Позднее развитие чтения у ребенка

Наталья Алыкова
Консультация «Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет. Рекомендации»

Формирование навыка чтения у детей 5-7 лет. Рекомендации.

Что нужно знать молодым родителям, воспитателям детских садов, которые занимаются с ребенком формированием навыка чтения.

Речевые центры чтения формируются к 6-7 годам. Но у большинства интерес к чтению появляется уже к 5 годам, т. е. ребенок начинает интересоваться буквами, пытается понять, что написано в книгах, на витринах магазинов или на рекламных вывесках. Это говорит о том, что психологически ребенок созрел для усвоения нового навыка, и это может быть неким сигналом для начала ваших с ребенком регулярных занятий. Но это не значит, что нужно выжидать этого момента и потом срочно приступать к специальным занятиям. Во-первых, каждый ребенок своеобразен в своем развитии, необходимо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, быть предельно внимательными, чтобы ребенок не потерял интерес к новым знаниям. Во-вторых, процесс чтения осваивается не одномоментно, подготовка ведется с рождения, т. е. подразумеваются охрана физического, психического здоровья ребенка, развитие ребенка в соответствии с возрастными нормами, правильным воспитанием в семье. При любых отклонениях в развитии ребенка, в соответствии с нормами развития должны быть приняты меры по их устранению или компенсированию, чем раньше, тем больше шансов, что ребенок будет развиваться нормально, и у вас не возникнет серьезных препятствий на пути усвоения нового при самостоятельных занятиях с ребенком.

Вот самые важные факторы, указывающие на полную готовность ребенка к освоению процесса чтения:

— нет проблем с произношением (поставлены все звуки, соблюден правильный темп (9-14 звуков в секунду по М. Е. Хватцеву) и ритм речи (без заикания);

— отсутствуют проблемы со слухом (ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые слова, понимает вас, не глядя вам в лицо);

— владение связной речью (богатый словарный запас, умение строить фразы, понятно выражать свои мысли не только для родных, которые на бытовом уровне привыкли понимать друг друга с полуслова, но и для всех окружающих);

— развитый фонематический слух (ребенок должен свободно различать звуки речи; правильно воспроизводить звуки и слоги в нужной последовательности, например, з-с-з, ба-ба-па; называть первый и последний звук в слове; по услышанным звукам, произнесенным с интервалом в несколько секунд, понимать это слово, например, к….о…. т = кот);

— свободная ориентация в пространстве (ребенок правильно использует понятия «право», «лево», «верх», «низ» и пр.).

Правильно УЧИМ правильно ЧИТАТЬ!

1. ВЫБИРАЕМ ТРАДИЦИОННУЮ МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ! Т. е. сначала ребенок усваивает звуки, затем учится сливать их в слоги, а слоги в слова. Данная методика способствует развитию фонематического слуха, устранению дефектов речи, формирует навыки звукового анализа и синтеза, готовит к письменной речи. Методика используется во всех школах, поэтому ребенку не придется переучиваться.

2. УЧИМ ЗВУКИ, А НЕ НАЗВАНИЯ БУКВ! Указывая, например, на букву Б, называйте ее не [БЭ], а [Б], Р – не [ЭР], а [Р], Л – не [ЭЛЬ], а [Л] и т. д.

3. АССОЦИАЦИИ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ БУКВ И ЗВУКОВ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ, А НЕ МЕШАТЬ! Не нужно пытаться соотнести образ буквы с конкретной картинкой, название которой начинается на эту букву, например А – акула. Ассоциации с одной и той же картинкой не будут способствовать формированию навыка чтения, т. к. увидев в другом слове букву А, например, в слове «АНАНАС» образ АКУЛЫ никак не поможет ребенку его прочесть. Гораздо эффективнее образ буквы соотносить со звуком, который она обозначает, например, буква Т обозначает звук [Т], и этот звук для лучшего запоминания можно соотнести с похожим звуком в реальности, например имитировать стук молотка [Т-Т-Т]. Сама буква похожа на молоток, в этом случае, увидев в слове «молоток», ребенок вспомнит звук [Т]. Подобные ассоциации позволят дифференцировать образы похожих по написанию букв и похожих по произношению звуков. Часто подобные ассоциации предлагаются в логопедических букварях, но возможно придумывать и свои.

