Предмет коррекции волевого развития ребенка
Полем коррекционной
деятельности может выступать и щ
вое развитие
дошкольника.
Предмет коррекции
волевого развития ребенка:
— волевое
действие (в совокупности всех элементов:
цель, мотив, решение, усилие, исполнение
как преодоление препятствий, оценка
результата);
саморегуляция
(стимуляция и торможение активности);упрямство и
негативизм.
В естественных
условиях коррекция волевого развития
ребенка происходит в процессе его
непосредственного ежедневного общения
со взрослыми.
Представленные
в нашей коррекционной программе фрагмент
вариантов такого общения учитывают
особенности волевого действия ребенка.
Каждый фрагмент базируется на определенном
элементе волевого действия (выбор цели,
преодоление препятствий и совершение
усилий, планирование и прогнозирование,
оценка и т. д.).
В соответствии с
возрастом и индивидуальными особенностями
волевого развитияребенкаодно и то
же заданиеможет быть
предложено детям разного возраста.
Например, наделение функциями контролера
любимой игрушки для ребенка 2-3 лет —
средство воспитания, формирования
саморегуляции, для ребенка 5-6 лет –
средство психологической помощи,
коррекции.
Коррекционные
задания для развития произвольной
саморегуляции у детей
Создание внешних
опор (например,
условных сигналов), помогающих ребенку
осуществлять саморегуляцию. Для того
чтобы помочь ребенку переключиться с
одного действия на другое, можно
использовать будильник или таймер.
«Посмотри на часы. Сейчас стрелка на
цифре 1. Ты будешь рисовать до тех пор,
пока стрелка не подойдет к цифре 4. Тогда
часы зазвонят, и мы побеседуем о твоем
рисунке». Наделение
функциями контролера, функциями
носителя норм, требований любимой
игрушки: «Кто это к нам пришел? Мишка,
— он говорит? Давай послушаем. Все дети
на улице гуляют и Ванечке пора. Вот
Мишка и кофточку нам принес. Посмотри-ка,
как Ванечка сам одевается», выполнение
простых поручений (или
выполнение действий по инструкции).
Здесь могут быть самые разнообразные
варианты: Коленька, принеси бабушке
тапочки». И ребенок (11 месяцев)
приносит. Для детей 5 лет предлагается
следующий текст: «Положи ключи на
стол. Дай мне книгу. Закрой дверь».
Ребенок выполняет подряд три действия
после однократного восприятия инструкции.
Старшие дошкольники воспринимают на
слух и действуют без наглядного образца
в соответствии с указаниями: «Положи
карандаш справа от себя. Положи листок
перед собой. Отступи сверху и слева по
две клеточки. Поставь точку посередине
третьей клеточки. Перейди на один ряд
вниз и поставь точку в середине клеточки
и в последующей справа. Перейди на один
ряд вниз, проведи горизонтальную линию
через середины трех клеточек, перейди
на один ряд вниз. Нарисуй в каждой
клеточке по кружочку, всего 4».
Выдвижение
промежуточных целей. До
дома еще далеко, ребенок просится на
руки. Взрослый: «Вот там собачка.
Пойдем, собаку посмотрим. А там
голуби, пойдем к голубям. Вот дойдем до
деревца и отдохнем. Видишь машину?
Давай-ка, кто скорее дойдет до нее? А
вот там и домик наш. Вот и пришли».
Ограничение
и конкретизация целей. «Рисуй
кружочки» (указание на процесс,
которому не видно конца). «Нарисуй
одну строчку кружков» (конкретизация
цели, указание на момент достижения
цели). «Нарисуй три красивых кружочка»
(конкретизация цели, указание на
качество). «Постой, подожди меня»-
«Постой, подожди меня, посчитай до
10 и еще раз до 10» (дозированное
увеличение задания, нарастание усилий).
«Нарисуй один квадратик, только
постарайся, чтобы было красиво. Нарисовал?
