Познавательное развитие ребенка 2 года
Елена Бобылева
Познавательное развитие детей 2–3 лет
Материалы подготовила: педагог-психолог Бобылева Е. Н. МБДОУ «Детский сад №4», МБДОУ «Детский сад №68 «Теремок»
«Познавательное развитие детей 2-3 лет».
Познавательное развитие по ФГОС ДО – это развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности.
Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т. е. природной и социальной среды.
Познавательнаясфера личности включает:
— Ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Ощущение
С ощущением ребенок уже рождается – это первая форма познания окружающей действительности.
С ощущений начинается развитие человека.Различают пять основных видов ощущений:
1. Вкусовые
2. Тактильные
3. Обонятельные
4. Зрительные
5. Слуховые
Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины.
Цвета Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый Узнавание, называние, соотнесение
Формы Шар — круг, куб — квадрат, треугольник Узнавание, называние, соотнесение
Величины Большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий Узнавание, называние, соотнесение
Пространства Далеко — близко, высоко — низко Узнавание, называние, соотнесение
Эмоционального состояния Радость, грусть, гнев Узнавание, называние, соотнесение
Восприятие также носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными.
Внимание – это один из сложных познавательных процессов.
Если нет внимания, то все напрасно.
Внимание состоит из четырех свойств:
1) концентрация;
2) устойчивость;
3) переключение;
4) распределение.
Концентрация — это степень сосредоточенности сознания на одном и том же предмете, объекте деятельности. Концентрация внимания в раннем возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок увлекается.
Устойчивость – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте и одной и той же задаче.
Непроизвольное внимание основано на интересе. У детей раннего возраста устойчивость внимания 5 минут.
Переключение – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Переключение внимания не зависит от возраста, а зависит от темперамента.
У сангвиника и холерика процесс переключения хороший и плохой уровень у флегматиков и меланхоликов. Переключение внимания можно натренировать.
Распределение – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности выполнения не одного, а нескольких действий одновременно. Распределение внимания в раннем возрасте не развито вообще и не формируется. Это приобретение дошкольного возраста.
Особенности развития внимания у детей раннего возраста:
— Первые признаки внимания появляются на 2-3 недели жизни, в виде слухового и зрительного сосредоточения.
— В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.
— Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес.
— Появление нового предмета вызывает переключение внимания.
Память – это сложный психический процесс, определяющий как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение человеком его опыта.
Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни –становятся годами первых детских воспоминаний.
Воображение – психический процесс создания образа
предмета путем преобразования
реальности.
Виды воображения:
— произвольное;
— непроизвольное.
В раннем возрасте воображение не развито, так как оно основано на процессах памяти и мышления. У детей раннего возраста нет опыта, чтобы придумать что-то новое. Воображение начинает развиваться только в дошкольном возрасте.
Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.
Виды мышления:
1. Наглядно-действенное – познание с помощью манипулирования предметами – игрушками.
2. Наглядно-образное – познание с помощью
представлений предметов, явлений.
3. Словесно-логическое – познание с помощью
понятий, слов, рассуждений.
В развитии внимания формируется наглядно-действенное мышление (оно является ведущим до 3 лет). Больше никакого мышления не формируется. Ребенок думает с помощью рук.
Предметная деятельность
3 этапа:
1) Установление связи предмета с его назначением;
2) Использование предмета строго по назначению;
3) Свободное использование для других целей.
До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее — до двух лет — идет увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. Однако родителям уже не следует быть очень догадливыми (ма-машина, су — стул) и продолжать понимать ребенка с полуслова. После полутора лет старайтесь, чтобы малыш произносил слово целиком, точно выражал свои желания. Сверхзаботливая мама, угадывающая желания ребенка еще до того, как он их высказал, тормозит его речь.
При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь.
