Правильное развитие стопы у ребенка

Правильное развитие стопы у ребенка thumbnail

Уже давно сказано: 

Стопы – это фундамент нашего тела

Изо дня в день наши стопы совершают подвиги, хотя мы этого и не осознаем в полной мере. Стопы удерживают массу тела, дают нам возможность бегать, прыгать, скакать и держать равновесие. Вместе с нами каждый год они делают 5 миллионов шагов, и в течение нашей жизни мы четыре раза обходим на них вокруг всего земного шара. Чтобы все это совершать без каких-либо проблем, наличие хорошо тренированных стоп – это альфа и омега. Несмотря на то, что 98% новорожденных появляются на свет со здоровыми стопами, около 60% взрослых имеют с ними проблемы. И уже в школьном возрасте наблюдаются такие отклонения в развитии как вальгусная, опущенная и полая стопа. Ведь, если фундамент больше не соответствует, это имеет последствия для всего тела. Так могут начаться проблемы с коленями, бедрами или позвоночником.

На всем протяжении развития от милых, маленьких детских стоп до взрослых стоп ряд факторов может значительно помешать их здоровому формированию. Одной из главных причин приобретенных повреждений стоп является ношение «неправильной» детской обуви – слишком маленькая, слишком узкая иногда даже и слишком большая. Следующей проблемой со все возрастающей тенденцией является избыточный вес. Он способствует уплощению и, тем самым, деформации свода стопы. Между тем от 15 до 20 процентов детей в Германии весят слишком много, а 6% даже страдают ожирением (= болезненная тучность).

Чтобы детские стопы развивались здоровыми, им в первую очередь необходимо движение. Однако все признаки говорят об обратном. По причине нашего современного стиля жизни около 14% детей двигаются в настоящее время от силы 3 часа в неделю.

Чтобы проблемы избыточного веса, недостатка движения и подходящей обуви (только 20% граждан Германии носят обувь, которая им подходит) не сопровождали и во взрослом возрасте, необходимо своевременно предпринять встречные меры путем просвещения. При этом вам задают вопросы как профессионалу по стопам. Вам выпало сложное задание пробудить у родителей, а также у детей внимание и восприимчивость к уходу и сохранению стоп в здоровом состоянии.

Детская стопа и ее развитие:

Без естественной тренировки ничего не выйдет

Плоские стопы у младенца, вальгусное плоскостопие у маленького ребенка, сначала О-образные, потом Х-образные ножки, при этом мягкие, гибкие, деформируемые и в достаточной степени невосприимчивые к боли при давлении, детские стопы – это не маленькие стопы взрослых. В течение многих лет они совсем не хотели соответствовать нашему представлению о «нормальной» стопе.

Для родителей вопрос, развиваются ли у детей здоровые стопы, имеет большое значение. В конце концов, стопы дают нам свободу, чтобы мы всю жизнь могли самостоятельно ходить и независимо двигаться вперед. Во время роста детские стопы непрерывно изменяются. Развитие стоп заканчивается только в юношеском возрасте.

Когда ребенок совершенно самостоятельно делает свои первые шаги, родители гордятся этим и запоминают эту дату на всю жизнь. Если маленький ребенок в возрасте от года до полутора лет в состоянии самостоятельно ходить, он выполнил интенсивную тренировку в течение нескольких месяцев.

Шаг за шагом к умению ходить

Вертеться (= круговые движения тела, лежа на животе), перекатываться, ползать на животе, позже ползать на четвереньках, потом постепенно учиться стоять и пытаться ходить – все это служит тренировке мышц и двигательного аппарата, а также умению держать равновесие и координацию. Еще до того, как ребенок сможет стоять, ноги и стопы готовятся к этому. Так полугодовалый ребенок хватает свои стопы и пальцы и играет с ними. Если при этом он засовывает пальцы стоп себе в рот, это больше чем веселое времяпрепровождение. Движение – это замечательное упражнение, чтобы вращением наружу, отведением ног и сгибанием в бедре способствовать формированию тазобедренного сустава как подвижного сочленения.

