Поздний период развития ребенка
Развитие ребенка. Периоды развития новорожденного ребенкаНоворожденным обычно считается малыш до 28 дней жизни от даты рождения. Различают ранний период новорожденности — 1-7 дней после рождения и поздний период 7-28 день от даты рождения. А грудничковый возраст ребенка педиатры делят по кварталам: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка. Ранний период развития новорожденного ребенка. Все дети рождаются с не законченным развитием всех внутренних органов и тканей, которые совершенствуются уже после рождения. Педиатры в этот период часто посещают ребенка дома. При первых посещениях они состояние ребенка оценивают, исходя из таких показателей, как режим и объем питания, развитие двигательных функций, функционирование кишечника, спокойствие сна, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, или других членов семьи. Чтобы определить достаточно ли ребенок питается, они ориентируются на вес ребенка. За первые 3-4 дня с дня рождения ребенок должен терять в весе. Причинами уменьшения веса новорожденного является «послеродовый стресс», не достаточное количество молока у матери и отхождения первородного кала и мочи. Обычно, потеря массы тела ребенка составляет 5-6% от первоначального веса. А уже с пятого дня жизни, малыш должен снова начинать набирать вес и к десятому дню жизни его вес должен быть примерно равен весу при рождении. Стул младенца становится более водянистым с небольшим количеством слизи, он имеет равномерный цвет без выделений с зеленоватым оттенком. Количество их тоже учащается до 5-8 раз в день, а мочиться малыш до 10-15 раз в сутки. Обычно между 3-8 днями жизни у новорожденных наблюдается гормональный криз — набухают молочные железы, а кроме этого у девочек из влагалища иногда может выделяться мутная жидкость белого цвета. Выдавливать содержимое из грудных желез нельзя. Гормональный криз, это результат влияния материнских гормонов, он не требует лечения и проходит самостоятельно. Массу переживаний и беспокойств у родителей в ранний период новорожденности вызывает физиологическая желтуха. Кожа ребенка рожденного с физиологической желтухой имеет желтоватый оттенок. Это считается нормальным состоянием организма, вызванное распадом красных кровяных телец эритроцитов и увеличением билирубина, жёлтых пигментов. Физиологическая желтуха у многих детей не требует какого-либо специального лечения и проходит через 1-2 недели после рождения. Иногда желтуха может быть причиной серьёзного заболевания — гемолитической болезни, результата несовместимости крови матери и плода. Спит малыш в ранний период новорожденности обычно много, 16-18 часов в сутки. Будить малыша и кормить по графику не надо, лучше самим подстраиваться под биоритмы малыша. Многие маленькие дети любят днем спать больше, а ночью бодрствовать и кушать. Маме необходимо планировать кормления, пеленания и кормить малыша по первому требованию, даже ночью. Количество грудного молока у мамы, высасываемое за одно кормление, начинает чуть-чуть увеличиваться. Важным фактором нормального развития малыша является его положение на кроватке. Лучшее положение для сна новорожденного ребенка на боку, поэтому необходимо периодически менять положение левый бок с правым, что поможет избежать деформации головки. Также, нужно помнить, что для правильного формирования позвоночника малыша не стоит класть под его подушку. Поздний период развития новорожденного ребенка. Начиная со второй недели, малыш потихоньку начинает привыкать к новой жизни, он уже больше бодрствует и засыпает только через десять минут после кормления. Он начинает поворачивать головку не рефлекторно, а по направлению к услышанному голосу или звуку. Малыш подолгу может рассматривать крупные яркие погремушки, висячие над его кроваткой. Форма головки у него приобретает обычные круглые очертания. Малыша начинают купать к концу второй недели, когда у него отпадает пуповина. Хоть и пупочная ранка к этому времени обычно заживает, но пока ее нужно регулярно обрабатывать. В этот период малыш начинает испытывать дискомфорт, если у него мокро, ему холодно или больно, он плачет. А если его взять в это время на руки, то он успокаивается. Количество издаваемых звуков увеличивается, привлекая внимание, малыш может сопеть. Малыш активно сосет молоко, хватается за мамины пальцы, растопыривает пальчики ног, двигает ножками, выгибает позвоночник, если проводят пальцами по его позвоночнику. Новорожденный ребенок в конце этого периода умеет поворачивать и приподнимать головку, лежа на животике, а лежа на спине, поворачивает голову в сторону, откуда доносится знакомый голос или звук. Он уже рассматривает окружающих осмысленным взглядом. Очень важно для гармоничного развития новорожденного малыша прогулки на свежем воздухе. Родители должны организовать дневной сон ребенка на улице, еще лучше — в парке или в лесу. Если по каким-то причинам этого сделать невозможно, комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветривать, а также необходимо устранить источники раздражения — телевизор, компьютер, радио и т.д. Малыш уже проявляет радость и недовольство: он плачет, кряхтит или сопит, когда ему что-то не нравится, и радостно улыбается, когда ему комфортно и спокойно, издает разные звуки при общении с мамой. Темпы развития у всех новорожденных разные, и не стоит огорчаться, заметив какие-либо незначительные отставания. Если родители будут тщательно заботиться о своем ребенке, малыш быстро все наверстает. Очень полезно в этот период малышу делать массаж и гимнастические упражнения для укрепления мышц. — Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.» Автор: Искандер Милевски |
Источник
Неонатальный период развития — это наиболее важный отрезок внеутробной жизни новорожденного ребенка, в течение которого запускаются первичные процессы его адаптации к внешним условиям окружающей среды.
