Поведение ребенка при задержке развития
ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.
ЗПР: что это такое
ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое — подробно расскажет врач-невролог или психиатр.
ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже
Отставание становится заметным в разном возрасте:
- у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
- в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).
Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.
Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.
Симптомы задержки психического развития: характеристика детей
Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.
У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.
Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:
- Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
- Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
- Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная — ЗПР.
ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.
Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников
Причины задержки психического развития
У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:
- вредные привычки матери, прием медикаментов;
- инфекции и хронические болезни женщины;
- неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.
Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:
- родовые травмы;
- продолжительный безводный период;
- затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
- экстренное кесарево сечение;
- асфиксию в родах.
Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:
- дефицит внимания родителей;
- напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
- обучение под психологическим давлением;
- физическое насилие над малышом;
- редкие прогулки на улице;
- недостаток общения со сверстниками.
На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.
К редким причинам относят:
- приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
- сердечно-сосудистые нарушения;
- нарушение мозгового кровообращения и др.
Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.
Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом
Постановка диагноза
Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.
Для поиска причины назначают:
- аудиометрию;
- КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
- доплеровское сканирование сосудов;
- электроэнцефалограмму;
- электрокардиограмму и пр.
Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.
Что делать родителям: методы лечения
В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:
- прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
- занятия с логопедом;
- курсы психотерапии;
- массажи;
- лечебная гимнастика;
- физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.
Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).
В домашних условиях родителям необходимо:
- регулярно пополнять словарный запас ребенка;
- вместе учить стишки;
- читать интересные рассказы;
- выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
- показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
- уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.
На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.
Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.
Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз
Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.
Упражнения
Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.
Упражнения для совместного выполнения:
- разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
- показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
- положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
- назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.
Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.
Вероятные осложнения
Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:
- дебилизм;
- имбицилизм;
- идиотизм.
При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.
У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.
Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии
Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.
Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.
Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает
Источник
Одним из признаков задержки психоречевого развития ребенка является нарушение поведения.
Давайте разберемся, какие нарушения поведения при ЗПР встречаются чаще всего? Какие методы коррекции поведения существуют? Как родители могут улучшить поведение ребенка? Чем могут помочь специалисты в области лечения ЗПРР?
Выделяют две группы нарушений поведения при ЗПРР: возбудимые и заторможенные дети.
Заторможенные дети (тормозивный синдром) обычно вялые, безынициативные, не уверенные в себе, не исполнительные. Они пассивные, медлительные, заторможенные в движениях, в мышлении и в поведении. Часто среди них встречаются равнодушные к окружающему, не любят принимать участие в общественных делах. Они обидчивы, часто плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе. Нередко у них случаются неадекватные эмоциональные реакции.
Гипервозбудимые дети в поведении расторможены, психически неустойчивые, склонные к аффективным эмоциональным реакциям. Дети ведут себя импульсивно, они внушаемы, заражаемы инициативой других детей.
Гипервозбудимые дети физически неутомимые, двигательно расторможенные, назойливые, болтливые. Легкая возбудимость, расторможенность приводит к импульсивному поведению, которое проявляется криками, драками, ссорами, обидами. Характерна стойкая проявленность таких психических состояний как импульсивность, бурные реакции, склонность к агрессии (физической и словесной), конфликтность, грубая реакция протеста. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут проявляться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов.
Основные мотивы поведенческих реакций – получение удовольствия или подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию. Они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру, образцу, быстро оказываются в подчинении у лидеров с более сильным характером. Поведение детей с ЗПР непоследовательное, неровное, непредсказуемое, нелогичное, конфликтное.
Основные причины поведенческих реакций — нарушения развития нервной системы, ослабление психофизиологических механизмов регуляции поведения. Эмоциональные (аффективные) вспышки у детей с ЗПР нередко заканчиваются головной болью, повышением температуры, повышенной усталостью. Снижена возможность произвольной регуляции поведения. Отмечается функциональная незрелость нервной системы – процессы возбуждения и торможения не сбалансированы. Одна из частых причин — резидуально-органическая церебральная недостаточность.
У детей с ЗПР с нарушениями эмоционально-волевой сферы социализация инстинктов и влечений осуществляется менее успешно. Такие дети имеют склонность к асоциальным поступкам. Поведение их отличается непоследовательностью, конфликтностью, непредсказуемостью, что обусловлено их психической неустойчивостью и эмоциональным напряжением.
В межличностном взаимодействии дети с ЗПР стремятся к общению с более младшими детьми, которые лучше их понимают. В конфликтных ситуациях они стремятся к соперничеству, что говорит о неразвитых навыках сотрудничества.
Отмечается эмоциональная поверхностность общения, импульсивность в поведении, слабое проявление эмпатии, склонность к зависимости от более активных сверстников. Нередко проявляют агрессивный защитный тип поведения по отношению к сверстникам.
Дети с тормозивным синдромом имеют низкую потребность в общении, недостаточную сформированность коммуникативных умений, часто проявляется личностная позиция неуспевающего, неумение конструктивно взаимодействовать, недоверие к новым людям.
Эти особенности приводят к нарушениям коммуникации, обеднению социального опыта и затруднениям социальной адаптации детей с ЗПРР. В связи с этим у детей с ЗПР формируется отрицательное отношение к себе, заниженная самооценка. Они мало верят в себя и низко оценивают свои возможности.