Игры на развитие познавательной сферы ребенка
«Нанизываем бусы»
Предложите детям изготовить «бусы» для большой игрушки (медведя, тигра, бегемота и т. п.). Подготовьте куски гибкой проволоки и «бусины» — разнообразные предметы с большими отверстиями. Это могут быть катушки, кольца от пирамидок, кольца для штор, детали от конструктора, обрезанные с двух сторон пластиковые бутылки и пр. Самым младшим детям легче действовать с крупными деталями, более старшим можно предлагать детали меньшего размера. Кто-то из детей сможет нанизывать «бусы» не только на проволоку, но и на веревочку.Можно предложить нескольким малышам делать одни бусы вместе с воспитателем: по очереди нанизывать «бусины» на веревку. Готовое изделие наденьте на игрушку, поблагодарите детей от ее имени.
«Шнуровка»
Разнообразные приспособления для шнуровки можно приобрести в магазинах игрушек: большие деревянные пуговицы и деревянная иголка со шнурком,деревянный «сыр» с дырками, набор для «вышивания» — натянутая на рамку канва с большими ячейками и деревянная игла со шнурком и др. Самые маленькие дети смогут продевать шнурок в любые отверстия, более старшие — «вышивать» узоры, продевая шнурок в нужные отверстия.
«Игры с кубиками»
Разнообразные наборы кубиков из дерева, пластмассы, поролона и др. Желательно, чтобы были кубики с предметными и сюжетными картинками, с изображением букв и цифр. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, дайте малышам возможность свободно поиграть с ними. Самые маленькие дети будут брать их в руки, передвигать, бросать, постукивать, ставить друг на друга и т. д.
«Составные картинки»
Более сложным вариантом плоскостного конструирования является работа с разрезными картинками. Собирая картинку по образцу, ребенок подбирает детали по цвету, рисунку, прикладывает их друг к другу, путем проб и ошибок отыскивает правильный вариант их соединения.
«Мозаика»
Занятия с мозаикой очень полезны как для познавательного развития ребенка, так и для развития целенаправленности. Детям раннего возраста следует предлагать мозаики, состоящие из крупных элементов, которыми легко действовать. Выберите из предлагающихся к мозаике образцов самые простые, состоящие из небольшого числа деталей. Это могут быть домик с прямой крышей, цветок с тремя-четырьмя лепестками или простой геометрический узор.
Рассмотрите с ребенком образец, помогите подобрать необходимые по цвету и форме элементы.
Источник
Консультация для родителей
На тему: «Особенности познавательного развития детей 2-3 лет»
Группа: младшая (2-3 года) общеразвивающей направленности
Второй год жизни характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Конечно он ещё не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее. На первый план выдвигается предметная деятельность: малыш познаёт разнообразные предметы быта, природные дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие становится ведущим познавательным процессом.
Наряду с непосредственно эмоциональным общением и общением на основе понимания возникает общение на основе речи. Переход к этой новой ступени осуществляется постепенно на фоне продолжающего лепета, который сохраняется у некоторых детей до полутора лет и даже более. Занятия в этот период должны проводиться в игровой форме, т к у малыша недостаточно развито произвольное внимание. Малышу трудно себя заставить то, что ему не интересно. Взрослому важно пробудить интерес к игрушке или занятию и в дальнейшем поддерживать его. Легче всего это сделать в игре. Важно при этом не переусердствовать, сочетать развлечение и дело так, чтобы одно не мешало другому. Интерес поддерживается заинтересованностью взрослого, а также характером речи: она должна быть эмоциональной неторопливой, достаточной громкости, состоять из коротких фраз и простых понятных ребёнку слов. Предоставляйте ребёнку пространство в разговоре, принимайте любой его ответ при этом предлагайте правильные образцы речи. Для успешного усвоения знаний важна повторность, благодаря которой растёт активность малыша, он легче справляется с заданием. Но при этом снижается заинтересованность, чтобы этого не произошло, на практике используют новые игрушки, меняют какую – ни будь одну деталь, демонстрируют предметы в движении, озвучивают предметы, наглядность сочетают со словом.
Зрительное восприятие это формирование образов и ситуаций внешнего мира, при их непосредственном воздействии на глаз.
Восприятие цвета считается самым сложным для ребёнка раннего возраста, это связано с тем, что ведущей деятельностью в этом возрасте является практическая деятельность, а с абстрактным цветом играть невозможно.
