Познавательно речевое развитие ребенка по изобразительной деятельности

Познавательно речевое развитие ребенка по изобразительной деятельности thumbnail

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
          «Средняя  общеобразовательная  школа №1 г. Неман»

       Тема: « Речевое развитие детей на занятиях

                              по  ИЗО деятельности»

                                                                                                               Подготовила

 Перетятко М. Н.,

воспитатель      

2018

Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

   Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изо деятельности

   Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.

   В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.

  Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

  В художественно- эстетическом развитии детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать и различать, и употреблять слова в активной речи. Изо деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря наглядности.

  Первым шагом в развитии понимания речи в изобразительной деятельности является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия.                  

На занятиях по изо деятельности ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

      Так дидактические игры:

« Что в руке?», « Подбери предмет», «Найди такой же».
Перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребёнка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов:

  «У меня огурец — зеленый, овальный.

    У меня помидор– красный, круглый».

Предложить детям разгадать загадки об овощах:

                   « Растут на грядке зелёные ветки,

                     А на них – красные детки.» ( помидор)

       « Без окон, без дверей

          Полна горница людей.»      ( огурец)

Также, перед  тем, как приступить к «работе» над овощами, можно спросить у детей:  «Как называется время года, когда собирают урожай?»

Прочитать стихотворение Плещеева А.

              Осень наступила,
              Высохли цветы,
              И глядят уныло
              Голые кусты. 

              Туча небо кроет,
              Солнце не блестит,
              Ветер в поле воет,
             Дождик моросит..

Занятие по изодеятельности с детьми – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи.

Так, например, можно создать пробленые ситуации, способствующие появлению речевой активности.

  Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.

Так ,если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

 Знакомство со словами-действиями в изобразительной деятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.

   Например: Я взял карандаш, веду линию, рисую мяч. Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ — («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы.

    Перед тем, как начать рисовать « Дождик» целесообразно прочитать потешку:                   «Дождик, дождик пуще,

  Будет травка гуще.  

  Дождик, дождик посильнее

  Огород ты наш полей.»

При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность. 

  Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей, способствует формированию образного представления об изображаемом. 

  Для этого необходимо использовать мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения. 

               Например: « Солнышко, вёдрышко,

                                     Выгляни в окошечко!

Читайте также:  Примерная динамика развития ребенка

                                     Твои детки плачут,

                                     По камушкам скачут!»  

Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика.

Занятия по изо деятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года.

  Здесь уместен прием- игра «Слово на ладошке»

    «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю».

С помощью этого приема у детей обогащается описательный словарь.

  Так, во время прохождения  темы «Зима»

на занятии по изо деятельности перед тем, как рисовать

снеговика дети «складывают» на ладошку «красивые слова

о пушистом снеге, о снеговике».

Можно прочитать стихотворение Сурикова И.

           Белый снег пушистый  в воздухе кружится ,

             И на землю тихо  падает, ложится.  

             И под утро снегом  поле забелело,

             Точно пеленою  всё его одело.

И так, речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук.

 Таким образом, на занятиях изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи.

Источник

наталья ягафарова
Сообщение к педсовету на тему: «Познавательно-речевое развитие детей на занятиях по изобразительной деятельности».

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

/В. А. Сухомлинский/

Сообщение к педсовету на тему: «Познавательно-речевое развитие детей на занятиях по изобразительной деятельности».

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.

В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания.

Занятия по рисованию, лепке, аппликации в детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность,так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной)функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря многообразию наглядности. Речевой материал будет усваиваться быстрее и полнее при использовании натуральных объектов в качестве наглядной опоры. Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух, что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребенок выполняет самостоятельно. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

На моих занятиях по изодеятельности не царит идеальная тишина, так как я считаю, что речевое сопровождение собственных действий имеет важное значение для психического развития ребенка.

Речь малыша как бы становится слепком с его деятельности, берет на себя ее самые существенные моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным «составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой, которая составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.

Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия. Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее, для себя.