Согласно мнениям экспертов ВОЗ, в это время происходит налаживание функций внутренних органов и систем детского организма, а также устанавливается тесная связь между роженицей и ребенком. Очень важно, чтобы в данный период сразу же после рождения младенец был приложен к груди, находился в непосредственной близости к своей матери.
Понятие и сущность неонатального периода
Неонатальный период начинается с момента перерезания пуповины ребенка, а его общая продолжительность составляет 28 дней или полных 4 недели. С учетом современных темпов акселерации специалисты Всемирной организации здравоохранения предлагают сократить этот временной интервал до 24 суток.
На протяжении всего неонатального периода очень важно, чтобы для ребенка была создана максимально благоприятная обстановка, обеспечивающая его более быструю адаптацию к условиям внешнего мира. В дальнейшем это положительно отразится на физическом развитии младенца, внеутробном функционировании его внутренних органов и систем жизнеобеспечения организма.
Классификация
Неонатальный период — это состояние новорожденности, в течение которого младенец является наиболее уязвим перед факторами окружающей среды. Данный этап жизни ребенка классифицируют на ранний и поздний неонатальный период.
Ранний
Ранний неонатальный период внеутробной жизни ребенка начинается с момента перевязывания пуповины, а длится на протяжении последующих 7 суток. В целом считается, что средняя продолжительность данного этапа самостоятельного развития детского организма составляет 168 ч.
Ранний неонатальный период считается наиболее важным в плане адаптации младенца к внеутробной жизни. В это время происходит запуск функций внутренних органов и систем, которые жизненно необходимы для полноценной работы всего организма.
Выделяют следующие наиболее важные адаптационные реакции новорожденного, которые происходят в ранний неонатальный период:
- в первые 30 мин. после рождения запускаются процессы активации органов дыхательной системы, общего кровообращения и газообмена;
- в течение 6 ч после перевязывания пуповины выполняется синхронизация функций всех систем жизнеобеспечения организма, которые в дальнейшем работают слаженно, обеспечивая полноценное развитие ребенка;
- на протяжении последующих 3-4 суток от момента рождения происходит напряженная адаптация младенца к метаболическим процессам, возникновение которых связано с тем, что пищеварительная система ребенка начинает получать лактотрофный тип питания, а обмен веществ протекает по анаболическому типу.
По истечению 7 суток внеутробной жизни ребенка завершается ранний неонатальный период его развития. На данном этапе очень важно проводить качественное педиатрическое наблюдение за функциями ЦНС ребенка, его опорно-двигательного аппарата, органов дыхательной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы.
Поздний
Поздний неонатальный период начинается с 8 суток внеутробной жизни новорожденного, а продолжается до 28 дня. На этом этапе происходит дальнейшее развитие и адаптация ребенка к условиям внешней среды, в которой он находится большую часть времени.
В данный период выделяют следующие основные условия полноценного формирования младенца:
- динамика роста тела и постепенный набор массы;
- состояние и продолжительность сна;
- хороший тонус мышечной системы;
- активная подвижность верхних и нижних конечностей;
- стабильное развитие психики, центральной и периферической нервной системы;
- сохранение физиологических функций всех внутренних органов, а также их синхронизированная работа.
В поздний неонатальный период врач-педиатр осуществляет наблюдение за стабильным развитием ребенка и его дальнейшей адаптацией к условиям окружающей среды. В случае обнаружения первых признаков патологии принимаются соответствующие меры реагирования, которые заключаются в назначении физиотерапевтических процедур, использования медикаментозных средств, проведения хирургического лечения.