При проведении игр на формирование зрительного восприятия, внимания, запоминания необходимо учитывать особенности раннего возраста. Одно из особенностей этого возраста является его эмоциональность. Ребёнка привлекает только то, что ему нравиться и в данный момент представляет для него более значимый интерес.
В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные образы. Взрослый должен стремиться к тому, чтобы образы были объединены словом с обозначением. Если этот процесс пройдёт успешно, то ребёнок сможет по слову вызывать представления о цвете предмета, о котором говорит взрослый и в дальнейшем употреблять эти слова самостоятельно. Этот процесс не происходит спонтанно, этому ребёнка необходимо обучать.
У ребёнка на третьем году жизни появляется одно важное качество – ребёнок, становиться способным, чётко выполнять инструкцию, выполнять задания по образцу, слушать словесные пояснения, понимать взрослого.
Ежедневно проводя игры – занятия, вы увеличите запас представлений ребёнка о свойствах предметов, что будет способствовать дальнейшему умственному развитию вашего малыша.
Общие показатели познавательного развития.
К трём годам ребёнок:
— учитывает цвет, форму, величину предмета, соотносит детали ( часть и целое), свойства и качества предметов в практической деятельности, опираясь на зрительное восприятие (способен собирать пирамидку, накрыть крышкой соответствующую кастрюльку, построить дорожку, башню, забор из кубиков, складывает простейший узор из крупной мозаики);
— использует различные средства для достижения цели, основываясь на своём прошлом опыте (влезает на стул, чтобы дотянуться до игрушки);
— понимает и использует слова для обо, обобщения и замещения людей, предметов или действий, в игре обозначает словом роль в действии ( я – мама, варю суп; Саша – шофёр, едет на машине), использует предметы — заместители;
— интересуется окружающим его миром, любопытен, любознателен, начинает задавать много вопросов («Кто это?», «Как это?», «А зачем?»). Особенный интерес проявляет к людям, их действиям, разговорам;
— знает назначение многих предметов, место, где они находятся, их принадлежность (полотенце – для того, чтобы вытирать руки, висит около умывальника; одежда в шкафчике, своя – в одном, чужая – в других).
Виды занятий.
- Складывание картинок из частей (макси – пазлы);
- Узнавание предметов, расположенных в разных ракурсах;
- Геометрические фигуры (2 — 2,6 лет ребенок способен выбирать однородные предметы по названию их формы взрослым, сравнивать предметы. В 3 года он способен самостоятельно называть форму, соотносить предметы по двум признакам (форма – величина, форма цвет)
- Простейшее конструирование (мозаика, конструктор, пирамидки различных видов);
- Узнавание овощей(фруктов), собирание их в корзинку, учим произносить названия;
- Учим совмещать предмет с отверстием, осуществлять пространственный разворот фигурок вкладышей, соотносить их с формой прорези;
- Учить определять цвет(четыре основных цвета);
- Собирание бус (по цвету бусин, по размеру бусин)
- Собирание матрёшки.
Общие показатели познавательного развития детей 2-3 лет.
К трём годам ребёнок:
— учитывает цвет, форму, величину предмета, соотносит детали ( часть и целое), свойства и качества предметов в практической деятельности, опираясь на зрительное восприятие (способен собирать пирамидку, накрыть крышкой соответствующую кастрюльку, построить дорожку, башню, забор из кубиков, складывает простейший узор из крупной мозаики);
— использует различные средства для достижения цели, основываясь на своём прошлом опыте (влезает на стул, чтобы дотянуться до игрушки);
— понимает и использует слова для обо, обобщения и замещения людей, предметов или действий, в игре обозначает словом роль в действии (я – мама, варю суп; Саша – шофёр, едет на машине), использует предметы — заместители;
— интересуется окружающим его миром, любопытен, любознателен, начинает задавать много вопросов («Кто это?», «Как это?», «А зачем?»). Особенный интерес проявляет к людям, их действиям, разговорам;
— знает назначение многих предметов, место, где они находятся, их принадлежность (полотенце – для того, чтобы вытирать руки, висит около умывальника; одежда в шкафчике, своя – в одном, чужая – в других).