Умение ходить является генетической программой, которая происходит сама по себе и проходит успешнее тогда, когда «опытные в ходьбе» взрослые меньше вмешиваются в этот процесс. Девиз звучит так – ждать, пока ребенок собственными силами не начнет стоять и ходить. Первые попытки стоять, подтягиваясь за предметы, например, решетку детской кроватки или опираясь о лестничную площадку, дети начинают с 10-и месячного возраста. Свободно ходить они могут уже через 4-6 месяцев. К этому времени ребенок перебирает различные поддерживающие ходьбу варианты, например, боком он опирается на предметы (так называемая ходьба с поручнями) или толкает перед собой предметы, чтобы подготовить стопы к удерживанию массы тела. Наконец он стоит, хотя сначала неуверенно и с широко расставленными ногами, и уже готов делать первые шаги.

Игра со стопами и пальцами также тренирует мышцы стоп. Когда ребенок хватает руками стопы, слегка приподнимается внутренний край стопы, она приводится в положение супинации (супинация через вращение). Вследствие этого происходит тренировка как функциональной длины, ширины и высоты стопы, так и всего свода стопы.

Детские стопы растут быстро

Необходимо приблизительно 16 лет до момента, когда из мягких, хрящевидных детских стоп сформируются полностью развитые стопы. При этом уже 98% стоп у девочек в возрасте 12-13 лет и 98% стоп у мальчиков в возрасте 15 лет достигают своей окончательной длины.              

Особенно стремительно детские стопы растут в первые годы жизни. Если длина стоп новорожденных составляет около 1/3 длины стопы взрослого, то длина стоп трехлетних детей составляет уже 2/3 их окончательной длины.

Как по-разному быстро растут детские стопы в зависимости от возраста, было отражено в первом немецком отчете о детских стопах, для которого было измерено 20000 детских стоп в 60 населенных пунктах Германии и Швейцарии: «У 2-х летних детей стопы могут расти до двух сантиметров в год, т.е. это почти три размера обуви. Как у мальчиков, так и у девочек до 7-и летнего возраста стопы вырастают на 10-15 миллиметров в год. Затем скорость роста у девочек падает до 10 миллиметров, а у мальчиков до 8-9 миллиметров. После этого скорость роста у девочек быстро понижается до 12-и летного возраста, а у мальчиков, наоборот, только с 15-и летнего возраста». Таким образом, вполне естественно, что детям в школьном возрасте каждые полгода необходима новая обувь, а маленьким детям – даже один раз в квартал.

Читайте также:  Условия социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста

Не мешать естественному развитию!

Чтобы стопы детей развивались здоровыми и не имели никаких повреждений, важно, чтобы дети могли полностью развивать свою естественную потребность в движении. Поэтому порекомендуйте родителям обратить особое внимание на следующее.

Стопы детей требуют большой свободы движения. Потому родители должны как можно чаще позволять маленьким детям быть босиком и играться со своими стопами и пальцами. Это доставляет не только удовольствие, но и очень полезно для моторного и психического развития. И когда дети уже могут ходить должно действовать правило – как можно больше ходить босиком.

Т.к. в первые годы жизни детские стопы еще формируются и достаточно гибкие, ни в коем случае нельзя стеснять и наносить им вред не только неправильной обувью, но и слишком узкими ползунками и носочками.

Чтобы не мешать естественному движению, родители должны немного повременить с «усаживанием» детей, пока сам ребенок самостоятельно не сядет и не сможет изменить это положение также самостоятельно. В среднем в возрасте от 9 до 10 месяцев дети уже могут это делать самостоятельно.

Обязательно необходимо предостеречь от того, чтобы слишком рано заставлять ребенка вставать. Поэтому рекомендуется не предлагать детям предметы для подтягивания и ни удерживать ребенка слишком долго в положении стоя. Т.к. маленькие О-образные ножки не в состоянии удерживать вес тела.

Крайне спорной является широко распространенная практика ставить 6-и месячных детей в так называемые ходунки. Так называют пластиковый каркас на роликах со встроенным сидением. Федеральное зарегистрированное общество «Больше безопасности для детей» предостерегает от использования таких приспособлений по причине сопутствующего риска несчастных случаев, которые часто имеют следствием серьезные повреждения. И при этом дети не учатся ходить, наоборот, чем чаще их усаживают в такие приспособления, чтобы кататься по квартире, тем ощутимее нарушается их естественное моторное развитие, что мешает тренировке естественных шаговых движений.

