Правовые основы жизнедеятельности и развития ребенка
Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ
Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:
- Конституция РФ,
- Семейный кодекс РФ,
- Гражданский кодекс РФ,
- Уголовный кодекс РФ,
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.
Международные правовые акты
Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.
Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:
- осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;
- соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
- демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:
- максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
- обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.
Источник
Наталья Клочкова
Правовые основы безопасности жизнедеятельности ребенка
Доклад к слайдам.
«Правовые основы безопасности жизнедеятельности ребенка»
воспитателей I категории МДОУ «Д/с №69 комбинированного вида» города Ухты Республики Коми Клочковой
Натальи Валентиновны, Стеганцовой Розы Николаевны.
«Правовые основыбезопасности жизнедеятельности ребенка» Слайд 1
Идеей появления проекта был случай, который наблюдала на улице нашего города во время прогулки семьи с ребенком. Малыш нашел красивую коробку и стал брать ее в руки, разворачивать, а родители даже не отреагировали на эту ситуацию, не увидели в ней опасности. После этого случая провела беседу с детьми своей старшей группе я поняла, что и наши дети имеют недостаточный уровень сформированности знаний об источниках опасных ситуаций и способах поведения в них.
Сл. 2
Существует несколько международных документов, где зафиксированы Права ребёнка:
Декларация прав ребенка (1959);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).
Сл. 3
В конвенции о правах ребенка написано, что ребенок имеет право на защиту своей жизни и здоровья. Государство, А в его лице и наше ДОУ берет на себя обязательство защищать права детей, делать их жизнь безопасной. Конечно это первостепенное дело взрослых (воспитателей, родителей, но и дети должны правильно и безопасно себя вести в окружающем мире, овладеть алгоритмом безопасного поведения.
Сл. 4
Поэтому целью проекта является формирование представлений у детей о ситуациях, несущих угрозу их жизни и здоровью; выработка алгоритма безопасного поведения в данных ситуациях
Сл. 5
Исходя из целей нами были поставлены следующие задачи:
Закреплять представления детей об источниках опасности
Формировать навык безопасного поведения в проблемных ситуациях
Развивать охранительное самосознание, сообразительность, внимание, логическое мышление
Развивать умения детей работать с моделями (схемами)
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сочувственное отношение к пострадавшим
Повышать родительскую компетентность в вопросах защиты прав и интересов ребенка, формировать индивидуальную родительскую позицию
Сл. 6
Сл. 7
Наш проект краткосрочный, рассчитан на 2 недели, в нем принимали в нем участие старшие дошкольники и их родители, воспитатели.
Сл. 8
Работа строилась в 4 этапа:
Сл. 9
Первый этап информационно-аналитический, где разрабатывались анкеты для родителей., диагностическая викторина для детей, которая позволила выявить уровень сформированности знаний у детей, разработаны план и конспекты занятий для детей, родителей, педагогов
Сл. 10 (задачи этапа) Сл. 11 (анкета)
Сл. 12 (паутинка)
Второй этап -практический, где было проведено анкетирование родителей с целью Выявления уровня знаний об источниках опасности и порядке действий в опасных ситуациях. так же это позволило получить информацию от родителей о том, как они знакомят детей с опасными предметами и ситуациями, а так же с мерами предосторожности.
2. проведена диагностическая Викторина для детей, позволившая определитьуровень сформированности знаний об источниках опасных ситуаций и способах поведения в них.
Сл. 13 (задачи)
Сл. 14 (цели анкетирования и викторины для детей) Сл. 15
для повышения компетентности родителей и детей по данной проблеме мы использовали разнообразные формы работы.
С детьми, такие,как:
образовательные ситуации
беседы
практические упражнения
сюжетно-ролевые игры
просмотр специально подобранных мультфильмов с использованием рефлексии
знакомство с произведениями художественной литературы, посещение библиотеки
рассматривание иллюстраций, плакатов
прослушание музыки
продуктивная деятельность Сл. 16 -20
наибольший интерес у детей вызвали театрализованные игры, по мотивам народных сказок, где они раскрывали и отрабатывали алгоритм безопасного поведения. Полученные знания дети использовали в самостоятельной игровой деятельности (Школа безопасности для кукол, делились своими впечатлениями с родителями.