Особенности раннего периода
Неонатальный период — это важный этап развития детского организма, в процессе которого происходят динамичные изменения параметров роста и веса ребенка, становление функций внутренних органов и систем жизнеобеспечения.
Рост и развитие
В ранний неонатальный период нормальная масса тела доношенного новорожденного младенца должна находиться в пределах от 2,5 до 4 кг. В среднем вес здоровых девочек составляет от 3,2 до 3,35 кг. У мальчиков масса тела в ранний неонатальный период варьируется от 3,35 до 3,5 кг. Отклонение от данных показателей может свидетельствовать о слишком медленном наборе веса.
Средняя длина тела новорожденного ребенка независимо от его половой принадлежности составляет от 48 до 52 см с допустимыми колебаниями в пределах от 46 до 54 см. Во время проведения оценки антропометрических параметров каждого ребенка проводится сопоставление соотношение его общей массы тела и роста.
Например, если в период раннего неонатального развития ребенок имеет рост 54 см, но при этом весит не более 2,6 кг, то в данном случае имеются все признаки дефицита массы тела. После того, как младенец достигает возраста 3-5 дней, происходит физиологическая потеря веса. У доношенных и здоровых детей данный показатель не превышает 5-8% от общей массы тела.
Подобная реакция организма обусловлена тем, что в первые сутки внеутробной жизни часть влаги выходит вместе с меконием, в процессе самостоятельного осуществления акта дыхания, а также через поры кожного покрова.
Сохранению стабильного набора веса способствует раннее прикладывание новорожденного к груди матери. Соблюдение данного правила позволяет уменьшить выраженность послеродового стресса, который испытывает организм новорожденного ребенка.
В ранний неонатальный период окружность головы младенца должна соответствовать показателям 34-36 см. Обхват груди ребенка всего на 2 см меньше, что равно 32-4 см. При условии нормального развития опорно-двигательного аппарата длина ног новорожденного составляет от 36 до 40% от общей длины тела.Эти параметры измеряются врачом-педиатром или младшим медицинским персоналом в процессе плановых осмотров ребенка. Любые изменения антропометрических данных являются основанием для проведения более детального обследования организма ребенка, проверки тонуса мышечной системы и функционального состояния всех элементов опорно-двигательного аппарата.
Особенности центральной нервной системы
Неонатальный период — это первичная стадия развития детского организма, которая должна проходить в максимально благоприятных условиях для новорожденного. Общая масса головного мозга человека напрямую зависит от его телосложения и половой принадлежности. У ребенка начальный этап формирования центральной нервной системы происходит еще на стадии внутриутробного развития.
По завершению 20-24 недели гестации уже определяется общее количество нейронов. У новорожденных мальчиков средняя масса мозга составляет 360 г, а у девочек данный показатель соответствует 320 г. Вес данного органа равен 10% от общей массы тела младенца.
Отличительной особенностью процесса формирования центральной нервной системы в ранний неонатальный период является то, что количественный показатель синапсов, коллатералей аксонов, а также дендритов находится на значительно меньшем уровне. Миелинизация волокон нервов имеет слабую выраженность.
В последующем по мере развития ЦНС в тканях головного мозга младенца происходят качественные изменения, позволяющие ребенку приобретать новые знания, навыки, переходить на новый уровень адаптации к окружающему миру.
В ранний неонатальный период головной мозг ребенка имеет хорошо выраженные извилины и борозды, но при этом они отличаются гораздо меньшей глубиной. Повышенная активность отмечается в тех участках ЦНС, которые отвечают за реализацию акта дыхания, выполнение сосудодвигательной, выделительной и пищеварительной функции.
На момент рождения ребенка данные центры являются уже сформированными. Речевой, ориентировочный и другие участки головного мозга получают основное развитие в постнатальный период.
В первые 7 дней внеутробной жизни младенца на функциональное состояние его ЦНС оказывает существенное влияние генетическая информация, которую он получил от своих родителей. В более поздние периоды развития формирование мозга происходит под воздействием условий внешней среды.
В первые 2-3 ч после рождения у ребенка отмечается наличие хорошо развитой системы тактильных ощущений. В ранний период неонатального развития ЦНС младенца воспринимает и обрабатывает нервные импульсы, связанные с проявлением реакций на прикосновения, холод, тепло, боль.
При этом на данном этапе развития ребенка количество рецепторов, отвечающих за восприятие холода, у него в 10 раз больше, чем тех, которые распознают состояние перегрева. Поэтому так важно, чтобы в первые 7 дней своего адаптационного развития новорожденный находился в условиях комфортной температуры окружающей среды.