4. УСТАНАВЛИВАЕМ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЗВУКОМ И БУКВОЙ! Буквы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим. Каждая буква, кроме Ь и Ъ знаков обозначает определенный звук. Лучше сначала услышать новый звук, проговорить утрированно, а потом посмотреть, какой же буквой его записали, чтобы мы могли прочесть его.

5. КОНСТРУИРУЕМ БУКВЫ! Для лучшего запоминания изображения буквы лепите ее из пластилина, складывайте из палочек, пуговиц, веревок. Обращайте внимание на количество элементов и их расположение. (В данной статье речь не идет о письме, т. к. методика обучения письму – это отдельная тема).

6. ИЗУЧАЯ НОВЫЙ ЗВУК, ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА АРТИКУЛЯЦИЮ! Подойдите с ребенком к зеркалу и внимательно рассмотрите, в каком положении находятся органы артикуляции при произношении того или иного звука. Когда изучено несколько звуков поиграйте в «Глухонемого», покажите ребенку артикуляцию без звука, а ребенок пусть угадывает, какой звук вы собирались произнести, после поменяйтесь ролями. Позже пусть ребенок не только называет угаданный звук, но и показывает соответствующую букву в книге, на магнитной доске или на кубиках.

7. ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ПОНЯТИЙ «ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСВИЕ ПРЕГРАДЫ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ (ГУБЫ, ЗУБЫ, ЯЗЫК). Гласные при произношении не испытывают преграды, воздух свободно проходит через рот, т. е. в образовании звука участвует только голос – глас, отсюда название «гласный», если в произношении принимают участие губы, зубы, язык, то это согласный звук. Не устанавливайте связь межу гласными, как поющими звуками, т. к. многие согласные звуки можно тоже петь (М, В, Ж, З, Л, Р и др.). Нередко при звуковом анализе в школе у ребенка, который не запомнил, какие из звуков являются гласными, а какие согласными, оперирующего понятиями «поется», «не поется», происходит путаница, т. к. попытка пропеть некоторые согласные звуки оказывается удачной и тогда согласный идентифицируется как гласный. К тому же, когда мы показываем ребенку принцип слияния звуков в слоги, на первых порах мы нарочито используем «поющие» согласные, чтобы ребенок имел возможность плавного перехода от согласного звука к гласному, например, читая впервые слог МА, он длительно поизносит звук м и плавно переходит к звуку А. Знание о длительно и коротко звучащих согласных помогает в дальнейшем правильно диктовать себе при письме и избегать ошибок, характерных некоторым видам дисграфий.

8. РАБОТАЕМ ПАРАЛЛЕЛЬНО НАД РАЗВИТИЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА! При изучении определенного звука, ребенок должен слышать в какой позиции звук находится в слове, в начале, середине или конце. Учимся определять на слух наличие или отсутствие звука в слове, на следующих этапах различать гласный и согласный, позже звонкий и глухой, твердый и мягкий звуки.

9. ПРИ ИЗУЕНИИ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ СРАЗУ ПРИСТУПАЕМ К ОБУЧЕНИЮ НАВЫКАМ ИХ СОЕДИНЕНИЯ. Для этого от буквы к букве рисуем воображаемый мостик. Показываем пальцем на первую букву и произносим звук пока не «пройдем по мосту» до следующей буквы, добравшись до второй буквы, произносим соответствую щийзвук, например, [а-а-а-а-у-у-у-у], [н-н-н-н-а-а-а-а]. Важно на первых порах использовать буквы, обозначающие гласные и ПОЮЩИЕ согласные звуки, которые можно тянуть, плавно соединяя с другим звуком. Позже, при соединении ВЗРВНОГО согласного звука с гласным, проходя по мостику, нужно избегать повторного произношения первого, не допускать многократного, отрывистого звучания, не [Д-Д-Д-а-а-а-а], а [Да-а-а-а-а]. Возможность составлять и читать слоги и короткие слова из минимального набора изученных букв требует соблюдения определенного порядка изучения букв. Принципов порядка изучения букв много и у каждого есть своя научная обоснованность, но ни один из принципов не предусматривает изучение букв по алфавиту. Алфавит – это упорядочение букв для удержания их в голове, для легкого ориентирования в списках, в словарях, т. е. для быстрого поиска слов, а это пригодится только после того, как ребенок научится читать.