Читайте также:  Записи о развитии ребенка

Свои занятия я стараюсь проводить подгруппами. При такой организации занятия каждый ребенок имеет большую возможность для речевых высказываний. Позитивного отношения заслуживают и индивидуальные занятия. На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных.

Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, разрывая бумагу или водя по листу клеящим карандашом, малыш приобретает ни с чем несравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все, что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенный кусок. А смешивание красок — это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя. Откуда же взялась зеленая? Для малыша творчество — это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым.

Прежде всего, речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т. е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи.

Большое значение в обучении продуктивной деятельности придается обследованию предлагаемых объектов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый прием в познании, который способствует формированию правильного восприятия и отображения, реально существующих объектов в различных вариантах (плоскостном, объемном).

Специфическое построение обследования объекта, подкрепленное словом, следует включать в различные виды изобразительной деятельности. Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие объекта должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослого.

Развитие мелкой моторики при использовании различных видов изобразительной деятельности оказывает заметное положительное влияние на состояние речи дошкольников. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка.

Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.

Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, отражая, знакомые и близкие ему чувства, а также открывая чувства новые.

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с прекрасным.

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Дети рассматривают разнообразные природные объекты, явления; сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

Осенью внимание детей обращается на овощи, фрукты. Дети рассматривают их, составляют из них «живые» натюрморты. Проводится работа с осенними цветами (астры, бархатцы, георгины, душистый табак). Дети рассматривают их, обращают внимание на цветки, их запах, форму стеблей и листьев. Проводится специальная работа, направленная на раскрытие детям совершенства деревьев и кустарников. Дети рассматривают их осеннее убранство, отмечают разнообразие цветов оттенков листьев.

Зимой продолжается наблюдение за деревьями. Обращается внимание на кроны различных пород деревьев. Дети рассматривают хвойные породы деревьев и кустарников (ель, сосна, можжевельник и др.) Отмечают красоту зимней природы. Проводят наблюдение за снегом, инеем. Особое внимание в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, их поведением, оказание помощи птицам.

Ранней весной дети отмечают первые признаки весны в природе. Постепенно, по мере пробуждения природы, дети отмечают набухшие почки, появление соцветий на деревьях, первые листья, первые цветы. В мае на примере цветов мать-и-мачехи, купальницы, сурепки показывается разнообразие оттенков желтого цвета.

Организуя процесс восприятия искусства, я знакомлю детей с работами народных мастеров и произведениями декоративно-прикладного искусства. Дети знакомятся с такими профессиями, как художник, художник — иллюстратор.

Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка.

Изобразительная деятельностьи конструирование позволяют решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.

Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.

Итак, работа по развитию речи проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковая культура речи, связанная речь). Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Полноценная проработка такого обширного материала требует больших усилий и временных затрат. Однако есть реальная возможность установить взаимосвязь с другими видами деятельности детей, что позволяет перераспределить учебную нагрузку, освободив время для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника, развивая все стороны личности ребенка. Тем самым не только достигается экономия во времени, но и осуществляется нормальное функционирование речи в жизни детей.

Читайте также:  Ребенок отстает в школе раннего развития

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №37 «Соловушка»

«Познавательно — речевое развитие

на занятиях по  изобразительной деятельности»

Подготовили

Рябченко И.Л

 Попова Т.В

г. Старый Оскол

Практически на любом занятии в изостудии от детей требуется выполнение действий, в котором активно учувствуют два важнейших психических процесса, неразрывно связанные друг с другом- Речь и мышление. А именно они являются важным средством познавательного развития детей.

Познавательно- творческая активность дошкольников предопределяет собой успех учебно- воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности ребенка.

Воспитание познавательно творческой активности означает прежде всего развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознования выступают как силы, побуждающие к деятельности, т.е. как мотивы деятельности. Воспитание потребности в накоплении знаний, в активном познании мира и на этой основе познавательно творческой активности ребенка обуславливает формирование таких важнейших сторон личности. Как самостоятельность, инициатива, настойчивость, развитие духовных интересов.