А теперь нарисуй еще один, такой же
красивый и даже еще лучше». «Нарисуй
два кружочка. И еще один. Нарисуй три
кружочка. И еще один». Задание
возможности выбора цели: «Как
ты хочешь и почему? Как ты считаешь и
почему? Ты можешь…» Вопрос «Почему
необходим для создания мотива действия.
Создание ситуации
борьбы мотивов: «А
почему ты так хочешь? А как можно
поступить по-другому? А как лучше? А как
поступил бы другой мальчик? А как бы я
поступила, угадай? Почему бы я так
поступила?»
Прогнозирование
и обсуждение возможных последствий «А
что будет, если…?»
Действие в
игровом образе (хорошо
использовать для выработки у ребенка
саморегуляции, для переключения
внимания, например, для перехода от
шумной игры к тихой). Ребенок бегает по
комнате с мячом, остановиться не может.
«А где моя «мышка»? Надо сказать
ей, что кошка идет, может мышку поймать.
Вот «мышка» (обращаемся к ребенку).
Ванечка, как ты, «мышка», будешь
бегать? Тихонечко, чтобы кошка не
услышала. А теперь иди, «мышка», в
норку, иди к маме, спрячемся в домике,
кошка нас не найдет». Ребенок забирается
на диван, начинает рассматривать книжку
с картинками. Для поддержки усилий,
которые совершает ребенок, этот прием
так же подходит. Малыш еле бредет с
прогулки, начинает ныть. «Знаешь, кем
мы будем сейчас? Мы будем верблюдами.
Идет караван. Большой верблюд и маленький
верблюжонок. Они говорят друг другу:
«И-и-и». Говори. А вот идем мы по
пустыне. Теперь мы слоны. У слонов
хоботы. Слоны идут, и машут хоботами. А
теперь мы лошадки: «И-го-го».
Побежали, побежали. Вот мы уже и дома».
Предвосхищение
в игре реальных событий (особенно
эмоциональных). Ребенку предстоит
поступление в детский сад. Разыграем
сначала это событие с куклой: «Наша
куколка Маша пойдет в детский сад. Иди,
Машенька, сюда, поздоровайся. У тебя
будет шкафчик для одежды (покажем
шкафчик). Обедать будешь за столом
(сажаем за кукольный столик с другими
куклами), спать в кроватке (укладываем).
У тебя будут друзья. Потом мама за тобой
придет. Затем такой же вариант разыгрываем
с ребенком: «Покажи, как придешь в
детский сад и поздороваешься, как ты
будешь кушать; спать» (ребенок
показывает и комментирует).
Моделирование
в игре возможных реальных ситуаций.
Используем,
например, игры-драматизации для тренинга
желательного поведения: «Можно ли
детям открывать кому дверь, когда они
одни дома? Давай послушаем сказку «В
семеро козлят». А теперь поиграем.
Ты будешь «козликом»». Далее
разыгрывается сказочное действие и
обсуждается поставленный вопрос.
Совместное
сюжетное рисование, создание
сценария,» процесса, программ действия:
«Сегодня воскресенье. Давай подумаем
и нарисуем, что мы сегодня будем делать.
Вот у нас лист бумаги, вот карандашик.
Вот ты проснулся. А что тепер1′ рисуем?
Да, ты кушал, завтракал. А что дальше?
Нар»1—машинку. Что это значит? Будешь
играть. А потом? Пойдешь на улицу? Рисуй
дорогу, деревья, а вот и мы с тобой. А
дальше вот обед на столе» и т. д. Этим
планом руководствуются в течение дня.»
Вечером перед сном можно по картинкам
вспомнить и обсудить весь день.
» Совместная
выработка правил, заключение
договоров. Иногда школьники начинают
сквернословить. Можно договориться:
«Давай играть так: кто скажет плохое
слово — у того изо рта выскочит лягушка,
а кто скажет хорошее слово — цветок.
