Практические занятия по развитию ребенка
Светлана Трушина
Практическое занятие для родителей и детей «Развиваем мелкую моторику»
Форма проведения: практическое занятие.
Цель: ознакомление родителей с играми, направленными на развитие мелкой моторики у детей.
Задачи:
— Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.
— Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики рук дома.
Участники: воспитатель, родители, дети.
Материал: подносы, контейнер, прищепки, шнурки, пробки, крупа, дидактические пособия на развитие мелкой моторики (для выставки).
1. Организационная часть.
Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставкой и присаживаются на стулья.
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и пришли к нам в детский сад.
Для того, что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся. Каждый из нас сейчас назовет свое имя и отчество.
2. Основная часть.
Тема нашей встречи: «Развитие мелкой моторики». Сегодня мы с вами познакомимся с играми, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами рук и ног.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитииэлементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Таким образом, задача нас, педагогов донести до Вас, родителей, значение игр на развитие мелкой моторики.Вы должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развиваетпсихические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.
Дети с удовольствием принимают участие в играх — потешках. Самый известный вариант такой игры — «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями и детьми проводится игротренинг).
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(Сначала рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки потешки ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого; произнося последнюю строчку потешки ребенок хлопает в ладоши).
Также для развития мелкой моторики большое значение оказывают игры с сыпучими материалами. Говоря про игры с сыпучими материалами, я имею в виду, прежде всего, различные крупы,но для обогащения сенсорных впечатлений вы можете использовать и другие материалы:
песок
раскрошенный пенопласт
камешки
ракушки (без острых краев)
пуговицы и т. д.
Очень важное замечание: когда дети играют с крупами – не оставляйте их без присмотра. Особенно в первый раз (так как они обязательно решат попробовать на вкус, то чем играют). Также есть опасность, что малыши засунут крупу в ушко. Поэтому – будьте предельно внимательны и осторожны.
Одной из любимых игр детей моей группы является «Золушка». С ней я и хочу Вас познакомить.
А вы, родители, читали эту книгу своим детям? Когда придет время Вы обязательно ее прочитаете. Но, все вы наверняка помните главный сюжет, что сколько много дел нужно было сделать Золушке, чтобы поехать на бал. Давайте поможем Золушке выполнить одно из заданий.
Практически все дети любят рисование. Рисовать можно карандашами, фломастерами или кисточкой. А ведь ещё существуют не совсем обычные, но очень интересные способы творчества.
Рисование по манке – очень увлекательное и полезное занятие. Лучше всего рисовать пальчиком. На поднос насыпается небольшое количество манки и можно творить (родители и дети рисуют «Солнышко»).
Еще один очень важный плюс игр с крупой: они не только развивают мелкую моторику, но и являются отличным способом занять ребенка, пока Вы мамы заняты приготовлением еды. Главное – не упускайте ребенка из виду. Пусть он занимается своими исследованиями рядышком с Вами.
Маленькие дети, как правило, проявляют гораздо больший интерес к обычным бытовым мелочам, чем к игрушкам. Мамы, зная это, Вы можете использовать его для развивающих игр с детьми. Такие занятия хороши тем, что ребенок удовлетворит свой интерес к предметам и за время игры сможет узнать для себя что-нибудь новое. Еще одним плюсом применения бытовых мелочей в играх станет отсутствие затрат.
Обычные бельевые прищепки, на которые взрослые не обращают внимания, для ребенка являются таинственным предметом. Чтобы превратить их в средство для развития мышления у собственного ребенка, маме необходимо включить фантазию. Благодаря тому, что сейчас прищепки выпускают разноцветными, зеленая может легко превратиться в крокодила, а желтая – в забавную птичку.
Однако для игры одних прищепок будет недостаточно. Вам нужно будет заранее подготовить картинку, в которой будут отсутствовать детали, которые можно заменить прищепками. Картинки и различные силуэты можно самостоятельно нарисовать на картоне и вырезать или же распечатать на плотной бумаге. Игру с прищепками обязательно нужно сопровождать историями (совместно проводится игра «Ежик с прищепками»).
