Потенциал развития ребенка с овз
Дети с ограниченными возможностями здоровья
(общая характеристика и потенциал развития)
Одним из важнейших аспектов государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
Анализ материалов по проблеме исследования позволяет вычленить положения, разработанные на государственном уровне и в науке:
характеристика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
характеристика форм олигофрении у детей;
социальный потенциал развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-олигофренов;
требования к организации образовательного процесса данной категории детей и др.
Остановимся на характеристике каждого положения.
Ключевые положения по созданию специальных условий и их перечень для детей-инвалидов и детей с ОВЗ нормативно закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» . В законе дается понятие «…обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» под которым определяется «…физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
К обучающимся с ОВЗ И.О. Водяницкая относит «…детей до 18 лет, которые имеют недостатки в физическом и/или психическом развитии (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.)», а также к их числу относит «… детей-инвалидов, лиц, обучающихся в IX (XII) классе по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находящихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев .Автор указывает на то, «…что без создания специальных условий для получения образования ограниченные возможности препятствуют освоению образовательных программ»
Говоря об ограниченных возможностях здоровья, мы, прежде всего, понимаем некое биологическое неблагополучие ребенка. Имея в виду последнее, авторы Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья считают, что оно «…обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии». Также авторы утверждают, что «…уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания».
Благодаря достижениям в современной науке, технике и медицине, ребенок с ОВЗ может достигнуть существенных результатов в своем личностном развитии. По мнению авторов, упомянутое выше приводит к тому, что «…часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития» и «часть «благополучных» детей с ОВЗ «уходит» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство массовой школы.
Существует несколько подходов к определению понятия «умственная отсталость». Рассмотрим понятие, которое дает Н.М.Назарова в учебном пособии «Специальная педагогика». К лицам с нарушениями умственного развития автор относит «… лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер» Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости она выделяет «…нарушение высших психических функции» , которые отвечают за «…отражение и регуляцию поведения и деятельности».
Автор указывает, что причиной является поражение мозга в период его наиболее интенсивного развития: во время внутриутробного развития, при неудачных родах, при травмах или серьёзных заболеваниях раннего или младшего возраста. Недоразвитие познавательной сферы является следствием общего патологического развития психики, и, как сопутствующее ей, недоразвитие и ряда других высших психических функций.
Анализ литературы показывает, что большинство авторов доказывают, что основной дефект, наблюдаемый при олигофрении, — это трудность обобщения или слабость регулирующей роли речи.
Г.Е. Сухарева выделяет центральные дефекты. Их два: во-первых, дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, дефицит познавательных интересов; во-вторых, плохая обучаемость, замедленное, затрудненное восприятие всего нового.
Отечественные и зарубежные ученые выделяют несколько классификаций умственной отсталости, основанием служит степень интеллектуального дефекта.
М.С. Певзнер выделяет пять основных форм олигофрении, каждая из которых имеет свою патофизиологическую, клиническую и педагогическую характеристику: 1) неосложненная олигофрения, 2)олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов, 3) олигофрения с психопатоподобными формами поведения, 4) олигофрения с нарушениями различных анализаторов, 5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
К первой форме автор относит неосложненную олигофрению, для которой характерно недоразвитие наиболее сложных форм познавательной деятельности, обусловленное слабостью процессов отвлечения и обобщения. Он утверждает, что «… эта форма не сопровождается грубым поражением в пределах того или иного анализатора и первичным поражением эмоционально-волевой сферы. Дети этой группы в основном уравновешенны, относительно работоспособны; их речь и моторика обычно грубо не нарушены» .
Ко второй форме автор относит олигофрению, осложненную нарушениями нейродинамических процессов. Особенностью этой формы являетсясочетание недостаточности познавательной деятельности с явлениями психомоторной расторможенности и заторможенности.
Опираясь на выводы М.С. Певзнера, Т.И. Пороцкая описывает детей этой группы как «… одни легко возбудимы, неуравновешенны, другие, наоборот, вялы, быстро истощаются. Работоспособность понижена. Ответы таких детей необдуманны, случайны. Особенно большие трудности возникают у них в процессе письма и счета; они пишут небрежно, пропускают буквы и цифры»[17]. А также автор указывает на «…нарушение нормального взаимодействия, равновесия между тормозным и возбудительным процессами».