Посчитаем у когобольше будет
лягушек, у кого — цветков».
Обыгрывание
последствий, возможных
реальных действий ребенка «A
что будет если…?»). Обыгрывание в
последствии дает ребенку право на
ошибку, которая в реальной жизни бывает
для нас опасна, а благодаря тренингу в
игре ребенок может тут же оправиться,
повторить игру и выбрать лучший вариант
для реального поведения. «Зайчик был
один дома. Он увидел таблетки в тумбочке,
подумал, что это конфеты, и съел их. Что
с ним было дальше? Он плакал, стонал, у
него болел живот, ему было плохо. Зайчик,
покажи, что надо делать, если видишь
что-то, похожее на конфеты? А теперь
Ванечка скажет» и т. д.
Подготовимся к
работе. «Что
нам надо делать для…». (ребенок
перечисляет и приносит, например, для
уборки квартиры: фартуки, тряпочки,
веник, совок, тазик и т. д.).
Усвоение алгоритма
трудового действия. Выполнение
действий по указаниям взрослого: «Возьми
кастрюлю, налей в нее воды, поставь на
огонь, положи в кастрюлю 6 картофелин,
закрой кастрюлю крышкой». Попутно
можно ребенка научить считать, различать
форму предметов, цвет, размер и другие
характеристики и признаки.
Помощник на
кухне (кухня
для многих детей — самое интересное и
любимое место в квартире). Исполнение
реального трудового действия: участие
в приготовлении пищи в соответствии
со строгими рецептурными правилами.
Например, печем блины ребенок сам
насыпает муку, наливает молоко, добавляет
соль, сахар, размешивает тесто,
переворачивает блины на сковородке.
Обязательное
поручение. «Ванечка
всегда приносит на стол ложки, хлеб и
чашки, всегда поливает цветы, кормит
рыбок».
Решение
мыслительных задач возрастающей
трудности, требующих
нарастания усилий, преодоления неуспеха,
неоднократных попыток. Здесь может
быть несколько вариантов. Рассмотрим
их на примере решения задачи «Сложи
квадрат». Ребенку дается образец-квадрат,
расчерченный по линиям разрезов, и
образец-квадрат, не расчерченный по
линиям разрезов, а также разрезанные
части, из которых необходимо сложить
целый квадрат.
Ребенок накладывает
части квадрата на расчерченный образец.Ребенок выкладывает
квадрат на столе, глядя на расчерченный
квадрат.
3.Ребенок выкладывает
целый квадрат на столе, глядя на не
расчерченный квадрат.
4.Ребенок выкладывает
квадрат, не имея наглядных образцов.
При этом главное
— научить его пользоваться не методом
проб и ошибок, а направлять усилия на
усвоение обобщенного способа действий
(сравнить детали с целым образцом,
соотнести их с формой квадрата и т. п.).
Обратим внимание на усложнение способа
решения от первого варианта к четвертому
и на усложнение материала (разрезание
деталей на 2, 3, 5 и т.д. частей).
Оказание помощи
взрослому. Незаменимость
ребенка (что-то может сделать только
он). «Приди, пожалуйста, на кухню, над
вымыть баночки, а это можешь сделать
только ты, у тебя ручка маленькая, а у
меня не получится», «Достань,
пожалуйста, напомни мне; вдень нитку»
и т. д.
Объяснение
ребенку поведения взрослого, помощь в
понимании взрослого, прогнозирование
его действий. В
различных ситуациях общения взрослый
может не реагировать немедленно, а
предложить: «Попробуй-ка, угадай, что
я сейчас думаю, что чувствую, что хочу
сказать?», «Как ты думаешь, почему
я тебе это говорю? Почему прошу поступить
именно так, а не иначе, почему я не
советую тебе это делать?»
Побуждение и
поддержка нравственных исканий ребенка.
«Правильно
поступает кто-то? Как поступить мне?
Всегда ли прав взрослый? Всегда ли надо
выполнять то, что обещал? Почему не все
держат слово?»