А еще я Вас хочу познакомить с очень простой, но интересной игрой, которая очень нравиться детям. Это игры с крышками.Сделать ее очень просто: возьмите крышку, проделайте в ней отверстие.
И я предлагаю Вам сейчас поиграть в игру «Бусы для наших мам».
3. Заключительная часть.
Спасибо за внимание!
Источник
Ольга Бобылева
Практическое занятие для воспитателей «Игры и упражнения для эмоционального развития младших дошкольников»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цель: повышение психологической компетентности педагогов по развитию эмоциональной сферы ребенка младшего дошкольного возраста.
Задачи :
— предложить картотеку психологических игр и упражнений для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста,
— научить воспитателей использовать в работе психологические игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста.
Оборудование: бумага, цветные карандаши (на каждого воспитателя, мяч, «коробка переживаний», силуэты ладоней (красный, желтый, зеленый).
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Одна из важнейших задач воспитателя — способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уговаривать, решать споры? Как научить преодолевать негативные эмоции, владеть собой, доверять друг другу? Конечно, как и всему остальному, в игре. Поэтому я хочу вам предложить ряд психологических игр и релаксационных упражнений, которые можно использовать в своей работе. Эти игры мы проиграем.
«Моё настроение. Настроение группы»
Данное упражнение предлагается воспитателям для осознания своих эмоций и их выражения на рисунке. Каждый педагог рисует карандашом одного цвета своё настроение.
По желанию — обсуждение нарисованного.
Объясняется с какой целью проводится упражнение в группе детей, рекомендуется использовать в работе для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.
Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру.
«Передай мяч» » (Кряжева Н. Л., 1997)
Воспитателям предлагается встать в круг и стараться, как можно быстрее, передать мяч, не уронив его. Усложнение — передавать мяч, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, с закрытыми глазами.
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
«Вежливые слова»
Упражнение проводится в кругу с мячом. Воспитатели, передавая мяч друг другу, назвают вежливые слова.
Цель : развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, извинения.
Игра «Кричалки — шепталки — молчалки»
Воспитателям объясняются цель и содержание игры, с показом силуэтов ладоней, в конце упражнения влючается спокойная музыка.
Эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.
Содержание игры.Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони:
красный, желтый, синий. Это — сигналы.
Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь;
желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться;
синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.
Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку
«Кто тебя позвал, узнай»
Игра с воспитателями не проводится, предлагается для самостоятельного ознакомления.
Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.
Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза — водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего — отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.
«Слушаем тишину»
Воспитателям предлагается послушать тишину, назвать какие звуки удалось услышать.
Цели проведения игры в группе детей: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.
Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.
Следующие упражнения психолог объясняет воспитателям цели, содержание игры.
«Коробка переживаний» релаксационное упражнение
(воспитателям показывается «коробка переживаний»)
Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.
Содержание упражнения:ведущий показывает небольшую коробку и Говорит: «В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.
«Разговор с руками» (Шевцова И. В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль,можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени)они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
«Час тишины и час «можно»» (Кряжева Н. Л., 1997)
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д.
«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Упражнения, направленные на повышение самоуважения ребенка,
развитие спонтанности (с 3 лет)
Упражнения предлагаются воспитателям для самостоятельного ознакомления.
«Здравствуй, я котик!»
Цель : способствовать развитию самоуважения детей.
Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем,например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька».
«Котик ласкает»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Как и в предыдущем упражнении, ведущий держит в руках мягкую игрушку —котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).
«Раз-два-три, заяц, замри!»
Цель: способствовать развитию спонтанности детей.
Дети ходят по комнате.Ведущий говорит им: «Сейчас вы будете превращаться в тех животных, которых я назову.Когда я дам команду: «Раз-два, три, замри!» — вам нужно будет перестать двигаться и замереть.Например: «Попрыгайте как зайцы. А теперь — «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде ведущего дети замирают в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам ведущий, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей — волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз-два-три! Медведь (волк, замри!».
