Предпосылки развития самосознания ребенка

Предпосылки развития самосознания ребенка thumbnail

Для родителей важно понять, как происходит возникновение «Я» у малыша и какие необходимо создать условие, чтобы самосознание развивалось полноценно.

Вопрос о развитии самосознания ребенка многими авторами рассматривается в связи с развитием его взаимодействия с близкими взрослыми и развитием его предметной деятельности. Источником и движущей силой в развитии самосознания является активность, деятельность самого ребенка, выражающаяся в его взаимоотношениях с окружающим миром. Самосознание, как и сознание, в деятельности ребенка не только проявляется, но и в ней формируется.

Однако такая точка зрения не всеми признается однозначно верной. Эта дискуссия имеет давнюю историю. В.М. Бехтерев еще в 20-е гг. писал о том, что на первых этапах познание ребенком самого себя протекает в отрыве от познания им окружающего мира, в отрыве от воздействия этого мира и даже в отрыве от собственной деятельности ребенка, вступающего с первых дней своей жизни в сложные взаимоотношения с этим миром. Он считал, что взаимодействия с внешним миром в первые месяцы жизни малыша происходят, поддерживаются за счет органических соединений и чувствований, которые даны ребенку от рождения. Эти ощущения становятся источником и движущей силой развития детского самосознания [2].

Не менее спорным является вопрос и о том, в какой взаимосвязи находится самосознание ребенка и развитие его сознания. С позиции

B. М. Бехтерева самосознание предшествует развитию сознания.

C. Л. Рубинштейн считал, что самосознание является более высоким продуктом, нежели предметное сознание, и возникает позднее последнего. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как «Я»: в течение первых лет он сам называет себя по имени, как называют его другие окружающие; он существует сначала даже для себя самого, скорее, как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она реально становится самостоятельным субъектом [17].

Существует точка зрения об одновременности возникновения самосознания и сознания ребенка. Например, А. Потебня, рассматривая развитие речи детей в связи с развитием их самосознания, писал о том, что на первых порах для ребенка еще нет разделения на «Я» и «не-Я» Для малыша еще «все — свое, все — его Я». Свое «Я» возникает в результате раздвоения смутных, смежных, нерасчленимых психических состояний, причем возникает тогда, когда возникает и «не-Я». Простейшее самосознание не нуждается в речевой подготовке, так как оно состоит в неясном чувствовании своего существования, своего тела и самочувствия. Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов.

Экспериментальное изучение общения детей раннего возраста с взрослыми и изучение их предметной деятельности позволило сделать выводы о том, что самосознание ребенка возникает прижизненно, оно развивается и совершенствуется на основе собственной практической деятельности ребенка в условиях его сотрудничества с окружающими людьми.

Образ самого себя у ребенка начинает складываться сразу же после рождения. В качестве определяющих факторов развития образа самого себя выступают индивидуальный опыт ребенка и опыт его общения с другими людьми. Под индивидуальным опытом понимается результат практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире. Под опытом общения понимается вся совокупность информации о себе, которая накапливается посредством взаимодействия с окружающими людьми.

Какие необходимы условия, чтобы происходило полноценное развитие самосознания ребенка?

И.М. Сеченов писал о роли системного чувства в возникновении у ребенка самоощущения, или чувства «Я», о необходимости предоставления ребенку возможности накопления сенсорного опыта. Ребенок узнает о себе на основе тех смутных ощущений, которые возникают в результате жизнедеятельности его организма.

Развитие самосознания, первого представления о «Я» связано с овладением ребенком собственным телом — возникновением произвольных движений, ходьбой, действиями с предметами, приводящими к столкновению ребенка как самостоятельного субъекта различных действий, т.е. «практического субъекта».

Таким образом, самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существования. Органы тела постепенно осознаются ребенком по мере того, как превращаются в своеобразные «орудия» его деятельности. Вначале появляется осознание физического «Я». Действуя с предметами и обнаруживая изменения во внешнем мире в результате этих действий, ребенок познает не только предмет, с которым он манипулирует, но и самого себя. Он понимает, что он причина этих результатов действия. На основе этого возникает желание повторить действие, так развивается мотивационная сфера деятельности, которая является важной частью формирования самосознания ребенка, активно-действенной, произвольной сферы.