Принятие
нравственной нормы и отнесение ее к
самому себе. Мальчик
в комнате у знакомых нашел монетку и
положил ее в карман. «Почему ты взял
эту монетку?- Потому, что валялась,
значит, она ничья». «У мужчины на
улице выпал кошелек. Это увидел прохожий.
Как ты думаешь, что он должен был сделать?
Правильно, он сказал мужчине об этом.
Этим прохожим был не взрослый, а мальчик.
Как ты думаешь, что он должен был сделать?
Правильно, он поступил как взрослый, и
мужчина был ему очень благодарен».
«Представь, что ты стоишь на улице и
видишь, как у мужчины из кармана выпал
кошелек и валяется. Что ты сделаешь?»
Если ребенок относит к себе нравственную
норму, то он отвечает, что отдал бы
находку. Из этого следует вопрос: «Как
же ты поступишь сейчас?», и, чтобы
выйти из противоречий, ребенок возвращает
монетку. В случае если на вопрос,
проверяющий применение ребенком нормы
к самому себе, он отвечает, что кошелек
валяется, значит, он ничей вопросы о
том, как он должен поступить, продолжаются,
создаются противоречия, выход из которых
один — приять к себе нравственную
норму.
Репетиция
действий. Ребенку
впервые предстоит сходить самостоятельно
в магазин (в детский сад, к бабушке и т.
д.). В результате беседы ребенок должен
точно и связно описать последовательность
своих действий и мыслей. «Я выйду из
дома, поверну за угол пойду в магазин,
посмотрю, какой хлеб лежит на полках,
потрогаю вилкой, выберу мягкий, половину
черного и батон, положу в мешочек,
посчитаю, сколько он стоит, возьму из
кошелька деньги на хлеб и на батон,
отдам их в кассу, потом пойду домой».
В таком предварительном описании
ребенок использует много глаголов, это
способствует осознанию своей активности
и целенаправленности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
10.02.201536.1 Mб346Коменский Великая дидактика 1939.pdf
- #
- #
- #
- #
Источник
11Ошибочно думать, что положительными качествами человек наделяется при рождении. Их необходимо воспитывать и культивировать, а нежелательные – наоборот, пытаться искоренять. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей происходит постепенно. Это такая же область совершенствования, как и интеллектуальное, речевое, физическое, и требует проведения регулярных тренировок, внимательного отношения.
Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста – это воспитание эмоций и чувств, а также навыков:
- управления ими;
- понимания чужих ощущений, сопереживания;
- выстраивания поведения в зависимости от эмоций;
- определения целей, способов получения желаемого и организации работы по достижению результата.
Составляющие эмоционально-волевой сферы
В состав эмоционально-волевой сферы каждого человека входят:
- чувства – это внутренние ощущения, выражающие отношение к каким-либо объектам;
- эмоции – простейшие реакции на происходящее: радость, гнев, удивление, печаль;
- настроение – некое состояние, которое сопровождается чувствами и эмоциями, но зависит не только от них, но и от физического, нервного состояния, определяется темпераментом и характером, может быть хорошим, плохим, постоянным или изменчивым;
- воля – это способность человека ставить перед собой цели, разрабатывать пути их достижения и прилагать соответствующие усилия.
Вот почему так важно развивать эмоционально-волевую сферу у детей дошкольного возраста. Именно в этом периоде начинает формироваться характер. Малышу необходимо объяснять, какие бывают чувства, какие из них положительные и отрицательные. Нужно комментировать его состояние и давать определение эмоциям, которые он испытывает: «у тебя поломался песочный замок – ты зол и расстроен», «ты увидел любимую игрушку – это радостно», «тебе весело» и т.д.
Позвольте дошкольнику испытывать чувства, чтобы потом он научился их контролировать. Кроме того, человек, который приучен все время сдерживаться, часто испытывает внутренний стресс. Он не способен сопереживать, раздражается от эмоциональности других. Про таких людей говорят, что они холодные, бесчувственные.
