Пожелание для развития ребенка в игре
Игры для развития коммуникативных способностей ребенка
Игра «Иголка и нитка»
Цель: развитие навыков взаимодействия в группе, лидерских способностей.
Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка» — бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Цель: развитие навыков взаимодействия в группе, лидерских способностей.
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок- голова, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.
Игра «Скучно, скучно так сидеть»
Цель: развитие быстроты, сближение группы.
Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены тоже стоят стулья, но их на один меньше, чем играющих. Ведущий говорит:
«Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?»
Как только ведущий кончает говорить, дети должны быстро побежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Игра «Пожелание»
Цель: развитие навыков доброжелательного отношения
Дети сидят в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят добрые слова и пожелания.
Игра «Доброе слово»
Цель: сближение группы, развитие доброжелательного отношения детей друг к другу.
Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.
Игра «Чей голос?»
Цель: Развитие внимания, эмоциональное сближение участников группы.
Дети сидят в кругу. Все закрывают глаза повязками. Ведущий пересаживает несколько человек. Затем тот, до кого ведущий дотрагивается рукой, произносит слова: «Я здесь». Все должны угадать, чей это голос.
Игра «Внимание – руки!»
Цель: развитие навыков самоконтроля и групповой сплоченности
Руки всех детей вытянуты вперед. На счет «три» все должны одновременно хлопнуть в ладоши.
Упражнение «Поем имя»
Цель: гармонизация осознания имени
Представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в новое знакомство. По очереди каждый из нас споет свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя споют все дети.
Упражнение «Ласковое имя»
Цель: гармонизация осознания имени
Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а также произнести его ласковое имя.
Упражнение «Рисуем имя»
Цель: гармонизация осознания имени
Давайте закроем глаза и тихо посидим. А теперь каждый попробует представить свое имя, написанное на листе бумаги. Попробуйте получше рассмотреть свое имя, увидеть, какого цвета буквы, на что они похожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя так, как вам захочется. Если рядом с именем вам хочется нарисовать что-нибудь еще, то это можно сделать.
Когда дети закончат рисование, они показывают свои рисунки группе.
Упражнение «Подарок»
Цель: гармонизация притязания на признание
Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам дарить, и получать подарки, только выдуманные. Но я думаю, что выдуманные подарки почти также интересны, как и настоящие. Вы можете подарить подарок своему соседу справа от вас. Посмотрите на него внимательно, попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди «подарим друг другу наши подарки», не забывайте при этом смотреть товарищу в глаза. А тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить.
Упражнение «Царевна-Несмеяна»
Цель: гармонизация притязания на признание
Давайте поиграем в Царевну-Несмеяну. Кто хочет ею быть? Итак, каждый из вас по очереди будет подходить к Царевне-Несмеяне и стараться ее рассмешить. Она изо всех сил старается не рассеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать улыбку у Царевны-Несмеяны.
Упражнение «Заяц-хваста»
Цель: гармонизация притязания на признание
А теперь давайте вспомним сказку про Зайца-Хвасту и тетку Ворону. В сказке Заяц стоял на пеньке перед другими зайцами и хвастал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тетка Ворона потрепала его за ушко и не разрешила хвастаться. А потом прибежали собаки. Поймали тетку Ворону и начали ее трепать, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что заяц – не хваста, а молодец. А сейчас каждый из вас побудет немного Зайцем-Хвастой, встанет на стул и очень громко проговорит: «Я самый-самый…»
Упражнение Снежный ком»
Цель: способность запоминать всех участников группы, продолжать знакомство.
Первый участник называет свое имя. Следующий – повторяет его имя и называет свое имя. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по имени всю группу.
Упражнение «Встаньте все те, кто…»
Цель: Упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.
Ведущий предлагает встать всем, кто…
— любит бегать,
— радуется хорошей погоде,
— имеет младшую сестру,
— любит цветы и т.д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
— Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?
Упражнение «Руки знакомятся. Руки сорятся. Руки мирятся»
Цель: Соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения.
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Взрослый дает задания (каждое выполняется 2-3 минуты):
— Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
— Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
— Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстанетесь друзьями.
Упражнение «Интонация»
Цель: Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, развитие эмпатии.
Ведущий напоминает детям, что такое интонация. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы.