«Превратись в пластилинчик»
Цель:способствовать развитию спонтанности детей.
Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала пластилин нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.
Источник
Елена Смирнова
Практические занятия для педагогов ДОУ
Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:
— договориться о времени проводимого занятия;
— определить место проведения занятия;
— подготовить материал;
— оповестить других воспитателей о теме информационно-практического занятия заранее.
Например:
Тема информационно-практического занятия: «Обучение — воспитание — игра».
День проведения: вторник.
Время проведения: (время, когда дети уже разошлись по домам) либо по усмотрению самих воспитателей.
Место проведения: методический кабинет.
Занятие-игра 1. «Воспитание — обучение — игра»
Цель занятия: ознакомившись с позициями великих педагогов прошлого, определить свою позицию в отношении воспитания, обучения, игры, именно в Вашем ДОУ.
Цель игры: научиться, используя немногочисленный и доступный материал, передавать знания воспитанникам в игровой форме.
Реквизит: листы с цитатами, чистые листы бумаги, ручки, ведерко, формочки, надувной мяч, маленькие мячи (проводящий занятие воспитатель может менять реквизит по своему усмотрению).
Ход занятия
Перед каждым из воспитателей лежит лист с цитатами.
Ведущий. «Любая психология, которая искусственно удаляет объект своего исследования из его естественного окружения, обречена на ошибку. Нужно принять во внимание не только самих людей, но и то, где они живут, что едят, с кем встречаются, как разговаривают друг с другом. » Л. С. Выготский
«Воспитание должно не только развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою. » К. Д. Ушинский
«Бойкость речи, бойкость характера не ведут ни к чему полезному для людей, если мотивом слов и поступков бывает не чувство любви к людям. Когда из сферы действия человека исключены гражданские мотивы, то это ведет к измельчанию, а порой к духовному банкротству личности. Н. Г. Чернышевский
«Нелепо ведь, чтобы один, хотя бы и в невинной форме, отравлял жизнь всем. Нельзя требовать от группы слишком многого. Здоров ребенок или болен, умен или глуп — каждый должен приспосабливаться к общим законам, не может он быть каким-то исключением. » Я. Корчак
«Дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами исчезают, следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Один имеет более ума, чем другой, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием. Ф. Квинтилиан
«Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека. » А. Дистервег
Вам дается 10 мин, чтобы ознакомиться с цитатами. Напишите, с чем Вы согласны, с чем — нет. Какие цитаты отражают суть воспитания в нашем ДОУ? Что Вы могли бы добавить о сегодняшнем обучении и воспитании? (Обсуждение темы — 20 мин.)
Перейдем к третьему понятию сегодняшнего занятия — «игра».
Проведем конкурс: Кто больше всех назовет игр своего детства? Чему мы учились в этих играх? Во что играют дети сегодня? Во что играют дети разных возрастов? Как мы можем наполнить содержанием эти игры? Что необходимо для проведения новых увлекательных игр? (Обсуждение темы — 15 мин.)
Игра. Вам предлагается разбиться по парам и взять любые предметы реквизита. Через 5—10 мин, Вы должны придумать, как с его помощью в игровой форме сообщить детям какой-то интересный факт или полезную информацию. (Время на демонстрацию 15—20 мин.)
Занятие 2. «В мире слов и звуков»
Цель занятия: выяснить, какой информацией должен владеть каждый воспитатель; выявить профессиональные вопросы, которые более всего волнуют воспитателей; уметь пользоваться голосовой подстройкой; создать опросник для родителей.
Реквизит: листы бумаги, ручки.
Ход занятия
Ведущий. Что такое информация? Информация — сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. Сегодня нас интересует информация о наших воспитанниках, методах обучения и воспитания. Как Вы думаете, какой информацией должен владеть воспитатель группы: ясельной, младшей, средней, старшей, подготовительной? (Время на ответы — 10 мин.)
