Познавательно речевое развитие ребенка в детском саду
Евгения Кишкина
Познавательно-речевое развитие ребенка в детском саду
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ.
Развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Успешность работы зависит от проведения занятий по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитиюразных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте»
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитиедошкольников необходимо учитывать следующие составляющие:
речь педагога дошкольного учреждения
формирование представлений об окружающей жизни
развитие любознательности
сенсорное воспитание
игра
Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитиюслухового восприятия и внимания способствуют игры: в нашей группе играем в «Угадай по голосу: кто позвал?», «Поручение», «Эхо», «Телефон» и др.
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие
представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др., о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. д.).
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.
Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей: сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры – драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.
Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т. п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют по предмет по одному из признаков.
В соответствии с требованиями СанПиНов, все занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения (интегрированные познавательные занятия, занятия познавательно-речевого блока) проводятся в первую половину дня со вторника по четверг дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления эти занятия чередуются с музыкальными, физкультурными занятиями. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и познавательно-исследовательской деятельности, дети расширяют свои представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях общественной жизни.
Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи,свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
-обедненный словарь;
-часто неверная конструкция предложений;
-неспособность связно и последовательно изложить события;
-дефекты произношения;
-сбивчивый темп речи.
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной течи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов,влияющих на речевую функцию:
• Ухудшение состояния здоровья детей;
• Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
• Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
• Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Целью познавательно-речевого развития является:
-Всестороннее развитие личности ребенка,
-приобщение к общечеловеческим ценностям,
-формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательной активности.
Задачи:
-Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе.
-Способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности.
-Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности
-Совершенствовать предметно-развивающую среду ДОУ по данному направлению.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.
Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
Основной формой обучения является не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы.
Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах:
1.Общение: неподготовленное и подготовленное.
2. Игры.
Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.
4. Стихотворение-рифмование.
5. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).
6.Труд: трудовые и речевые действия.
7. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.
Наш детский сад работает по познавательно- речевому направлению.
Педагоги стремятся к созданию оптимальных условий для развития речевой компетенции воспитанников.Большое внимание уделяется методическому обеспечению педагогического процесса по данному разделу: оформлены перспективные планы по интеграции образовательных областей, разработана система конспектов различных
интегрированных мероприятий педагогического процесса, разработаны и осуществлены образовательные проекты.
В группах созданы познавательные игротеки.
Куда входят:
-картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физминуток,
-дидактические игры,
-пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др., позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем
В группах имеются настольные театры, это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников.
Активное использование педагогами развивающих приемов носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.
Профессиональный уровень педагогов позволяет применять инновационные технологии с целью создания оптимальных условий для развития связной речи детей. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, а основным видом деятельности дошкольников является игра.
Мы используем в своей работе игры,способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», ««Нанизывания бусинок», «Съедобное – несъедобное» и т. д.
В учреждении созданы оптимальные условия для развития у детей элементарных математических представлений. В группах есть уголки по познавательному развитию, предоставляющие возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Уголки содержат материалы для рисования (тетради на печатной основе, линованная бумага в клетку, альбомы, раскраски, книги и альбомы (книги для самостоятельных занятий, календари — старший возраст; книги по математике о числах первого десятка, альбомы «Сравниваем», «Цвет») разнообразные дидактические, настольно-печатные игры (пирамидка, матрешка, «многофункциональный куб», пазлы «Подбери по форме», домино, лото, позволяющий детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.
Для воспитанников ДОУ во всех возрастных группах созданы необходимые условия для организации сюжетно –ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус» и др. что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.
Анализ деятельности по данному направлению показывает, что педагоги учреждения используют эффективные средства речевого развития, учитывая возрастной и индивидуальный подход, наблюдается преемственность в развитии речи между возрастными группами.
Педагоги успешно развивают коммуникативные умения, как в условиях естественного общения,так и в нетрадиционных формах речевой деятельности: экскурсии в детскую библиотеку, проведение там литературных викторин.
Одной из задач умственного воспитания дошкольников является – развитие познавательныхпсихических процессов: восприятия, внимания, мышления и речи.
Педагоги используют в своей работе игры,способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», «Нанизывания бусинок», «Съедобное – несъедобное» и т. д.
Для педагогического просвещения родителей проведены консультации: «Учения с увлечением», «Игры на кухне», «Как вырастить гения», «Говори правильно», «Наши пальчики играют». В рубрике в родительских уголках «Мама, поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по речевому развитию детей дома. Оформлены фотовыставки «мы играем целый день, целый день играть не лень».
Проведены семинары – практикумы «Учимся, играя», «Роль семьи в развитии речи детей». Ток – шоу в подготовительной к школе группе «Что нужно знать об интеллектуальной готовности детей к школе»
Для оценки качества усвоенного материала детьми в начале и конце учебного года проводится мониторинг. Составлена программа мониторинга, подобраны методики для составления диагностик по каждой задаче образовательной программы.
Работа по познавательно- речевому направлению будет продолжаться и совершенствоваться в последующие годы.
Источник
«Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Приемы, используемые при формировании
познавательно-речевого развития традиционны:
• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические — упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления — доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие — это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.
Источник