Упражнение «Сделаем по кругу друг другу подарок»
Цель: Развитие у детей чувствования друг к другу; развитие эмпатии.
Ведущий дает задание каждому сделать подарок своему соседу слева, но не какой-то конкретный, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен». Подарок можно описать словами или показать жестами.
Упражнение «Вежливые слова»
Цель: Развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем усложняется: надо называть только слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.
Упражнение «Дотронься до…»
Цель: снятие телесных зажимов, развитие уверенности в себе.
Дети стоят или сидят по кругу. Ведущий произносит команды: «Дотронься до…уха!» Дети должны прикоснуться к чьему-нибудь уху. Кто не успел дотронуться — водит. Команды могут быть совершенно разнообразными.
Упражнение «Клеевой дождик»
Цель: Развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.
Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким «паровозиком» начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по мостику, обогнуть «камни» и т.д.
Упражнение «Секрет»
Цель: развитие навыков вербального взаимодействия
Всем участником ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участнику ходят по помещению и находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
Упражнение «Клубочек»
Цель: развитие навыков присоединения в общении.
Котята любят играть с клубочком. Вот и дети будут играть с клубочком. Они садятся в круг. Ведущий держит клубочек, нить обвита вокруг пальца, он задает интересующий его вопрос участнику игры, передает клубок ребенку и тот отвечает на вопрос. Затем ребенок задает вопрос следующему и передает клубок. В конце упражнения клубочек возвращается к ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Упражнение «Собака-поводырь»
Цель: развитие навыков психологической саморегуляции. Раскрытие индивидуальных способов поведения детей.
Ведущий рассказывает о том, какие чудеса творят собаки: вытаскивают людей из огня, воды, летают в космос, служат на границе, в милиции… А есть и собаки, помогающие жить и передвигаться. Это очень умные животные, они бережно относятся к своим хозяевам, у которых нет зрения.
Дети разбиваются на пары, встают друг за другом, руки стоящего сзади – на плечах «поводыря», глаза завязаны платочком. Задача «поводыря» — походить по комнате, обойти препятствия, заботясь о своем напарнике. Затем дети меняются ролями.
Игра «Войди в круг – выйди из круга»
Цель: развитие вербальных и невербальных навыков общения
Участники встают в круг, плотно прижимаются друг к другу, обхватывают друг друга за пояс. Водящий остается в одиночестве за кругом. Его задача – всеми возможными способами войти в круг (уговорить попросить, применить усилие, хитрость, ловкость). Если ему удается, его все поздравляют, и водит тот, кто его пропустил. В другом варианте водящий должен выйти из круга.
Игра «Поварята»
Цель: развитие внимания, групповой сплоченности
Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий ребенок, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается.
Упражнение «Что изменилось»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе происходят изменения (2-3). Задача водящего – правильно подметить происшедшие изменения.
Упражнение «Я умею»
Цель: гармонизация притязания на признание
Ведущий сообщает детям, что они по очереди будут называть или показывать свое умение. Все нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в круге до конца.
После окончания игры можно вместе вспомнить те сферы умений, которые были не названы детьми.
Упражнение «Строители»
Цель: сблизить детей в группе, способствовать эмоциональному и моторному самовыражению.
Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате.
Каждому строителю задается несколько вопросов о доме.
Упражнение «Куклы»
Цель: гармонизация притязания на признание
Дети разбиваются по парам.
Сегодня мы с вами будем играть в куклы. Но куклы у нас будут живыми. Вспомните, когда вы были маленькими, многие из вас верили, что куклы живые. Представьте себе, что вы опять стали маленькими, опять играем в куклы. В куклу может превратиться Олин ребенок из пары.
Ведущий предлагает детям помыть кукле руки, каждый пальчик, потом покормить обедом, положить спать, разбудить, повести гулять, затем утешить, когда кукла разобьет коленку.
После игры важно обсудить, как дети чувствовали себя в роли кукол.
Упражнение «Игрушка, оживи!»
Цель: гармонизация притязания на признание
Ведущий: «Попробуем представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил в какую-нибудь игрушку. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берет вас на руки, любуется своей любимой игрушкой. Постарайтесь запомнить это ощущение. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку только что превращался»
Игра «Тень»
Цель: развитие внимания к другим детям.
