Предречевой этап развития речи у ребенка
Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка
Речевые и психические функции ребенка осуществляются интегративной деятельностью мозга. Для своевременного становления этих функций в онтогенезе важцое значение имеют нормальное развитие и функционирование всех отделов центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Речь и психические функции являются сугубо человеческими высшими корковыми функциями, и в их формировании наряду с биологическими факторами большую роль играют социальные (окружение в широком понимании). Оценка развития этих функций очень важна для диагностики заболеваний нервной системы у детей раннего возраста.
В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.
Доречевой период у здорового ребенка условно делится на несколько этапов.
I этап доречевого развития охватывает первые 2 мес жизни. В это время совершенствуются и закрепляются биологические и адаптационные механизмы (функции дыхания, сосания); появляются первые эмоциональные реакции, имеющие приспособительное значение для организма; к концу I этапа крик ребенка начинает приобретать интонационную выразительность, что имеет важнейшее значение для развития общения ребенка со взрослым.
II этап доречевого развития (2,5—3 мес) характеризуется появлением начального гуления. В ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок гулит. Вместе с гулением появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым. Звуки гуления уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу, ге, ха» и т. д.).
Смена коротких звуков более протяжными происходит одновременно с новой стадией в развитии движений ребенка. Произношение протяжных звуков гуления требует от ребенка более длительного мышечного сокращения. В этот период здоровый ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается со спины на бок, тянется к предмету, ощупывает и рассматривает свои руки, У него имеется длительная зрительная фиксация (до 5— 7 мин) и прослеживание предмета во всех направлениях. Звуки гуления произносятся на выдохе, так что в этот период происходит своеобразная тренировка речевого дыхания.
Таким образом, на этом этапе развивается общение при помощи недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся отдельными голосовыми реакциями.
III этап доречевого развития — период «истинного» гуления. При нормальном развитии этот период ребенок проходит в возрасте 3,5—4 мес.
Особенностью истинного гуления является то, что оно не сопровождается общими диффузными движениями ребенка и не является составной частью комплекса оживления. Напротив, в период истинного гуления общие движения ребенка притормаживаются, ребенок как бы сосредоточивается на новом для него ощущении. Это является важным условием для дифференцировки произносимых звуков как по их акустическим, так и кинестетическим признакам. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляторными образами произносимых звуков. На этой основе у ребенка формируется самоподражание собственным звукам. Это — качественно новый этап в доречевом развитии. В период истинного гуления звуки становятся продолжительным, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще появляются губные звуки и сочетания гласных с губными.
В этот период интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер.
IV этап доречевого развития — это период лепета. Уже в возрасте 5—7 мес, когда здоровый ребенок путем самоподражания произносит сочетания гласных с губными согласными в виде цепочек звуков, намечается переход гуления в лепет. В период лепета наряду с самоподражанием более отчетливьш становится подражание звукам взрослого.
К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Пример такого общения: ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня».
Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.
— Также рекомендуем «Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка»
Оглавление темы «Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.»:
1. Оценка мышечного тонуса детей. Мышечная гипотония
2. Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенка
3. Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы
4. Терморегуляция у детей. Исследование терморегуляции и потоотделения
5. Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка
6. Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка
7. Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей
8. Семиотика речевых расстройств. Нарушения речи в детском возрасте
9. Дизартрия у детей. Алалия у ребенка
10. Задержка речевого развития. Заикание у ребенка
Источник
Возраст | Речевые навыки |
1-й год жизни | |
1месяц | Крик, кряхтение |
1-3 месяца | Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, «экспериментирование» с гласными звуками |
3-6 месяцев | Активное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласнми («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету. |
6-9 месяцев | Активный лепет, усложнение и расширением объма движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольный выдоха. Способность к регулции громкости и тембра своего голоса, в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи. |
9-12 месяцев | Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма». |
2-ой год жизни | |
1 год | Появление однословных предложений. |
1 год 3 месяца | Увеличение запаса слов до 30. |
1 год 6 месяцев | Увеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова. |
1.5-2 года | Появление фраз, двухсловных предложений. |
2 года | Появление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?» |
2 года | Увеличение запаса слов до 200-300. |
3-ий год жизни | |
2 года | Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами. |
2 года | Появление трехсловных предложений. |
2 года 6 месяцев | Появление многословных предложений. |
2 года 6 месяцев — 3 года | Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, пр этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие). |
3 года | Запас слов до 800-1000. Появление вопросов: «Когда?», «Почему?» |
Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. На третьем году жизни ребенок имеет право на неправильное звукопроизношение. Так, свистящие звуки (С, З, З’, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, Р’, Л) он обычно пропускает или заменяет (С-С’; З-С’, В; Ц-Т’; Ш-С’, Т’; Ж-С’, Д’; Ч-Т’; Щ-Т’; Р-Л’; Р’-Л’; Л-Л’).
ВЛИЯНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Перинатальная патология ЦНС имеет важное значение в возникновении речевых нарушений у детей. Это обусловлено тем, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Перинатальный период включает в себя период развития плода от 28 недели внутриутробного развития и первые 7 дней постнатальной жизни (период ранней адаптации). Среди многообразия патологических состояний перинатального периода наиболее значимыми причинами приводящими к нарушению нормального хода развития развивающегося головного мозга согласно положениям 10 МКБ и Классификации перинатальных поражений нервной системы у новорожденных (РАСПМ,2000г.) относят прежде всего:
1. Церебральную гипоксию-ишемию.
Родовую травму ЦНС.
Инфекции ЦНС.
Системные дисметаболические и токсико-метаболические нарушения.
Выраженность возникающих при этом нарушений отличается вариабельностью. Кроме того, решающее значение оказывают и такие показатели как длительность и интенсивность воздействия тех или иных патологических факторов. Патогенетические механизмы церебральных повреждений при инфекционных, токсико-метаболических и гипоксически-ишемических воздействиях в целом схожи и в конечном итоге приводят к аноксии и гибели клеток нервной ткани. Каких-либо неврологических и речевых нарушений специфичных для последствий влияния отдельных факторов перинатального повреждения у детей не выявляется, поэтому перинатальные гипоксически-ишемичские церебральные поражения могут быть взяты в качестве универсальной модели для развития последствий неврологических и речевых расстройств.
Мозг новорожденных менее чувствителен к гипоксии, чем мозг взрослого человека. Повышенная устойчивость развивающегося головного мозга к гипоксии связана с его относительно более низкими энергетическими потребностями по сравнению с мозгом взрослого человека, которые практически полностью покрываются за счет анаэробных путей получения энергии. Существуют значительные анатомические различия в архитектонике и морфологии развивающихся церебральных сосудов, находящихся на той или иной стадии внутриутробного развития. Эти анатомические особенности определяют специфичность зон повреждения головного мозга у доношенных и недоношенных новорожденных, что в дальнейшем проявляется различными неврологическими нарушениями, включая речевые.
У недоношенных детей (рожденных при сроке гестации менее 35 нед.) гипоксемия приводит к селективному (избирательному) повышению кровотока в стволе головного мозга и перивентрикулярных областях белого вещества, в то время как кровоток в полушариях снижается. У доношенных детей, при поддержании системного АД на нормальном уровне, гипоксемия вызывает усиление кровотока во всех областях мозга, но более всего в области ствола и глубоких отделов больших полушарий. Нарушение кровоснабжения мозга повышает вероятность его ишемического поражения в наиболее ранимых областях, которыми являются зоны пограничного или коллатерального кровоснабжения бассейнов магистральных мозговых артерий, причем расположение этих зон различно, и зависит от гестационного возраста. У новорожденных выделяют следующие тяжелые формы гипоксически-ишемических повреждений головного мозга: селективный нейрональный некроз, субкортикальные лейкомаляции (парасагиттальный некроз), периветрикулярные лейкомаляции, ишемическое поражение базальных ганглиев (status marmoratus), ишемические повреждения мозжечка и ствола головного мозга.
Избирательный (селективный) нейрональный некроз (СНН) относится к вариантам диффузного поражения головного мозга, когда в патологический процесс вовлекаются практически все его отделы. Наиболее часто последствиями данного поражения являются атрофические изменения, выявляемые в области лобных и височных отделов головного мозга. К более редким его последствиям относятся атрофические процессы, захватывающие мозжечок или ствол головного мозга.
Клинически данный вид гипопоксически-ишемического поражения проявляется в виде тяжелых форм как двигательных, так и психических, речевых (алалия) расстройств. Фокальные (очаговые) гипоксически-ишемические формы поражения головного мозга в основном достаточно редко наблюдаются у новорожденных (в основном у доношенных).
Парасагиттальные некрозы или субкортикальные лейкомаляции (СКЛ). Участки ишемического поражения при СКЛ локализуются в зонах пограничного кровоснабжения между бассейнами передних, средних и задних мозговых артерий. Фокальные (очаговые) кортикальные и субкортикальные некрозы ишемического характера наиболее типичны для доношенных новорожденных. По стадийности и исходам данные патологические процессы напоминают ПВЛ.
