Предпосылки развития речи ребенка
Предпосылки нормального развития речи у ребенка
Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием и служит общим показателем развития. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания, которое начинаются с первых дней его жизни.
Выделяют следующие предпосылки нормального речевого развития ребенка:
- Биологические:
- отсутствие наследственной отягощенности;
- нормальное течение внутриутробного развития и родов;
- отсутствие хронических соматических и инфекционных. заболеваний в первые 3 года жизни;
- нормативное функционирование всех анализаторных систем;
- полноценноеразвитие центральной нервной системы;
- целостность и сохранность переферического речевого аппарата.
2. Социальные:
- правильное воспитание ребенка;
- отсутствиешумового окружения ребенка;
- целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка;
- потребность эмоционального контакта ребенка с близкими;
- отсутствие психотравмирующих ситуаций в семье;
- отсутствие билингвизма в семье
- благоприятное речевое окружение.
Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие систем мозга и психической деятельности, обеспечивающих формирование речи
Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Важное значение в образовании речи имеют следующие отделы коры головного мозга: лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Речь у ребенка начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.
Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.
Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.
Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
1) дыхательного;
2) голосового;
3) артикуляционного (или звуко-производящего).
В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками.
Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы,мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными
Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.
Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора — в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах. Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.
Патологическое развитие речи
Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
1. Они не соответствуют возрасту говорящего;
2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Такая характеристика позволяет дифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалективными и социокультурными факторами.
Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».
Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.
В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений — клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между этими классификациями нет противоречий — они дополняют друг друга и отражают определенный подход к конкретному речевому нарушению и выбор соответствующих средств его коррекции. Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей, т.е. по отношению к детям, у которых нет нарушений слуха и интеллекта.
Положительным в клинико-педагогической классификации является то, что она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействие смаксимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка. В свою очередь, те принципы, которые положены в основу психолого-педагогической классификации, помогут в организации логопедической работы при разных формах аномалий, но при общности проявлений речевого дефекта.
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
Рисунок 1. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (по Р.Е.Левиной)
Рисунок 2. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия. В данной классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, в основе которого лежит соотношение нарушений речи как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.
Источник
Предпосылки развития речи: крик и плач.
Всем известно, что придя в наш неуютный мир, ребенок кричит, и это всех радует, потому что если он не кричит, то это тревожит медиков.
Как же расценить крик ребенка – первое явление его активности? Можно ли считать этот крик речью или хотя бы ее предпосылкой? Вряд ли кто – либо назовет крик новорожденного речью. Однако крик имеет сходства с речью человека:
- Акустическая природа
- Крик, как и речь взрослого несет в себе информацию, хотя и непроизвольную. Ведь даже взрослый человек, наступив босой ногой на колючку, вскрикивает.
Установление контактов с окружающим миром начинается с самого рождения ребенка. Он довольно скоро начинает улавливать связь между своим криком и реакцией на него окружающих.
Крик — это сложная и хорошо скоординированная работа дыхательного тракта и гортани, фактически первая демонстрация владения родным языком.
Два подхода в изучении механизмов крика:
- Генетическая программа
При рассмотрении вопроса происхождения крика многие исследователи считают, что в его основе – генетическая программа (некоммуникативный характер). Это мнение подкрепляется эмпирическими данными:
- крик присутствует у всех младенцев, даже глухих (С. Н. Цейтлин, Е. И. Исенина, Т. В. Базжина, И. В. Королева, В. И. Гарбарук, И. В. Дмитриева);
- голос глухих дошкольников и школьников сохраняет черты младенческих криков (Е. Н. Винарская);
- отсутствие пауз в крике свидетельствует о том, что ребенок не ожидает ответа, что также подтверждает некоммуникативный характер крика на начальном этапе (Дж. Брунер)
- Инструментальный анализ демонстрирует, что звуки крика не имеют ничего общего ни с гласными, ни с согласными; результаты осциллограммы показывают лишь наличие звукового сигнала, который невозможно идентифицировать со звуками языка.
- Предпосылки речевого общения
По мнению других исследователей, в крике наблюдается уже «нечто от общения» (П. Л. Загоровский);
- Ш. Бюлер показала, что у ребенка в связи с появлением голосовой реакции возникают реакции социального контакта, устанавливаемого при помощи речи;
- в крике новорожденного младенца следует предположить наличие зачатков субъективных переживаний (Т. Н. Ушакова);
- крик — это звук, издаваемый ребенком с целью ухода за ним (С. В. Гречаный, Б. Е. Ми-киртумов)
Функции криков
- крик является непроизвольным выражением дискомфортного физиологического состояния (Е. Н. Винарская)
- крик – база дальнейшего развития речи
- Крик как предпосылка коммуникации, а не ее акт (А. К. Маркова)
Классификация криков
Первоначальный крик как бы дифференцируется на
- крик удовольствия, возникающий в эмоционально-положительных ситуациях (ребенок сыт, у него ничего не болит), и
- крик неудовольствия, появляющийся при отрицательном эмоциональном состоянии ребенка (боль, голод).
