Построения служб и систем комплексного сопровождения развития ребенка

В России система комплексного сопровождения появилась 15-20 лет назад вместе с формированием гуманистической ориентации в российской педагогике.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций.

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И. Казаковой (1995-2001).

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Е.И. Казакова  даёт следующее определение сопровождению:

«Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощённая трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора). При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития».

В основе поддержки подразумевается не любая форма помощи или обеспечения, а поддержка, в основе которой — сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы.

В теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребёнка в каждом конкретном случае выступает и сам ребёнок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребёнка.

В практическом осуществлении процесса сопровождения как совокупности последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения, лежит единство четырёх функций:

  • диагностика сущности возникшей проблемы;
  • информация о сути проблемы и путях её решения;
  • консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
  • первичная помощь на этапе «реализации» плана.

Если сопровождение идентифицировать с понятием «организация», то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Таким образом, объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности являются ситуация развития ребёнка как система отношений ребёнка:  с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Комплексное сопровождение развития ребёнка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью комплексного сопровождения ребёнка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребёнка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи комплексного сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
  • содействие ребёнку в решении актуальных задач развития, социализации, обучения;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов.

Основными принципами сопровождения ребёнка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

  1. Принцип системности – системное видение педагогических явлений и процессов, происходящих в образовательном учреждении.
  2. Принцип гуманистической ориентации образования – рассмотрение ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.
  3. Принцип индивидуального подхода в образовании и развитии – определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его способностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление каждому воспитаннику возможности для самореализации и самораскрытия.
  4. Принцип социальной адекватности – соответствие содержания и средств обучения и воспитания социальной ситуации, в которой организуется образовательный процесс.
  5. Принцип создания воспитывающей среды – создание в образовательном учреждении таких отношений, которые формировали бы социальность ребёнка.
  6. Содержание развивающей работы, прежде всего, соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса детей, формирование и полноценное развитие которых на данном возрастном этапе наиболее актуально.
  7. Содержание коррекционной работы, прежде всего, соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса ребёнка, уровень развития и содержание которых не соответствует психолого-педагогическим и возрастным требованиям.
  8. Развивающая и психокоррекционная работа организуется по итогам диагностики.
Читайте также:  Развитие ребенка центры в батайске

Направления работы системы комплексного сопровождения:

  • профилактика;
  • диагностика;
  • консультирование;
  • развивающая работа;
  • коррекционная работа;
  • психологическое просвещение;
  • экспертиза (образовательных и коррекционных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Источник

История и современность   системы  психолого-педагогического сопровождения развития субъектов  образовательного процесса.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

1992 год

Министр образования России Эдуард Днепров едет с рабочим визитом в Бельгию, где знакомится с фламандским опытом организации системы ППМС-сопровождения. В результате рождается совместный проект по внедрению фламандского опыта — сначала в Москве, а затем и в Санкт-Петербурге.

1994 год

Приглашенные из Фландрии специалисты проводят первый семинар по системе сопровождения. К этому времени в Санкт-Петербурге уже работают первые психологические центры, которые занимаются преимущественно диагностикой и коррекцией.

Модель, предложенная фламандскими коллегами, вызывает явный интерес, тем более что в Питере всегда были сильны позиции Ананьевской школы, исповедующей целостный взгляд на ребенка.

В рамках российско-фламандского проекта создаются три группы пилотных площадок: в Петроградском районе, в Ломоносове и в Центральном районе.

Создан внутришкольный ППМС-центр на базе гимназии №56 Петроградского р-на.

Начинается обмен специалистами, продолжающийся в течение 17 лет.

1995 год

В Санкт-Петербурге начинается интенсивное проведение семинаров, знакомящих с идеологией и практикой сопровождения. В систему включаются Красносельский, Адмиралтейский, Приморский  и другие районы города.

1996 год

Принята программа развития «Петербургская школа — 2000». К этому времени имеется 18 районных центров и порядка 30 школ, где уже созданы службы сопровождения. Ставится задача объединить в одну команду имеющиеся кадры: психологов, социальных педагогов, валеологов, логопедов и дефектологов. Внедряется первый инструментарий, отработанный на пилотных площадках: досье, система диагностики, система последующей работы.