Как Вы думаете, какая из книг наиболее полно отвечает на Ваши вопросы? Какой журнал кажется Вам наиболее профессионально подготовленным для воспитателей?
(Проводящий занятие воспитатель должен выслушать ответы коллег и рассказать о своих любимых книгах и журналах. Обсуждение занимает 10 мин.)
Перед Вами чистый лист бумаги и ручки, Вам дается 5 мин, чтобы сформулировать профессиональный вопрос или вопросы, которые волнуют Вас на сегодняшний день более всего. Листочки могут быть анонимными, к ним мы вернемся на одном из следующих занятий.
Почему наше занятие называется «В мире слов и звуков»? Потому что звуки играют в обучении и воспитании очень важную роль. Маленькие дети не различают смысла слов, но чутко улавливают интонации. Как Вы думаете, какие звуки вредны ребенку? Как надо общаться с малышом, чтобы у него формировалась грамотная, образная речь? Давайте представим ситуацию: к Вам пришла разгневанная мама и на повышенных тонах, в присутствии ребенка, начинает выяснять, почему Вы не даете ему роль в спектакле? Каковы будут Ваши действия? Как Вы построите диалог? (На обсуждение ситуации 10 мин.)
Занятие 3. «Презентация»
Цель занятия: выяснить, что воспитатели знают о ДОУ, в котором работают, как могут донести эту информацию до родителей, детей; как воспитатели видят свою роль, насколько владеют информацией о профессии, как могут представить себя родителям, детям, коллегам.
Реквизит: листы бумаги, ручки, лист ватмана, цветные карандаши.
Ход занятия
Ведущий. Презентация (в переводе с латин.) означает — «представление». Сегодняшнее занятие мы начнем с представления себя. У вас есть 5 мин, чтобы изложить на бумаге наиболее важные сведения о себе и попробовать рассказать о них коллегам увлекательно. (На каждое представление 2—3 мин.)
Следующее задание несколько сложнее: Вы должны рассказать о достоинствах своей напарницы.
Наш детский сад тоже нуждается в представлении. Что мы знаем о нем? Год создания? Чем отличается район, где расположен наш детский сад? Какие есть достопримечательности? Что отличает наш детский сад от других?
У Вас есть 5 мин, давайте попробуем сочинить оду нашему детскому саду.
На листе ватмана все вместе нарисуем рекламный плакат нашего детского сада.
Упражнение 2. Нарисуйте, пожалуйста, автопортрет. Обсуждаем вернисаж. О каких чертах характера свидетельствует этот портрет? (Обсуждение 10 мин.)
Упражнение 3. Кидая друг другу мяч, говорить комплимент коллегам. Как вы думаете, какое поведение свидетельствует о заниженной самооценке? О завышенной? Как ведет себя человек, который адекватно воспринимает себя? (Обсуждение 10 мин.)
Упражнение 4. Открытка коллеге. Даны ключевые слова: ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге.
Упражнение 5. Нарисуйте дружеский шарж на коллегу. Совместными усилиями нарисуйте дружеский шарж на директора. Если у вас есть способы повысить самооценку, поделитесь ими.
(На все эти упражнения дается по 3—5 мин.)
Занятие 4. «Повышаем самооценку»
Цель занятия: формировать у воспитателей уверенность в себе, способность решать вопросы коллегиально.
Реквизит: листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия
Ведущий. Самооценка — наше мнение о себе. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем критериям:
— когнитивная компетентность, т. е. способность решать проблемы и достигать поставленных целей;
— социальная компетентность, т. е. способность поддерживать отношения с другими людьми;
— физическая компетентность — «что я умею (или не умею) делать» (бегать, играть в футбол и т. д.);
— кодекс поведения — «хороший ли я мальчик (девочка)».
С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д.
Упражнение 1. Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит определить отношение к самим себе. Вам дается 5 мин, чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств. У кого получилось больше всех?
Занятие 5 » Творческие способности»
Цель занятия: выявить и помочь реализовать творческие способности воспитателей.
