Поврежденное развитие ребенка это
К поврежденному развитию у детей относится нарушение психики. Обычно причина состоит в органическом поражении центральных нервных структур. Наиболее характерная модель – органическая деменция. Она развивается вследствие перенесенных ранее инфекционных заболеваний, травматических повреждений нервного аппарата, изменения наследственно-дегенеративного характера, нарушение обменных процессов в структурах головного мозга.
Характеристика поврежденного развития у детей
При деменции интеллектуальная деятельность ослабевает. Явление, как правило, носит необратимый характер. Страдает память, эмоционально-волевая сфера. Но ее не следует отождествлять с олигофренией. Она хоть и связана с аналогичным происхождением, но возникает лишь у детей в возрасте 2-3 лет либо начинает выражено прогрессировать. В это время какая-то часть психических функций уже закончила свое формирование, а другая продолжает свое активное формирование.
Различные психические функции неодинаковы по продолжительности своего формирования. Отсюда становится понятным значение возраста в этом процессе. Иными словами, это определяется возрастом, когда имело место повреждение. Это является дифференциально-диагностическим признаком и представляет собой главное отличие недоразвития от поврежденного развития.
Виды органической деменции
Для органической деменции характерно четыре типа:
- При первом типе у детей наблюдается низкий уровень общения.
- Для второго типа характерно состояние, связанное с грубыми нейродинамическими расстройствами. Мыслительные процессы замедлены, с выраженным проявлением плохой переключаемости. Ребенок не может напрягать свои мысли. В мышлении таких детей отсутствует логическое построение.
- Третий тип характеризуется состоянием, которое связано с недостаточным побуждением к какой-либо деятельности. Такие дети апатичны, у них резко снижена активность мышления.
- В случае четвертого типа поврежденного развития у детей недостаточна или отсутствует вовсе целенаправленность мышления. Данный тип связан с грубыми расстройствами внимания. Ребенок постоянно на что-то отвлекается.
Минимальная мозговая дисфункция
Часто встречается такая патология, как ММД (минимальная мозговая дисфункция). При ней нервная система функционирует недостаточно. На то имеются биологические причины. Наблюдаются легкие расстройства в поведении, обучаемость снижена, но выраженные интеллектуальные отклонения отсутствуют.
Обычно причиной такого явления является действие вредных факторов в период внутриутробного развития. Сюда можно отнести пристрастие матери к алкоголю, перенесенные ею инфекции, родовую травму, некоторые другие моменты. Действие этих факторов приводит к тому, что локально поражаются корковые либо подкорковые отделы мозга.
Как проявляет себя ММД?
Необходимо сказать, что подобные проявления могут носить самый различный характер, что определяется локализацией повреждений. На первый план выходят нарушения, связанные с моторикой. У ребенка неловкие движения, он постоянно строит различные гримасы. Отмечается проявление выраженной двигательной расторможенности. Нарушается сон, ребенок возбудим, его поведение становится неуправляемым.
Со временем, по мере развития детского организма, имеющиеся нарушения постепенно компенсируются. Если создать благоприятные условия учебно-воспитательного процесса, а также при грамотно проводимой лечебной коррекции все проявления имеют минимальную степень выраженности. Порой это выявляется только при углубленном специальном обследовании.
Подобные состояния напрямую зависят от объема повреждений. Поэтому они могут быть локального и диффузного характера. Общее состояние ребенка определяется объемом повреждения.
Локальное повреждение
Причиной локальных повреждений, прежде всего, являются новообразования. Но не только они могут вызвать локальные повреждения. Повреждающими факторами развития может быть и киста, и кровоизлияние. Если принимаются адекватные лечебные меры, то прогноз носит благоприятный характер. Специфичность состоит и в возрасте повреждения, и какими компенсаторными возможностями обладает организм конкретного ребенка.
Для поврежденного психического развития характерна мозаичность картины. Для эмоционально-личностного плана характерен широчайший спектр проявлений. Может иметь место условно-нормативное развитие и выраженные брутальные формы. Тяжело это воспринимают подростки. Отпечаток накладывает имеющаяся психическая травма. Подростки просто не желают верить в то, что они когда-то поправятся, поэтому с прохладцей относятся к своему здоровью.
Психотерапевтическая работа
Коррекционные мероприятия психолога следует начинать только после того, как снято острое состояние. Прежде их согласовывают с неврологом. Психотерапевтическая работа проводится не только с самим ребенком, но и с его родителями, и в целом с семьей. Ее ведут при участии дефектолога и логопеда. Негативная ситуация (неадекватность лечения, поздно начатая коррекционная работа) обусловливает неблагоприятный прогноз.