Однако начиная приблизительно с 3 месяцев к чисто рефлекторным реакциям ребенка прибавляется и первая социальная — реакция на общение с матерью, относящаяся к крикам удовольствия. Поведение матери — это призыв к ребенку вступить с ней в эмоциональный контакт. „Эмоциональное заражение» играет важную роль в формировании контактов ребенка с окружающими. Это та основа, на которой в перспективе формируется его индивидуальность. Таким образом, единственным социальным источником положительных эмоций для 2—3 месячного ребенка является мать. Важным фактором развития младенца является ее простое присутствие возле него. Мать проводит с новорожденным почти все время, пока он бодрствует. Это закладывает те основы, на которых формируется эмоциональное взаимопонимание. Все эти поведенческие манипуляции матери не оставляют ребенка безучастным. Присутствие матери рядом с младенцем, ее ласковое обращение вызывают ответную реакцию — улыбку ребенка и вокализации.
Слышимая речь оказывает влияние на речевое развитие младенцев только тогда, когда она связывается ребенком, с близкими и знакомыми взрослыми. Именно взрослые вводят ребенка в мир речевой действительности и формируют у него способность не только говорить, но и слушать. Речевое воздействие и слышимая речь неотделимы от конкретного человека. Глубокие эмоциональные связи ребенка с близкими людьми являются важнейшим условием возникновения и развития речи. Эмоциональные контакты, которые сами по себе не требуют речевых средств, способствуют речевому развитию двумя путями:
1) эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка состояние свободы, раскованности, эмоционального комфорта, без которых невозможна собственная активность младенца;
2) заинтересованность в общении со взрослым делает ребенка более внимательным к его речи: вызывает слуховое сосредоточение на звуках голоса и зрительное сосредоточение на внешних органах речи — младенец начинает внимательно рассматривать шевелящиеся губы взрослого и пытается воспроизвести их движение.
Дифференциация крика-плача возможна только при наличии между матерью и ребенком тесной эмоциональной привязанности. Крик-плач — феномен не только младенческого поведения, а неизбежное выражение динамики развития системы отношений мать—дитя. Результатом такого взаимодействия является правильное понимание матерью подаваемых ребенком знаков и адекватное реагирование на них. Это приводит к эффективному успокоению младенца. Способность матерей распознавать крик-плач детей в первые месяцы жизни прямо коррелирует с показателями их дальнейшего психического развития. Чем чаще мать отзывается на крик-плач, тем меньше ребенок плачет в дальнейшем.
Акустические свойства
Сегментными фонетическими свойствами называются свойства отдельных звуков речи, а просодическими (или супрасегментными) — свойства, которые имеются только у более крупных единиц (слогов, слов, целых высказываний), а к отдельным звукам неприменимы. К просодическим средствам относятся тон, распределение громкости и ритм.
Для всех криков, для которых это возможно, были измерены два параметра — частота (точнее, частота основного тона, F0) и интенсивность (I). Это акустические параметры, описывающие свойства звука как физического процесса, то есть колебания воздушного давления.
Голос — это сложный периодический звук. Его можно представить в виде суммы простых синусоидальных колебаний, так называемых гармоник. Интенсивность — это сила звука, средняя по времени энергия, переносимая звуковой волной через единичную площадку. Частоту основного тона, разумеется, можно выделить только у периодического сигнала. Голос является таковым, поскольку образуется за счет периодических колебаний голосовых связок. Звук, производимый без участия голосовых связок, называется шумом (шумом, например, являются все глухие согласные).
Акустические свойства плача
В течение первых 3 месяцев жизни все дети много плачут. Плач — это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благоприятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания. Более того, длительный крик ребенка опасен для его здоровья. При длительном крике у малыша на фоне поверхностного дыхания в связи со снижением функции диафрагмы наступает нарушение вентиляции нижних отделов легких. Это приводит к снижению внутриальвеолярного и внутритканевого давления, возникновению I отека тканей легкого, выключению участка легкого из акта дыхания и спадению альвеол.