В ранний неонатальный период ЦНС ребенка отличается еще слабым развитием, но при этом у новорожденного уже имеются 3 базовых рефлекса, которые необходимы для сохранения жизнедеятельности, а именно:
- пищевой;
- оборонительный;
- ориентировочный.
В первые 7 суток внеутробной жизни у новорожденного ребенка наблюдаются частые и хаотичные движения верхних и нижних конечностей, появление которых объясняется функциональной активностью подкорковых участков ЦНС и спинного мозга. В ранний неонатальный период эти элементы нервной системы временно не координируются корковыми структурами головного мозга.
Нервно-психическое развитие
Полноценное нервно-психическое развитие новорожденного в ранний неонатальный период улучшается, если младенец имеет постоянный эмоциональный контакт с матерью. В первые 2 ч после завершения родовой деятельности ребенок находится в состоянии стресса, а также ведет себя насторожено.
На данном этапе нервно-психического развития у детей имеется способность сканировать окружающий мир, выделяя в нем простые геометрические фигуры, внешне напоминающие контуры лицевого диска взрослого человека. В первую очередь новорожденный реагирует на взгляды и глаза людей.
В первые 2 дня жизни со стороны нервной системы младенца преобладают процессы выраженного торможения. Данный период времени ребенок преимущественно спит.
На 3 сутки нервно-психического развития раннего неонатального периода у новорожденного появляются признаки крайнего возбуждения, которое возникает под действием чувства голода.
Перед прикладыванием младенца к груди и началом процесса кормления у него наблюдается бессознательное предвосхищение, связанное со скорым получением пищи. На 5 и 7 сутки голодное возбуждение ребенка становится еще более выраженным.
В дополнение к этому отмечается появление приобретенного «роющего рефлекса», активация которого происходит в момент соприкосновения рта с соском матери. Более выраженные признаки активного нервно-психического развития ребенка наблюдаются в поздний неонатальный период.
Анатомо-физиологические особенности органов и систем
Неонатальный период — это определенный отрезок внеутробной жизни новорожденного, в процессе которого происходит синхронизация работы всех внутренних органов и систем жизнеобеспечения. У здоровых и доношенных детей анатомо-физиологическое развитие соответствует показателям нормы, не имеет признаков патологий и хронических дисфункций.
В таблице ниже представлены основные особенности работы внутренних органов и систем детского организма, которые характерны для раннего неонатального периода.
Система жизнеобеспечения | Анатомо-физиологические особенности |
Сердечно-сосудистая система | Сердечно-сосудистая система является одной из наиболее подготовленных к нагрузкам окружающего мира. Процесс формирования сердечной мышцы и стенок кровеносных сосудов закладывается еще на 3 недели внутриутробного развития плода. На 6 неделе беременности врач-гинеколог уже может услышать ритмические сокращения сердца ребенка. После рождения младенец перестает получать питание через плацентарный кровоток. В связи с этим происходит увеличение сопротивления сосудистого русла. У новорожденного постепенно увеличивается уровень артериального давления, а также подавляется сопротивляемость сосудов малого круга кровообращения. По мере увеличения циркулирующей крови происходит падение внутрисосудистого давления в легочной артерии и правых отделах сердечной мышцы. Завершающим этапом адаптации сердечно-сосудистой системы ребенка является закрытие овального отверстия, которое соединяет левое и правое предсердие. |
Пищеварительная система | К моменту рождения младенец имеет практически полностью сформированную пищеварительную систему. Органы ЖКТ ребенка приспособлены только для приема материнского молока или искусственных смесей. В составе слюны новорожденного на очень низком уровне находятся специфические ферменты в виде мальтазы, амилазы, а также муцина. |
Почки и мочевыделительные пути | Данная часть детского организма формируется на 3-4 неделе внутриутробного развития. Поэтому ребенок рождается с уже полностью функциональными почками, каналами по отводу мочи. Спустя 24-48 ч от момента рождения выделительная система младенца работает на очистку крови от продуктов метаболического распада. Первое мочеиспускание происходит также в течение данного периода времени. |
Эндокринная система | Гормональный фон новорожденного ребенка регулируется центральной нервной системой. В первые дни после рождения в организме младенца наблюдается высокая концентрация эстриола. По мере снижения уровня данного вещества происходит активация функций коры надпочечников с дальнейшей стабилизацией общего гормонального фона. |
Основной анатомо-физиологической особенностью раннего неонатального периода является то, что в первые 7 суток от момента рождения ребенка происходит налаживание синхронной работы всех внутренних органов и систем организма.