Читайте также:  Жестокое обращение и диспропорции в развитии ребенка

10. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ — БРАТЬЯ! Нужно указывать на буквы, звуки которых сходны по звучанию, для начала согласные по глухости звонкости, при произношении которых участвуют одни и те же органы артикуляции, но при произношении звонкого звука включается еще и голос.Ребенок понимает это легче при следующем объяснении: произнеси звук [Б], теперь тише, шепотом, какой слышишь звук? Звук [П]. Назови двух братьев. Какой из них звонкий (глухой?Другой вариант: произнеси звук [С], теперь включи голос, какой звук слышишь? Звук [З]. Назови звонкого (глухого) брата. При этом наличие или отсутствие голоса контролируем рукой на горле, если горло вибрирует, мы произносим звонкий звук, если нет – глухой.

11. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА ГЛАСНЫЕ БУКВЫ — БРАТЬЯ. Гласных звуков всего 6, а букв 10. Одни обозначают один звук (А,О,У,Ы,Э) и диктуют согласному (кроме Ч,Щ,Й) читайся твердо (сердито). Другие (Е,Е,Ю,Я,И) в определенных позициях обозначают два звука и всегда диктуют предшествующему согласному (кроме Ж,Ш,Ц) читайся мягко (ласково). Эта информация сложна для восприятия и нужна будет только в школе, а детям, которые только учатся читать достаточно знать про гласные — братья только то, что одни делают согласную мягкой ласковой, а другие нет. Гласные Е,Е,Ю,Я изучаются почти в самом конце. Приступая к изучению гласных второго ряда (кроме И) нужно попросить произнести звуки, которые обозначает гласная буква и спросить, какую другую гласную она зовет.Например: послушай, как читается «Я», произнеси [Й-А-А-А-А-А-А], какую знакомую букву она зовет? А! Буквы А и Я братья. Таким образом легко установить пары Я-А, Е-О, Е-Э, Ю-У, а И хоть и не зовет Ы, но ей тоже нужна пара, поэтому она дружит с Ы.

Предложить игру «Ласковый – сердитый слог»: ведущий называет слоги, сначала парами, например, ма – мя, сэ – се и т. д., если ребенок слышит твердый согласный в слоге, то стучит ладонью по столу или колену, если мягкий – гладит. Когда ребенок начинает различать мягкость и твердость на слух, тогда можно усложнить задачу, пусть показывает, где написано «ма», а где «мя» и т. д.

12. ОБЪЯСНЯЕМ РОЛЬ Ь и Ъ ЗНАКОВ! Роль ь и ъ знаков, как и тема с гласными второго ряда, имеет свою сложность, поэтому с этими буквами знакомим детей в последнюю очередь. Но для чтенияребенку достаточно понять два момента:

1. «Ь», как гласные Е,Е,Ю,Я,И (с которыми ребенок уже знаком) после согласного диктует ему читайся мягко. Тренируемся на чтениислов — паронимов типа: мел-мель, мол-моль, ел-ель, угол-уголь, брат-брать, стал-сталь. Важно обратить внимание на значение слов, соотнести прочитанное с картинками и заметить, что при ошибочном чтении значение слова меняется, т. е. слово превращается в другое.

2. Ь и Ъ знаки разделяют согласную от гласной, когда мы видим ь или ъ перед гласной, мы должны сделать остановку и прочесть раздельно согласную с гласной, не сливая в один слог. Для лучшего понимания этого принципа можно ладонью изображать едущий по дороге велосипед, который на месте ъ и ь знаков перед гласной проваливается в яму, затем снова едет ровно по дороге. Обязательно объяснить на словах — паронимах, что при неправильном чтении значение слов меняется,например: семя-семья, сел – съел, Семка – съемка.

13. ЧТЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СМЫСЛОВЫМ, А НЕ МЕХАНИЧЕСКИМ! Желательно, чтобы даже отдельные прочитанные буквы и буквосочетания несли определенное значение, например, АУ – крик в лесу, УА – плач ребенка, ИА – звукоподражание ослика. Объясняем, что одна буква тоже может быть словом или предложением. Например во фразе «Кот у крыльца» есть маленькое слово «у». Для различения слов в предложениях полезно считать с ребенком количество слов в этом предложении на пальцах. Одна буква может представлять собой и самостоятельное предложение, например, «А!» — радуемся мы встрече, «О!»— удивляемся чему-то, «А?» — переспрашивает глухая бабушка, «А.» — просит открыть рот врач, «У!» — разочаровываемся. Можно проигрывать различные ситуации и обращать внимание на различные знаки препинания?., которые при чтении таких предложений легко запоминаются. Это необходимо для того, чтобы ребенок воспринимал чтение не механически, а учился понимать смысл прочитанного, для этой же цели нужно показывать картинки или предметы, названия которых ребенок только что прочитал.

14. ВАЖНА СИСТЕМНОСТЬ И ПОСТОЯННОЕ ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ БУКВ И ЗВУКОВ! Занятия должны быть систематичными, для 5-6- летнего ребенка примерно 3 раза в неделю, через день по 20-30 минут, откладывать занятия только в «экстренных» случаях. На одном занятии должна изучаться только 1 буква. Перед изучением нового материала обязательно повторить пройденный.

15. СОБЛЮДАЕМ ПРИНЦИП «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»!

16. ЗАДЕРЖИВАЕМСЯ НА ОШИБКАХ ДО ПОЛНОГО ИХ УСТРАНЕНИЯ! Если вы обнаружили, что ребенок что-то плохо усвоил, остановитесь на этом месте, не переходите к новому материалу. Заметив, что ребенок начал путать буквы или звуки, проведите работу над их дифференциацией. Еще раз сравните образы букв, каждый элемент и их расположение, придумайте дополнительные ассоциации для сравниваемых букв, например, буква «Е» еееееееедет вперед по строчке, а «З» – зззадом (ключевая фраза «Едет Задом») или букве «Х» ххххолодно, она съежилась, букве «Ж» жжжарко, она широко раскрылась и т. д. Для дифференциации звуков играйте в игру «Поймай звук», допустим, ребенок не различает звуки [Б] и [П], тогда перед игрой мы снова устанавливаем ассоциации, мол [П] звучит тихо, как-будто сдуваем перышко с ладони [п-п-п-п], а [Б] звучит громко, как будто стучим палкой [б-б-б] (имитируем все действия для лучшего запоминания) Поcле даем установку: я буду называть слова, если услышишь звук [П], то лови его — хлопни в ладоши. Называем слова со звуками, которые ребенок плохо различал, он внимательно слушает и определяет, есть ли указанный звук в слове. Для начала подбирайте слова, в которых угадываемый звук должен быть в начале или в конце, позже – в середине. (Не забывайте, что звонкий звук в конце слова или перед согласными (кроме сонорных) оглушается, таким образом, если хотим, чтобы ребенок услышал звук [Б], даем его в словах,в которых он в начале или середине слова перед гласной или сонорной: баня, бок, рыбак, НО НЕ рыбка, лоб).

Источник

Позднее развитие чтения у ребенка

/О детях/Детский сад

Раннее чтение глазами профессионаловПолезно или вредно рано учить детей чтению? В основном родители опираются в своих суждениях на собственный опыт или на опыт своих знакомых, родственников, друзей. Поэтому мнение каждого родителя субъективно, но изменить его очень трудно.

Наиболее «продвинутые родители» используют в обучении чтению популярные сейчас методики: Николая Зайцева, Глена Домана, А. Тюленева и др. Большое число родителей пользуется так называемым «традиционным способом» обучения чтению: от букв – к звукам и далее – к словам.

Специфика обучения дошкольников чтению состоит в том, что в основном это занятия в кругу семьи, реже – в ранних группах развития или детских садах. Родителям просто неоткуда взять достоверную информацию об особенностях становления процесса чтения. Между тем эта проблема довольно разработана в теории и методике преподавания русского языка, написано множество пособий, монографий, статей в периодических изданиях научного характера. В основном авторы этих работ считают, что обучение чтению начинается с первого класса школы. На этом основываются их работы, а также разрабатываемые учебные пособия.

Что же делать тем родителям, которые хотят, чтобы ребенок научился читать гораздо раньше школы? Как убедить родителей в том, что навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, может благотворно влиять как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребенка?

В данной статье мы произведем обзор статей из журнала «Начальная школа» и «Дошкольное воспитание», посвященных обучению чтению до школы.

Начинаем читать

Следует сразу сказать, что данная проблема становится год от года актуальнее и на страницах рассматриваемых журналов публикуются новые материалы по формированию навыка чтения у дошкольников.

Читайте также:  Семимесячный ребенок развитие игры

Вот статья М.И. Волошкиной «Современные программы для дошкольных образовательных учреждений» (№ 1 за 2000 год). Эта статья носит явно методический характер. Здесь рассматриваются новые программы для детских образовательных учреждений (ДОУ), дается их краткая характеристика.

Для нас наиболее интересна Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте (авторы – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Другие образовательные системы, как следует из статьи, не предполагают как такового обучения детей грамоте.

Важным является также мнение самого автора о том, что «даже овладение детьми началами чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей».

Таким образом, в данной статье намечается уход (хотя и совсем незаметный) от традиционной системы ДОУ, где официально обучение грамоте неприемлемо.

Чтение и грамотность

Нельзя пройти мимо статьи выдающегося теоретика развивающего обучения (по учебникам которого занимаются сейчас довольно много школьников) – В.В. Репкина. Его статья называется «Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности» (1999 год, № 7).

Эта статья посвящена школьной проблеме, однако уделяется много внимания рассмотрения феномена «природной грамотности». В.В. Репкин считает, что «ничего “природного” в “природной” грамотности нет. Она появляется только у детей, уже научившихся хорошо читать, много и охотно читающих. Если эти дети пытаются писать самостоятельно до того, как овладели умением бегло читать, они пишут обычно фонетически.

В то же время эта грамотность не является автоматическим следствием начитанности: среди начитанных детей встречается немало орфографически неграмотных, причем неграмотность у них обычно оказывается стойкой. Как было установлено в специальном исследовании, проведенном нами в 60-х гг. совместно с Г.В. Репкиной, эти две группы хорошо читающих детей отличаются друг от друга способом чтения. Все они хорошо ориентируются в смысловой структуре текста, но у детей с высоким уровнем грамотности смысловая ориентировка сопровождается ориентировкой орфографической: в процессе чтения они выделяют сложные в орфографическом отношении слова и точно фиксируют особенности их написания. При этом по известным психологическим закономерностям включаются мощнейшие механизмы непроизвольной памяти, чем и обеспечивается в дальнейшем безошибочное написание таких слов.

В ходе своих рассуждений, подкрепленных данными исследований других авторов, В.В. Репкин приходит к следующим выводам, имеющим отношение к нашей теме:

  1. В основе феномена «природной грамотности» лежит «достаточно универсальный и прочный орфографический навык», он представляет собой письмо не «по правилам», а «по памяти». «В его основе лежат не правилосообразные орфографические действия, а хранящиеся в речедвигательной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме». Иными словами, В. Репкин указывает на то, что если ребенок владеет «смысловым чтением», его орфографическая грамотность в школе значительно повышается. Однако при этом упор делается именно на «смысловое чтение», которое доступно, естественно, не в раннем возрасте, а несколько позднее.
  2. «Природная грамотность» формируется не за счет выполнения специальных орфографических упражнений, а за счет особой орфографической ориентировке в тексте, включенной в структуру смыслового чтения. Это значит, что судьба орфографического навыка решается не столько в процессе специального обучения орфографии в привычном смысле этого слова, сколько в процессе обучения чтению».

На основании данных этой статьи мы можем смело сделать вывод, что связь между грамотностью ребенка (имеется в виду орографическая грамотность) и обучением чтению есть. И чем раньше ребенок овладеет смысловым чтением, стало быть, тем больше у него возможностей стать в школе обладателем «природной грамотности». 

Развивая далее мысль В.В. Репкина, следует предположить, что связь между неосознанным чтением (чтением до начала старшего дошкольного возраста) также существует. Ведь в статье указывается на особую роль зрительной памяти, памяти на слова при обучении чтению.

Кстати можно заметить, что теория развивающего обучения очень положительно относится к чтению до школы. В связи с этим существуют наработка теоретиков по дошкольной организации этого процесса.

От букв к книгам

Раннее чтение глазами профессионаловДалее перейдем к рассмотрению еще одной интереснейшей статьи, посвященной обучению чтению маленьких детей. Это статья Л.С. Сильченковой «Русская графика и формирование первоначального навыка чтения» (№ 1 за 1001 год). Это статья специалиста в области русского языка, поэтому в ней присутствует много специальной лексики. Попытаемся понять сущность предлагаемых методов овладения первоначальным навыком чтения.

В целом, данная статья не ставит перед собой задачу указать временные рамки начала обучения чтению. Хотя здесь указывается возраст четырех – пяти лет как тот возраст, когда можно начинать смысловое чтение.

Основной вопрос, который волнует автора: почему ребенок, который знает все буквы алфавита, не может научиться читать? Этот вопрос интересует и многих родителей.

Многим известно, что эту проблему предлагает по-своему решить методика Н. Зайцева. Однако ее пока стоит относить к нетрадиционным методикам обучения чтению. В рассматриваемой статье дается характеристика традиционных методик. Их авторы: Л.Н. Толстой («Новая азбука»), Д.Б. Эльконин («Как учить детей Читать»), В.Г. Горецкий («Букварь», «Азбука», «Русская азбука»). Почему же в погоне за новыми глянцевыми пособиями и книжками, родители незаслуженно забывают об этих «азбуках» и «букварях». Возможно, они-то намного эффективнее, доступнее и полезнее новомодных рецептов «читать раньше, чем ходить»?

Л.Н. Толстой

«С большой педагогической целесообразностью подбирал великий писатель дидактический материал для обучающихся читать. При составлении «Азбуки» и особенно «Новой азбуки» Л.Н. Толстой скорее интуитивно учитывал психофизиологические особенности детей: ведь они были описаны много лет спустя. На ступени слого-аналитического чтения у большинства детей единицей чтения является слог, у некоторых слово. Важное значение в восприятии читаемого текста имеет длительность слова, так как «поле чтения» начинающего чтеца составляет 4-5 букв. Большую роль играет также и внешняя форма слова: сочетание согласных букв затрудняет чтение. Наиболее удобно читаемой следует считать двусложную структуру слова с ритмом хорея (туча, куча и т.д.) , а из трехсложных слов с ритмом амфибрахия (работа, ребята, малина)».

Д.Б. Эльконин

Этот автор считал, что главным ориентиром при обучении чтению является слог (не путать со «складом»!). Он писал, что «нужно учить детей находить буквы, обозначающие гласные фонемы, выделять их, останавливать на них внимание читающего, заставляя тем самым приготовиться к их произношению, и лишь на фоне этой позиции произносить все предшествующие фонемы».

Очень важное замечание делает автор статьи по поводу сопутствующих изображению буквы картинок. Всем известно: Б – белка, В – верблюд и т.д. Такие пособия не ориентируют детей на анализ позиции согласной буквы (обратите внимание, что в данном случае – звук не Б, а Бь). Такие картинки совершенно неоправданно пытаются сократить психологический механизм первоначального чтения.

Как учить ребенка читать дома?

В завершающей части работы хотелось бы подробно обратиться к двум статьям, посвященным именно методике и способам обучения ребенка чтению до школы в семье.

Первая статья – автор Н. Варенцова , «Первые шаги в грамоте» (Дошкольное воспитание, 1993 год, № с12).

  • Здесь четко устанавливается время начала обучения чтению – 4-5 лет.
  • Основным в данный период автор считает знакомство ребенка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить ребенка выделять в слове определенные звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом: различать гласные и согласные звуки, а среди согласных – твердые и мягкие. Цель этой работы – добиться, чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой структуре слова.
  • Частота и длительность занятий с ребенком могут быть различными, но не менее одного раза в неделю. Длительностью до 30 минут.
  • Первый шаг – переключить внимание ребенка со смысловой стороны речи на звуковую.
  • Дальше предлагается устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Для анализа слов существует специально разработанный наглядный дидактический материал. Его можно изготовить самостоятельно. Он включает картинки-схемы (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам), последовательный ряд клеточек, соответствующих количеству звуков данного слова, и фишки, обозначающие буквы.
  • Очень важно то, что все занятия проходят в игровой форме. Например: «В каждом домике (клеточке) живет свой звук. У каждого звука есть свой домик (клеточка)».
Читайте также:  Оценка физического развития ребенка

Наиболее типичной ошибкой родителей является смешивание понятий «буква» и «звук». Это может негативно отразиться в последующей учебе ребенка в школе. Чтобы этого не случилось, взрослый должен в первую очередь сам твердо усвоить, в каком случае речь идет о звуках, а в каком – о буквах. «Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их на слух и нашими речевыми органами (губами, языком и т.д.). Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем. Надо напоминать об этом ребенку, если он ошибается».

Раннее чтение глазами профессионаловОчень интересной показалась статья С.Г. Макеевой и Н.Н. Заманковой «Обучение грамоте в семье» (2003 год, № 7).

Здесь авторы категорически утверждают, что учить читать детей до школы можно и нужно. При этом приводят статистику, что 80 % родителей будущих первоклассников не считают себя компетентными в методике обучения грамоте и потому больше надеются не на себя, а на помощь специалистов. По словам авторов статьи, педагоги из так называемых «Центров раннего развития»  «не имеют необходимой лингвометодической подготовки, прежде всего в области фонетики и графики, применения альтернативных методов обучения грамоте… Занятия по дошкольному обучению чтению носят, как правило, групповой характер, при котором осуществить индивидуальный подход к детям непросто».

Поэтому выход авторы видят в просвещении на этот счет родителей: кому, как не им, знающих доскольнально своих детей, учить их читать.

Начинающим родителям-учителям авторы статьи дают ряд полезных и научно обоснованных советов:

  • Для первоначального обучения чтению ребенку необходима речевая среда. Для освоения чтения, соответственно, нужна «читающая среда», книжное окружение. Для создания «читающей среды» необходимо устройство в детской комнате уголка чтения. Лучше, если в качестве учебного материала выступит любимая книга ребенка. Взрослые обязательно должны любить книги сами.
  • Ребенок, перед тем как прочитать слово, должен соотнести произношение и написание этого слова, т.е. понять его «код».
  • Поэтому упражнения в звуковом анализе слова на развитие фонематического слуха необходимы, и в них особое внимание должно быть уделено близким по звучанию звукам.
  • При всей строгости данного подхода, авторы считают ненужным введение алфавитных названий букв, обозначающих согласные звуки. «Более того, на первых порах даже требуется совмещение звукового значения буквы с ее названием: название буквы должно подсказывать ребенку, как она читается, т.е. какой звук обозначает, а ее возможная неоднозначность должна открываться постепенно».
  • Не следует пользоваться строго одной методикой обучения. Авторы называют домашнее обучение чтению скорее вариативной методикой.
  • Основным методом при обучении чтению авторы считают аналитико-синтетический, т.е. путь «от звука к букве».
  • Одним из наиболее успешных методов является так называемое «чтение заученного на слух», уходящее в историю русской методики. Он предполагает обращение ребенка к чтению текстов тех произведений, содержание которых усвоено наизусть, дословно. 

Вот такие советы по организации обучения грамоте даются современными учеными.

Современная методика преподавания чтения ориентируется на синкретичность в использовании методов: каждый из них хорош и много дает ребенку, родителю следует знать об этом и не следовать слепо указаниям разработчиков методик. В обучении грамоте, прежде всего, родителю надо иметь чувство меры, понимать, какой способ обучения работает на закрепление определенного навыка.

В целом наш обзор отражает современные представления классической науки о дошкольном обучении грамоте. В науке уже сложилось мнение о необходимости обучения грамоте в дошкольном возрасте.

При этом, естественно, существуют заметные пробелы (например, не указываются возрастные ограничения, не рассматриваются негативные и позитивные стороны отдельно взятых методик, мало практических исследований по этой теме). Однако налицо тот факт, что и наука повернулась лицом к родителям. Ученые призывают не доверять слепо рекламе, а пользоваться проверенными методами и способами, результативность которых не раз доказана.

20.11.2009
Татьяна Черкашина

 

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Рекомендую статью Ясюковой

https://child-psy.livejournal.com/108315.html

Да, не может быть сомнений в том, что человеческое дитя в состоянии здоровья может учиться чтению с самых ранних лет. И это благо.

Но хочется напомнить авторам, которые игнорируют роль и значение обучения грамматике языка — то есть знания правил, навыка письма, как здесь выражаются «по правилам». Не все понимают ( а это надо знать педагогам и родителям!), что освоение стройности грамматики языка, изучение её правил и законов развивает логическое (абстрактное) мышление ребёнка, подростка, юноши в старшем классе. Только две есть дисциплины в школьном курсе обучения, которые развивают именное способность абстрактного мышления наиболее сильно (мощно) — это математика и грамматика языка. Другие дисциплины уже описательные, они построены на основе языка — его грамматики, законов текста, изобразительных средств. Устранение грамматики из обучения как чего-то скучного, непонятного, трудного приводит к обеднению мышления, малограмотности. Запомним:не мнение, а знание, понимание сущности выражено в словах Г.Р.Державина о том, что, если математика есть царица наук, то язык — это ключ ко всем знаниям. Добавим, что таким ключом, конечно же, может быть только литературный язык, основой которого является грамматическая логика. Этот язык и надо познавать нам всем всю жизнь.

когда дочь в первом классе начала пропускать не только буквы при письме, но и слог и не один!!! вот тут то я просекла пользу раннего чтения!!!!

забывают слова Зайцева (может и еще кого), учить читать и писать — одновременно!!! буквы конечно можно учить раньше.

Так, насколько мне известно, метод Монтессори предназначен как раз для развития дошкольников. Так что всё будет нормально, я думаю:-)

«Развитие речи малыша» страница 67 ( Ляксо Елена Евгеньевна ) Доречевой период развитияВосприятие речи малышами до 1 года. Первые слова Влияние звуковой среды на слуховую систему ребенка начинается еще до его рождения. Известно, что звуки интенсивностью более 80 dB и с частотой до 300 Гц способны проникать в матку. Считается, что это обуславливает проникновение к плоду «смысловых образцов», то есть ребенок уже пренатально подготовлен к восприятию интонационного контура, ударений, ритмики.

https://eriklv.alfaspace.net/ljakso.htm

Сейчас поступающий в приличную школу ребенок должен уметь читать, считать, проходить различные тесты. Поэтому родители и не рассуждают, учить ли ребенка читать, а сталкиваются с необходимостью.

Для русской, которая живет в Германии: Вы правда не хотите, чтобы ребенок знал русский язык, или это опечатка?!!!

Хочу похвастаться. Моему сыну 1,8 он уже знает (произносит и узнает) 20 звуков из 33 букв алфавита. Показывает их на вывесках и гос. номерах автомобилей. Причем никто не заставлял его учить их, все происходит в игровой форме. Я показываю нарезанные карточки с буквами и произношу звук, ребенок произносит и соответственно запоминает. До чтения еще далеко, но думаю, приобретенные знания вреда не нанесут.

Здравствуйте, у меня не мнение, а вопрос, если можно. Мой сын (2 года) пошел в са по системе Монтессори (сад находится в городе Кемерово). Проходил месяц. Но я стала сомневатьс в правильности выбора сада, в связи с тем, что школы Монтессори у нас нет и окончив садик он пойдет в обычную школу. Вопро: есть ли смысл водить ребенка в сад по методу Монтессори, если в школе такого метода не будет? Если возможно, жду ответа. Заранее спасибо.

очень прошу,посоветуйте.

Я живу в Германии,1,5 года.Русская.Немецкий знаю еще плохо.Соответственно и мой ребенок(ему 4 года) тоже пока не понимает немецкий язык.Но это дело наживное.У меня следующий вопрос:Как научить читать ребенка на двух языках? Мне бы не хотелось чтобы он знал русский язык.Если возможно посоветуйте какую-нибудь литературу или сайты в интернете.Спасибо.

Позднее развитие чтения у ребенка

Позднее развитие чтения у ребенка

Позднее развитие чтения у ребенка

Увидели ошибку?

выделите фрагмент текста мышкой и нажмите «ctrl+enter»
ошибки в отзывах пользователей не исправляются

Источник