Большая помощь оказывается педагогом-дефектологом, который помогает ребенку в обучении. Вначале проводятся индивидуальные занятия, и лишь после того как врач даст добро, ребенок переходит к стандартному обучению. Разумеется, даже при таких условиях ему необходим охранительный режим. При значительных повреждениях, помимо обычного педагога, требуется помощь коррекционного специалиста.
Диффузные повреждения
Их возникновение обусловлено самыми различными причинами. Ими может стать прогрессирующая гидроцефалия, менингококковая инфекция, тяжелые травматические поражения мозга. На первый план выступает изменение психики различной степени выраженности. Психическая деятельность неравномерна, с выраженными колебаниями. Работоспособность ребенка выражено снижена. Естественно, снижена критика, адекватность и обучаемость.
У детей имеет место явная эмоциональная инертность, а с другой стороны, выраженная лабильность. Может наблюдаться дисгармония черт личности. Для коррекции требуются грамотные мероприятия лечебного и режимно-восстановительного характера. Определяющую роль имеет работа по психолого-корректирующим мероприятиям. На первый план здесь выходит психолог со своей координирующей функцией. Родителям необходимо тесно взаимодействовать с педагогом.
Разумеется, при диффузных поражениях прогноз менее благоприятный, чем в случае с локальными повреждениями. Исход определяется различными факторами и обусловлен тем, в какой степени у детского организма развиты компенсаторные возможности.
Психическая травма
Она относится к особому виду повреждений. Несмотря на то что она отсутствует в психологической типологии, именно на нее направлена работа психологов. Ею занимаются исключительно психологи. Детям требуются специальные образовательные условия.
Такие травмы обычно сопровождаются отклонениями психического развития. Оно может осуществляться в условиях острых травм и проходить при их хроническом воздействии.
Психические травмы условно можно разделить на два типа:
- Первым из них является физический тип. Это все то, что связано с воздействием на тело человека, образно говоря, с его физическим миром.
- Вторым является нарциссический тип. Такой вид связан с социальными отношениями. Это отношения по направлению к другим людям, субъектность.
Разделяются такие травмы и по временному характеру. Обычно они связаны с какими-то эпизодами, сопряженными с социальным и физическим насилием. Причиной может послужить стихийное бедствие или резкая смена жизненного уклада.
Основным моментом в данном направлении является активное выявление тех детей, у которых имеется органика поражения мозговых структур. Такие дети подлежат комплексному наблюдению. Помимо педиатров, за такими детьми наблюдает невролог, психолог, логопед. Используются различные педагогические программы, характер которых определяется состоянием интеллекта ребенка. Большое значение придают развитию образности мышления и наглядному материалу. Постепенно у ребенка тренируется возможность, при которой имеет место переключение от одного занятие на другое.
Небольшое заключение
Под поврежденным развитием понимают ситуацию, при которой психика ребенка развивается на фоне органических поражений центральных структур мозга. Состояние обусловлено большим количеством причин, оно непростое, требует существенных усилий и терпения в проведении адекватных коррекционных мероприятий.
Источник
План
1. Понятие и характеристика поврежденного психического развития.
2. Типология поврежденного психического развития.
3. Психолого-педагогическая симптоматика детей с поврежденным психическим развитием.
Понятие и характеристика поврежденного психического развития
Поврежденное развитие – это вариант отклоняющегося развития, возникающий при патологическом повреждающем воздействии, когда значительная часть функциональных систем уже была сформирована до момента повреждения. Развитие, тем самым, имеет период условно нормативного.
Специфика поврежденного психического развития определяется объемом повреждения, локализацией, временем (возрастом) повреждения, стажем заболевания (периодом, прошедшим после повреждения), особенностями психического и физического развития, предшествующими повреждению.
Главным признаком из сказанного выше можно считать объем повреждения, от которого зависит общее состояние ребенка и влияние поражения на характеристики продуктивной активности, целенаправленности и работоспособности. При учете данного фактора аномалию можно обозначить как локальное повреждение (объем повреждения меньше) или диффузное повреждение (объем повреждения больше).
