Познавательное развитие ребенка в 3 года
Физическое развитие ребенка в 3 года
Вес мальчиков в 3 года составляет от 13 до 17,5 кг, а девочек — от 12,5 до 17 кг. Рост мальчиков от 91 до 103 см. Рост девочек от 91 до 102 см.
В три года ребенок способен освоитm довольно сложные навыки, такие как езда на трехколесном велосипеде, катание на качелях, на санках. К трем годам многие малыши уже не боятся плавать. Ребенок хорошо умеет перепрыгивать через препятствия, ходит по наклонной плоскости, прыгает в длину с места на двух ногах, может спрыгнуть с небольшой высоты.
В этом возрасте дети могут выполнять одновременно два действи, например, топнуть и хлопнуть, прыгнуть и поднять руки в стороны. С легкостью ребенок бросает, катает, ловит мяч. Может выполнять все знакомые движения по команде и повторяет их за взрослыми.
Питание ребенка трех лет
Питание ребенка в три года должно быть регулярным, лучше если основные приемы пищи каждый день будут в одно и то же время. Меню трехлетнего ребенка становиться более разнообразным и постепенно приближается к рациону взрослого. Но ребенку, по прежнему, не рекомендуется давать жирные и острые блюда, а также различные консервы, чипсы, сладкие газированные напитки.
В рационе ребенка должны быть молочные и кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, продукты содержание животные белки.
Режим питания ребенка в 3 года — 4-х разовое питание. Потребность в килокалориях — не более 1600 ккал/сутки. Распределение пищи в течение дня: завтрак — 25%; обед — 35-40%; полдник — 10-15% ужин — 25%.
В три года ребенок может пить практически любые напитки (кроме кофе). Это может быть чай, соки (желательно свежевыжатые), кисель, компоты из свежих фруктов и из сухофруктов, морс, молоко, кефир.
Ребенок уже ест более аккуратно. Держит ложку за конец ручки. Пользуется салфеткой. Не выходит из-за стола до конца еды. Не мешает за столом другим. Говорит «спасибо».
Познавательное развитие ребенка 3 лет
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов. Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии). Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы, закрашивает, подражает образцу. Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях, соединяет части. Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу). Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Малыш одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого. Раздевается самостоятельно, складывает свою одежду перед сном. Застегивает несколько пуговиц. Завязывает (связывает) шнурки.
Ребенок может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем. Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком. Вытирает ноги при входе в квартиру.
Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет
Малыш трех лет стремится быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого. Проявляет инициативу, независимость. Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят. Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»). Он любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Бывает непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях. Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание. Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду), ожидает от взрослого отрицательной оценки. Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку — нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться.
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками, часто по подражанию. Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов — радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.
Эмоционально отзывчив на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует, передает ритм. Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает). Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций. Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают. Помнит добрых и суровых людей. Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека. Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта. Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает,если кому-то больно, помогает, если надо помочь, сочувствует, тихо ведет себя, если кто-то спит, устал. Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников, может копировать более шумного, крикливого. Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками. Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм. Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Речевое развитие ребенка в 3 года
К 3 годам ребенок умеет строить сложные предложения. В общении использует как простые, так и более сложные оформленные фразы. Выражает с помощью речи свои чувства, желания, эмоции. В три года некоторые малыши начинают изменять слова по числам и падежам. Задает много вопросов. С легкостью повторяет за взрослым незнакомые слова и фразы.
Хорошо запоминает и рассказывает стихи, песенки.
Любит вступать в диалог, как с детьми, так и со взрослыми. Отвечает на вопросы. Может по картинке назвать знакомых животных, растения, предметы одежды, быта и др. Может по картинке рассказать знакомую сказку.
В игре может говорить за себя и за вымышленного персонажа (куклу, зайчика и др.). Переходит к местоимения «Я», перестает говорить о себе в третье лице.
Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления. Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Малыш задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие.
Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?» Играя, свои действия сопровождает словами. Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу -слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
А что умеет ваш малыш в 3 года?
Источник
Формирование познавательной активности детей 3-4 лет
1. Развитие познавательных процессов младшего дошкольника
На четвертом году жизни границы вокруг ребенка расширяются, они выходят за пределы семьи. В ходе активного взаимодействия с окружающим миром мировоззрение ребенка значительно расширяется, развиваются познавательные интересы. Психическое развитие во всех сферах претерпевает значительные изменения. Между познавательными процессами формируются тесные взаимосвязи. У детей на четвертом году жизни происходит интенсивное складывание речи, которое идет в процессе взаимодействия ребенка со взрослым. Речь в основном все еще ситуативная и диалогическая, но становится более сложной и развернутой.
В речи детей данного возраста есть важная особенность: занимаясь каким-либо делом, они часто тихо, малопонятно для окружающих что-то говорят сами себе, как бы приборматывают. Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые не осуществляет в реальности.
Речь перестраивает все психические процессы: память, воображение, мышление, восприятие и др. Овладение речью дает ребенку возможность управлять своим поведением, фантазировать, думать, осознавать свои действия, строить воображаемую ситуацию.
Восприятие. Ведущей познавательной функцией человека является восприятие. Значение восприятия очень велико, так как оно создает основу для развития остальных психических процессов, его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний.
В период младшего дошкольного детства восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, форма, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок воспринимает не все свойства, а только наиболее яркие, например: листва — зеленая, лед — холодный. Именно по этим ярким свойствам ребенок отличает один предмет от другого. Контактируя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их обособленные качества, узнавать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, находить одинаковые свойства в разных предметах и наоборот. В развитии восприятия важнейшая роль принадлежит продуктивным видам деятельности. Так, в конструировании ребёнок получает представление о форме и величине. К концу 4-го года он хорошо ориентируется в названиях предметов, выделяет их основные части, указывает некоторые детали.