Источник
Консультация для воспитателей
«Познавательное развитие детей 2-3 лет»
Подготовила воспитатель МКДОУ д/с №10 г.Пласта Гриненко Е.В.
Познавательное развитие – процесс непрерывный. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.
Без познавательной деятельности невозможно умственное и психическое развитие ребенка.
Период дошкольного детства – важный этап в познавательном развитии человека : развитии познавательной активности, формировании познавательных интересов.
В ФГОС говорится : «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.»
Для детей 2-3 лет область «Познание» включает в себя три взаимосвязанных блока : «Развитие сенсорной культуры», «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе», «Развитие математических представлений».
Все три блока обеспечивают развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию.
► «Развитие сенсорной культуры» предполагает овладение простейшими сенсорными эталонами
Ребенок третьего года жизни активно входит в предметный мир , начинает знакомиться с большим количеством предметов, их качествами и свойствами, практически осваивать способы использования предметов в бытовой, игровой и других видах детской деятельности.
Детей привлекает яркость и красочность предметного мира , что позволяет целенаправленно развивать их сенсорные и речевые способности, составляющие фундамент умственного развития.
Трудно переоценить значение предметного мира в сенсорном развитии маленького ребенка, приобщении его к сенсорной культуре, овладении простейшими сенсорными эталонами цвета, формы , величины (размера).
► «Развитие математических представлений»
Для детей третьего года жизни предусмотрены две темы : «Свойства» и «Отношения» Успешное освоение их содержания поможет развитию сенсорных способностей, что является приоритетной задачей для детей младшего дошкольного возраста
►«Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе»
Основное содержание знаний этого блока можно представить следующим образом:
— первый блок содержит конкретные знания о разнообразных объектах и явлениях природы: неживая природа ( вода, песок, снег, лед, глина и пр.),живая природа (отдельные представители растений, животных, человек)
—второй блок содержит знания о состоянии живых и неживых объектах природы в разные сезоны
— третий блок – знания о росте и развитии конкретных живых существ
— четвертый блок – знания о месте обитания конкретных представителей живой природы)
☻ При организации работы по познавательному развитию детей 2-3 лет необходимо учитывать возрастные особенности развития детей и прежде всего то, что мышление в этом возрасте наглядно-действенное и наглядно-образное.
Говорят, что дети этого возраста «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Значит , подачу любой познавательной информации детям нужно сопровождать максимальной наглядностью и возможностью действовать с изучаемыми явлениями и объектами . Чтобы познавательное развитие детей было более эффективным, дети должны слышать , видеть, действовать. Только при таком подходе познавательная информация, которую мы предлагаем детям , будет трансформироваться в знания и определенный опыт.
Наглядность обеспечивает прочное запоминание, мобилизует активность психики дошкольника, прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем, и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Я.А. Коменский считал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики».
Например, при знакомстве с темой «Подготовка зверей к зиме: как зимует заяц» мы используем следующую модель
☻ В работе по познавательному развитию детей 2-3 лет целесообразно применение концентрического принципа и метода многократного повторения.
По мере того как новый объект (явление) появляется в поле зрения ребенка , входит в детский обиход, педагог неоднократно обращает на него внимание детей – называет, выделяет его назначение, самые главные части, их особенности, качества, свойства. Активное повторение направлено на осмысление изучаемой темы. Осознание информации позволяет надолго и крепко ее запомнить.
Чтобы понять суть концентрического принципа, достаточно представить себе круги на воде, расходящиеся от брошенного в нее камня.
На первых ступенях обучения даются элементарные представления об изучаемых объектах или явлениях малыми дозами , которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются, обогащаются новыми сведениями, связями и зависимостями.