Сл. 21
в работе с родителями мы использовали
анкетирование
открытые занятия
родительское собрание, консультации
совместные с детьми образовательные ситуации с практическим выполнением заданий на тему безопасности
организация выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями
наглядную агитацию: папки-передвижки, оформление стенда «На заметку родителям»
Сл. 22 — 26
третий этап контрольно-аналитический На этом этапе мы подвели итог проведенной нами работы: контрольный диагностический срез, у воспитанников группы, направленный на определение уровня усвоение детьми безопасного поведения в разных ситуациях, с помощью игры «На планете детства», а родители были зрителями и наставниками.
Сл. 27 -28
2. получили обратную связь от родителей о пользе этого проекта через отзывы и оценку знаний у своих детей самими родителями.
100% родителей отметили, что этот проект был интересным и полезным не только для детей, но и для них, родителей. что многие проблемы безопасной жизнедеятельности детей они просто не осозновали. Совместные мероприятия способствовали сплочению семьи.
На вопрос: считаете ли вы необходимым повышать свои знания в области безопасной жизнедеятельности, большинство родителей (85%) ответили положительно.
А так же изъявили желание посетить консультации и совместные с детьми педагогические образовательные ситуации с практическим выполнением заданий на тему безопасности
Сл. 29,31
проанализировав результаты входящего и контрольного мониторинга по заявленной проблеме у детей, мы пришли к выводу, что уровень сформированности представлений у детей о ситуациях, несущих угрозу их жизни и здоровью повысился (1 диагностика только 25 % детей имели представления об опасных ситуациях и правилах поведения в них. то контрольная диагностика показала, что у 87,5% сформировался алгоритм безопасного поведения в изучаемых во время проекта ситуациях.
Оформили продукт проекта — мультимедийную презентацию Сл. 31
на четвертом, заключительном этапе мы представили нашу презентацию на итоговом совете педагогов и родительском собрании группы. Эту работу мы демонстрируем и Вам
все поставленные задачи были выполнены, следовательно, цель проекта достигнута
Вывод: Подводя итоги нашей работы, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ значима и необходима. Постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует утверждению жизненных позиций дошкольника: он учится быть свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, поступки и мысли. Главное в работе с родителями – постепенность, высокое доверие, уважение, поиск новых путей взаимопонимания, при которых родители становятся полноправными участниками образовательного процесса. Сл. 31 (задачи) — 33
Авторы проекта Сл. 34, 35
Источник
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов.
Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г).
В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи:
Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
Статья 24. Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.
Статья 26, 27. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
Статья 23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
Статья 31. Дети имеют право на отдых.
право на бесплатное образование.
Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
Статья 12, 13, 15. Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
Закон №273 «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г)
Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».
Статья 56. Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)
Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 17. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.
Статья 19. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.
Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.
Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Статья 37. Каждый имеет право на отдых.
Статья 30. Каждый имеет право на объединение.
Статья 38. Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 43. Каждый имеет право на образование.
Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)
4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей».
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение его интересов.
Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка.
Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд.
Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.
Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Закон РФ «О защите прав детей»
Статья 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».
По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
- Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
- Ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен.
- Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
- Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку.
- Судорожно реагирует на поднятую руку.
- Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых.
- К выше перечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Уголовный кодекс РФ
Предусматривает ответственность:
Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.
Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Федеральный закон РФ № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г).
Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.
Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.
Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.
Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.
Статья 14. Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Источник
Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания.
(методические рекомендации) Дети – это будущее страны, каким оно станет зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном, правовом государстве. Проблема защиты детей существует во всем мире. Одна из задач, способствующих ее решению, просвещение самих детей. Человек с момента рождения уже наделен правами, которые зафиксированы в международном и российском законодательстве. В 1959 году была провозглашена Декларация прав ребенка. В 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривался не только как объект, требуемой социальной защиты, но и субъект , которому предоставлен весь спектр прав человека.