При третьей форме — олигофрении с психопатоподобными формами поведения — М.С. Певзнер отмечает, что «психическое недоразвитие сочетается с явлениями выраженной аффективной возбудимости, расторможенности влечений».Авторхарактеризуетдетей, страдающих этой формой заболевания, как «…часто эмоционально возбуждены, приподнятое настроение у них сменяется плаксивостью, подавленностью» . Он обращает внимание на то, что «… критическое отношение к себе и окружающим понижено. Они необидчивы, несамолюбивы, их школьные интересы выражены недостаточно; работоспособность понижена» .
От описанных выше форм четвертая форма олигофрении отличается нарушениями различных анализаторов. Как отмечает автор, «…в этих случаях слабоумие сочетается с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата . Это вызывает «…недоразвитие общей моторики, недостаточная координированность движений губ и языка, недоразвитие речевых систем, нарушения двигательных анализаторов» .
Педагогическая работа с детьми данной группы, по мнению Т.И. Пороцкой , должна строиться с учетом структуры их дефекта. Особое место в коррекционной работе отводиться занятиям по лечебной гимнастике, а для коррекции дефектов речи проводятся логопедические занятия .
К пятой форме олигофрении автор относит олигофрению с выраженной лобной недостаточностью. Он отмечает «… при этой форме заболевания недоразвитие познавательной деятельности связано срезким нарушением целенаправленности», при этом у одних детей наблюдаются «…пассивность, вялость, двигательная заторможенность, автоматическая подчиняемость» , а другим свойственны «…расторможенность, импульсивность, суетливость, отвлекаемость на любые раздражители» .
Наряду с этим Т.И. Пороцкая выделяет общее для детей этой группы: общая диспластичность, нарушение желез внутренней секреции, резкое нарушение моторики. Автор также отмечает, что «их речь бессодержательна, насыщена штампами, повторениями чужих высказываний» . Личностное недоразвитие проявляется «… в некритичности к себе, отсутствии чувства смущения, страха, обиды.
Таким образом, несмотря на особенности каждой из пяти форм олигофрении (умственной отсталости) дети данной категории обучаемы, и при использовании специфических методов, приемов и средств обучения, дифференциации и индивидуализации, этот процесс будет протекать более эффективно и результативно.
Поскольку внеурочная деятельность является частью образовательного процесса, то целесообразно рассмотреть какие же требования предъявляются к его организации для детей с ОВЗ и, в частности, для детей с умственной отсталостью.
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья[9] выделяет ряд особыхтребований к организации образовательного процесса данной категории детей. Авторы рекомендуют: начинать специальное обучение ребенка сразу же после установления диагноза; ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы; использовать специальные методы, приемы и средства обучения; сделать акцент на индивидуальном подходе в обучении. Особую роль авторы концепции отводят организации образовательного пространства, подчеркивая, что необходимо «…обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды» , а также «…максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждени.
Включение ребенка с ОВЗ в различные сферы социальной жизни посредством разнообразия образовательной среды, влияет на развитие потенциала этих детей.
По мнению Г.Н. Филонова, сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в «…целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности». Автор считает, что развитие потенциала посредством деятельностного подхода направлено на :развитие духовных и физических способностей ребенка;содействие в получении соответствующего образования;обеспечение условий для участия в жизни общества детей, которые могут обучаться лишь практическим навыкам. Кроме того, автор указывает для развития социального потенциала данной категории необходима «… организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни».
Эти положения в полной мере могут быть реализованы во внеурочной деятельности.
Однако по мере того как умственно отсталый ребенок растет, Т.Б. Епифанцева указывает на то, что присоединяется «…бедность кругозора, поверхностность мышления, представления бедны, малы, слабость обобщения, незрелость эмоциональной сферы».
По мнению Б.П. Брунова, данные особенности развития умственно отсталых детей усложняют организацию внеурочной работы. Но как отмечает автор, это не снимает с педагогов ответственности за решение воспитательных задач: «воспитание у школьников инициативы, самостоятельности, привычек дисциплинированного поведения в школьном коллективе, в быту». Решение же этих задач может быть «… лишь на основе всестороннего изучения детей в процессе обучения и воспитания». При этом автор указывает, что педагогу «необходимо знать его дефект, особенности и характер его поведения, сопутствующие дефекты, соматическое состояние ребенка, социально-бытовые условия, условия раннего развития и воспитания и д.р.», а также .