Также как можно меньше надо укладывать ребенка в чашеобразную кроватку или люльку. Заданное сидячее положение ограничивает ребенка в состоянии бодрствования его двигательные возможности и, тем самым, естественное развитие движения. Например, в лежачем положении в люльке ноги не могут сгибаться в тазобедренном и коленном суставе, не поворачиваются наружу и не отводятся. Также ребенку невозможно брать в рот стопы, что важно для тренировки их мышц и их осознания, т.е. не хватает тренировки и укрепления мускулатуры.

Сначала плоские стопы

Для младенцев и маленьких детей абсолютно нормальными являются плоские стопы и О-образные ноги, что во взрослом возрасте может доставлять значительные проблемы. Типичным для постановки ноги у младенца является сгибание тазобедренного и коленного сустава, О-образные ноги, а также супинация стоп. Подошвы стоп плоские. С одной стороны это объясняется толстой медиальной жировой подушкой, которая доходит от сустава таранной и ладьевидной кости вплоть до плюснефаланговых суставов. У нее задача защищать мягкие, хрящевидные структуры стоп от перегрузки и повреждений, и она служит как распределитель давления. Жировая подушка уменьшается в течение первых лет жизни и исчезает в возрасте 4-5 лет.                           

С другой стороны, свод стопы, развитие которого уже началось при рождении, формируется постепенно со все возрастающей нагрузкой стопы. Только в 3-х летнем возрасте в отпечатке стопы начинает узнаваться, как правило, видимое медиальное углубление.

Отступление: Медиальную подушку маленьких стоп также называют «острой жировой подушкой».

С умения ходить стопа изнутри переносит трехмерное изменение формы. Сюда относится выпрямление заднего отдела стопы, а также скручивание стопы, т.е. смена положения супинации стопы в младенческом возрасте во внутреннее вращение переднего отдела стопы. Это спиральное свинчивание, при котором пятка поворачивается наружу, а передний отдел стопы вовнутрь, является альфой и омегой стабилизации свода стопы.

Проведенное в университетской клинике г. Мюнстер «Исследование детской стопы», в котором наблюдалось развитие детской стопы у здоровых детей с начала момента их умения ходить до девятилетнего возраста, показало, что продольный свод стопы формируется уже в первый год после того, как ребенок научился ходить. Формирование продольного свода стопы заканчивается, впрочем, только в возрасте 6-7 лет.

Отступление: В течение третьего года жизни стопы меняют свою форму.

От О-образных ножек до прямых ног

Положение ног младенца напоминает наших предков в давние времена. Тазобедренные и коленные суставы согнуты, коленные чашечки повернуты наружу, а расстояние между внутренними сторонами коленей больше, чем между медиальными лодыжками. В течение второго года жизни, искривленные О-образные ноги становятся прямыми, которые потом у детей 2-4 лет чаще всего изменяются в Х-образные ноги.

Причиной этого является вес тела и прямая осанка, из-за которых колено нагружается в медиальном направлении возрастающим давлением, а в латеральном – усиливающимся вытяжением. Следствием этой ассиметричной нагрузки является ассиметричный стимул роста на близких к коленному суставу зонах роста кости (метафизы) бедра и голени (большая берцовая кость). Вследствие этого эпифизарные хрящи на шарнирах коленного сустава бедра (мыщелки бедра) и на площадях коленных суставов голени (мыщелки большеберцовой кости) растут в длину по-разному быстро – на внутренней стороне (медиально) быстрее, чем на наружной стороне (латерально). Линия нагрузки, как называют линию соединения между бедром и стопой, при этом перемещается к середине коленного сустава пока, наконец бедро, колено и стопа не станут вертикально друг над другом, а нога выпрямится.

При избыточной реакции, однако, рост в длину продолжается на внутренней стороне с тем эффектом, что линия нагрузки смещается от середины коленного сустава наружу и в конечном счете проходит снаружи мимо сустава. Так из О-образных ног младенца получаются Х-образные ноги маленьких детей, у которых колени соприкасаются с внутренней стороной, а медиальные лодыжки нет. В сильно выраженных формах расстояние друг от друга может составлять более 7 сантиметров. При нормальном развитии Х-образное положение ног пропадает еще до школьного возраста (приблизительно в семь лет), и ноги растут прямо. Медиальные лодыжки и внутренние стороны коленей соприкасаются в положении стоя. Правда, фактором риска того, что Х-образная форма ног сохранится, является избыточный вес, которым в настоящее время страдают многие дети.