Фактор возраста (времени повреждения) играет огромную роль, т.к. длительность формирования той или иной функции различна. Чем длиннее период формирования функции, тем больше вероятность недоразвития, чем короче этот период, тем вероятнее повреждение. При этом для высших психических функций (ВПФ) с длительным периодом развития при раннем повреждении характерно стойкое недоразвитие, схожее с тотальным недоразвитием. У ВПФ с коротким периодом развития (подкорковые структуры) чаще возникает повреждение с элементами распада, сходное с грубыми формами парциальной несформированности.
Этиология поврежденного развития связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами центральной нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга. Это приобретенная умственная отсталость.
Характерная модель поврежденного психического развития – органическая деменция. Деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2-3 лет. Здесь нет тотальности, нет иерархичности нарушения психических функций, на первый план выступает парциальность расстройств. Этим определяется отличие деменции от олигофрении.
Типология поврежденного психического развития
Исходя из критерия динамики болезненного процесса, различают «резидуальную» органическую деменцию, при которой слабоумие представляет собой остаточные явления поражения мозга травмой, инфекцией, интоксикацией и прогрессирующую деменцию, обусловленную текущими органическими процессами. Тяжелая прогрессирующая деменция не может быть отнесена к аномалии развития, так как в этом случае речь идет о нарастающем распаде психических функций, обусловленным не аномальным развитием, а грубо прогрессирующим болезненным процессом. Об аномальном развитии, связанном с деменцией, можно говорить применительно к деменции резидуальной, при которой приостановка болезненного процесса дает определенные возможности для развития.
Виды органической деменции классифицируются по этиологическому критерию: эпилептическая, постэнцифалитическая, травматическая, склеротическая и др.
Г.Е. Сухарева, исходя из клинико-психологической структуры, выделяет четыре типа органической деменции у детей.
1) Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.
2) При втором типе на передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению.
3) При третьем типе более всего вступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления. Нередко отсутствуют навыки опрятности. При общей двигательной заторможенности склонность к образованию элементарных двигательных стереотипов. Слабость побуждений, эмоциональная бедность, скудность мимики, моторики, интонаций. Нарушения в личностной сфере проявились в равнодушии к оценке, отсутствии привязанностей, планов на будущее, интеллектуальных интересов. В речи сочетаются моторные и сенсорные нарушения, видны затруднения в дифференциации фонем, часто встречаются речевые ошибки.
4) В центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления, грубые расстройства внимания, резкая отвлекаемость, «полевое» поведение (хаотичная двигательная расторможенность, действия по первому побуждению). Общий фон настроения характеризуется выраженной эйфорией со склонностью к дурашливости и агрессивными вспышками. Эмоции крайне примитивны и поверхностны. Реакции на замечания отсутствуют. Отмечается грубая некритичность. Отмечаются грубые нарушения внимания, целенаправленности деятельности, фрагментарность воспроизведения. При выполнении заданий дети не замечают своих ошибок, быстро теряют интерес к заданию. При всех пробах отчетливо выступает нарушение интеллектуальной деятельности.
Наиболее часто встречающимися типами органической деменции Г.Е.Сухарева называет третий и четвертый.
Психолого-педагогическая симптоматика детей
С поврежденным психическим развитием
По данным исследований Л.С. Юсевич, Г.Е. Сухаревой при заболевании в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте на первый план выступает утрата или обеднение навыков. Раннее начало заболевания (в 2-3 года) имеет отрицательное значение, т.к. влечет более выраженную опасность недоразвития онтогенетически наиболее молодых мозговых структур. В этих случаях неумение устанавливать объективные связи явлений, низкий уровень суждений выходят на первый план и затрудняют дифференциальную диагностику с олигофренией.
При начале заболевания в старшем дошкольном возрасте наиболее демонстративно разрушение либо обеднение игровой деятельности: ее стереотипность, однообразие. Приобретенные навыки страдают меньше, но все же имеют определенный регресс.
При заболевании в младшем школьном возрасте, как правило, сохраняются речь, навыки самообслуживания, элементарные учебные навыки. Но резко снижается интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом: теряются школьные интересы, нарушается целенаправленность.
Б.В. Зейгарник выделяет 3 преимущественных типа нарушения мышления при органической деменции у взрослых людей: 1) снижение функции обобщения; 2) нарушение логического строя мышления; 3) нарушения критичности и целенаправленности. Изменения личности проявляются в малой привязанности к родным и близким, отсутствии чувства стыда, жалости и других симпатических эмоций. В ряде случаев, нарушения личности выражены в меньшей степени, чем нарушения интеллекта.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Задания для самостоятельной работы
1. Опишите этиологические типы органической деменции (травматическая, эпилептическая, постэнцифалитическая, склеротическая и др.)
