Предпосылки развития речи развитие движений руки ребенка в младенчестве

Предпосылки развития речи развитие движений руки ребенка в младенчестве thumbnail

Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются, во-первых, предпосылки понимания речи взрослых, во-вторых, — активного употребления слов. Причем пассивная речь, т.е. понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная — ее самостоятельное употребление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Неумение его использовать связано с необходимостью:

  • приобретения навыка пользования речевым аппаратом;
  • знакомства со словесными формами;
  • накопления содержания для речи;
  • установления социальных связей с окружающими.

Подчеркнем, что развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности общения со взрослым.

Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В первом полугодии первого года жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец особенно чувствителен к интонаций, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике, которой сопровождается высказывание. Произнесение слов, демонстрирующих одобрение, со строгой интонацией и одновременно нахмуренным лицом вызывает у малыша отрицательные эмоции.

Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано. На третьей неделе он сосредоточивается на голосе взрослого. На 2-м месяце жизни малыш прекращает крик под влиянием «разговора» с ним, сосредоточиваясь на лице взрослого. Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием.

Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого. Так, в 5,5-6 мес. младенец подползает к взрослому при подзывании его жестом. А на чисто словесный призыв малыш приближается к взрослому только после 11,5 мес.

С возрастом усложняются реакции ребенка на речь взрослого. Так, в 7-8 мес. малыш поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого: «Где?» Однако связь между словом и предметом в этом возрасте очень неустойчива. Если предмет меняет свое местоположение или ракурс, то младенец его не узнает. А в 9 мес. ребенок уже находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения. В возрасте 7-8 мес. младенец выполняет разученные движения при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь», «Ладушки», «До свидания» и пр. 9-10-месячный малыш понимает элементарные поручения («Дай маме ложку»), в 10-11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. Связь между предметом и его названием -важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальнейшем это даст возможность действовать с предметами в их отсутствие, в плане представлений.

На первом году жизни возникают предпосылки слушания. Малыш сосредоточивается не только на разговоре взрослого, подкрепляемого действиями или мимикой, но и на звучании песенок или небольших стихотворений.

Развитие предпосылок освоения активной речи также включено в общение со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2-4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Дети произносят высокие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4-м месяце малыш перекликается со взрослым на расстоянии. Причем, звуки он продолжает произносить и после прекращения общения. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельностью. На 5-6-м месяце ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы обратить на себя внимание взрослого, «выразить» ему свои желания. Возникает адресованность звуков взрослому. Они становятся инициативной формой общения, выделившись из общего состава выразительных движений. Ребенок произносит звуки и в самостоятельной деятельности, и как только увидит взрослого.

После 6 мес. в речи младенца появляется лепет — слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования, например произносит «дя-дя-дя» и тянется к блюдцу с кашей. После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов, которые сочетаются с соответствующими движениями и мимикой («не», «ам»). Так ребенок отвечает на понимаемое им высказывание взрослого. Такая речь первоначально возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов: жестов, мимики и звуков. Это еще не собственно речь, а жестикуляторная, включающая и звуковые элементы. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым.

Лепет — это особая форма его самостоятельной деятельности, доречевое средство общения и способ выражения эмоционального состояния. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. Возникает отсроченное подражание звукам и словам, произносимым взрослым. К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Важно, что он использует их в осмысленной ситуации. Значение таких слов очень неустойчиво. Ребенок обозначает ими не только сам предмет, но и ситуацию, в которую предмет включен, а также выражает свое отношение к нему, указывает на выполняемое с ним действие. Он легко переносит название с одного предмета на другой, сходный по какому-то несущественному признаку. Но самое главное достижение состоит в том, что слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам 7 месяцев

Возникновение первых осмысленных слов и понимания речи на основе собственно языковых средств, связанных с определенными фонемами родного языка, свидетельствует о том, что развитие речи переходит в новую стадию — фонемную, начинается усвоение звуковой стороны языка. Ранее, на дофонемной стадии, понимание ребенком речи взрослого строилось на восприятии не фонематического состава, а общей ритмико- мелодической структуры слова или фразы. Слово воспринималось малышом как единый, нерасчлененный звуковой комплекс.

Особенности развития речи в младенческом возрасте:

  • развитие речи включено в общение со взрослым;
  • возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка;
  • устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц;
  • к концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов.