Воображение в этом возрастном периоде развито еще слабо. У ребенка еще преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания сказок, рассказов, просмотра мультфильмов. Образы воображения такого типа восстанавливают действительность только на эмоциональной основе. «Младший дошкольник не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, расчленить и далее творчески использовать отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших дошкольников характерно неумение представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения», — говорят авторы работы «Возрастная психология: курс лекций» Кураев Г.А и Пожарская Е.Н.[3, с.100]
Внимание в возрасте 3-4 лет еще непроизвольно и крайне неустойчиво: малыш может забыть, что он шел за машинкой, если перед ним прокатить мяч. Незнакомую яркую картинку он будет рассматривать около 8 минут. Даже самая любимая игра занимает ребенка на 10-15 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно. Таким образом, внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Способность детей управлять своим вниманием очень мала.
Память младшего дошкольника непроизвольна, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или воспроизвести и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные действия и образы, а третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.
Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.
В 3-4 года ребенок уже пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Благодаря своим наблюдением и объяснением взрослых ребенок формирует элементарное представление и быте людей и природе. Ребенок и сам пытается объяснить то, что видит вокруг. У части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету, по форме, величине.
К четырем годам наряду с наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.
Большое значение для развития ребенка этого возрастного периода имеют первые представления о себе и окружающих людях. Ребенок осознает свой эмоциональный, бытовой, предметно-игровой и коммуникативный опыт, стремится отразить его в игре, неумелых рисунках и сообщениях «из личного опыта». Очень важно, что уже в это время ребенок устанавливает определенные временные (логические) связи. Он способен понимать последовательность близких его бытовому опыту событий. На этом строятся игровые цепочки, последовательность которых адекватна логике реальной жизни [1,11].
Из острой потребности ребенка быть взрослым и невозможности это осуществить в действительности рождается новая ведущая деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои социальные потребности — ролевая игра. Содержанием игры в младшем дошкольном возрасте являются предметные действия. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. В процессе игровой деятельности ребенок лучше сосредотачивается и запоминает. Через игру он постепенно переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
2. Формирование познавательного интереса и познавательной активности
Вопрос развития познавательного интереса дошкольников – один из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром происходит через его интерес, деятельность и инициативу. Интерес является обязательной предпосылкой формирования интеллектуальных качеств личности, ее инициативности и самостоятельности. Вот почему современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных отрывочных, знаний об окружающем мире, а понимания причинно-следственных связей всего, что происходит вокруг. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания и детской психологии детей дошкольного возраста Поддьяков Н.Н. точно подметил, что надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания [4, с.48].
Познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности. Они в свою очередь переходят от низшей к высшей стадии в совместной специально организованной деятельности взрослого и ребенка. Любопытство — бессознательное стремление к познанию. Это может быть просто реакция на яркий, красочный предмет, проявление интереса. Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, избирательной нацеленностью на познаваемый предмет и четкой мотивацией. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность. Источник познавательной активности — познавательная потребность, процесс удовлетворения которой осуществляется через поиск, направляемый на открытие неизвестного и его усвоение.
Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга. На практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.
Д.Б. Годовикова выделила уровни познавательной активности у детей дошкольного возраста:
-первый уровень: дети стремятся к предметам похожим перцептивными свойствами, а также к тем, которые им знакомы по своему функциональному назначению; отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью (уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом). Этот уровень характерен для детей 3-4 лет, но может быть характерен и для детей 4-5 лет.
-второй уровень: суть является содержание познавательной потребности, и уровень самоорганизации. Дети стремятся действовать с предметами имеющими определённые функции. Их привлекает возможность использования предметов, опробование функциональных свойств, стремление проникать в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям. Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция определяется с помощью взрослого. Этот уровень характерен для детей 4-5 лет.
-третий уровень: суть – новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые свойства предмета. Активность направляется целью – достичь желаемого результата. Цель может быть и не достигнута, но стремление к успеху сохраняется надолго. Уровень интереса к внутренним свойствам предмета, понятиям и опосредованности поиска, что является самоорганизацией детей старшего дошкольного возраста [2, с. 28 — 32].
Таким образом, в 3-4 года у ребенка начинает формироваться познавательная активность. На мой взгляд, это выражается в его бесконечных вопросах, которыми он осаждает взрослых в этом возрасте. Для младшего дошкольника характерен высокий интерес ко всему, что делается вокруг него. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. К 3-4 годам дети накапливают сравнительно много представлений и знаний об окружающей действительности. Но это представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.
Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Уровень понимания ребенком предмета выражается в действиях предметами и их наглядными образами, возникающими в голове ребенка. Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, малыш пытается сформировать целостное представление об окружающем мире. И хотя мышление в возрасте 3-4 лет остается все еще действенным, но овладение речью быстро его изменяет. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Однако некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина и др.) начинают выделяться как отдельные. Очень велико в этом возрасте значение памяти. Мыслить для ребенка на этом этапе — значит вспоминать, опираться на свой прежний опыт и видоизменять его.
Список литературы:
1. Гаврилушкина О. П. Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего возраста (3-4 лет). М.:АНО «ПЭБ», 2007.
2. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности// Дошкольное воспитание. 1986. № 1.
3. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций, Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002.
4. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Аспектъ-пресс, 2010.
Источник