Д.Б. Эльконин связывал развитие самосознания ребенка с развитием его самостоятельных действий. Он считал, что важнейшим моментом развития предметных действий в раннем возрасте является возникновение у ребенка отношения к собственному действию. Оно возникает обычно у детей на третьем году жизни. Например, малыш водит палочкой по голове куклы и говорит: «Петя головку чесать». Возникает отношение к себе производимого действия. Этим создаются предпосылки для сравнения своих действий с действиями других, и, конечно, в первую очередь взрослых. Они поощряют действия ребенка. Эти указания находят благоприятную почву, принимаются ребенком, и это ведет к его самостоятельности. Так возникает личное действие, т.е. такое, к которому ребенок относится как к своему, и появляется местоимение «Я». В словах ребенка теперь звучит: не «Вова бегает», а «я бегаю, я сам хочу».

Читайте также:  Развитие ребенка в норме и при дцп

Самосознание возникает в процессе превращении обычных, импульсивных действий в произвольные, предметные действия. Осознание ребенком органов своего тела как своеобразные «орудия», при помощи которых он что-то делает, ходит, бегает, берет, бросает, перемещает что-то в пространстве, приводит к возникновению самосознания ребенка.

Начало ходьбы, самопередвижения — это новый этап в формировании личности ребенка как самостоятельного субъекта. При этом важна не только техника движения, а то изменение во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми, к которым приводит возможность самостоятельного передвижения. Ребенок реально становится самостоятельным субъектом различных действий. С осознанием этого факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление о своем «Я», т.е. через отношения с окружающими людьми ребенок осознает свое «Я».

Следующим звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является развитие речи. Ряд авторов считает, что развитие самосознания подготавливается развитием речи, способностью речевого самовыражения. Б.Г. Ананьев писал о том, что переход от осознания своих действий к осознанию своих качеств связан с развитием речи. Характерным речевым проявлением изменения в первоначальном формировании самосознания является переход от преимущественного оперирования собственным именем, к оперированию более абстрактными высказываниями: «мое, у нас…» Когда ребенок говорит о себе в первом лице, он обладает уже абстрактной оценочной логикой относительно существа своей личности. Намечается переход к мысли о самом себе» [1, с. 101].

Речь является формой существования мышления и сознания в целом, поэтому ее развитие чрезвычайно значимо для развития сознания ребенка и именно речевое развитие определяет этапы в развитии сознания ребенка. Ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир.

Самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Это происходит в два, три года. На этом этапе ребенок овладевает речью, у него появляются попытки самостоятельных действий, начало осознания самого себя.

Таким образом, развитие самосознания детей раннего возраста возможно понять (соответственно, организовать для его развития благоприятные развивающие условия) только в единстве развития общения ребенка с окружающими его людьми. Субъективное выделение ребенком своего действия из структуры предметного действия первоначально связано с оценочными отношениями в ситуации: «взрослый — ребенок». В предметном действии ребенка и взрослого элемент содействия взрослого является ведущим. Еще до появления активной речи ребенка это «со-действие» выполняет функцию коммуникации и руководства. Общение, сравнение себя с другими является необходимым условием развития простейших форм самосознания.

Чрезвычайно важным моментом, доказывающим возникновение (проявление) низших форм самосознания у ребенка конца первого года — начала второго года жизни, является проявление несловесных (невербальных) средств коммуникации — «протоязыка». Это жест на себя в ответ на вопрос взрослого: «Кто это сделал? Чей это кубик?..» Система средств: вокализация, взгляд, мимика, жест, служащие у ребенка средствами в общении с взрослыми до говорения, принято в психологии называть «протоязыком». В литературе много исследований посвящено развитию жеста ребенка. Считают, что жест на себя не имеет референта даже в акте общения. Он ничего не обозначает, он лишь выделяет «Я». Указательный жест на самого себя — первая ступень в выражении самосознания ребенка. Показ своих частей тела (глаза, ушки, носик, ротик, ручки, ножки), видимых и невидимых, но ощущаемых ребенком, — важный этап в развитии его самосознания. Эксперименты с 15—20 месячными детьми показали, что лучше всего для развития указательного жеста у детей использовать первоначально куклу, потому что ребенок приходит в этот мир «без зеркала в руках», ему трудно указывать на невидимые части своего тела. Посте двух лет дети свободно и правильно указывают все части своего тела.