Читайте также:  Система развития ребенка дома

Обусловленные возрастом деформации

Х-образное положение ног влияет также на положение стоп в младшем детском возрасте, потому как пяточная кость подминается вовнутрь. Вальгусное плоскостопие в большинстве случаев обусловлено возрастом и должно исчезнуть, как и Х-образное положение ног, до наступления школьного возраста.

Следующим наблюдением уже упомянутого исследования детской стопы стало то, что определенно и полая стопа может быть обусловленной возрастом фазой развития детской стопы. В группе, состоящей из 45 детей, которые наблюдались в течение более чем 6,5 лет, у 13% детей в течение первых пяти лет с момента умения ходить контактная площадь плюсны уменьшалась непрерывно, а потом в течение следующих двух лет снова увеличивалась, так что полая стопа больше не различалась.

Разнообразие стоп

Развитие здоровой детской стопы поразительно и отличается неожиданным разнообразием. Так исследование детской стопы в городе Мюнстере показало, что в первый год, когда ребенок пошел, девочки проявляли более динамичный процесс переката стопы, чем мальчики. В соответствии с первым немецким отчетом о детской стопе дети в 6 лет могут еще носить обувь 25 размера, но могут носить и обувь 35 размера. По сравнению с девочками мальчикам такого же возраста в среднем необходима обувь, которая больше на полразмера и даже на размер. После 12-и летнего возраста разница увеличивается. Кривая роста стоп девочек сходит на нет, в то время как у мальчиков увеличивается и дальше. Однако отчет о детской стопе указывает на то, что также и у ширины подошвы или обхвате в пучках при одинаковой длине стопы есть большой разброс. Например, у 5-и летних мальчиков, у которых в среднем длина стопы 172 миллиметра, ее ширина может быть от 62 до 78 миллиметров. (Средняя ширина составляет 70 миллиметров.)

Обхват в пучках в среднем составляет 173,5 миллиметров. Стопа длиной 172 миллиметра может иметь обхват от 157 до 190 миллиметров. Из этого же отчета также следует, что детская стопа стала шире.

Вес тела как причина играет роль только у детей дошкольного возраста. Чем старше дети, тем меньше вес тела оказывает влияние на ширину стопы. Исключением, правда, являются дети с избыточным весом! Но действительным все же является то, что маленькие стопы шире, чем большие. Кроме того, важным для всех, кто имеет дело с детскими стопами, является знание о том, что детские стопы растут постоянно. Они не делают паузы, чтобы потом скачкообразно вырасти на 3 или четыре размера обуви.

С началом школьного возраста и до конца первого десятилетия жизни стопы совершенствуются с целью свободного взаимодействия всех тканей и органов, в том числе мышц, связок и кровеносных сосудов.

Стопы и ножки младенцев и маленьких детей…

… еще не имеют своей окончательной формы; и даже скелет стопы состоит преимущественно еще из хрящевых частей, которые окостеневают окончательно только в юношеском возрасте.

Типичным для стоп младенцев является отклонение большого пальца вовнутрь.

Продольный свод стопы заполнен жировой подушкой, и стопа стоит на полу плоско.                             

На втором году жизни жировая подушка рассасывается, продольный свод стопы формируется постепенно.

Если стопа нагружается, ее легкое положение наружу вполне нормальное. У маленького ребенка вальгусная стопа выражена сильнее.

Типично О-образное положение ног маленького ребенка. Примерно в 6-и летнем возрасте ось ног медленно выпрямляется.

Источник

Содержание:

  • Развитие стопы ребенка
    • Особенности костной системы
    • Особенности сводов стопы
    • Особенности мышечной системы
    • Особенности нервной системы
  • Как выглядят здоровые стопы
  • Проблемы развития
    • Вред от ходунков и прыгунков
    • Стелечная стопа
    • Вред от жесткой ортопедической обуви
  • Заключение

Развитие стопы ребенка

Важное значение в здоровом физическом развитии ребенка имеет правильное формирование стоп с самого раннего возраста. 