В дальнейшем у данного контингента детей развиваются тяжелые формы ДЦП, часто сопровождающиеся грубыми интеллектуальными, психическими и речевыми расстройствами (алалия).
Перивентрикулярная лейкомаляция(ПВЛ)(ишемический инсульт) — перивентрикулярное размягчение белого вещества головного мозга является характерным повреждением для недоношенных детей. Перивентрикулярная лейкомаляция (ПВЛ) представляет собой вызванный ишемией процесс некротизации белого вещества преимущественно в верхне-латеральных областях вокруг боковых желудочков мозга. Наиболее характерна ПВЛ для недоношенных новорожденных 32 — 35 недель гестации.
Последствиями данного вида повреждения является вовлечение в патологический процесс моторных и сенсорных нервных проводников, что клинически проявляется формированием спастических форм церебрального паралича, нарушениями функций зрительного и слухового анализаторов, отклонениями в интеллектуальном развитии.
Поражение базальных ганглиев (status marmoratus) достаточно редкий вариант последствий тяжелого гипоксически-ишемического воздействия, Поражения базальных ганглиев и зрительных бугров могут комбинироваться с общей симптоматикой тяжелого гипоксически-ишемического процесса или могут иметь более изолированный характер. Для SM характерна триада структурных изменений – гибель нервных клеток, глиоз и патологическая гипермиелинизация (миелинизирутся как отростки нейронов, так и отростки астроцитов). Это обуславливает специфический «мраморный» рисунок базальных ганглиев, выявляемый на НСГ на второй неделе постнатальной жизни. В развитии SM основная роль принадлежит глутамат-индуцированной цитотоксичности и избыточному накоплению свободных радикалов оказывающие деструктивное воздействие на базальные ганглии.
Изолированный тип патологического процесса более характерен для поражений зрительных бугров, особенно часто их латеральных ядер.
Клинически данные нарушения проявляются у детей первого года жизни гиперкинетическими расстройствами, (дискинетическими формами) ДЦП, и соответствующими гиперкинетическими речевыми нарушениями (органические формы заикания, скандированная речь).
Фокальные гипоксически-ишемические поражения головного мозга характеризуются преимущественно ограниченными или очаговыми изменениями в веществе головного мозга. Фокальные очаги обычно локализуются в регионах анастомозов основных сосудистых бассейнов (передняя, средняя и задняя мозговые артерии), а так же в тех регионах мозга, которые отличаются относительно большей зрелостью и большей метаболической и функциональной активностью по сравнению с другими отделами мозга новорожденного.
Таблица 2.
Источник
Ярош Татьяна Александровна
Все родители с огромным нетерпением ожидают первого слова своего малыша. И это понятно – появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. Какие же механизмы отвечают за этот уникальный дар, присущий только человеку – способность к членораздельной осознанной речи? Является ли он врождённой способностью человеческого организма или возникает под влиянием окружающей среды?
Истина, как всегда, где-то посередине. Без сомнения, большую роль играют природные задатки человека, ведь речь развивается только у него, никто из животных ею не овладевает. Природа наделила человеческого детёныша уникальным строением головного мозга, определённым строением органов дыхания и гортани, развитие которых обуславливает развитие речи. Но с другой стороны, чтобы начать говорить, недостаточно просто родиться человеком. Яркое подтверждение тому – истории детей-Маугли, воспитанных дикими животными. Возможность полноценного развития речи оказалась для них безвозвратно утерянной. Таким образом, влияние окружающей среды играет огромную роль в речевом развитии. Именно оно определяет, насколько полноценно разовьётся речь и разовьётся ли вообще.
Психика новорожденного содержит интереснейшие механизмы-предпосылки овладения человеческой речью. Один из таких механизмов — это особая избирательность младенца к звуковой слышимой речи, которая позволяет ему выделять и предпочитать звуки человеческого голоса все другим звукам. Звуки речи вызывают у ребёнка сосредоточение и специфическую активность слухового и зрительного анализаторов. Другой предпосылкой является пластичность нервной системы новорожденного, отсутствие каких-либо врождённых форм поведения. Эти особенности служат основой быстрого и лёгкого усвоения любых знаний, навыков, умений, отношений. Младенец впитывает и делает своими именно те условия, в том числе и языковые, в которые он попал после рождения. И, наконец, это невероятная способность новорожденного к подражанию. Если лицо взрослого будет расположено на расстоянии 20-30 см от глаз малыша (лучше всего он видит именно на таком расстоянии), то ребёнок с поразительной точностью будет повторять все его гримасы! Таким образом, Природа позаботилась о том, чтоб у нового человека были все предпосылки для освоения речи. Что же зависит от нас, родителей? Какие условия мы должны создать нашему крохе? Давайте рассмотрим наши задачи на каждом этапе его развития.