Реквизит: листы бумаги с началом стихотворений, листы с наклеенной половиной открытки, детские музыкальные инструменты (бубен, губная гармошка, пустой стаканчик из-под йогурта, пуговица, пустой флакончик из-под духов, помада, тушь, тени, парик (самодельный).
Ход занятия
Ведущий. Как и какие способности мы помогаем развивать детям в наших группах?
Упражнение 1. Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания дается 5 мин.)
Варианты
а) Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак.
б) Весной везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут.
в) Все любят послушных, приветливых деток,
Капризных, упрямых — не любит никто.
г) Родители, часто сердясь и бранясь,
С ребенком теряют душевную связь.
д) Генетику можно во всем обвинять,
На зеркало даже не стоит пенять.
е) Если в очереди Вас обидели,
Улыбнитесь и забудьте сей же час.
ж) Чтобы значимость другому показать,
Щеки вовсе и не надо надувать.
Можно дать одно и то же начало стихотворения разным воспитателям. Прочитайте стихи коллегам, обсудите. (На чтение и обсуждение — 10 мин.)
Упражнение 2. На лист акварельной бумаги или картона приклеена половина открытки или картинки. Вам дается 5 мин, чтобы завершить шедевр. С помощью полученных картинок, создайте общий коллаж.
Упражнение 3. Разбейтесь по парам. У одного в руках музыкальный инструмент, другой напевает мелодию. Задача следующей пары отгадать ее и загадать другой.
Упражнение 4. Предложены: стаканчик из-под йогурта, пуговица, пустой флакончик из-под духов. Выяснить, кто предложит наибольшее количество вариантов использования этих вещей».
Упражнение 5. «Преобрази коллегу». Используются помада, тени, тушь и парики. Как сделать парик?
Идея 1: купить парики в театральном магазине.
Идея 2: попросить родителей изготовить парики.
Идея 3: изготовить парики вместе с детьми старшей и подготовительной групп. Для изготовления парика требуется основа: старая шапка, платок, лента для волос, картонный ободок и собственно «волосы». Их можно сделать из нарезанной папиросной бумаги, елочной мишуры, ленточек, декоративных шнурков. Элементарный парик делается быстро и просто: как основа используется картонный ободок, для изготовления «волос» — нарезанная папиросная бумага. В зависимости от размера окружности головы из картона вырезается полоска, которая скрепляется скрепками с двух сторон. Из папиросной бумаги дети могут нарезать тонкие полоски. Цвет следует выбирать в соответствии с образом персонажа: кикимора — зеленый, лиса — оранжевый, радуга — разноцветный и т. д. С этой задачей дети также легко справляются. Бумажные «волосы» приклеиваются к картонному ободку. Пышность парика зависит от вашего желания. На изготовление более сложных париков требуется немного больше времени и усилий. В шапках и платках часто прорезаются дырочки, продергиваются и закрепляются «волосы» — шнурки, мишура, ленточки. Дети могут помочь красить материал для «волос»
в нужный цвет, продергивать и закреплять. Если Вы мастерили парик вместе с ребятами, обязательно позвольте им примерить его, обсудите, для какой роли он может использоваться.
Считается, что, развивая творческие способности детей, следует:
•сочинять с детьми сказки;
•создавать домашний оркестр;
•рисовать и лепить из пластилина, глины;
•устраивать домашние спектакли;
•раз в месяц водить ребенка на концерт, в театр, музей.
Что можно добавить к этому списку? Как родители влияют на развитие творческих способностей детей? Есть ли в Ваших группах творчески одаренные дети? В чем они выражаются? (Обсуждение — 10 мин.)
Занятие 6. «Общение с коллегами»
Цель занятия: формировать навыки позитивного, созидательного общения воспитателей.
Реквизит: листы бумаги, ручки, листы с цитатами.
Ход занятия
Ведущий. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Перед каждым лежат листы с цитатами. Вам дается 5 мин, чтобы прочитать и подготовить короткий комментарий к цитате.
«Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение».