Познавательно- творческая активность ребенка основана на его наблюдениях. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие. Характеризуясь особой направленностью, наличием цели, наблюдение является активной формой познания личностью окружающего мира.

Наиболее эффективными способами развития наблюдательности у детей, приучения их к систематическим наблюдениям на занятиях изобразительным искусством являются следующие:

  1. Планомерное и Целенаправленное рассматривание объектов изображения- натуры. К сожалению, нередко на практике можно наблюдать, как дети не обращая внимания на натуру. Фактически рисуют по памяти и имеющихся у них представлений о данном объекте. В итоге- неточное изображение очертаний, искажение формы. Цветовой окраски изображаемого объекта. Изучения, познания натуры в данном случае не происходит. И причина этого- отсутствие у детей умения, привычки смотреть на натуру, рассматривать объекты изображения.
  2. Предварительные наблюдения природы, животных, архитектурных сооружений, движения человека на прогулке.
  3. Постоянное сравнение своего рисунка с изображаемым объектом.
  4. Выполнение быстрых набросков и зарисовок с натуры и по памяти с целью передать форму, пропорции, очертания, конструктивное строение, пространственное положение, цвет различных объектов действительности.
  5. Описание по памяти содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства.

А включение речи в познавательные процессы, без которых не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка.

Речь (педагога и ребенка) организует и активизирует мышление, помогает устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определить порядок необходимых действий. Кроме того, речь выполняет роль дополнительного побуждения к деятельности.

Речь способствует формированию графических умений и навыков. В свою очередь, хорошо организованные занятия рисованием представляют сильное средство развития речи учащихся.

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: Во-первых, происходит обогащения словаря детей терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по рисованию, а затем постепенно входят в активный словарный запас; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи.

        На занятиях по изобразительной деятельности у детей формируются понятия, которые связаны с процессом изображения (узор, линия, контур, симметрия и т.д.), происходит активное накопление слов, характеризующие признаки предмета. Действия, пространственные отношения (посередине, вверху, слева и т.д.). дети усваивают и такие понятия, как «форма», «величина», «цвет» и т.д.

        Всестороннее обследование объектов изображения, ознакомление с основными геометрическими формами и их характерными особенностями помогают детям быстрее и лучше усваивать словесные обозначения этих форм.

        Овладение речью имеет исключительно важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего. Процесс рассматривания объекта изображения осуществляется в единстве с мышлением и речью. Экспериментально доказано, что включение речи в процесс восприятия способствует более активному его протеканию. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность детей, повышает их внимание, делает изобразительные действия более целенаправленными. Отмечая особую значимость речевой активности детей при изучении объекта, необходимо подчеркнуть, что они нуждаются в дополнительных побуждениях. В начальной стадии обследования предмета достаточно побуждения типа : «Что еще можно сказать?», «Рассмотри получше» и т.д. эта работа должна проводиться при каждой демонстрации наглядного пособия.

        Важно научить ребенка умению обозначать словом  предмет и его детали, рассказывать о своей работе, «Комментировать» свою деятельность. Все это способствует развитию речи и более сознательному усвоению последовательности выполнения рисунка. Необходимо что бы речь учителя была правильной. Доступной, выразительной. Правильно подобранные и поставленные вопросы способствуют активизации речи у детей. В качестве педагогических средств усиления речевой активности у детей в процессе изобразительной деятельности можно использовать различные приемы. К ним относятся: побуждение чтения ребенком стихотворения или загадки с целью создания эмоционального отношения к рисованию; анализ объекта изображения; побуждение учащихся к называнию и словесной характеристике свойств объекта; установление последовательности работы над рисунком; решение задач композиционного характера; сравнение рисунка с натурой; анализ результатов изобразительной деятельности в конце каждого урока.

        Рационально сочетание направленной речи педагога и самих учеников позволяет использовать занятия рисованием в  качестве мощного источника развития познавательной деятельности.  

Источник