Внутриутробный период. Удивительно, но речевое развитие начинается до рождения. Примерно с 6го месяца беременности ребёнок способен слышать. Он слышит внутренние звуки материнского организма, а по мере истончения стенок матки всё громче и отчётливее – звуки извне. Кроме того, мамин голос он слышит как снаружи, так и изнутри. Важно, чтоб его первый слуховой опыт был положительным – спокойные и радостные разговоры, пение. Постоянный, сильный и резкий шумовой фон (например, проживание вблизи аэродрома или регулярное громкое прослушивание тяжёлой музыки) может привести к негативным последствиям, вплоть до врождённой глухоты.
Первые недельки. Первые 2-3 недели после рождения ребёнок сам не издаёт речевых звуков. Крик, которым выражаются отрицательные эмоции – явление другого порядка. Но в то же время в этот период с огромной скоростью идёт образование синапсов (узлов связи) мозга. Этот процесс происходит под влиянием впечатлений, получаемых ребёнком из внешнего мира. Решающее воздействие на мозг оказывают самые ранние впечатления. Поэтому нам важно насытить нервную систему малыша нежными и ласковыми прикосновениями, теплом и запахами нашего тела, и, конечно же, звуками нашего голоса. Воркуя над своим новорожденным малышом, мама оказывает ему неоценимую услугу. Пускай он ещё никак не отвечает, но нетрудно заметить, что внимательно прислушивается. Поём ли мы, рассказываем ли о том, что происходит, и обо всём на свете, или просто придумываем ласковые прозвища, ребёнок всасывает, впитывает всё, как губка.
Предречевые вокализации. Примерно с третьей недели малыш начинает гукать и гулить. Гукающий малыш обращён в мир, короткие звуки сопровождают его взаимодействие с предметами и общение с взрослыми. Гуление же требует от крохи полной сосредоточенности – подолгу распевающий протяжные вокализации малыш кажется отстранённым; игрушка или событие, вызвавшие гуление, растворяются, исчезают для него, остаётся лишь концентрация на издаваемых звуках. Вокализации малыша разнообразны и сложны, он с упоением пользуется своим голосом и очень радуется, если родителям удаётся повторить за ним его звуки.
Около 5-6 месяцев возникает лепет. Это ритмичное многократное повторение слогов, удивительно напоминающее речь: «да-да-да-да», «ма-ма-ма-ма», «тя-тя-тя-тя». Интересно, что в предречевых детских вокализациях присутствуют фонемы, чуть ли не всех существующих в мире языков (Фонемы – это звуки, которые используются в речи и существенно отличают один язык от другого). Лепет появляется абсолютно у всех детей, но у детей, глухих от рождения, лепет очень быстро угасает. Если лепет прекратился, то очень важно сразу же обратиться к врачу для исследования слуха. Также в арсенале ребёнка появляются вскрики – короткие, но исключительно насыщенные эмоционально, звуки: «эа, а, уу, о». Эти возгласы ребёнок использует для выражения радости, удивления, недовольства и других переживаний, они без труда понимаются взрослыми.
Известно, что есть детки очень «разговорчивые», а есть скупые на голосовые проявления. Исследованиями подтверждено, что количество предречевых вокализаций не связано напрямую с речью. Гораздо более важными являются обстоятельства вокализирования. Обычно ребёнок вокализирует в трёх типичных ситуациях: 1) как бы без видимой причины – в момент голосовой активности ребёнка не занимает ни предмет, ни человек; 2) во время действий с предметами – исследовательская и познавательная активность сопровождается звуками; 3) взаимодействие с взрослыми – вызывание голосом на контакт, стремление ответить на обращение взрослого – поддержать «беседу». В каждой из таких ситуаций ребёнком используются свои наиболее привычные виды вокализаций: без видимой причины малыш чаще всего гулит, изучая предметы – гукает, а для общения использует весь доступный ему голосовой арсенал.
Спонтанные вокализации обычно примитивны, они служат для ребёнка упражнениями в речевом дыхании, с возрастом их количество сокращается. Предметные действия – замечательное условие для вокализаций, но, несмотря на их многочисленность в этой ситуации, они, как правило, однообразны. А вот голосовая активность в общении с взрослым – прямая дорога к членораздельной речи. Она делает ребёнка активной и заинтересованной стороной процесса общения с людьми. Ведь правильное и своевременное развитие речи невозможно без собственного говорения.