Причины плача новорожденного:
• необходимость в физическом контакте с матерью;
• неблагоприятные воспоминания о родах и внутриутробном периоде;
• желание удовлетворить сосательный рефлекс и снять ощущение дискомфорта;
• желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
• повышенная чувствительность кожи, ощущение холода, желание, чтобы его покачали;
• необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;
недомогание ребенка
Рассмотрим характерные признаки различных видов плача:
Голодный плач — начинается с призывного плача.
Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности.
Плач при мочеиспускании — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь, высаживая его.
Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.
Эмоциональная – выразительные свойства
Четыре типа взглядов по Исениной:
- контактный (с 1,5-2 мес. в «комплексе оживления»),
- соединяющий (с 11 мес.),
- указательный (с 9 мес.)
- взгляд поиска оценки поведения (наблюдался с 9 мес.).
Преобладающим (от 7 до 12 мес.) являлся контактный взгляд (70%), далее указательный (17%), оценки поведения (12%), соединяющий (2%) .
В исследовании Е. А. Ермолаевой представлен обширный семиотический анализ жестикуляции на первом году жизни в раннем возрасте.
Определяется порядок овладения жестами в онтогенезе:
- преобладание с 6-ти месяцев жестов-регуляторов, выполняющих регуляторно-коммуникативную функцию (отталкивание, отворачивание, привлечение внимания);
- с 8-ми месяцев — жестов-симптомов (модальных и состояний), выполняющих аффективно-коммуникативную функцию (объятия, привет, пока);
- с 14-16-ти месяцев — жестов-информаторов, выполняющих информационно-коммуникативную функцию (обозначение количества, изображающие).
Список литературы:
- Львов М.Р. Основы теории речи
- Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации).
- Исенина, Е. И. Дословесный период в развитии ребенка
Источник
Младенчество — это этап, когда ребенок развивается не только физически. В период до года происходит закладка речевого фундамента у детей. Малыш постепенно понимает слова взрослых, и у него нарабатывается пассивный словарный запас.
Грудничок постепенно, шаг за шагом, приобретает навыки речевого общения:
Учится пользоваться речевым аппаратом;
знакомится со словами и их формами;
накапливает в памяти наименования предметов, признаков, действий;
учится строить общение со взрослыми и сверстниками.
Прежде чем ребенок после года начнет осознанно разговаривать, он должен на протяжении многих месяцев накопить указанные навыки в ежедневном общении с близкими.
Развитие в первом полугодии
Первые полгода речь детей представляет из себя «гуление», которое из случайных звуков постепенно перерастает в младенческие игры голосом. Этот этап важен для развития речи, поскольку груднички старательно изучают способности своего артикуляционного аппарата, постепенно обучаясь им управлять.
Периоды развития речи
2-4 месяца. В этот период речь детей представляет из себя так называемое «гуканье», ребенок самыми простыми для его артикуляционного аппарата гортанными звукосочетаниями будет обращаться к вам или тренироваться наедине с собой.
4-5 месяцев. На этапе «гуления» простые слоги сменяются на певучее растягивание звуков. Младенец произносит их в высокой тональности, постоянно повторяет, находясь в одиночестве или обращаясь к вам. Сейчас грудничок вслушивается в то, что получается, анализирует и повторяет.
5-6 месяцев. Звуковой «ассортимент» расширяется, младенец может произнести разные гласные и согласные, соединяя их в разной последовательности, прислушиваясь и анализируя. Некоторые дети словно изобретают свой собственный язык, внимательные родители зачастую понимают, что именно требует от них кроха, произнося то или иное звукосочетание.
Активные «гуканья» и «гуления» — это важные предпосылки развития речевого аппарата детей во младенчестве.
Практическое занятие 4
Тема 2.2 Психическое развитие ребенка с ОВЗ в раннем детстве ( от 1 года до 3 лет)
Ответы на вопросы
Развитие прямохождения.
Наряду с дифференциацией ручных действий у ребенка раннего возраста происходит развитие общей телесной координации. Особое значение для психического развития обретает прямохождение.
В конце младенческого возраста ребенок начинает делать первые шаги. Перемещение в вертикальном положении — трудное дело. Маленькие ножки ступают с большим напряжением. Управление движениями ходьбы еще не сложилось, и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Малейшее препятствие в виде стула, который надо обойти, или мелкого предмета, который попал под ступню, затрудняет ребенка, и он после одного-двух шагов падает на руки взрослых или на пол. Что же все-таки заставляет его преодолевать страх перед падением и вновь и вновь прилагать усилия для того, чтобы совершать первые шаги? На первых порах это участие и одобрение взрослых.