2. Обозначьте отличие органической деменции от задержки психического развития и от олигофрении.
Темы докладов и рефератов
1. Возможности обучения и воспитания детей с явлениями деменции.
2. Психолого-педагогическая коррекция при поврежденном психическом развитии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В.Лебединский. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. – 167с.
2. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития у детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 100с.
3. Основы специальной психологии: учеб.пособие / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480с.
4. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М.: АРКТИ, 2000. – 208с.
5. Усанова, О.Н. Специальная психология: система психологического изучения аномальных детей / О.Н.Усанова. – М., 1990. – 200с.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Светлана Чупина
Консультация для логопедов «Повреждённое и дефицитарное развитие»
Консультация для учителей-логопедов «Повреждённое и дефицитарное развитие»
К поврежденному развитию мы относим варианты отклоняющегося развития, возникшие при патологическом повреждающем воздействии в первую очередь на центральную нервную систему ребенка, когда значительная часть функциональных психических систем уже была сформирована до момента повреждения и развитие имеет определенный период условно нормативного. Повреждающее воздействие на центральную нервную систему впоследствии негативно сказывается на всей структуре дальнейшего психического развития.
При учете фактора объема повреждения, как наиболее существенного и фактически системообразующего, мы можем разделить группу поврежденного развития на три вида:
• Локально поврежденное развитие;
• Диффузно поврежденное развитие;
• Психическая травма
(СЛАЙД 3) при локально поврежденном развитии (сюда следует отнести, в первую очередь, разнообразные опухоли, локальные, ограниченные кровоизлияния, очаги эпилептической активности, кисты и т. п.) общий прогноз развития ребенка будет более благоприятным.
Показатель критичности, адекватности и обучаемости будут определяться в случае повреждения передних структур мозга, от места локализации и времени повреждения мозговых структур также будет зависеть специфика развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы.
Психологические, коррекционно-развивающие занятия с ребёнком могут осуществляться только в случае снятия остроты состояния и при обязательном согласовании с врачом-неврологом. Ведущим специалистом при данном варианте психического развития следует считать специалиста медицинского профиля (невролога, психиатра, врача восстановительного лечения). Важным специалистом в этом случае является педагог (дефектолог) который должен не только определить, в каком программном материале имеются «западения», но и обеспечить дополнительную помощь. При неблагоприятных ситуациях развития детей этой категории (неадекватном лечении, несвоевременной развивающей и коррекционной помощи, неадекватном типе образовательного учреждения, социальных условиях развития в целом) вероятен неблагоприятный прогноз развития.
К диффузно поврежденному развитию часто приводят тяжелые, прогрессирующие формы гидроцефалий, перенесенные менингит, энцефалит, другие мозговые инфекции, тяжелые травмы мозга – сотрясения или ушиб мозга, выраженный эписиндром, возникший после 3-3,5 лет, обширные кровоизлияния, состояния после нейрохирургических вмешательств и т. п. Наиболее типичными среди феноменологических проявлений, характерными для диффузно поврежденного типа развития являются изменения операционально-технических характеристик психической деятельности разной степени выраженности.
Как правило, регуляторные функции оказываются выражено поврежденными, или значительно несформированными, что проявляется не только в трудностях регуляции собственной психической активности, как на познавательном, так и на аффективном уровне, но и собственно трудностями программирования и контроля деятельности в целом. После перенесенного повреждения или заболевания с точки зрения развития когнитивных функций наблюдается не только грубое изменение операциональных характеристик деятельности, но и, в тяжелых случаях, распад отдельных уже сформированных ВПФ вплоть до органической деменции, в сочетании с грубым недоразвитием еще не сформировавшихся. При более мягких вариантах отмечается снижение темпа формирования отдельных психических функций и функциональных систем наряду с инертностью психической деятельности в целом.
Аналогично предыдущему виду поврежденного развития, в первую очередь, необходимо адекватная система лечебных, режимных и восстановительных мероприятий. В дальнейшем, как уже отмечалось, приоритет психологической коррекционной работы лежит в сфере формирования произвольной регуляции, программирующих и контрольных функций. Однако в негрубых случаях порой бывает достаточно четкое выполнение режимных мероприятий, в том числе — в снижении объемов и учебных и прочих нагрузок, учете особенностей работоспособности и возможного темпа деятельности, адекватного отношения к эмоциональным перепадам.