«Чем больше «балласта», тем труднее становится общение».
«Чем больше Вы принимаете во внимание потребности Вашего
собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять
Ваши собственные потребности».
«Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».
«Нет никаких гарантий, что Ваш собеседник слышит то, что Вы хотели бы ему сказать».
«Уверенность в своих знаниях придает силу».
«Представление о самом себе самое важное из всех представлений вообще».
«Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».
«Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».
«Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
«Того, кому доверяют, за руку не держат».
«Когда Конфуция спросили, есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, он ответил: «Это слово — СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ»».
Можно предложить одну и ту же цитату нескольким воспитателям и услышать различные комментарии.
Ведущий. Каким Вы видите идеальное общение «Воспитатель— воспитатель»? Что для этого нужно делать? Всем известно, что понять человека можно лучше, если знать, о чем говорят его жесты. Поднятый вверх большой палец означает одобрение, опущенный вниз — осуждение. Когда человек заинтересован в словах собеседника, он слегка наклоняет голову набок, пожимая плечами, мы как бы говорим: «Не знаю».
Упражнение 1. Вам дается 5 мин, чтобы придумать и показать жестами сигналы:
•мне нужна помощь;
•у меня есть свободное время;
•прекратите шуметь;
•поспешите;
•успокойтесь;
•я иду на помощь;
•приходите в гости.
(На демонстрацию отводится 10 мин.)
Упражнение 2. «Самое важное для воспитателей одной группы — взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей. Чтобы лучше понимать друг друга, предлагается следующее упражнение.
Закончите предложения.
1. Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей,
подготовительной) группы я считаю.
2. Самый проблемный ребенок в группе.
3. Наиболее успешно в группе проходят занятия.
4. Мне кажется, что детям не нравится.
5. Я бы хотела поговорить с родителями.
6. Я бы хотела, чтобы в группе поработал. (психолог, логопед,
психоневролог, специалист по лечебной физкультуре).
7. Я готова помочь коллегам. (в проведении праздников, родительских собраний, подготовке к открытым урокам).
Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.
Занятие 7. «Общение с родителями»
Цель занятия: совершенствовать навыки общения воспитателей и родителей.
Реквизит: листы бумаги, ручки.
Ход занятия
Ведущий. Общение воспитателя и родителей — тема деликатная и ответственная. От того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд и позитивный настрой воспитателя. Каким образом на сегодняшний момент складывается общение с родителями в Ваших группах? Помогают ли они Вам? Предъявляют ли какие-либо претензии? (Обсуждение 10—15 мин.)
Упражнение 1. У Вас есть 5 мин, напишите: какую информацию должен предоставлять родитель о ребенке, устраивая его в детский сад?
Как Вы организуете родительские собрания? Сколько человек на них обычно приходит? Какие формы сотрудничества Вы можете предложить родителям?
Упражнение 2. Решаем конфликты. Конфликтные ситуации могут возникнуть по следующим причинам. Родитель не удовлетворен:
• положением ребенка в коллективе;
• образовательными программами ДОУ;
• отношением воспитателя к ребенку.
Давайте рассмотрим ситуацию: кто-то из воспитателей берет на себя роль мамы, которая недовольна тем, что ребенку поручили второстепенную роль в спектакле, другой воспитатель должен ответить на претензии». (На инсценировку и обсуждение — 15 мин.) «Какие еще претензии могут предъявлять родители? Как мы должны отвечать на них? Что должен делать воспитатель, если не в состоянии убедить родителя?
Упражнение 3. В течение 5 мин, придумайте и запишите несколько мероприятий, которые помогут сплотить воспитателей, родителей детей. Какое из этих мероприятий Вы смогли бы подготовить и провести в ближайшее время? (На обсуждение — 10 мин.)
Занятие 8. «Общение с детьми»
Цель занятия: совершенствовать общение воспитателей с детьми, анализировать и синтезировать позитивный опыт общения с детьми в разных группах.
Реквизит: листы бумаги, ватмана, ручки, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
Ведущий. Общен?