Источник

Методика развития детской речи

Методика развития детской речи
Методика развития детской речи Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре

Подробнее

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Примерный график развития речи малыша 1 месяц Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение — кроха прислушивается, когда к

Подробнее

КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 1-й месяц Развитие: плавное прослеживание за перемещением предмета; реакция на звук и голос взрослого; первая улыбка в ответ на разговор взрослого; лежа на животе начинает поднимать

Подробнее

Дети с ранним органическим поражением ЦНС

Дети с ранним органическим поражением ЦНС
Дети с ранним органическим поражением ЦНС Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС, ко торые рано выявляются врачами-невропатологами и нуждаются

Подробнее

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Развитие речи у детей дошкольного возраста
Развитие речи у детей дошкольного возраста Речь одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять

Подробнее

ЛЕКЦИЯ 1.4. МЛАДЕНЧЕСТВО

ЛЕКЦИЯ 1.4. МЛАДЕНЧЕСТВО
ЛЕКЦИЯ 1.4. МЛАДЕНЧЕСТВО Содержание Общая характеристика периода… 1 Влияние общения со взрослым на развитие младенца… 3 Микропериоды младенческого возраста… 3 Характеристика периода новорожденности…

Подробнее

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Музыкальные занятия являются обязательным компонентом коррекционно — педагогической работы, проводимые с глубоко умственно отсталыми детьми. Они оказывают благотворное влияние

Подробнее

«Роль семьи в речевом развитии ребенка»

«Роль семьи в речевом развитии ребенка»
«Роль семьи в речевом развитии ребенка» Второй год жизни — это время становления и быстрого совершенствования речевых функций (основы всего психического развития). До полутора лет развивается функция понимания

Подробнее

Нормы развития речи по возрастам

Нормы развития речи по возрастам
Нормы развития речи по возрастам 0-1 ГОД 1 месяц ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. 2 месяца — ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия

Подробнее

Этапы развития речи в норме.

Этапы развития речи в норме.
Учитель логопед МАОУ 210 «Ладушки» г.о.тольятти Черняева Наталья Владимировна Этапы развития речи в норме. Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря,

Подробнее

Что делать, если ваш ребенок не говорит?

Что делать, если ваш ребенок не говорит?
Что делать, если ваш ребенок не говорит? Как формируется речь Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает

Подробнее

Влияние речи родителей на развитие ребенка

Влияние речи родителей на развитие ребенка
Влияние речи родителей на развитие ребенка «Влияние речи родителей на развитие речи детей» март, 2015 г., Мусинова Л.Ю., учитель-логопед Общение — один из важнейших факторов общего психического развития

Подробнее

Сензитивные периоды развития.

Сензитивные периоды развития.
Сензитивные периоды развития. Консультация учителя-дефектолога Голубевой Ю.Л. С раннего возраста человек переживает сензитивные периоды. В переводе с латыни слово «сензитивный» означает «чувствительный».

Подробнее

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Р.И. Лалаева Н.В. Серебрякова С.В. Зорина НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве

Подробнее

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ. Тема:

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ. Тема:
Тема: Развитие слухового восприятия в рамках методики формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Малаховская Елена Федоровна Цель исследования:

Читайте также:  Требования к общему развитию ребенка

Подробнее

КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ

КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ
КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ 1. Этапы речевого развития. Содержание 2. Причины нарушения речевого развития. 3. Звукопроизношение. 4. Пути преодоления нарушения. 5. Критерии готовности к школе. 6. Рекомендуемая

Подробнее

ДОШКОЛЬНАЯ СУРДОПЕДАГОГИКА

ДОШКОЛЬНАЯ СУРДОПЕДАГОГИКА
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Л.А. Головчиц ДОШКОЛЬНАЯ СУРДОПЕДАГОГИКА Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования

Подробнее

Все занятия проводятся в игровой форме.

Все занятия проводятся в игровой форме.
Аннотация к программе дополнительного образования «Умный язычок» Красивая, правильная речь залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует четкая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли,

Подробнее

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Возрастные особенности детей 3-4 лет
Возрастные особенности детей 3-4 лет Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным

Подробнее

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 66 «Пчёлка» Консультация для воспитателей на тему: «Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного

Подробнее

ЛОГОРИТМИКА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ЛОГОРИТМИКА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей ЛОГОРИТМИКА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ Подготовила: учитель-логопед Каргина А.С. 1 Как известно, у человека есть внутренняя и внешняя речь. Внутренняя это наши мысли, мы мыслим словами.

Подробнее

Общее развитие. Образовательный маршрут.

Общее развитие. Образовательный маршрут.
Родители являются главными учителями по развитию речи ребенка. Наша задача научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребенка речи. Наш девиз при реабилитации

Подробнее

Речевое развитие ребенка.

Речевое развитие ребенка.
Речевое развитие ребенка. Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик. 2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление произнесение гласных

Подробнее

Языковое развитие Овладение языком

Языковое развитие Овладение языком
Языковое развитие Дети с рождения включаются в процесс общения. Очень скоро они научаются сообщать родителям о своих потребностях. В возрасте около года большинство детей произносят первое слово; к полутора

Подробнее

Индивидуальный учебный план воспитанника

Индивидуальный учебный план воспитанника
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 67 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО Педагогическим советом Образовательного учреждения протокол

Подробнее

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей
Муниципальное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа 24 (дошкольные группы) Консультация для воспитателей «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений

Подробнее

Источник

Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окру­жающего мира. Речь — это процесс общения, опосредованный языком.

