Потенциал развития ребенка в фгос

Потенциал развития ребенка в фгос thumbnail

МБОУ «Глинковская СШ»

Выступление

на совещании педагогических и руководящих работников

образовательных организаций

на тему:

«Развитие потенциала обучающихся в условия реализации ФГОС

начального общего образования»

Учитель

начальных классов

Филипова Е.А.

с. Глинка

2017г.

Потенциал человека: личностный, человеческий, познавательный, творческий… Цепочку можно продолжать и дальше, но что же скрывается за этими словами? Что же такое потенциал? Определений потенциала очень много. Я предлагаю остановиться на следующем.

Потенциал – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.

Личностный потенциал человека включает, прежде всего, ресурсы личности, данные ему от рождения, а также мировоззрение, мотивацию к самореализации, личностные качества.

В своём выступлении я остановлюсь на развитии познавательного и творческого потенциала учеников. В условиях введения ФГОС НОО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход заслуживает внимания такое определение: 

Потенциал младшего школьника – это  характеристика обучающегося, отражающая совокупность его возобновляемых ресурсов, которая на основе духовно-нравственных ценностей обеспечивает потребность, способность и возможность саморазвития и самореализации в различных видах деятельности.

Познавательный потенциал – определяется объемом и количеством информации, которой располагает ученик.

Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.

Почему потенциал учеников младших классов так важно развивать именно сейчас? Потому что мы говорим об инновационном характере не только образования, но и всего развития общества. Необходимость развития познавательного и творческого потенциала младших школьников диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие познавательного и творческого потенциала учащихся является важнейшей задачей. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Сегодня многим понятно, что истинная цель обучения — это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, творческого мышления, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. А младший школьный возраст как раз тот период, когда начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.

Творчество — это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности ученик развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

«Способности — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности». Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания. Именно школа может способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. А задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их.  Способности человека можно представить в виде дерева, где корни — природные задатки человека, ствол — общие способности, а ветви — специальные способности, в том числе творческие и познавательные. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!

Развивать способности ученика, что это значит?

— во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, привычки анализировать и осмысливать факты, хорошо натренированной памяти, воли, воображения.

— во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

—  в-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень ответственно, т.к. растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий учитель тот, кто:

— преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится   рационализировать тематическое и поурочное планирование;

— свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

— уважает личность ученика;

— дифференцирует объем и сложность заданий;

— умеет увидеть новую проблему даже в обычном задании, сформулировать творческую задачу для учащихся, активно включить их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность по решению и анализу хода решения этой задачи;

— побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет держать в поле зрения всех учащихся класса;

— развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

— содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;

Для раскрытия творческих и познавательных способностей детей я стараюсь использовать современные технологии обучения, так как считаю, что учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Применяю разные формы: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы и т.д.

Читайте также:  Игры в познавательно речевом развитии ребенка

В своей работе использую разные способы стимулирования творческого и познавательного потенциала:благоприятная атмосфера в классе, доброжелательность, использование личного примера творческого подхода к решению проблем, обогащение окружающей среды ученика разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, обеспечение возможностей для практики, представление ребятам возможности активно задавать вопросы, поощрение высказывания оригинальных идей, отказ от критики в адрес ребенка.

Показателями развития способностей учащихся является:высокий уровень интереса к урокам, способность к фантазированию, воображению и моделированию, проявление радостных эмоций во время работы, способность наслаждаться процессом творчества, умение преодолевать возникшие трудности, проявление догадливости, сообразительности, способность переживать ситуацию успеха, проявление самостоятельности в работе.

Пути развития познавательного и творческого потенциала я нахожу как на уроках, так и во внеурочной деятельности. На уроках очень важно вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся, поэтому использую различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки — экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, уроки защиты проектов, уроки с применением ИКТ (например, презентаций, которую приготовила я или сами дети) Благодаря таким урокам ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление, а также даёт шанс самым неуверенным учащимся. Задания и материалы к уроку подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения и занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, головоломок, лабиринтов, позволяющие ребенку тренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью, давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости.

Стараюсь чаще в своей деятельности создавать проблемные ситуации на уроках. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения оказываются рациональными, а другие – нет. В стороне не останутся даже слабые ученики, каждый будет задействован. А еще ребята учатся внимательно слушать и слышать друг друга, что очень важно в начальных классах.

Познавательная и творческая деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается и во внеурочной деятельности. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие разностороннего потенциала младших школьников. Проводимые у нас в школе кружки имеют разную направленность: общеинтеллектуальную, общекультурную (художественно-эстетическую), духовно-нравственную, спортивно-оздоровительную и социальную. Кружковые занятия имеют свой выход. Мои ребята не только активные участники предметных недель, разнообразных конкурсов, выставок, викторин, олимпиад различного уровня, международных игр, но и победители. Они получают благодарности, грамоты, дипломы, а это всё является подтверждением их развития. Ученикам начальной школы надолго запомнились подготовленные нами познавательные мероприятия «Осеннее кафе бабы Яги», праздник «Весны». Ребятам надо было изучить приметы осени и весны, найти интересные загадки, подобрать подходящие стихотворения, придумать конкурсы и игры, подходящие под определённое время года, сделать красочное оформление сцены, подготовить яркие костюмы и отлично сыграть свои роли. Такие коллективные творческие дела как нельзя лучше развивают познавательный и творческий потенциал школьников, учат общению друг с другом.

