Предмет теории физического воспитания и развития ребенка его специфика
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.
Цель физического воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.
Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.
Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.
В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.
Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.).
Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление.Формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. То или иное заболевание человека — расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.
С момента рождения ребенка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребенка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.
Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. ^ Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.
^ Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия Духовному развитию ребенка.
Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения Двигательного действия.
Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индиви-
дуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.
Как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Эта потребность у него социально направлена системой воспитания. Таким образом, двигательная активность носит биосоциальный характер.
Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.
Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки.
Источник
Предмет теории физической воспитания ребенка, так же как и предмет теории физической культуры и спортарассматривает объективные закономерности, явления, их связи и отношения, которые отличают одну область знаний от другой, придают дисциплине качественное своеобразие.
Теория физической культуры и спорта призвана предоставить научно-теоретическое объяснение и истолкование данных связей и отношений, вскрыть существующие закономерности и обосновать пути их реализации в процессе физической подготовки.
Следовательно, предметом теории физической культуры ребенка являются закономерности процесса физического развития, совершенствования личности и управления этим процессом.
Понятие «научная дисциплина» шире, чем понятие «учебная дисциплина». Из многообразия результатов научных исследований и достижений практики в содержание теории физической культуры и спорта как учебной дисциплины включены наиболее важные и принципиальные положения, имеющие первостепенное значение для организации, обеспечения и проведения физической культуры и спорта в образовательных учреждениях в соответствии с объективными требованиями профессиональной деятельности к физическому состоянию личности.
Теория физической культуры ребенка представляет собой динамичную систему современных научных положений, раскрывающих сущность физического воспитания и совершенствования личности. Она создает теоретическую базу для повышения эффективности процесса улучшения физического состояния личности, для обобщения имеющихся достижений в практике руководства, организации, обеспечения и проведения физической культуры и спорта в организациях и образовательных учреждениях.
Организация физической культуры детей, являясь основой профессиональной деятельности большинства специалистов и реализуя соответствующие закономерности управленческих действий в виде ситуационных задач, трансформирует общетеоретические положения в конкретные практические рекомендации. Она устанавливает различные частные закономерности управления обучением, развитием, воспитанием детей, дает соответствующий материал для общетеоретических обобщений.
Все это обусловливает их органичное единство и существование в рамках одной научной и учебной дисциплины – физическое воспитание дошкольников.
Каждая область знаний как конкретная научная и учебная дисциплина имеет право на самостоятельное существование только в том случае, если обладает своим собственным, только ей присущим предметом изучения. Предметом изучения называется объект исследования и субъект исследования, свойственные той или иной научной дисциплине. Накопленные в результате изучения сведения формируются в определенную систему и образуют особую учебную дисциплину – предмет преподавания.
В науке о физическом воспитании под объектом исследования понимается тот или иной изучаемый педагогический фактор (система физических упражнений, метод обучения), под субъектом – человек, у которого изучается реакция на выполнение физических упражнений.
В педагогическом исследовании объект изучения взаимосвязан с субъектом.
Предметом изучения теории физической культуры и спорта является установление общих закономерностей физического воспитания как социального явления.
Общим закономерностям присущи те, которые в равной мере свойственны физическому воспитанию любых контингентов населения (детей и взрослых, начинающих заниматься физическими упражнениями и квалифицированных спортсменов).
Предметом изучения методик физического воспитания является установление частных закономерностей физического воспитания и реализация общих закономерностей в педагогическом процессе, имеющем конкретную направленность.
Закономерности физического воспитания – это частные проявления общих закономерностей природы и общества. Закономерности физического воспитания, выражаемые через специальные методы познания и преобразования физического состояния человека, составляют одну из частных методологий – методологию физического воспитания.
Являясь методологией физического воспитания, теория физического воспитания ребенка раскрывает многогранные внутренние и внешние связи физического воспитания как целостного общественного явления. Именно поэтому теория физической культуры ребенка призвана обеспечивать методологическую подготовку в сфере физического воспитания дошкольников, позволяющую специалисту свободно ориентироваться и проявлять себя в решении любых задач физического воспитания.
Каждое педагогическое направление системы физического воспитания обладает соответ-ствующими методиками. Например, методиками общего физического воспитания, методиками физического воспитания с профессиональной направленностью, методиками физического воспитания со спортивной направленностью. Внутри каждой из этих методик существуют частные методики. Разнообразие их соответствует типовым разновидностям контингента занимающихся по возрасту, полу, профессиональной принадлежности и спортивной специализации (методики физического воспитания школьников, методика физического воспитания женщин). В данном случае в названии научной и учебной дисциплины слово «методика» дается иногда в единственном числе как обобщающий термин. Методики отдельных спортивно-педагогических дисциплин (методика преподавания гимнастики или плавания) образуют самостоятельные научные дисциплины.
Теория и методика обучения не могут существовать и развиваться изолированно. Теория физической культуры ребенка представляет собой динамическую систему наиболее современных научных положений, отражающих сущность физического воспитания. Она рассматривается как высшая форма развития знаний о физическом воспитании. Теория физической культуры ребенка создает перспективу совершенствования процесса физического воспитания в целом, обобщает частные закономерности физического воспитания и делает их достоянием всех методик физического воспитания.