Здоровая стопа человека — это уникальный орган имеющий очень сложное анатомическое строение. Для перемещения тела в пространстве и поддержания равновесия, стопа должна обеспечивать опору, амортизацию и балансировку.

Благодаря растущему организму, стопа ребенка имеет ряд особенностей, делающую ее совершенно не похожей на стопу взрослого человека. 

Что же отличает детскую стопу от взрослой? 

  1. Особенности костной системы
  2. Особенности сводов стопы
  3. Особенности мышечной системы
  4. Особенности нервной системы

Особенности костной системы

В первые месяцы жизни кости стопы представляют хрящевые образования с ядрами окостенения. К трем-четырем годам жизни происходит их частичное замещение на костную ткань, а к шести-семи годам наступает полное окостенение. Полностью детская стопа заканчивает свое созревание к десяти-двенадцати годам. К этому времени окостеневает пяточная кость стопы — самая крупная кость стопы.

Суставы стопы ребенка чрезвычайно подвижны из-за широких суставных щелей и высокой растяжимости капсульного аппарата, а сама стопа обладает высокой эластичностью связок и сухожилий. 

Особенности сводов стопы

В возрасте от девяти месяцев до полутора лет малыш начинает самостоятельно ходить. Но кости стопы, как мы уже знаем, еще не зрелые. Погасить возникающие ударные нагрузки при каждом шаге стопа не готова и поэтому организм предусмотрел временный запасной вариант: до трехлетнего возраста роль амортизатора выполняет жировая подушечка, заполняющая собой область внутреннего продольного свода. По прошествии этого времени она исчезает. 

Формирование внутренних продольных сводов стоп полностью заканчивается к семи годам. Поперечные своды в переднем отделе появляются только в одиннадцать-двенадцать лет у девочек, а у мальчиков чуть позже — в двенадцать-тринадцать лет.

Особенности мышечной системы

Мышцы у ребенка слабые, но хорошо кровоснабжаются, что позволяет быстро восстанавливаться после утомительных физических нагрузок. Нейромышечные связи еще не до конца сформированы, поэтому нервная система не может полноценно управлять мышцами, совершающими взаимно противоположные действия. Мышцы находятся в разном тонусе и не могут правильно участвовать в актах передвижения, поддержания позы и равновесия.

Читайте также:  Методика развития гиперактивного ребенка

Особенности нервной системы

На стопе ребенка много различных  чувствительных нервных окончаний — это рецепторы. Они необходимы для решения ряда задач:

  1. Определения характера поверхности, а именно твердости, гладкости, температуры. 
  2. Улавливания информации о движениях в суставах при ходьбе по наклонным поверхностям и реакции мышц на эти изменения.
  3. Информирование мозга о возможной длительности контакта стопы с поверхностью в норме или при болях.

Весь массив данных направляется в центральную нервную систему,  обрабатывается в ней и обратно уже идут команды для сокращении конкретных мышц  для совершения определенных движений. У малышей нейромышечные связи, как было сказано выше, еще незрелы. Поэтому информация до мозга может доходить не синхронно и в искаженном виде. Тем ценней каждый импульс посылаемый каждым рецептором стопы. Мозг еще только учится быстро обрабатывать информацию и отдавать команды на определенные действия. Полностью нейромышечные связи формируются к школе, к шести-семи годам. Ребенок полностью начинает контролировать свои движения, формируется индивидуальная походка, свойственная каждому человеку.

Как выглядят здоровые стопы 

До трехлетнего возраста ножки малыша выглядят плоскими, но это является нормой! Такую картину дает жировая подушечка. Сама стопа в отличие от взрослого человека в переднем отделе короче и шире, а в области пятки более узкая. Нарастание высоты внутреннего продольного свода после трех лет происходит неравномерно параллельно с выравниванием мышечного тонуса. 

Визуально пяточка может быть отклонена кнаружи. В норме угол отклонения составляет до восьми градусов. 

При ходьбе стопа должна полностью контактировать с поверхностью. Легкое приведение стоп внутрь при движении допускается — это является следствием слабости мышц и гиперэластичности связок. Преимущественное передвижение ребенка на носочках, пятках, внешней стороне стопы с приведением носка требует более детального обследования у детского врача-ортопеда.