Важным условием познавательной и творческой деятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение, всё это мы можем получить выполняя проекты. Проекты в начальной школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения, также ему не обойтись без креативности, умения ориентироваться в информационном пространстве. Ребенок сам придумывает, воплощает, кроме этого привлекает к совместному творчеству и своих родителей. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.

Развивая познавательный и творческий потенциала моих учеников, я тем самым развиваю у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, что в свою очередь создает условия для формирования ключевых образовательных компетенций в рамках реализации ФГОС НОО.

Дорогие коллеги, познавайте новое и творите сами, проявляйте в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши дети.

Источник

Потенциал образовательного события в реализации ФГОС

«Событийная общность – необходимая ситуация развития человека»                                                                             В.И. Слободчиков

Сейчас в сфере образования активно обсуждается вопрос реализации государственных стандартов и достижения качественных результатов обучения. И при реализации  ООП, должны формироваться деятельностные образовательные результаты, заявленные в Стандарте. При наблюдении за воспитанниками педагоги обнаружили, что не всегда и не все дети способны обеспечить продуктивную коммуникацию. Многим сложно изобрести свой способ решения той или иной задачи отличной от заявленной программой, «уйти» в сторону и самим поразмыслить над ее решением. А некоторые дети и вовсе опускают руки, считая, что решить незнакомую задачу невозможно. Значит, надо выходить за пределы занятия. В этом случае  можно использовать ресурс свободного от занятий времени, чтобы способствовать  успешности ребенка в быстро меняющемся мире.

Читайте также:  Золак дошкольный центр развития ребенка гомель

 «Дети здесь не для ДОУ должны учиться, а для жизни» — М.Миркес.

Изменение требований к образовательным результатам влияет на содержание образования, форматы образования и формы мониторинговых процедур. Как проверить, оценить образовательные результаты детей? По мнению Марии Миркес, одним из возможных вариантов оценивания образовательных результатов детей может быть «образовательное событие». Образовательное событие – специальная форма реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм. Это могут быть особые «событийные» модули, в которые ДОУ включает взрослых, родителей. Необходимо, чтобы ДОУ был готов применять разнообразные формы взаимодействия, которые могут быть включены в расписание.

  1. Категория «событие» в образовательном процессе. Лингвистическое осмысление понятия.

«Прообразом исторического события в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия события можно считать движение часовой стрелки по циферблату. Было пять минут шестого, стало двадцать минут. Схема изменения как будто есть – на самом деле ничего не произошло. Как история родилась, так может она и умереть ,и действительно: что такое, как не умирание истории, при котором улетучивается дух события, — прогресс, детище 19 века? Прогресс – это движение часовой стрелки, и при всей своей бессодержательности это общее место представляет огромную опасность для самого существования истории. Всмотримся пристально вслед за Тютчевым, знатоком грозовой жизни, в рождении грозы». Событие – это гроза. Весенняя гроза, как у Ф.И.Тютчева в одноименном стихотворении.

Описание категории «событие» в образовательном процессе невозможно без обращения к лингвистическому осмыслению этого понятия:

«Событие – то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни». Или же, «событие мыслится как то, что произошло, хотя могло и не произойти».

Событие = приставка со- (служит для образования имен существительных и глаголов со значением «общее участие в чем-либо) + слово бытие (бытиё), то есть жизнь.

Таким образом, события – элементарные единицы вечности, которые сопровождают жизнь.

  1. Что мы понимаем под «событием» в ДОУ? Событийный подход в образовательной деятельности. Образовательное событие.

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача утверждения приоритета индивидуальности ребенка. Во ФГОС,  обозначены целевые ориентиры, направленные на:

  • желание сделать жизнь детей более интересной;
  • содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
  • формирование инициативного, активного, самостоятельного ребенка.

Именно эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, окружающим социумом. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие» что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития  личности ребенка.

Большую часть жизни ребенок проводит в образовательном учреждении, а потому новый образовательный стандарт не случайно уделяет такое внимание событийному подходу в образовательной деятельности, и поэтому педагог, планируя сегодня свою деятельность, должен «обеспечить» своих воспитанников образовательными событиями, которых должно быть как можно больше.

Чем же «образовательное событие»  отличается от «мероприятия»?

          В энциклопедическом словаре педагога, под мероприятием понимается «условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления». Для нас педагогов понятие «мероприятие» включает в себя праздники, развлечения, тематические вечера и другие виды музыкально-театрализованной деятельности. Вся подготовка и проведение мероприятий ложилась в основном на плечи музыкального руководителя и воспитателя. Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события,  вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов. 