Наглядно продемонстрировать данный принцип можно на примере знакомства с характерными признаками и явлениями времен года и внесения соответствующих изменений в календарь природы
☻ Современные дети живут в более широкой информационной среде, чем их сверстники в предшествующие десятилетия. Для современного ребёнка доступны зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации – телевидение, необъятные просторы Интернета, богатейшие фонды музеев. Они могут стать не только ярким дополнением, но и достойным и актуальным средством развития и удовлетворения познавательного интереса наряду с главным способом познания – чтением книг. Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен –популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания.
Для детей 2-3 лет поводом для разговора на серьезные темы могут стать обыкновенные песенки, потешки, короткие стишки.
Например, чтение стишка А.Барто «Наша Таня громко плачет» служит поводом для проведения эксперимента «Тонет-не тонет»
Чтение стишка «Ох, напрасно мы решили прокатить кота в машине» служит началом разговора о видах транспорта ( о легковых и грузовых автомобилях), о их частях, назначении
На основе потешки «Кузнечики, кузнечики хвать Анечку за плечики…» мы организуем игру , в ходе которой закрепляем знания частей тела человека (детям предлагается закрывать те части тела, названия которых озвучиваются: кузнечики-плечики, коток-локоток, олени – колени, стрекоза – глаза, бегемотик – животик, лягушки- ушки, свинка- спинка. песик –носик и т.д. )
В ходе этой игры дети также получают представления о внешнем виде некоторых животных , которых они , возможно, раньше никогда не видели, запоминают их названия, способы передвижения, места обитания, расширяют словарный запас.
Знакомство со свойством снега таять в тепле начинаем после чтения стихотворения П.Воронько «Падал снег на порог, кот слепил себе пирог»
Лепим пирожок из А где же пирожок? Наблюдаем, во что превраща-
снега и ставим на ется снег на ладошке
батарею «печься»
☻ Одним из важнейших условий, способствующих развитию познавательной мотивации является предметно-развивающая среда. Предметы, пособия, иллюстрации, оборудование, книги и пр., являющиеся основой среды, организованной для познания, помогают детям расширять кругозор: уточнять , конкретизировать новые и имеющиеся знания, активизировать собственные познавательные интересы.
Главный принцип предметно-развивающей среды заключается в следующем: все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей , с этим можно играть и действовать.
Для ознакомления детей с характерными признаками и явлениями времен года, сезонными изменениями в живой и неживой природе в нашей группе оформлен «Календарь природы», все изменения в котором производятся воспитателем совместно с детьми после соответствующих наблюдений. Работа с календарем способствует развитию наблюдательности, устойчивого познавательного интереса.
Для формирования знаний детей о домашних и диких животных изготовлены макеты леса с фигурками диких животных и двора с фигурками домашних животных. Работа с макетами способствует закреплению знаний детей о животных и их детёнышах, развитию умения их различать и правильно называть, развитию интереса к образу жизни животных, воспитанию доб-рого отношения к ним.
Способы использования макетов:
Беседы с использованием фигурок для рассматривания, отгадывание
загадок , дидактические игры «Кто где живет?», «Где чья мама?», «Кто
здесь лишний?», «Отгадай, кто так разговаривает» и т.д.
Представление о внешнем виде и образе жизни диких животных в летнее и зимнее время года дети получают , рассматривая наглядный материал , оформленный уголке познавательного развития.
Для формирования знаний об овощах и фруктах изготовлены модели грядок с овощами и макет сада с фруктовыми деревьями
Для Формирования умение различать и правильно называть основные цвета (красный, синий. зеленый, желтый) в группе оформлен паровозик с разноцветными вагончиками.
☻ Познавательное развитие детей осуществляется на специальных занятиях, а также на мероприятиях, проводимых в свободной деятельности детей. Реализовать поставленные задачи познавательного развития и объемы только на занятиях практически невозможно. Поэтому огромное значение придается работе с детьми вне занятий.
Эффективным методом, способствующим развитию любознательности, интересов и познавательной мотивации дошкольников является игра , в т.ч. различные дидактические игры.
Дидактическая игра — это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных, дети осваивают признаки предметов, учатся их классифицировать, обобщать, сравнивать. В игре у детей дошкольного возраста развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
В своей работе по познавательному развитию детей я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками.
Вот некоторые из них:
Источник