Автор делает вывод о том, что изучение индивидуальности умственно отсталого ребенка, его отношение к труду, к общественным событиям, к учению, к своим возможностям лежит в основе эффективного воспитания и развитие познавательного интереса детей с интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Получение образования детьми с ОВЗ – это одно из прав, которое гарантируется Конституцией РФ и регламентируется нормативными документами и актами в сфере образования, а также является предметом исследования ряда ученных. Большой вклад в исследование особенностей детей с ОВЗ внесли такие исследователи, как Б.П. Брунов, В.В. Воронкова, М.С. Певзнер, Ю.Н. Мануйлова, Т.И. Пороцкая, Л.М. Шипицына и другие.
Ключевыми понятиями являются «…обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «лицо с умственной отсталостью». Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К лицам с нарушениями умственного развития относят «… лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер» .
Изучение особенностей обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью включает в себя рассмотрение характеристики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (к ним относятся «дети до 18 лет, которые имеют недостатки в физическом и/или психическом развитии (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, получающие образование на дому», а также анализ форм олигофрении у детей, которые выделяет М.С.Певзнер (неосложненная олигофрения, олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов, олигофрения с психопатоподобными формами поведения, олигофрения с нарушениями различных анализаторов и олигофрения с выраженной лобной недостаточностью).
Потенциал развития детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что к концу дошкольного возраста часть детей может достигнуть уровня соответствующего «норме психического развития», при соблюдении требований к организации образовательного процесса данной категории детей (начинать специальное обучение ребенка сразу же после установления диагноза; ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы; использовать специальные методы, приемы и средства обучения; сделать акцент на индивидуальном подходе в обучении.). Ученые отмечают, что дети-олигофрены вполне обучаемы (они овладевают навыками общения, социально-бытовыми и трудовыми навыками, они отличаются высокой физической выносливостью, способны овладеть ремеслом), поэтому в личностном развитии они могут достигнуть успехов, овладев профессиональными навыками в какой-либо рабочей профессии.
Список использованной литературы.
Федеральный закон от 8.06.2007 № 163249-4- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья «, изд. «Собрание законодательства РФ», № 31, ст. 3823 [Электронный ресурс] – сайт www.bestpravo.ru – 10.04.2015 | 10.3MB |. – режим доступа – https://www.bestpravo.ru/rossijskoje/hu-normy/y3v.htm/ свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] – сайт www.garant.ru – 10.04.2015 |10kb|. – режим доступа – https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/#ixzz3bRaRVxUx /свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс] – сайт www.garant.ru – 10.04.2015 |10kb|. – режим доступа – https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/#review/свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Филонов Г.Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. — М.: ЦСП РАО, 1995.
Организация внеурочной деятельности детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий. Владимирова Л. М. [Электронный ресурс] – сайт www.menobr.ru – 10.04.2015 |10kb|. – режим доступа – https://www.menobr.ru/materials/729/38723/ /свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Источник
Потенциальные возможности ребенка с овз
Шуба Светлана Васильевна
Учитель-дефектолог,
Государственное Бюджетное Учреждение Владимирской Области «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки» (ГБУ ВО «ЦППиСП»)
Потенциальные возможности ребенка будут зависит от раннего, грамотного и систематического обучения основным умениям и навыкам. Практика показывает, что умелое воспитание и раннее обучение позволяет расширить границы физических и интеллектуальных способностей ребенка, но нельзя забывать, что потенциальные возможности у всех детей разные.
Детям нужно учиться функционировать в быту, общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. Главная задача взрослого — максимально социализировать ребенка с ОВЗ в обществе. Чем раньше начнется работа, тем успешнее ребенок адаптируется в социуме.
Зачастую гиперопекой, излишней заботой, эгоистической любовью, стремлением оградить детей от всех возможных трудностей родители мешают их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но эта любовь должна быть альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет в раннем возрасте, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды во взрослой жизни.
Рекомендательные правила воспитания:
- Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
- Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок, все ли они обоснованы.
- Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
- Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
- Все действия должны нести регулярный, систематический характер, только в этом случае увидите результат своего труда
Рекомендации родителям по воспитанию ребенка с проблемами в обучении
С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Давайте разберем, что мешает нам помочь ребенку преодолеть трудности. Беда не только в самих трудностях письма, которые фактически не позволяют ребенку учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителем, в формировании у ребенка чувства неполноценности, неудовлетворенности в себе, в своих силах. Беда и в том, что недовольство учителя и родителей, неудачи отталкивают ребенка от взрослых, и, если нет от них реальной помощи и поддержки, ребенок окончательно теряет веру в себя. Переживание собственных неудач усиливается во много раз при неправильной тактике поведения учителей и родителей. Увы, взрослые и в школе, и дома чаще ругают, укоряют, наказывают ребенка за школьные неудачи и гораздо реже могут оказать ему реальную помощь. Тактика наказаний бывает разной, и родители редко задумываются, что любые наказания больно ранят. Мы хотели бы обратить внимание родителей на некоторые факторы, усугубляющие школьные трудности, затрудняющие помощь ребенку.
Один из таких факторов — неправильная тактика взаимоотношений с ребенком:
-низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания,
-высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности,
-выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей,
— повышенная стимуляция возможности детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
Отрицательно воздействуют на ребенка, способствуют конфликтам, создают стрессовые ситуации, а значит, усугубляют трудности такие черты личности родителей, и прежде всего мам, как:
-повышенная эмоциональная чувствительность, склонность легко расстраиваться и волноваться.
-эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения.
— склонность к беспокойству.
— противоречивость личности.
-стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими
— фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений.
Нервные срывы родителей в виде окрика, наказаний, различного рода лишений отнюдь не способствуют формированию у ребенка уверенности в себе. Первое — обе стороны должны помнить о взаимном уважении, второе — понимание должно предшествовать советам и наставлениям. Важно научиться любить и ценить не успехи и достижения ребенка, а самого ребенка, вне зависимости от его успехов.
Как снять страх ребенка перед непреодолимыми на его взгляд трудностями, как помочь ему поверить в себя, как научить работать, не боясь неудач?
Основные правила:
1. Не спешите ставить оценку, особенно неудовлетворительную.
2. Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, знакомыми, братьями и сестрами, подчеркивая его неудачи или удачи, успехи других детей. Все это травмирует ребенка, обостряет ситуацию неудачи. Кстати, оценка ребенка взрослым и особенно учителем оказывает серьезное влияние не только на самоощущение и самооценку. От этой оценки во многом зависит отношение к ребенку одноклассников.
3. Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните старание ребенка. Если не за что похвалить, не ставьте оценку, но обязательно подбодрите.
4. Не встречайте ребенка сакраментальным вопросом: Что ты сегодня получил. Даже если вы не будете его ругать за неудачу, даже если вы найдете в себе силы подбодрить, вы все равно не сможете скрыть своего огорчения.
5. Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий. Не стоить переоценивать их значение, особенно на первых порах, ведь во второй половине дня работоспособность снижена, сказывается утомление, и непрерывная работа больше 15-20 минут порой не по силам. Если вы будете сидеть все время над душой ребенка, следя за каждым его движением, то это еще один повод поверить в собственную беспомощность.
6. Не ограничивайте любимые занятия из-за неудач в школе, не лишайте любимого дела. Запреты не дадут желаемого результата, а, наоборот, могут вызвать реакцию протеста, достаточно резкую по форме (и грубость, и слезы, и даже угрозы). Нельзя исключить и такую ситуацию, когда лишение любимого дела вызывает только желание забросить уроки, несмотря на давление родителей, и всякого рода наказания. Наоборот, при школьных неудачах нужно дать ребенку возможность реализоваться в чем-то другом, доказать (прежде всего, самому, а потом окружающим), что есть дело, которое он может сделать хорошо. Если такого дела нет, его надо искать и обязательно найти.
Как видите, проблема помощи ребенку при трудностях обучения совсем не проста, но главное — знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта и терпение родителей и учителя и их совместная работа.
Список литературы:
1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М, 1981.
2. Васильева КН., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. — Ярославль: Академия развития, 1996.
3. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -М, 1985.
5. Жукова НС. Формирование устной речи: Учебно-методическое пособие. — М: Соц. — полит.журнал, 1994. — 96 с.
6 Жукова НС. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М: Просвещение, 1973. 220 с.
7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте — М: Медгиз,1962. — 268 с.
8. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост В.И. Селиверстов. — М, 1977.
9. Аглая Датешидзе «Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми», М, 2012 г.
Источник