Эмоционально-волевое развитие ребенка
Стоит отдельно остановиться на развитии волевой сферы детей дошкольного возраста. Всем нам знакомы такие качества, как целеустремленность, собранность, ответственность, дисциплинированность. Их относят к положительным. Они необходимы в процессе всей жизни: в школе, университете, на работе. Все эти качества – приобретенные.
В процессе становления сменяются основные этапы развития воли у ребенка:
- Новорожденный понимает, какие действия совершить, чтобы получить определенный результат, например, потрясти погремушкой – будет звук и будет весело. С каждым днем он прикладывает все больше усилий и все лучше и быстрее достигает пусть маленькой, но цели.
В период до года также происходит интенсивное развитие волевых качеств ребенка. Младенец настойчиво пытается сесть, и у него это получается. Далее собирается ползти – и ползет, потом учится ходить – и начинает передвигаться, например, чтобы достать любимую игрушку и т.д. - Период до школы – самый активный этап в развитии воли у детей. Melbet, Melbet365 являются полными клонами. Линии совпадают на 100%. https://rtra-series.ru/melbet/ более подробная информация о двух букмекерских конторах. На этом этапе они прикладывают максимум усилий к достижению цели. Малыши уже понимают, что нужно делать и как долго, какие это принесет плоды. У них формируется определенный уклад жизни, появляются задатки дисциплинированности, настойчивости. Дошкольники учатся самообладанию, могут сдерживать плач, желания.
- В младшем дошкольном периоде они только начинают понимать словесные требования и выражать свою волю вербально. Часто их действия импульсивны и не соотносятся с результатом.
- Малыши старшего возраста уже могут выразить свои требования словами, понимают, что такое хорошо или плохо, нельзя или можно. Они прикладывают больше усилий для достижения результата и работают над задачей продолжительное время. Перепады настроения у них случаются не так часто.
Развитие воли у детей дошкольного возраста подчиняется основному правилу всех развивающих систем: происходит вследствие регулярных занятий и в процессе игры.
Упражнения и рекомендации
Есть упражнения на развитие воли у детей, которые способствуют формированию целеустремленной личности. Вот несколько из них.
«Я, как мама»
Предложите дошкольнику поставить себя на место мамы и убедить зайчика съесть кашу, выучить стих и т.д.
«Заморозка»
Усадить малыша на стул и не разрешать двигаться в течение какого-то времени, например, 3 минут. За невыполнение – штраф, за выполнение – поощрение. Каждый день понемногу увеличивать время на минуту.
«Я не первый»
Игра для ребят от 4-х лет и старше в группе. Они выстраиваются друг за другом и идут медленно к какому-либо предмету. Задача – прийти последним. Эта игра тренирует слишком активных дошкольников, учит их сдерживать себя.
Общие рекомендации
Волевое развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется ежедневно. Оно проявляется в системе запретов, которые он учится понимать: заменить конфету яблоком, потому что много сладкого нельзя, идти спать, потому что уже время, вместо просмотра мультиков до глубокой ночи и т.д. Также оно выражается в системе поощрений: выучу стих – получу аплодисменты и уважение мамы, построю самый высокий замок – буду лучшим строителем двора, буду много прыгать – прыгну выше всех и т.д.
Общие рекомендации по развитию силы воли у детей таковы:
- Позволить дошкольнику самому принимать решения, направив в нужное русло, подсказав оптимальный вариант.
- Показывать на своем примере, не позволять себе того, что не позволено ему.
- Формировать самостоятельность, помогать в чем-то, но не делать за сына или дочку.
- Поддерживать радость от полученного результата: малыш должен видеть, что вы рады вместе с ним.
Развитие силы воли у детей – важный этап формирования полноценной личности, которая способна достигать намеченного, прикладывать адекватные усилия и получать удовольствие от проделанной работы.
Источник