Дети разбиваются на ары: один играет роль человека, другой – роль его тени. Ребенок делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме.
Игра «По кочкам»
Цель: учить детей договариваться в конфликтных ситуациях.
Предлагаю поиграть в капризных лягушек. Подушки раскладываются по полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку. Задача детей – не ругаясь, без конфликтов занять подушку.
Игра «Радио»
Цель: учить внимательно относится к особенностям сверстников.
Одни из детей, «диктор», описывает внешность «потерявшегося» ребенка, а остальные угадывают, о ком из присутствующих идет речь.
Игра «Найди друга»
Цель: развитие внимательного отношения к сверстникам.
Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить детям по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются местами.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: развивать умения анализировать поступки сверстников.
Взрослый раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета, плохие поступки – фишки черного цвета.
Взрослый называет действие или поступок, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Игра «Похвали себя»
Цель: развитие уверенности в себе, преодоление робости и стеснительности.
Дети, глядя в зеркало, говорят о себе комплименты.
После проведения игры желательно побеседовать о том, приятно ли было себя хвалить.
Игра «Мы – разные»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.
Ведущий вместе с детьми становиться в круг. Он задает вопросы:
— Кто из нас самый высокий?
— Кто из нас самый маленький?
— У кого самые светлые (темные) волосы?
— У кого в одежде есть пуговицы? И т.п.
Дети, которые определили у себя названные признаки впрыгивают в круг. Остальные дети выбирают правильность выполнения задания.
Игра «Выбери друга»
Цель: развитие внимательного отношения друг к другу.
Ведущий включает музыку и предлагает детям, встав в круг, разбиться на пары для танца. Затем ведущий спрашивает, почему тот или иной ребенок выбрал в себе в пару, почему ему нравится его друг.
Игра «Пузырьки»
Цель: развивать умения действовать в команде.
Дети делятся на группы по 3-4 человека, взявшись за руки образуют круги-пузырьки и передвигаются по комнате так, чтобы не столкнуться с другими «пузырьками».
Игра «Приглашение»
Цель: развитие внимание и интереса детей друг к другу.
Ведущий, стоя в центре круга, называет какую-либо особенность своего внешнего вида, интересов и приглашает подойти к нему тех, кто отличается такими же особенностями или интересами.
Упражнение «На что похоже настроение?»
Цель: учить оценивать сое настроение.
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение.
Источник
Ирина Румянцева
Картотека «Игры-приветствия» для детей дошкольного возраста
На современном этапе развития дошкольного образования (ФГОС, по-прежнему, актуальной задачей для образовательного учреждения, является педагогическая помощь в социальном и коммуникативном развитии детей.
Для снятия негативных изменений в социально-личностной сфере ребенка, таких как конфликтность, агрессивность, замкнутость, боязливость, неадекватная самооценка, проблемы во взаимодействии со сверстниками, эффективно использование игр – приветствий.
Данные игровой момент может использоваться в часы утреннего приема детей, или как начальная часть структуры построения непосредственно – образовательной деятельности с детьми.
Игры – приветствия помогают сосредоточить внимание детей, настроить на совместную групповую деятельность. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней.
Картотека «Игры – приветствия»
1. Приветствие Каркуши.
Цель: учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе. Создать обстановку доверия и эмоционального комфорта, снять психическое напряжение.
Ход приветствия:
Педагог. Здравствуйте, ребята. Помните нашего жителя группы Каркушу? А вот и она!
Каркуша. Здравствуйте! Я очень рад вас видеть! Давайте по очереди поприветствуем друг друга и назовем свое имя. (Дети передают мяч по кругу и знакомятся).
2. Приветствие «Доброе утро!»
Цель: развивать у детей понимание себя и других. Продолжать знакомить с понятием «настроение» и формами его проявления.
Ход приветствия:
Взявшись за руки, дети вместе произносят: «Доброе утро!» — сначала тихо, затем обычным голосом, потом громко. Повтор 2-3 раза.
3. Приветствие «Передай улыбку»
Цель: обучать элементам мимики, выразительных движений. Способствовать объединению детей в группе.
Ход приветствия:
Дети сидят на стульях по кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу.
4. Приветствие «Я рад тебя видеть!»
Цель: учить передавать радость, используя различные эмоциональные средства.
Ход приветствия:
Педагог обращается к детям: «Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Скажите об этом».