Основной единицей языка считается слово. Оно имеет две харак­теристики — предметную отнесенность и значение. Слово указы­вает на предмет, вызывая у человека образ этого предмета. К тому же слово выделяет в предметах наиболее существенные, главные признаки, абстрагируясь от второстепенного. Поэтому, овладевая словом, человек усваивает сложную систему связей и отношений, в которую включен тот или иной предмет.

С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной дея­тельности.

Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются предпосылки, во-первых, понимания речи взрослых (развитие речевого слуха), во-вторых, активного употребления слов (развитие речевых артикуляций). При­чем пассивная речь, т.е. понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная — ее самостоятельное употреб­ление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Неуме­ние его использовать связано с необходимостью: приобретения навыка пользования речевым аппаратом; знакомства со словес­ными формами; накопления содержания для речи; установления социальных связей с окружающими. Подчеркнем, что развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом по­требности общения со взрослым.

Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В пер­вом полугодии первого года жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором — из всех голосовьгх воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец особенно чувствителен к интонации, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике, которой сопровождается высказывание. Произнесение слов, демонстрирующих одобрение, со строгой

интонацией и одновременно нахмуренным лицом вызывает у ма­лыша отрицательные эмоции.

Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано. На третьей неделе он сосредоточивается на голосе взрослого. На 2-м месяце жизни малыш прекращает крик под влиянием «раз­говора» с ним, сосредоточиваясь на лице взрослого.

Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавли­вает связь между словом и предметом или действием.

Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрос­лого. Так, в 5,5 —6 мес. младенец подползает к взрослому при под­зывании его жестом. А на чисто словесный призыв малыш при­ближается к взрослому только после 11,5 мес.

Читайте также:  Какие занятия для развития речи у ребенка

С возрастом усложняются реакции ребенка на речь взрослого. Так, в 7 —8 мес. малыш поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого: «Где?» Однако связь между словом и предме­том в этом возрасте очень неустойчива. Если предмет меняет свое местоположение или ракурс, то младенец его не узнает. А в 9 мес. ребенок уже находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения. В возрасте 7 — 8 мес. младенец выполняет разученные движения при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь», «Ладушки», «До свидания» и пр. 9—10-месячный ма­лыш понимает элементарные поручения («Дай маме ложку»), в 10—11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. Связь между предметом и его названием — важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальнейшем это даст воз­можность действовать с предметами в их отсутствие, в плане пред­ставлений.

На первом году жизни возникают предпосылки слушания. Ма­лыш сосредоточивается не только на разговоре взрослого, под­крепляемом действиями или мимикой, но и на звучании песенок или небольших стихотворений.

Развитие предпосылок освоения активной речи также включе­но в общение со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2 — 4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Дети произносят высокие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4-м месяце малыш перекликается со взрослым на расстоянии. Причем звуки он продолжает произносить и после прекращения общения. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельно­стью. На 5 —6-м месяце ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы обратить на себя внимание взрос­лого, «выразить» ему свои желания. Возникает адресованность зву­ков взрослому. Они становятся инициативной формой общения, выделившись из общего состава выразительных движений. Ребе-

нок произносит звуки и в самостоятельной деятельности, и как только увидит взрослого.

После 6 мес. в речи младенца появляется лепет — слоги и зву­ки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования, например произносит «дя-дя-дя» и тянется к блюдцу с кашей. После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов, кото­рые сочетаются с соответствующими движениями и мимикой («не», «ам»). Так ребенок отвечает на понимаемое им высказыва­ние взрослого. Такая речь первоначально возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов: жестов, мимики и звуков. Это еще не собственно речь, а жестикулятор-ная, включающая и звуковые элементы. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым.

Лепет — это особая форма его самостоятельной деятельности, доречевое средство общения и способ выражения эмоционально­го состояния. Произнося звуки, малыш основывается на подража­нии и самоподражании. Подражание выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. Ребенок обращает вни­мание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. Возникает отсроченное подражание звукам и словам, про­износимым взрослым. К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Важно, что он использует их в осмыс­ленной ситуации. Значение таких слов очень неустойчиво. Ребенок обозначает ими не только сам предмет, но и ситуацию, в которую предмет включен, а также выражает свое отношение к нему, ука­зывает на выполняемое с ним действие. Он легко переносит на­звание с одного предмета на другой, сходный по какому-то несу­щественному признаку. Но самое главное достижение состоит в том, что слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений.

Возникновение первых осмысленных слов и понимания речи на основе собственно языковых средств, связанных с определен­ными фонемами родного языка, свидетельствует о том, что раз­витие речи переходит в новую стадию — фонемную, начинается усвоение звуковой стороны языка. Ранее, на дофонемной стадии, понимание ребенком речи взрослого строилось на восприятии не фонематического состава, а общей ритмико-мелодической струк­туры слова или фразы. Слово воспринималось малышом как еди­ный, нерасчлененный звуковой комплекс.

Особенности развития речи в младенческом возрасте:

— развитие речи включено в общение со взрослым;

— возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка;

— устанавливается связь между названием предмета и самим пред­метом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц;

— к концу первого года жизни развивается инициативное употреб­ление осмысленных слов.



Источник