Конвенция о правах человека — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, призывает сроить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно – правовых нормах, в основе которых, лежит подлинны гуманизм. Демократия уважение и бережное отношение к личности ребенка. Его мнениям и взглядам.
Исходя из содержания Конвенции, в дошкольном учреждении реализация прав ребенка включает:
-защиты его от всех форм жесткого обращения (статья 19)
-право на охрану здоровья, на медицинское обследование, (статьи 21,24)
-защиту его права на образование, (статья 28)
-право на игру, отдых, (статья 31)
-право на сохранение своей индивидуальности, (статьи 8, 12)
-право ребенка жить вместе с родителями, (статья 9)
Положение Конвенции о правах ребенка сводится к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей:
-выживание
-развитие
-защиту и обеспечение активного участия в жизни общества
Конвенция определила нравственно — правовые нормы общения взрослых с детьми, утверждающие идеи общечеловеческой культуры.
При работе со статьями Конвенции в ДОУ необходимо учитывать:
-не усложнять содержание, дать детям первоначальное представление о правах человека, вызвать интерес к познанию себя и окружающего мира, рассказы должны быть просты и понятны для восприятия ребенка, без сложной терминологии, но научно достоверны.
-беседовать с ребенком тогда, когда ему хочется с вами разговаривать, на данную тему (на прогулке, перед едой, во время умывания и т. д) , стараться пробудить в дошкольнике интерес, желание не только отвечать вам, но и самому задавать вопросы.
-не спешить с ответом на вопросы детей, предложить ребенку самому сделать заключение. Подвести его к правильному ответу.
Исходя из статей Конвенции, перед воспитателями стоят задачи для реализации развития основ правового сознания у детей дошкольного возраста:
-создать развивающую среду, в соответствии с возрастом детей, программой и уровнем освоении знаний
-воспитывать у детей чувство ответственности, используя игровые приемы
-помогать детям в усвоении общепринятых норм и правил поведения
-воспитывать у детей уважение к правам другого человека, используя игровые приемы
-воспитывать у детей чувство собственного достоинства в соответствии с возрастом, опираясь на индивидуальные , психологические особенности детей
-воспитывать у детей уважение к людям во всех видах деятельности, используя игровые приемы
-знакомить детей в привлекательной форме с «детскими» нормативными документами
-повышать профессиональную компетенцию в данном вопросе
Педагогическую работу надо строить таким образом. Чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании. Но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.
Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими. В своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.
Но в Конвенции говорится также, что необходимо знать и понимать, и обязанности перед родными, соседями, государством и даже перед незнакомыми людьми. Права и обязанности неразрывно связанны между собой.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Методические рекомендации.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения. Наследования традиционной отечественной культуры. Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско — патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Чувства патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам. И гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Работа по нравственно — патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
-формирование бережного отношения к природе и всему живому
-воспитание к труду
-развитие интереса к русским традициям и промыслам
-формирование элементарных знаний о правах человека
-расширение представлений о городах России
-знакомство с символами государства
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
-формирование толерантности, уважение к другим народам, их традициям
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Так воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе его лежит развитие нравственных чувств.
Система и последовательность работы по нравственному воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
СЕМЬЯ — ДЕТСКИЙ САД — РОДНАЯ УЛИЦА – РАЙОН — РОДНОЙ ГОРОД – СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА — ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ (конституция)
Безусловно, эта схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемым ребенком, наиболее доступные ему эпизоды. Педагог должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.
Решая задачи – патриотического воспитания педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
-«позитивный центризм» — отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста
-непрерывность и преемственность педагогического процесса
-дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности
Основной формой нравственно — патриотического воспитания детей является тематические занятия, повышающие детскую мыслительную активность. Также учет возрастных особенностей, требует широкого применения игровых приемов, которые важны для повышения познавательной активности.
Не менее важным условием нравственно — патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно – патриотическому воспитанию требуют большого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Источник