Характеристики позднего периода
Развитие ребенка в поздний неонатальный период, общая продолжительность которого не превышает 20 суток, не имеет большого количества отличительных особенностей. С 8 дня внеутробной жизни младенца продолжается процесс его дальнейшей адаптации, во время которой он приобретает новые навыки рефлексы.
Рост и развитие
В период с 8 до 28 дня позднего неонатального периода масса тела ребенка должна увеличиться на 20% от той, которой она была в момент его рождения. В среднем мальчики и девочки прибавляют от 600 до 800 г.
Длина тела должна увеличиться не менее, чем на 3 см. В данный период времени ребенка нельзя ограничивать в движении ногами и руками, так как активная моторика конечностей способствует более быстрому развитию центров головного мозга, а также сокращает период адаптации.
Особенности центральной нервной системы
С началом позднего неонатального периода у ребенка начинают формироваться условные рефлексы. Влияние любого фактора раздражителя вызывает у младенца обострение ориентировочных навыков. Сначала данная реакция ЦНС проявляется в форме общего вздрагивания всего тела с краткосрочной задержкой дыхания.
Ближе к концу позднего неонатального периода под воздействием раздражающих факторов ребенок начинает активно двигать руками, ногами, головой и туловищем. Находясь в положении на животе, ребенок приобретает новые рефлекторные навыки поворачивания головы вправо и влево.
Если в данный момент приложить ладонь к поверхности стоп новорожденного, то он будет предпринимать попытки передвигаться ползком. В данном случае наблюдается полноценное взаимодействие периферических нервов с ЦНС.
Нервно-психическое развитие
В поздний неонатальный период ребенок приобретает новый рефлекс самостоятельного принятия правильного положения под грудью матери. Появляется способность к зрительному сосредоточению на определенном предмете или объекте окружающей среды.
Младенец фиксирует взгляд, медленными движениями глазных яблок следит за передвигающимися людьми, которые находятся в его окружении. Навык слухового сосредоточения появляется на 14-16 день позднего неонатального развития. В ответ на речь обращающегося к нему человека ребенок на несколько секунд замирает, а затем вытягивает губы вперед.
Данный критерий является признаком нормального нервно-психического развития новорожденного в период с 8 по 28 день его внеутробной жизни.
Анатомо-физиологические особенности органов и систем
На протяжении всего периода позднего неонатального развития сократительный миокард ребенка сохраняет свое эмбриональное строение, а его клетки являются не дифференцированными, а также содержат в своем составе гораздо большее количество ядер. Органы дыхания новорожденного работают синхронно. На данном этапе развития частота вдохов ребенка является лабильной.
В период бодрствования младенец вдыхает не менее 50 раз за 1 мин. Во время сна новорожденный вдыхает от 40 раз за 1 мин. Повышенная частота вдохов связана с наличием стадии адаптации организма к метаболическому газообмену. В поздний неонатальный период продолжается развитие почек. Средняя масса 1 парного органа составляет от 30 до 40 г.
В поздний неонатальный период существенным изменениям подвергается иммунная система ребенка. Сразу же после рождения в его крови содержится высокий уровень нейтрофилов. С 8-9 дня внеутробной жизни происходит изменение клеточного состава крови с выравниванием количественных показателей нейтрофилов и лимфоцитов.
В тот же момент, гранулоциты, содержащиеся в организме младенца, не обладают достаточно высокой бактерицидной активностью.
В данный период развития у ребенка наблюдается крайне высокая концентрация моноцитов, которые также не способны оказывать должное противодействие бактериальным микроорганизмам. При этом данные клетки обладают низкой миграционной способностью по направлению к очагу воспалительного процесса.
Период неонатального развития ребенка — это начальный этап его самостоятельной жизни за пределами утробы матери, который классифицируется на ранний и поздний этапы. На протяжении данного отрезка времени младенец считается новорожденным. Неонатальный период начинается с момента перевязывания пуповины, а продолжается по 28 день включительно.
Ранний этап развития ребенка длится 7 суток с дня рождения. Поздний неонатальный период начинается с 8 дня внеутробной жизни. В течение данного периода времени происходит синхронизация функций внутренних органов и систем жизнеобеспечения организма, младенец приобретает новые рефлексы и навыки, стремительно набирает вес.
Видео о неонатальном периоде
Особенности и нюансы новорожденного периода:
Источник