Ребенок испытывает удовольствие от самого процесса овладения собственным телом и стремится как бы увеличить эту власть над собой, преодолевая препятствия. Ходьба, вытесняя ползание, становится основным средством перемещения, приближения к желаемым предметам.
Постоянные добровольные упражнения в ходьбе быстро приводят к большей телесной устойчивости и доставляют ребенку истинную радость от чувства овладения своим телом. Чувство овладения придает малышу уверенность при перемещении к цели, что позитивно влияет на его настроение, но объективно сами движения еще долго остаются недостаточно координированными.
Таким образом, на первых ступенях овладение ходьбой является для ребенка особой задачей, связанной с сильными переживаниями и периодом интенсивного формирования образа тела. Постепенно достигается автоматизация передвижения и оно перестает представлять для ребенка самостоятельный интерес.
Овладение телом и способность передвижения человеческим способом подводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает возможности ориентировки в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает его направление и удаленность относительно исходного места.
Освоив передвижение, ребенок немного расширяет круг вещей, ставших объектами его понимания. Он получает возможность действовать с самыми разнообразными предметами, которые прежде родители не считали нужным предлагать младенцу.
Дети с овз
К двум годам некоторые дети еще плохо удерживают голову, не умеют свободно ее поворачивать и разглядывать окружающее. Они не в состоянии поворачиваться и менять положение своего тела, самостоятельно сидеть, захватывать и удерживать игрушки. В большинстве случаев кисти рук детей сжаты в кулаки, плотно приведен к ладони первый палец, и невозможно его участие при захвате игрушек. Лишь очень немногим детям доступна предметная деятельность с помощью взрослого. Во всех случаях отмечается патологическое изменение мышечного тонуса
Лишь некоторые дети могут стоять у опоры, переступать с поддержкой за руки. Как правило, нарушения произвольной моторики сочетаются с выраженной патологией артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Вместе с тем у ряда детей отмечается довольно высокий уровень эмоциональных реакций и познавательной деятельности в целом. У детей с ярко выраженной патологией двигательной сферы и артикуляционного аппарата доречевая голосовая деятельность в этот возрастной период практически отсутствует.
Спонтанный лепет у детей с церебральным параличом появляется лишь к 2—3 годам, что значительно отстает от нормы. При этом лепет характеризуется фрагментарностью, бедностью звукового состава и отсутствием слоговых комплексов.
Развитие предпосылок речи.
В первом полугодии жизни единственными средствами общения являются экспрессивно-мимические, входящие в состав комплекса оживления. Во втором полугодии новая социальная ситуация развития меняется и поэтому начинает формироваться новое и самое главное средство человеческого общения — речь.
Хотя до 12—15 месяцев ребенок — еще не говорящее существо и первый год жизни считается довербальным периодом развития, в этот период складываются очень важные условия и предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейший ход речевого развития. Подготовка к появлению речи идет двумя путями: 1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи); 2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи. Первый путь связан с развитием речевого слуха, второй — с отработкой речевых артикуляций.Во втором полугодии происходит дифференциация самих речевых звуков: в них выделяются два разных компонента — тембровый и тональный, которые несут разную нагрузку в понимании речи. Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет.
6-7 мес. ребенок поворачивает голову в сторону предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7—8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения: на слово «ладушки», например, он хлопает в ладошки, а на слова «до свидания» — машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.). Развиваются собственные голосовые реакции ребенка, которые на первом году имеют характер предречевых вокализаций. Предречевые вокализации входят в состав комплекса оживления К ним относятся: — вскрики — гуканье — гуление В середине первого года в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом. С появлением лепета (к 5—6 месяцам) ребенок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Лепет впервые появляется и наиболее ярко обнаруживает себя в ситуациях общения со взрослым. К концу года появляются своеобразные лепетные тирады с ярко выраженным интонационным рисунком. Это так называемое «лепетноеговорение».,всегда обращено взрослому: и предшествуюет появлению активной речи.
К концу года у многих детей появляются отдельные слова, которые имеют свое значение и свое звучание (няй-няй, ау-ау, дя-дя-дя). Это так называемые автономные слова. Очевидно, что появление лепета — это результат насыщения слышимой речью.
Слышимая речь оказывает влияние на речевое развитие младенцев только тогда, когда она связывается ребенком с близким и знакомым взрослым. Именно взрослый вводит ребенка в мир речевой действительности и формирует способность не только говорить, но и глубокие эмоциональные связи ребенка с близкими людьми являются важнейшим условием возникновения и развития речи.
Источник