Прогноз дальнейшего развития ребенка, в большинстве случаев в целом менее благоприятен, чем при локально поврежденном развитии, но чрезвычайно разнообразен, и зависит об огромного числа факторов, в том числе и компенсаторных возможностей ребенка. Поэтому возможна как практически полная компенсация повреждения, так и, в наиболее тяжелых случаях, «выход» в органическую (в том числе, эпилептическую) деменцию.
В связи с разнообразием тяжести состояния и прогноза развития ребенка, как в неврологическом, так и в психолого-педагогическом плане ведущим специалистом остается медицинский работник (профильный специалист) и педагог-дефектолог. Психолог чаще всего является вспомогательным специалистом, способствующим адаптации ребенка и семьи, в целом.
Выбор программы для данной категории детей определяется местом (зона мозга) и степенью локализации,повреждения, а также состоянием ребёнка, степенью его обучаемости.
Психическая травма как вид поврежденного психического развития
Особый вид поврежденного психического развития – это психическая травма.
Научных работ, касающихся анализу психической травмы и ее ближайших последствий у ребенка, тем более ребенка дошкольного возраста, пока недостаточно. Небольшая практика позволяет нам говорить на настоящий момент, по крайней мере, о двух вариантах этого вида поврежденного психического развития:
-Психическое развитие после «острой» психической травмы;
— Развитие в условиях хронической психической травмы.
Примером таких ситуаций может быть пожар, стихийное бедствие, автомобильная катастрофа, террористический акт и, естественно акты насилия, направленные на ребенка.
В этих ситуациях нарушена «целостность физических границ». Последствиями мы можем ожидать неожиданно возникающие моменты паники, депрессивные проявления, феномен подавленной ярости и беспомощности.
Ведущим специалистом в коррекции психических травм является психотерапевт или психолог. Наша задача – знать о проблеме ребёнка и грамотно подойти к процессу коррекционно- развивающей работы. Не являясь специалистами в этой области, не имея достаточного количества наблюдений, мы можем лишь привести самые общие соображения и сделать гипотетическое предположение о психических механизмах, лежащих в основе вариантов психической травмы.
Под дефицитарным развитием подразумевается недостаточность сенсорных, опорно-двигательных и иных систем.
В данном случае для этого варианта отклоняющегося развития характерным является возникшая в раннем возрасте (или пренатально) недостаточность отдельных анализаторных систем (или их сочетание, в том числе проприоцептивной анализаторной системы или ее центрального звена (нарушения опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе). Таким образом, с самого раннего возраста у ребенка наблюдается дефицит (разной степени выраженности) информации, поступающей через соответствующий «дефицитарный» анализатор (зрительный, слуховой). Отсюда формируется своеобразный тип психического развития, специфичный для различных по модальности дефицитарных психофизиологических систем. Такой вариант развития относят к раннедефицитарному развитию.
С точки зрения этого подхода рассматривать нарушения речи в качестве варианта дефицитарного развития означает допускать методологическую ошибку, поскольку нарушения речи не отвечают вышеприведенной закономерности. Нельзя отнести нарушения речи к дефицитарному развитиюи по критерию коррекционной работы: во всех случаях дефицитарного развития невозможно полностью (а в большинстве случаев даже частично) именно восстановить дефицитарный анализатор ликвидировать его первичную недостаточность. В то время как при речевом недоразвитии в большинстве случаев соответствующая коррекционная работа позволяет не просто компенсировать, но и полностью восстановить речь.
Случаи позднего повреждения различных анализаторных систем (в том числе и опорно-двигательного аппарата, традиционно рассматриваются в рамках дефицитарного развития, хотя строго по всем критериям они должны быть отнесены к категории поврежденного развития.
Система коррекционно-развивающей работы является специфичной в зависимости от того, какие системы нарушены у ребёнка, но в любом случае учитель-логопед и учитель-дефектолог должны знать не только психолого-педагогические, но и клинические особенности детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигатнельного аппарата и чётко выполнять рекомендации сурдолога, тифлопедагога и невролога.
Для детей данной категории выбираются адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования:
-для детей с нарушениями слуха — для глухих и слабослышащих детей;
— для детей с нарушениями зрения — для слепых, слабовидящих, для детей с амблиопией и косоглазием;
— для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата может выть рекомендована как основная образовательная, так и адаптированная основная образовательные программы дошкольного образования.
Источник