К концу первого года появляется т.н. лепетное говорение. Оно всегда обращено к взрослому, ребёнок активно использует мимику и жесты и произносит целые лепетные «фразы», воспроизводя ситуацию речевого общения. «Мака-путя лапапо кася-на бу!», — что он хочет этим сказать? Упала игрушка или собака на улице вызвала море восторга – малыш всем хочет поделиться с нами. Он ещё не вкладывает смысла в конкретные звукосочетания, но уже стремится донести с помощью голоса определённую информацию. Таким образом, итогом предречевых вокализаций является овладение наиболее перспективными и совершенными способами общения с взрослыми людьми.
Что же можно посоветовать родителям?
Не оставляйте без внимания голосовые упражнения малыша. Подойдите к нему, улыбнитесь, заговорите с ним, повторяйте за ним его вокализации, приглашая повторять их ещё и ещё. Ребёнок, даже самый маленький, очень быстро усвоит, что позвать взрослого можно не только криком, а и призывными звуками. Достаточно скоро он научится таким образом проявлять инициативу в общении с родителями. Удовлетворение врождённой потребности общаться сообщит ему ощущение своей нужности, ценности как субъекта взаимодействий между людьми, а это основа его коммуникабельности в будущем. И, наконец, формируется и закрепляется потребность в выражении своих мыслей и переживаний голосом.
По-прежнему много разговаривайте с ребёнком, объясняйте ему, что вы делаете с ним, чем заняты, что происходит вокруг. Обязательно проговаривайте события и ситуации, вызвавшие у малыша яркие эмоции – радость, испуг, удивление. Отвечайте на вокализации крохи развернуто, исходя из того, что он пытался сообщить. Например: «Да, мой хороший, это новый красный мячик! Да, он тебе очень нравится! Ага, он такой гладкий и круглый!» Таким образом, ребёнок постепенно учится соотносить свои впечатления и переживания с определёнными звуками речи. Кроме того, обсуждение с малышом разнообразных тем наполняет его пассивный словарный запас, которому в скором времени суждено стать активным.
Пассивная речь. Примерно с 9 месяцев ребёнок начинает понимать отдельные слова обращённой к нему речи. Теперь по просьбе взрослого он может показать названный предмет (где лампа?) или выполнить действие (например, ладушки). Идёт интенсивное наполнение пассивного словаря, поэтому важно чётко и правильно называть ребёнку разнообразные предметы, действия, явления, характеристики. Возникновение понимания – результат развития у малыша речевого внимания, избирательности и умения анализировать звуки человеческого голоса. Пассивная речь – важнейшее условие и предтеча появления первого самостоятельного слова.
Давно известно, что функция речи тесно связана с мелкой моторикой рук. Различные упражнения руками позитивно влияют на темпы и качество речевого развития. Пока ребёнок совсем мал, можно делать ему мягкий массаж ладошек и пальчиков. Чуть позже массаж превратится в весёлую пальчиковую гимнастику. Сначала мама будет играть ладошками ребёнка – сгибать и разгибать пальчики, постукивать и щекотать ладошку, сопровождая это занятие весёлыми стихами. Народное творчество – неиссякаемый кладезь таких потешек, наши предки интуитивно чувствовали огромную пользу игр с ручками для ребёнка. Все знают популярные «ладушки», «сорока-ворона», «пальчик-пальчик, где ты был?», можно проговаривать и собственные импровизации, главное чтобы вам и ребёнку было весело! Ребёнок постарше может уже сам выполнять руками различные движения: сжимать-разжимать кулачки, загибать поочерёдно пальцы, изображать пальцами бегающие ножки, крылья бабочки и т.д.
Хорошо развивает мелкую моторику игра с небольшими предметами – пуговицами, крупами, бобовыми, мелкими деталями игрушек. Но родители небезосновательно опасаются, что малыш может проглотить такие игрушки. Чтобы этого не произошло, можно использовать маленькие хитрости: пуговицы нанизать на крепкую нитку или леску, бусины и фасоль зашить в мешочек из тюли, из риса или гречки сварить рассыпчатую кашу и позволить малышу брать крупинки пальчиками и класть в рот. И вкусно, и очень полезно! Хорошо также для развития моторики рисование пальчиками – красками или вареньем, работа с солёным тестом (1стакан муки, ½ стакана соли, ½ стакана воды, 1 ст.ложка подсолнечного масла; хранить в холодильнике в кульке или закрытой банке).
Пускай ваши занятия с крохой всегда будут познавательными и увлекательными для него и для вас. Не забывайте проговаривать всё, что вы делаете, называть предметы, отвечать на лепет и возгласы малыша, и его первое самостоятельное слово не заставит себя ждать!
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции
Источник