Дети по кругу приветствуют друг друга. Например: «Я рад тебя видеть, Таня!»
5. Приветствие «Эхо»
Цель: продолжать создавать обстановку доверия в группе, развивать групповую сплоченность. Развивать эмоциональную выразительность, внимание, быстроту реакции.
Ход приветствия:
Каждый ребенок проговаривает и прохлопывает свое имя (например, Та-ня). А все остальные дети, как эхо, его повторяют.
6. Приветствие «Назови цветком»
Цель: развивать произвольное внимание, связную речь. Способствовать преодолению барьеров в общении.
Ход приветствия:
Дети по очереди называют друг друга каким-нибудь цветком. Например: «Даша, ты сегодня – ромашка».
7. Приветствие «Путаница имен»
Цель: создать положительный эмоциональный фон. Развивать внимание, память. Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.
Ход приветствия:
Педагог называет фамилии и имена детей группы, намеренно иногда путая их. Если фамилия и имя названы правильно – дети хлопают в ладоши, а если нет – топают ногами.
8. Приветствие «Комплимент»
Цель: способствовать повышению уверенности в себе.
Ход приветствия:
Дети передают мяч по кругу и говорят друг другу комплименты – приятные, ласковые слова, которые хотелось бы сказать этому человеку.
9. Приветствие «Доброе пожелание»
Цель: развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим.
Ход приветствия:
Дети встают по кругу и по очереди желают друг другу что- нибудь доброе, приятное. Важно, чтобы ребенок смотрел в глаза тому, кому говорит пожелание.
10. Приветствие «Познакомь с соседом справа»
Цель: создать доверительную обстановку в группе. Формировать положительное отношение к любому члену группы.
Ход приветствия:
Дети сидят по кругу. Каждый ребенок по очереди называет имя сверстника, сидящего справа, и передает ему мяч.
11. Приветствие «Ласковое имя»
Цель: продолжать формировать положительное отношение к себе самому и к сверстникам. Способствовать снижению тревожности при общении.
Ход приветствия:
Дети рассаживаются, образуя круг. Педагог предлагает им назвать себя ласковым именем, передавая клубок ниток по кругу. Когда ребенок называет свое ласковое имя, остальные дети группы повторяют это имя хором.
12. Приветствие «Здоровайтесь друг с другом».
Цель: способствовать осознанию зависимости эмоционального состояния и качества общения с окружающими людьми.
Ход приветствия:
Двум детям по желанию педагог предлагает поздороваться с остальными. Они протягивают руки ладонями вверх сверстнику, здороваясь с ним и называя по имени. Тот, с кем здороваются, отвечает на приветствие, протягивая руки и прикладывая ладони к протянутым ему рукам.
13. Приветствие «Способы приветствий»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Ход приветствия:
Детям необходимо поприветствовать друг друга разными способами: поклоном (как японцы, пожать руку (как деловые партнеры, хлопнуть обеими ладонями по ладоням товарища (как спортсмены, соприкоснуться двумя кулаками (как боксеры, прислониться щекой к щеке (как родственники).
14. Приветствие «Встаньте те, кто любит…»
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками. Формировать взаимопонимание; развивать сотрудничество.
Ход приветствия:
Ведущий говорит о том, что все люди очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом и просит: «Встаньте те, кто любит мороженое (плавать, ложиться спать вовремя, убирать игрушки и т. д.). Те, кто согласен с высказыванием ведущего, должны встать Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
15. Приветствие «Цветок»
Цель: развивать групповую сплоченность. Способствовать принятию каждого ребенка в коллектив. Продолжать упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Ход приветствия:
Педагог предлагает детям вспомнить названия цветов, а затем выбрать себе любое название и запомнить.
Взрослый исполняет роль садовника, дети – цветов. Садовник «сажает» каждый цветок (дотрагивается до ребенка, а тот садится на корточки, «поливает» его (слегка касается пальцами, изображая капли). Затем садовник подходит к каждому ребенку и говорит:
— Здравствуй, цветок! Как тебя зовут?
— Меня зовут (имя) – ромашка, — отвечает ребенок и встает.
— Здравствуй, (имя) – ромашка, мы тебя любим! – хором говорят дети. И так, пока все дети не встанут.
Благодарю за внимание!
Источник