Частота и выраженность нарушенного поведения зависит от глубины интеллектуальной недостаточности, которая определяется врачом.
В ряде случаев нарушения поведения несут в себе контекст семейной наследственности моделей поведения. Например, если кто-либо из членов семьи вдет себя агрессивно, любит конфликтовать, не считается с мнением окружающих, то вероятность проявления таких деструктивных моделей поведения у детей и внуков увеличивается. В этих вопросах могут помочь разобраться семейные психологи и психогенетики.
Как можно способствовать улучшению поведения ребенка с ЗПР? Как могут помочь родители?
Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Более подробно об общении напишу в следующей статье. А пока возьмите на вооружение одно простое упражнение: каждый день выделить 5 минут времени, когда Вы тотально присутствуете с ребенком. Только Вы и он. Ребенок должен знать, что это конкретное время только для общения между вами наедине. Важно в это время не отвлекаться на гаджеты и другие стимулы, а играть или просто наблюдать за ребенком, проводить время вместе.
Также, ведущее значение в улучшении поведения детей имеет характер психологических установок в сознании родителей по отношению к детям. При наличии негативных установок, их следует заменить их на позитивные. А также изменить свои негативные ожидания от детей на позитивные. Например, нередко родители ожидают от детей проблемы – соответственно своим ожиданиям, они их получают в виде нежелательного поведения детей. Родителям следует избегать отрицательных формулировок в общении с детьми. Учитесь позитивному перефразированию.
С целью укрепления нервной системы ребенка и процессов регуляции возбуждения и торможения необходимо обеспечить стабильный режим сна и бодрствования ребенку. Ребенок должен знать в какое время, какие занятия в течение дня. Когда завтрак, обед, когда прогулка, когда занятия, когда игры. Желательно, чтобы эти события происходили в одно и то же время. Утром и днем это более активные и подвижные занятия. В вечернее время более спокойные. Обеспечить ночной сон не менее 9,5-10 часов, желательно дневной сон или отдых 1 -2 часа.
Питание играет важную роль в поддержании баланса и активности нервной системы. Питание должно быть сбалансировано с достаточным количеством витаминов и минералов. Водный режим: 30-40 мл на 1 килограмм веса в сутки чистой воды.
Обеспечьте достаточные физические нагрузки и спорт ребенку. Возбудимым детям с гиперкинетическим синдромом это поможет развить способность управлять своим телом, а значит, как следствие и своей психикой. Для детей с тормозивным синдромом спорт будет способствовать развитию уверенности в собственных силах, сотрудничеству с командой.
Играйте в игры, которые способствуют развитию механизмов регуляции процессов возбуждения и торможения. Это игра «спящие львята», когда нельзя пошевелить никакой частью тела, даже ресничками. Кто первый пошевелился, тот проиграл. Это игры из серии «старт-стоп», когда музыка играет танцуем, когда выключается замираем в какой-то фигуре. Это всем известная игра «море волнуется раз, два, три…морская фигура на месте замри».
Это применение физиотерапевтических методов: теплая хвойно-солевая ванна на 5-7 минут успокаивает нервную систему. Прогулки перед сном снимают напряжение, массажики, спокойная музыка. А также полезны прогулки вдоль водоемов и купание, плавание для возбудимых детей. Вода снимает психо-эмоциональное напряжение. Детям с тормозивным синдромом полезны солнечнее ванны, пребывание на солнце, длительное монотонное движение (ходьба, бег, пробежки, лыжи) – это укрепляет волевой компонент.
Чем могут быть полезны специалисты по лечению нарушений поведения?
Такие виды реабилитации, как арттерапия, сенсорная интеграция, ипотерапия, канистерапия, дельфинотерапия, физиотерапия также способствуют улучшению поведения детей с ЗПР.
В ряде случаев необходимо применение лекарственных препаратов, биоактивных добавок и витаминно-минеральных комплексов. Лечение может назначить врач детский невролог.
Не забывайте, чтобы добиться успеха в улучшении поведения у детей, необходима регулярная
планомерная длительная работа. В целом, не стоит забывать, что ребенок – это душа. И не стоит ставить свои принципы в воспитании выше ребенка. Также желаю помнить, что хорошо развиваются дети только там, где родители занимаются саморазвитием. Любой трудный вопрос с поведением ребенка желаю Вам решать с теплотой, любовью и спокойствием в сердце.
Требуется консультация врача.
Автор: Наталья Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Если у Вас появились вопросы с удовольствием отвечу на них на личной консультации.
Запись на предварительную онлайн консультацию:
Сайт: https://nevrolog-nikiforova.ru/consult
WhatsApp 8(962)362-02-26
Ютуб https://www.youtube.com/channel/UCaOPcsCH-b3fXWzs1Ww6x5A
Инстаграм неврология: https://www.instagram.com/nevrolog.nikiforova?r=nametag
Инстаграм арттерапия: https://www.instagram.com/natalianeuroart?r=nametag
Вконтакте: https://vk.com/nevrolog.nikiforova
Фейсбук: https://www.facebook.com/profile.php?id=100039259352057
Телеграм: https://t.me/nevrolog_nikiforova
Источник