Проблемы развития стопы в раннем детском возрасте

Развитие стоп в раннем детском возрасте

Стопа в раннем детском возрасте

Вред от ходунков и прыгунков 

Ребенок начинает ходить только тогда, когда он физически “созрел”. Это происходит в момент готовности к прямохождению со стороны скелета, мышц и нервной системы. 

К сожалению, некоторые родители стараются форсировать события еще до того, как ребенок начинает ходить и помещают его в прыгунки или ходунки.

Повышенная вертикальная нагрузка на неокрепшие кости стопы, суставы ног и позвоночник приводит различным деформациям. Формируются не правильный мышечный тонус, а следствием этого у ребенка появляется патологический стереотип передвижения на носочках и патологическая вальгусная деформации костей голени. Нарушается чувство равновесия и опороспособность. Повышенная масса тела (паратрофия) у малышей, в настоящее время является актуальной проблемой, является дополнительным фактором неблагоприятного воздействия на стопу. 

Поэтому раннее неконтролируемое применение ходунков и прыгунков, часто приводит уже не к физиологическим, а патологическим отклонениям. От данных приспособлений лучше отказаться полностью. Ну а если они уже куплены или подарены, то ограничить время пребывания малыша в них до 15 минут за один раз но не более четырех раз в день.

Стелечная стопа

Некоторые врачи и продавцы ортопедических стелек часто не знают или не учитывают важный период — возраст до трех лет, когда роль амортизатора выполняют не своды, а жировая подушечка под стопой.

Видя патологические, но чаще физиологические вальгусные отклонения стоп, они рекомендуют жесткие ортопедических стельки или “дубовую” ортопедическую обувь. Это назначение может привести к раннему исчезновению подушечки и формированию, так называемой, стелечной стопы.

Это то состояние, когда стопа не может обходиться без ортопедических стелек. Жесткие ортопедические элементы берут на себя роль поддержки сводов, а жировая подушечка теряет свою изначальную функцию и досрочно редуцируется — исчезает. Матрицей для формирования сводов становятся жесткие элементы ортопедической стельки, а не упруго-эластичная жировая подушечка. Амортизация стопы полностью отсутствует, мышцы управляющие сводами не развиваются. Ношение стелек становится обязательным и постоянным условием, для недопущения развития плоскостопия. Это очень важный момент — ребенок “подсаживается” на стельки и становится постоянным пользователем ортопедических стелек или обуви. 

Исходя из вышесказанного до трех лет нет никакой необходимости в ношении ортопедических стелек. Применяя их без очень строгих показаний, мы вместо профилактики только ускорим приближение заболевания. В этот период лучшим решением для развития будет массаж и физкультура для укрепления мышц голени сводов стопы!

Вред от жесткой ортопедической обуви

Вы наверное замечали как некоторые дети не устойчивые при движении: часто спотыкаются, падают, особенно при беге под горку или в горку. 

Почему это происходит? 

При ношении слишком жесткой ортопедической обуви и обуви на толстой негнущейся подошве большая часть рецепторных зон стопы изолируется от поверхности. Рецепторы не получают информацию об изменении условий вокруг стоп и не импульсируют об этом в нервную систему. При недостатке информации адекватно управлять мышцами мозг не может. Они не развиваются и их силы не хватает для формирования сводов стопы в рамках возрастных норм. 

Поэтому оптимальней будет обувь с мягкой эластичной подошвой, но при этом контролирующая подвижность пятки. Такая обувь позволит лучше чувствовать поверхность и напрягать нужные мышцы.

Заключение

Зная все вехи развития стопы ребенка, можно правильно выбрать тактику воспитания стоп и не допустить досадных ошибок, которые могут перевести стопу из физиологического состояния в патологическое. 

Нужно запомнить, что:

  • ранняя постановка малыша на ножки опасна, для неподготовленного организма, различными деформациями; 
  • маленькая стопа не нуждается в дополнительной поддержке сводов ортопедической стелькой;
  • жесткая обувь, пусть и ортопедическая, может очень эффективно погубить стопу за немалые деньги. 

Но все это относится только к здоровой стопе без грубых врожденных изменений. Но это уже другая проблема, требующая грамотного и внимательного взгляда врача-ортопеда.

Здоровья Вашим малышам и будьте грамотны!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник