Повышенная тревожность у ребенка 5 лет
— Реклама —
Повышенная тревожность у ребенка — вторая по распространенности группа среди проблем детской психики (пальма первенства принадлежит поведенческим расстройствам). Её клинические признаки отмечаются примерно у 8% детей. К сожалению, этот показатель растёт. Поэтому мы подготовили краткое руководство для тех родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности у своего ребёнка.
Что такое повышенная тревожность
Страх — досадный, но непременный спутник жизни человека. Он «вшит» в наши инстинкты и запускается как часть механизма выживания. А. И. Захаров, один из ведущих специалистов в области детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:
Возраст ребёнка | Страхи в этом возрасте |
от 1 до 3 лет | страх неожиданных звуков, темноты и боли |
от 3-15 лет | страх одиночества и замкнутого пространства |
от 5 до 7 лет | страх смерти |
от 7 до 11 лет | страх чужих оценок, когда дети начинают бояться «быть не тем, кого уважают, ценят и понимают» |
Как же определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел за пределы нормы и перешел в тревожное расстройство психики?
Нормальная тревога — это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив — клинически устойчивое состояние. Оно присутствует в «фоновом режиме».
Другими словами, любой ребёнок может внезапно разволноваться, если поставить его на табурет и попросить спеть перед незнакомой публикой, но в большинстве жизненных ситуаций он будет спокоен и радостен. Ребёнок с повышенной тревожностью, редко может расслабиться и испытывает беспокойство почти постоянно: оставаясь в одиночестве, отправляясь на шумный праздник, при ответе незнакомому человеку.
Страхи имеют гендерную зависимость. До 12 лет они сильнее тревожат мальчиков, а после 12 лет — девочек.
Причины повышенной тревожности у ребенка
Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.
Читайте также: Дети от другого брака: как построить здоровые отношения
Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.
Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.
Наседки
Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.
Прожектёры
Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.
Спартанцы
Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.
Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:
- Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
- Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
- Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».
Симптомы повышенной тревожности у ребенка
Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень (без классификации по различным типам тревожных расстройств):
- приливы жара или озноба;
- тремор или дрожь;
- учащенное сердцебиение;
- дискомфорт или боли в груди;
- ощущение комка в горле;
- затрудненность дыхания;
- обморочность или головокружения;
- мышечное напряжение;
- онемение или покалывания;
- ощущение «пустоты в голове»;
- чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».
Затем перепроверьте свои наблюдения с помощью опросника (авторы Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1 балл:
- Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая;
- Ему трудно сосредоточиться;
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
- Очень напряжен и скован во время выполнения заданий;
- Смущается чаще других;
- Часто говорит о напряженных ситуациях;
- Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке;
- Жалуется, что ему снятся страшные сны;
- Руки у него обычно холодные и влажные;
- Нередко страдает расстройством стула;
- сильно потеет, когда волнуется;
- Не обладает хорошим аппетитом;
- Засыпает с трудом, спит беспокойно;
- Пуглив, многое вызывает у него страх;
- Обычно беспокоен, легко расстраивается;
- Часто не может сдержать слезы;
- Плохо переносит ожидание;
- Не любит браться за новое дело;
- Не уверен в себе и своих силах;
- Боится сталкиваться с трудностями.
Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов — средняя; 1-6 баллов — низкая.
Получив печальный вердикт, не стоит паниковать. В отличие от поведенческих расстройств, повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает по мере их взросления. Однако и закрывать на неё глаза по принципу «само пройдёт» тоже не стоит. По мнению специалистов, дети с повышенной тревожностью находятся в зоне риска. Небольшую часть тревожное расстройство не покинет и во взрослом возрасте, а у некоторых начнутся депрессивные состояния. Как это скажется на их жизненном успехе, объяснять не нужно.
Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»
Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
- Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
- Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
- Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
- Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
- Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
- Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
- Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
- Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
- Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
- Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)
Рекомендации по снижению тревожности или 10 «надо»
Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.
- Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
- Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
- Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
- Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
- Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
- Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
- Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
- Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
- Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
- И самое главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете «10 нельзя»), то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.
Римма Казанцева
Иллюстрации: Юлия Прососова
Источник
08.09.20205 минут чтения
1129
Оглавление
Повышенная тревожность у ребёнка: признаки
Вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей — это повышенная тревожность. Признаки её встречаются у 8% детей. И к сожалению, это показатель растёт.
Что такое тревожность? Этот эпизодические проявления страха. В каждом возрасте они свои и об этом поговорим ниже. Тревожность абсолютно нормальное проявление, если она вызвана конкретными обстоятельствами. Если же она присутствует в «фоновом режиме» можно говорить о патологии.
Другими словами, любой ребёнок может разволноваться и начать тревожится, если в его жизни происходит какое-либо волнующее событие, пусть даже и приятное, но при этом в обычной жизни он спокоен и радостен. Ребёнок с признаками повышенной тревожности практически не может расслабиться, и постоянно испытывает беспокойство — когда он в знакомой обстановке, при походе в гости, на праздник, в парк, когда к нему обращается незнакомый человек и т.д.
Основная сложность в диагностике повышенной тревожности у детей заключается в том, что пока они маленькие они не могут точно рассказать о проблеме, а ближе к подростковому возрасту могут настойчиво их отрицать. Вот какие признаки повышенной тревожности у вашего ребёнка должны насторожить:
Поведенческие:
суетливость;
двигательное беспокойство;
повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
нарушения сна;
скованность;
панический страх нового, любых перемен;
неуверенность в себе;
отказ от новых видов деятельности;
серьёзность;
нежелание выделяться и стремление к тишине;
частые страхи без повода;
заниженная самооценка.
Соматические признаки (о них ребёнок может не рассказывать, а также они могут быть связаны с некоторыми заболеваниями).
Если вы подозреваете повышенную тревожность у вашего ребёнка, стоит ориентироваться на совокупность соматических и поведенческих признаков.
приливы жара или озноба;
тремор или дрожь;
учащённое сердцебиение;
дискомфорт или боли в груди;
ощущение комка в горле;
затруднение дыхания;
обморочность или головокружения;
мышечное напряжение;
онемение или покалывания;
ощущение «пустоты в голове»;
чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд советуют обратить внимание на то, есть ли в поведении ребёнка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо,мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, нарушение сна.
Тест на уровень тревожности ребёнка
Если вы заметили у своего ребёнка признаки повышенной тревожности, рекомендуем вам провести небольшой тест, для уточнения.
Опросник Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.
Отвечайте да, если согласны с утверждением и нет, если высказывание не относится к вашим сыну или дочери:
1. Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая
2. Ему трудно сосредоточиться
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4. Очень напряжён и скован вовремя выполнения заданий
5. Смущается чаще других
6. Часто говорит о напряжённых ситуациях
7. Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны
9. Руки у него обычно холодные и влажные
10. Нередко страдает расстройством стула
11. Сильно потеет, когда волнуется
12. Не обладает хорошим аппетитом
13. Засыпает с трудом, спит беспокойно
14. Пуглив, многое вызывает у него страх
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
16. Часто не может сдержать слёзы
17. Плохо переносит ожидание
18. Не любит браться за новое дело
19. Не уверен в себе и своих силах
20. Боится сталкиваться с трудностями
За каждый положительный ответ засчитайте 1 балл:
Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов— средняя; 1-6 баллов— низкая
Причины тревожности у детей
Большинство психологов уверены, что основная причина возникновения повышенной тревожности у ребёнка — это тревожность взрослых, которые его окружают. При этом это не наследственная черта, а особенности воспитания. Вот некоторые стили воспитания, которые могут привести к повышенной тревожности ребёнка.
Гиперопека. Такие родители стремятся уберечь дитя от любых угроз, в том числе и мнимых. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.
Повышенные требования. Эти родители или мало чего добились в этой жизни и хотят, чтобы дети воплотили их мечты или,наоборот, высоко поднялись по социальной лестнице и требуют от ребёнка соответствия высоким стандартам. И в том и в другом случая личность маленького человека и его истинные потребности игнорируются. Ребёнок боится не оправдать завышенных ожиданий, потерять любовь родителей и это формирует у него тревожность
Авторитарный стиль. Такие родители сами воспитывались в спартанских условиях, и своих отпрысков растят так же. Есть только обязанности и нет никаких чувств. Эмоции ребёнка отвергаются, страхи высмеиваются, мечты обесцениваются. Это формирует низкую самооценку, неуверенность в себе и как следствие повышенную тревожность.
Тревожность у детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет)
У малышей формирование тревожности зависит в основном от тревожности взрослых. Чем более выражена она у родителей, тем больше шансов, что ребёнок ещё в малом возрасте приобретёт подобные черты. Чем комфортнее чувствует себя малыш в семье, тем спокойнее и расслабленнее он будет. Основные страхи, которые могут стать триггерами повышенной тревожности в этом возрасте, это
страх темноты, одиночества, замкнутого пространства. С 5-7 лет добавляется страх смерти.
Тревожное расстройство у детей школьного возраста (от 7 до 10 лет)
Начиная со школы к основной причине повышенной тревожности — неблагоприятному семейному воспитанию добавляются социальные взаимодействия самого ребёнка. Если он вынес из родительской среды неуверенность в собственных силах и самом себе он может начать тревожиться из-за возможной потери уважения сверстников, учителей, страха не оправдать ожидания взрослых и страха наказания, конфликтов с друзьями, если он не сможет соответствовать их требованиям и желаниям.
При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.
Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.
Коррекция тревожности у детей
Если вы видите,что ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности и хотите ему помочь, нужно помнить, что это комплексная работа:
Пересмотрите свои отношения с миром, если вы или ваш муж тревожны и с недоверием относитесь к будущему, избавить ребёнка от тревоги вряд ли получится
Поменяйте стиль воспитания, если узнали его в одном из перечисленных выше
Возможно, вам стоит обратиться к психологу, для того чтобы провести работу над собой, чтобы стать спокойней и уверенней, тогда ребёнок избавится от тревоги даже без посторонних вмешательств.
Важно
«Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо».
М. Лабковский
Вот несколько конкретных приёмов помощи вашему тревожному малышу, которые помогут ему и научат некоторым методам совладания с тревожными мыслями и стрессом:
Приём № 1: Дайте страху имя
Первая психологическая тактика заключается в том, чтобы помочь разрядить тревогу ребёнка, и заняться снятием страха.
То, как это работает, довольно просто. Всё, что вы делаете —это просите малыша придумать глупое название для тех неприятных чувств, которые он испытывает. Очень важно, чтобы имя было как можно менее угрожающим. Это поможет убрать серьёзность и снизить страх.
Как только дети находят имя, которое их устраивает, следующий шаг — приказать эмоциям уйти. Например, если он решит назвать свои эмоции «Глупый ослик», он может сказать примерно следующее:
«Оставь меня в покое, Глупый ослик!»
«Глупый ослик, уходи, ты мне надоел!».
Давая своим чувствам глупое название и разговаривая с ними вслух, он будет отнимать силу у этих эмоций. И тогда ребёнок сможет успокоиться гораздо быстрее, и что очень важно, научившись этому приёму, он сможет использовать его, даже когда вас нет рядом, и самостоятельно регулировать свои чувства.
Приём № 2: Слушайте
Когда кто-то рассказывает вам о своих проблемах, в том числе и наш ребёнок, первый порыв обычно состоит в том, чтобы помочь ему с этим незамедлительно. Однако этот импульс и эти чувства не так уж полезны, когда имеешь дело с детьми (со взрослыми зачастую тоже). Они действуют менее рационально, чем взрослые, и тревоги их не так ясно выражены. Поэтому использование логики для объяснения того, что всё хорошо, не всегда работает так, как хотелось бы.
Попытка показать или объяснить маленькому человеку, что на самом деле ничего плохого не происходит, и причин для страха нет, на самом деле повысит его уровень тревожности, так как всё, что он поймёт, что ему не верят, а его страхи никого не волнуют. Его чувства и эмоции пока ещё, в силу возраста не поддаются логике и разумным объяснениям, и страх не уйдёт. Вместо этогостарайтесь активно слушать ребёнка, пока вы проявляете привязанность. Например, используйте физический контакт:поцелуи или объятия, это поможет его чувствам успокоиться. В общем, если ваш ребёнок чувствует, что его слушают и слышат, защищают, а родитель доступен, его тревога исчезнет почти сразу, и решение проблемы произойдёт легче.
Приём № 3: Дайте ребёнку»волшебный» успокаивающий предмет
Различные исследования показывают, что можно связать объект с определённой эмоцией. Так что если у маленького члена семьи есть специальная мягкая игрушка или защитное одеяло, например, используйте его в своих и его интересах для снятия напряжения!
Недавние исследования показывают, что сон с мягкой игрушкой помогает детям с ночными страхами. Тот же принцип применим и во многих других ситуациях снятия любого кошмара. Если он боится в первый день занятий в школе, почему бы не позволить ему взять с собой что-то, что делает его счастливым? Если объект довольно мал, другие дети даже не будут знать, что он у него есть.
Эта техника работает ещё лучше, если вы будете выбирать «защитника» вместе, их может быть несколько: для каждой ситуации свой. Попросите их выбрать предмет, который поможет им в минуту тревоги. Таким образом, ребёнок будет более вовлечён в этот процесс, и эффект будет многократно увеличиваться.
Советы родителям
Вот ещё несколько психологических советов по комплексной работе с тревогой и страхами у детей:
Основой всего будут работа по этим трём направлениям:
1. Повышение самооценки:
Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
Практикуйте разговоры по душам. Это должно быть то время, когда вы полностью принадлежите ребёнку и слушаете его со всем вниманием, не отвлекаясь на телефон, других членов семьи. Время, когда он может рассказать вам всё, что его беспокоит и волнует. Ваше безраздельное внимание покажет ему, насколько его чувства и он сам важны для вас.
Отделяйте поступки ребенка от самого ребенка. Не говорите ему, что он плохой, если он получил двойку обидел младшую сестру. Обсуждайте и осуждайте сам поступок: «Я тебя люблю, ты очень хороший, но сейчас ты поступил нехорошо»
2. Обучение ребёнка методам совладания:
Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
Обучите его тем методам, что перечислены в гл. 6
Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
Научите его дыхательным методикам и осознанности
3. Снятие мышечного напряжения:
Заведите ритуалы, например, каждую субботу мы танцуем,
Делайте ребёнку массаж перед сном — это к тому же укрепит ваши отношения
Занимайтесь с ним спортом — это помогает снять напряжение и избавиться от стресса, и кроме того, сближает
Как можно больше обнимайтесь и целуйтесь — детям (и взрослым,впрочем, тоже)жизненно необходим тактильный контакт
Заключение
Так как тревожность ребёнка базируется на семейных напряжённых взаимоотношениях, постарайтесь поменять тот стиль воспитания, который привёл к формированию хронического стресса у вашего сына или дочери — а повышенная тревожность, это он и есть.
Для того чтобы воспитание было эффективным совсем не нужна излишняя строгость или жестокость, достаточно быть понимающим, принимающим и последовательным:
Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребёнок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за тоже самое.
Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
И главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения, и то срываетесь, то,наоборот, попустительствуете, то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы отмечаете повышенную тревожность у ваших детей, проконсультируйтесь со специалистом!
Автор: Редакция портала Help-Point.net
Источник