Методики физического воспитания, устанавливая частные закономерности, создают базу для теоретических обобщений, реализуя закономерности в виде систем педагогических рекомендаций, превращают общие теоретические положения в описания конкретных действий преподавателя и обучаемых. Через методики физического воспитания осуществляется превращение общественного достояния (общих теоретических положений) в личное (повышение уровня здоровья, приобретение умений).
Таким образом, каждая методика обязана не только использовать общие закономерности для разработки конкретных рекомендаций, но и устанавливать частные закономерности, присущие педагогическому процессу с данным контингентом занимающихся. Все это обусловило существование учебной дисциплины под названием «Теория физической культуры и спорта». По характеру предметов изучения она входит в систему педагогических наук. Однако, как и любая педагогическая дисциплина, теория физической культуры и спорта обосновывает свои педагогические положения социальными, психологическими и биологическими закономерностями.
Источник
Степаненкова Э.Я.
С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
ISBN 5-7695-2540-1
В пособии впервые освещены общетеоретические вопросы физического воспитания и раскрыты особенности физической культуры дошкольников, дана методика организации двигательной деятельности детей. В подборе гимнастических упражнений акцент сделан на их общеразвивающей направленности, представлена гимнастика для мозга, включая пальчиковую, для развития вестибулярного аппарата, перекрестная для правого и левого полушарий мозга. Дано описание подвижных игр, обосновано их воспитательное воздействие.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.
УДК 373(075.8) ББК74.100.5я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Степаненкова Э.Я., 2001
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 ISBN 5-7695-2540-1© Оформление. Издательский центр «Академия», 2006
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие, предназначенное для студентов факультетов дошкольной педагогики и психологии педагогических вузов, содержит основные теоретические и методические разработки, направленные на осуществление правильной физической подготовки детей дошкольного возраста, формирование у них культуры движения, развитие психофизических, интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств личности, что является главной задачей педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Содержание излагаемого в пособии курса «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» предусматривает обеспечение будущих специалистов знаниями, позволяющими определять эффективность многочисленных отечественных и зарубежных систем физического воспитания, их соответствие целям и задачам отечественной школы оздоровительной физической культуры.
Профессиональная компетентность будущих специалистов предполагает их готовность к многоплановой и творческой работе с детьми, педагогами, семьей. Они должны понимать процесс роста и развития ребенка, важность двигательного развития, знать функции человеческого тела, программное содержание двигательной и игровой подготовки, уметь диагностировать психофизическое развитие и физическую подготовленность ребенка, а также владеть новейшими методами и приемами обучения, навыками индивидуальной работы.
Данное пособие не только знакомит студентов с современными формами организации и средствами физического воспитания, но и предлагает методику формирования у ребенка навыков физической культуры, раскованности, красоты и выразительности движений, учит творчески использовать двигательный опыт, любить спорт.
Пособие состоит из трех частей. В первой («Общие вопросы теории физического воспитания ребенка») определен предмет теории физического воспитания ребенка, даны его понятия, задачи и средства воспитания для каждой возрастной группы.
Во второй части («Методика физического воспитания и развития ребенка») раскрыты особенности развития детей раннего и Дошкольного возраста, основы их обучения и воспитания, мето-
дика обучения физическим упражнениям, особенности проведения подвижных и спортивных игр; даны формы организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и др.); показано планирование работы по физическому воспитанию и медицинский контроль за ним.
В третьей части пособия рассмотрены должностные обязанности методиста по физической культуре ребенка, раскрыты особенности преподавания курса «Методика физического воспитания и развития ребенка» в педагогическом колледже.
В приложении указаны основные способы диагностики физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка.
В процессе подготовки книги к изданию были учтены положения и идеи А.В.Кенеман и Д.В.Хухлаевой — авторов учебника «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» (М., 1985), уточнены основные понятия теории и методики физического воспитания дошкольников, использованы новейшие достижения смежных наук и обобщены результаты современных педагогических изысканий.
-Учебное пособие подготовлено Э.Я.Степаненковой, параграфы «Физкультурные занятия дошкольников» и «Утренняя гимнастика в детском саду» в главе «Формы организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» написаны доцентом Ульяновского педагогического университета Н. В. Пол-тавцевой.
Часть первая
I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Глава 1
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.
Цель физического воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.
Спецификой предмета является изучение закономерностей фи-[ зического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.
Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности* руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.
В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт. Уяснение этих понятий позволит студентам осознанно и творчески | изучать педагогическую литературу, грамотно выполнять практические задания.
Остановимся на определении каждого из этих понятий. Физическое развитие— процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Во избежание терминологической путаницы Л.П.Матвеев предлагает говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития [1, с.7].
Физическое совершенство— исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования
общества.
Физическая культура— часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена
на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. То или иное заболевание человека — расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.
С момента рождения ребенка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребенка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.
Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. Физическое воспитание— педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Физическая подготовленность— соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование— овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения— специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия Духовному развитию ребенка.
Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения Двигательного действия.
Двигательная деятельность— деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность— это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индиви-
дуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие [2, с. 5—6].
Как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Эта потребность у него социально направлена системой воспитания. Таким образом, двигательная активность носит биосоциальный характер.
Спорт— составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.
Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки.
Источник