Как мыслил Б.Д. Эльконин «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание».

Обратимся к комментариям к ФГОС (раздел 2, пункт 2.7.): «Содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях — например, в области социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития, или социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и т.д. Таким образом, определенная образовательная технология или содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновременно в разных образовательных областях.

В то же время, существуют примерные программы, которые подробно расписывают определенное образовательное содержание. Если Организация принимают за основу своей Программы такую примерную программу, следует сделать ссылку именно на эту Программу».

Читайте также:  Методики диагностики индивидуального речевого развития ребенка

«Событийность не основывается на определенных алгоритмах. Событийность дает мотивацию для раскрытия интересов и талантов детей», — Мария Моисеевна Миркес (директор НОУ «Школа антропоники и программирования» г. Красноярск).

  1. Признаки образовательного события и его сущность.

Образовательное событие – это:

  • Значимое творческое действие.
  •  Открытие смысла происходящего для каждого участника.
  •  То, что развивает и то, что развивается.
  •  То, что вместе создается,  но индивидуально понимается.
  •  Способ жизнетворчества человека.
  •  Уникально, его нельзя повторить.

Необходимо четко понимать, какую идею хотим достичь вместе с детьми. Событие без продолжения не имеет смысла.

Признаки образовательного события:

  • яркое, запоминающееся, эмоциональное переживание, энергетика, желание вернуться в него снова,
  • дает положительный эффект,
  • решает многие проблемы,
  • базируется на принципиально новой идее,
  • ориентировано на будущее,
  • удовлетворяет потребности всех участников образовательного процесса,
  • погружение, концентрация в событие,
  • новизна, неповседневность,
  • человек хочет об этом рассказать, поделиться.

В чем же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия  для создания «продукта совместной  деятельности», в ходе которого дети, совместно с родителями и педагогами проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.

Чтобы образовательное событие соответствовало всем этим признакам, необходимо помнить ряд прописных истин и соблюдать их:

  • событие – не только творческая деятельность с возможностью импровизации, но и нормативная;
  • проблема (а без нее нет события) должна иметь значимый характер;
  • у участников события должна быть возможность выбора форм и характера личного участия;
  • событийность предполагает рефлексивную оценку авторами всей проделанной ими работы и приобретенного опыта. Авторы представляют проделанную работу, показывают ее результаты, демонстрируют компетентность.

Характеристики образовательного события:

  • Участники вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта.
  • Событийность несет принципиально «недоопределенный» характер, тем самым неограниченно расширяясь и оставляя место для субъектного поведения участников, в том числе для определения и сопоставления полученных результатов.
  • Специально выстроенное пространство рефлексии позволяет участникам обнаруживать собственные успехи и дефициты (соответствие и разрывы между идеальным образом себя и идеальным), ставить задачи на собственное продвижение, находить или создавать ресурсы для этого.
  • Высокая интенсивность и при этом открытость событийных режимов задает энергетику, вызов, инициирующие возникновение субъектов.
  • Экстремальность задается и удерживается за счет не только содержания, но и формата: разновозрастные группы участников, новые «особые» взрослые, особые места, расписание дня и так далее.
  • Во время реального образовательного события участники погружены в экстремальный режим, требующий действовать «на пределе» своих умений, времени, понимания и так далее.

Мария Миркес отмечает, что рефлексия обеспечивается посредством системы «зеркал», дающих возможность увидеть себя в соотнесении со сверстниками, в соотношении с младшими и старшими, с собой в прошлом и с собой в будущем. «Такие «зеркала» необходимо обеспечить, не подменяя педагогической оценкой» — подчеркнула эксперт.

Три составляющие «Событийности»:

  1. Идея (создание яркого эмоционального всплеска, погружение в атмосферу праздника, новизна события и т.п.).
  2. Выбор (места действия, материала, команды и т.п., т.е. проявление инициативы со стороны ребенка).
  3. Качественные изменения, которые ожидают от детей в ходе образовательного события.

Этапы осуществления образовательного события:

1 этап. Определение тематики образовательного события. Фиксируются в годовом плане работы учреждения.

2 этап. Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.

3 этап. Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята готовят тематические материалы.

4 этап. Проведение образовательного события. Самый яркий, долгожданный момент действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения, творческая совместная деятельность. И как результат — оформление выставки продуктов деятельности.

5 этап. Рефлексия.  Навыки, применение «на себя». Эффект от участия в образовательном событии. По итогам проводится обмен мнениями по поводу прожитого, делятся впечатлениями,  высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств. «Мы даём уверенность в будущем, обеспечивая качество в настоящем»- девиз событийности.

Источники:

  1. Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика / Научно-методическая серия “Новые ценности образования”. Выпуск 1 (43) “Событийность в образовательной и педагогической деятельности” // Сборник статей под редакцией Крыловой Н.Б. Томск, 2010 г.)
  2.  И.Е. Николаевна «Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса»   https://lyceum-44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69 
  3. Мануйлов Ю.С. «Язык «Со-» .-Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной.

Источник