Читайте также:  Сущность развития способностей ребенка

Интересные данные были получены Е.И. Исениной, изучающей развитие указательного жеста у детей глухих и слышащих [9]. Например, выявилось, что все слышащие дети к 20-му месяцу жизни используют жест на себя, а глухие — нет. Зато у них много жестов, обозначающих такие слова, как: «да, нет, дай, хочу есть, хочу пить, на, мое, сядь, ляг рядом, иди ко мне, посмотри сюда, хочу гулять, хочу на руки…». Все это индивидуальные изобразительные жесты.

Можно выделить виды знаков «протоязыка»: кинезнаки — жесты и кинезнаки-взгляды; мимиознаки (эмоциональная экспрессия, передающая эмоциональные состояния), вокознаки (звуки, еще не слова), физиознаки (означают физический объект из прошлого опыта в определенной ситуации). Среди всех этих знаков особая роль принадлежит взгляду. Контакт глаз — основа ситуационно-личностного общения (для глухих детей особенно!). Неслучайно в различных культурах широкое распространение имеют игры на установление контакта глаз («прятки», «ку-ку» ).

Первоначальная ступень развития самосознания — указательный жест на себя — не является единственным образованием. Он включает указательный жест на части тела; осознание предметов, принадлежащих ребенку, с ним — указательный жест на себя как жест принадлежности предметов себе.

Источник

В этой статье будет рассмотрено:

  • Отделение и независимость ребенка
  • Развитие и формирование самосознания детей.

Развитие ребенка: развитие самосознания детей и независимости.

Самосознание и независимость младенца.

Когда ваш малыш только появился на свет, он еще не осознаёт себя как индивидуальность. Малыш чувствует себя одним целым с вами и не отделяет себя от вас, даже его ручки и ножки не являются для него своими.

Со временем ребенок, развиваясь физически и ментально, начинает осознавать себя отдельной личностью, со своим телом, мыслями и чувствами. Начинает желать делать то что хочет, как он того жаждет.

Когда развивается самосознание

Отделения себя от вас, чувство индивидуальности и самосознание развиваются с годами. Примерно в возрасте 6-7 месяцев, ваш малыш начинает отделять себя от вас, и начинает понимать, что вы можете покинуть его, что вы не единое целое. Обычно в это время наступает сепарационная тревога у детей, которая может продлиться и на следующий год жизни.

Сепарационная тревога это состояние, в котором ребенок испытывает сильную тревогу в случае разлуки с людьми и местами, к которым он сильно привязан.

Позже ваш малыш станет более уверенным в себе, вырастет его социализация. Он уже не будет так нервно воспринимать ваш уход из дома, или то, что вы отводите его в ясли, или нанимаете няню. В этот момент он уже готов познавать себя и двигаться дальше, формируя свою индивидуальность.

Как развивается самосознание у ребенка

  • Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев

Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев

Развитие ребенка: развитие самосознания детей и независимости.

До наступления первого дня рождения ребенок полностью ассоциирует себя с основным родителем. В первые месяцы жизни, малыш занятый развитием основных навыков и рефлексов, даже не думает о своей индивидуальности, нет времени на то чтобы заняться самосознанием и отделением себя от родителя.

Основные потребности, которые малыш хочет удовлетворить в этот период:

  • Еда
  • Любовь
  • Внимание

Первые признаки развития независимости от вас вы можете заметить в возрасте четырех месяцев, например, ваш ребенок поймет, что ваше внимание можно обратить на себя плачем. Это один из первых шагов вашего малыша к развитию индивидуальности и самосознания. Ребенок начинает понимать, как его действия влияют на действия других.

Известное исследование показывает, что дети не осознают своего существования. Исследователи клали младенцев до года перед зеркалом, чтобы выяснить осознают ли малыши что это они сами в зеркале.

Развитие ребенка: развитие самосознания детей и независимости.

Выяснилось, что малыши не понимают, что в зеркале отражаются они сами. Они пытались поглаживать зеркало, и вели себя, так как будто они видят другого малыша. Так же носики малышей красились в красный цвет и клали перед зеркалом, они всегда пытались потрогать нос в зеркале, не свой собственный.

Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев

Развитие ребенка: развитие самосознания детей и независимости.

В возрасте 7 месяцев ваш малыш понимает, что он отделен от вас, что он и вы это разные люди. Несмотря на то, что это очень важный период в развитии ребенка, именно тогда может возникнуть сепарационная тревога. Малыш уже понимает, что вы можете уйти, но он не знает, что вы обязательно вернетесь, так что он может залиться слезами, даже если вы отойдете буквально на минуту.

