник, Ньютон, Колумб), об истории. В первом издании опубликованы рассказы «Дети в роще», «О человеке», «О животных», «О растениях», «Отрывки из истории России».

В то время детям было важно дать не только научное объяснение разных природных явлений, но и показать, как человек воздействует на природу. Хрестоматию, которая дополняет книгу, составляют стихи, басни, рассказы лучших писателей. Здесь мы находим произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, В.Ф. Одоевского, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, В. Гёте, П. Беранже, Г.Х. Андерсена. Исторический отдел представляют отрывки из «Бориса Годунова», «Полтавы» Пушкина, «Бородино» Лермонтова.

К.Д. Ушинский умело разрешил трудную задачу популяризации исторического материала, следуя принципам В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова — воздействовать не только на рассудок, но и на чувства и воображение ребёнка. Стремление к систематизации и стройной логической последовательности определило как положительные качества, так и недостатки этих книг, которые критиковали за излишнюю перегруженность специальными сведениями. Несмотря на это, «Детский мир» сыграл важную роль в продвижении в школу классической литературы, практически осуществил идею реального образования.

Читайте также:  Гленн доман гармоничное развитие ребенка fb2

«Родное слово» — это азбука и первая после азбуки книга для чтения с прописями, образцами для зарисовок, картинками в тексте. Первые две части книги содержат богатый материал для практического изучения русского языка, в третьей части даны сведения по грамматике и другим предметам (географии, истории, арифметике).

Книги К.Д. УшинскогоПридерживаясь индуктивного метода, великий педагог знакомил детей со знаниями об обычной жизни и окружающей природе, с основами религии, письмом, счётом и первоначальным рисованием. Свои дидактические принципы он отразил в «Руководстве к преподаванию «Родного слова», которое вышло несколько позже. Издание затрагивало широкий круг представлений и понятий: мир школы и семьи, обряды и обычаи, церковные праздники, домашние животные и растения, трудовые процессы. Ушинский последовательно проводил в жизнь принципы: от знакомого — к незнакомому, от простого — к сложному. Он дал комплекс знаний, группируя материал вокруг определённой темы: зима, лето, весна, осень, предметы обихода, орудия труда, деревня, город и т.д. Книга богата в жанровом отношении, здесь представлены рассказы, стихи, загадки, песни, пословицы…

Незаметно для себя, на увлекательном материале, на знакомых предметах дети учились различать видовые и родовые понятия, классифицировать и систематизировать. Каждая тема книги, в отличие от «Детского мира», была проиллюстрирована. К.Д. Ушинский ставил цель — развивать одновременно и логические способности, и речь ребёнка. Поэтому большое место отведено произведениям классиков и лучших писателей.

Особое место занимал в «Родном слове» фольклор. Первая книга целиком была посвящена народной литературе — сказкам, пословицам, загадкам, басням. В составлении фольклорной части Ушинский показал себя как блестящий педагог и методист. В расположении сказок соблюдена строгая последовательность, основанная на учёте возрастных особенностей детей. Сначала шли, к примеру, сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», во второй книге — сказки, раскрывающие внутренний мир героев («Сивка-Бурка», «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка») и другие. Пословицы использовались как заглавия к басням, стихам, сказкам, рассказам. Так решалась дидактическая задача — раскрыть более глубокий смысл произведения, подчеркнуть мудрость пословицы. Эти знания без труда, гармонично усваивались ребёнком через «Родное слово», помогали вживаться ему в быт народа, развивали любознательность, самодеятельность. Большое место в «Родном слове» занимали рассказы самого К.Д. Ушинского: «Четыре желания», «Как Мите сшили сюртук», «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Булочник», «Сапожник» и др.

Рассказы великого педагога и писателя и сейчас входят в круг чтения детей. Они написаны простым, доступным языком, понятны и интересны им, полны доброты и мягкого юмора, по ним и сейчас учат читать, познавать окружающую жизнь, используют в семье и детском саду во время бесед, занятий по рисованию и лепке и других видах деятельности. Они будят в человеке добрые чувства — благородство, справедливость, верность, сопереживание и сострадание. Мораль его сказок не навязчива. Детям дошкольного возраста рекомендуют читать рассказы и сказки писателя: «Бишка», «Васька», «Коровка», «Лошадка», «Уточка», «Ласточка», «Петушок с семьёй», «Два козлика», «Четыре желания», «Орёл и кошка», «Гусь и журавль», «Медведь и бревно» и др.

Рассказы и сказки Ушинского для детей младшего школьного возраста помогают легче овладеть русским языком, разными формами общения, формируют миропонимание и умение жить в окружающем мире, прививают устойчивый интерес к чтению.

Различные диалоги и ситуации, которые наполняют произведения писателя, ставят детей перед проблемой выбора героя, времени, учат мыслить, сопереживать, делать выводы и поступать правильно. Детям младшего школьного возраста рекомендуют читать рассказы

К.Д. Ушинского о детях: «Дети в роще», «Дедушка», «Трусливый Ваня», «Гадюка», «Бодливая корова»; рассказы о природе: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Ветер и солнце», «Утренние лучи», «Ручей», «Спор деревьев», «Дятел»; сказки: «Золотое яичко», «Умей обождать», «Плутишка кот», «Как аукнется, так и откликнется», «Мена», «Варёный топор», «Мужик и медведь», «Лиса и козёл», «Петух да собака», «Страшная коза», «Петух и кот» и другие.

Научное и творческое наследие К.Д. Ушинского актуально и востребовано сегодня. Оно изучается, пропагандируется, обогащает педагогическую теорию и практику.

Кравцова О.

Источник