Читайте также:  Презентация роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка

Не пытайтесь уйти незаметно для ребенка! Когда он этого не видит. Это не поможет ему, наоборот может еще больше уверить в том, что вы можете его бросить. Несмотря на то, что это может быть тяжело, попрощайтесь с ребенком, перед тем как уйти.

Развитие ребенка: развитие самосознания детей и независимости.

Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев

В этот период ваш малыш развивается, продвигаясь в отделении себя как личности от вас и мира вокруг. В тоже же исследовании что ранее упоминалось  исследователи красили нос детей в красный цвет в возрасте примерно 21го месяца. Когда дети смотрели в зеркало, они трогали свой собственный нос, в отличие от детей более раннего возраста. Они понимали, что отражение в зеркале это они сами.

Двухлетние дети все еще могут тревожиться, когда вы уходите от него, но быстрее восстанавливаются и чувствуют себя в большей безопасности. Их опыт показывает, что вы обязательно вернетесь к ним. Вы создали доверие у ребенка тем, что всегда показывали свою любовь и заботу.

Это также придаёт малышу уверенности в своих желаниях. Например, носить именно эту одежду снова и снова, есть определенную еду, самому забираться на сиденье машины. Все это показывает растущую независимость.

Развитие ребенка: развитие самосознания детей и независимости.

Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев

Между двумя и тремя годами ваш ребенок продолжить стремится к независимости. Начнет убегать от вас при прогулке, и продолжит проверять границы дозволенного (например рисовать на стене, даже если вы запретили). Скорее всего «я сама/я сам» будет самой частой фразой которую вы будете слышать в этом возрасте.

Развитие ребенка: развитие самосознания детей и независимости.

Роль родителя в развитии самосознания и независимости ребенка.

Ваш малыш должен осознать вашу защиту, перед тем как он начнет исследовать мир. Постоянно дарите ребенку любовь и поддержку, что бы взрастить в нем уверенность в себе, которая нужна для формирования самосознания.

С самого начала, с рождения, немедленно реагируйте на плач ребенка. Создайте основную связь с ребенком тем, что кормите, когда ему хочется, есть, меняя подгузники, когда они грязные, улыбаясь и разговаривая с малышом, когда ему неспокойно.

Вы можете играть с ребенком для того что бы дать ему осознать понятия ухода и возврата вас, так он научится не паниковать когда вы его ненадолго оставляете. Например, играйте в Ку-ку, или прячьте игрушку под одеялом и ищите вместе.

Развитие ребенка: развитие самосознания детей и независимости.

Чтобы развить независимость в ребенке ему нужно проверять границы и исследовать окружение. Поэтому удостоверьтесь, что в доме нечему навредить ребенку. Вместо того что бы носиться по дому за ребенком крича – «нет» — каждый пять секунд, просто сделайте так чтобы не было опасных вещей до которых малыш может добраться.

Поддержите развитие независимости и самосознания, давая ребенку возможность выбора. Выбора между одеждой, едой, занятиями. Покажите, как надо пить из чашки самому или складывать игрушки на место.

Развитие ребенка: развитие самосознания детей и независимости.

Помните, несмотря на то, что ребенок начинает делать что-то самостоятельно, это не значит что ему нужно меньше ласки и любви. Даже если, кажется, что он нуждается в меньшем количестве, ребенок все равно постоянно хочет заботы от вас.

Поддерживайте каждый раз малыша, когда он хочет сделать что-то сам, но не отталкивайте когда он бежит за вашей помощью. Малышу нужна ваша поддержка и одобрение еще долгое время.

Когда стоит волноваться

Несмотря на то, что сепарационная тревога нормальна для детей от 10 месяцев до 2х лет, вам нужно проконсультироваться с врачом, если его тревога слишком высока, настолько, что вы не можете ничего сделать, не находясь рядом с ребенком.

Обратитесь к врачу, если ребенка невозможно успокоить даже когда вы вернулись.

Что дальше

С возрастом приходит большая независимость и большее самосознание. Каждый год ваш ребенок будет все более самостоятельным, и все больше будет желать делать что-то сам.

Далее ребенок сам сможет собираться в школу, готовить себе, заводить друзей и ходить в школу.

Источники

Источник