Появляются первые результаты. Статистика показывает, что программы сопровождения подтверждают свою эффективность.

1997 год

Разрабатываются первые типовые документы регионального уровня. Тем самым появляется юридическая база деятельности системы сопровождения.

1998 год

В Санкт-Петербурге проводится Всероссийская конференция по проблемам ППМС-сопровождения, на которой присутствуют представители 64 регионов России. Принятая резолюция по сути является декларацией системы сопровождения.
Правительство России утверждает «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (см. «Школьный психолог» № 33, сентябрь, 1998 г.), узаконившее существование психологических центров в качестве образовательных учреждений. Санкт-петербургские специалисты принимали участие в разработке этого документа, поэтому не случайно созвучие его названия и ППМС-центров Санкт-Петербурга. Встречается в тексте Положения и само слово «сопровождение», правда, всего лишь однажды — в перечне вариантов названий центров. Кстати, это единственное упоминание модели сопровождения в документах Минобразования, относящихся к психологической службе.
Начинается разработка специфических задач, создается общий инструмент, единая информационная база. Ученые сосредоточиваются на разработке эффективных практико-ориентированных методов.

1999 год

Появляются первые специализированные программы: «Сопровождение детей в условиях надомного обучения», «Школа без наркотиков», «Профилактика агрессивного поведения» и др.

Использованы материалы статьи

«Как это делается в Питере»

№10/2000 журнала «Школьный психолог»

издательского дома «Первое сентября».

2001

Вторая Всероссийская конференция «Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка» (СПб, 14-16.03.01). Подведены основные итоги деятельности служб и центров ППМС-сопровождения, определены основные тенденции и перспективы дальнейшего развития системы сопровождения в новых условиях, среди которых: совершенствование нормативно-правовой базы; разработка программ повышения квалификации и подготовки кадров; развитие новых моделей ППМС-сопровождения (в т.ч. виртуальных); создание единого методического центра для разработки эффективного инструментария.

2001-2003

Обучение 70 российских специалистов системы ППМС-сопровождения на международных курсах повышения квалификации (сертификат Высшей Мехеленской школы (ассоциированного члена Левенского Университета))

Читайте также:  Юник центр развития ребенка

2003-2010

Распространение накопленного опыта в России: семинары, публикации по проблемам ППМС-сопровождения.

2010

В Санкт-Петербурге на Международном конгрессе«Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение» были подведены итоги многолетнего сотрудничества в рамках Российско-Фламандского проекта и проанализированы основные достижения системы комплексного сопровождения ребенка в России.

2011-2013

Развитие системы ППМС-сопровождения Ленинградской области: разработка модели региональной  системы психолого-педагогического сопровождения учащихся в  инновационно развивающемся образовательном процессе.

2012

На Межрегиональной конференции по проблемам психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребенка на базе ЛОиРО представлена разработанная модель региональной системы ППМС-сопровождения, проанализированы основные проблемы, связанные с ее внедрением и дальнейшим развитием.

Цели, задачи и принципы сопровождения.

В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике, педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Когда проблемы решаются не за ребенка, а педагогическое взаимодействие направлено на обучение самостоятельному поиску пути решения и осознанному выбору наиболее эффективного способа преодоления трудности самим учеником,  тогда речь идет о сопровождении.

«Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…» (Казакова Е.И.).

Основная цель сопровождения  — обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка.

Задачи сопровождения…

Уважаемые слушатели, полный текст Вы найдёте во Вложении…

Роль классного руководителя

Взаимодействие сотрудников центра/службы сопровождения и классных руководителей включает в себя:

  — совместную разработку и реализацию     индивидуально-ориентированных программ сопровождения учащихся;

  — совместное сопровождение классов при переходе учащихся на новый этап обучение;

  — сопровождение классов интегрированного  обучения;

  — реализацию системно — ориентированных программ сопровождения;

  — совместную работу с родителями.

Взаимодействие осуществляется в различных формах: в форме консультативного сопровождения учащихся, в форме психолого-педагогического консилиума, совместной работы по системно-ориентированным и индивидуально-ориентированным программам сопровождения, совместно проводимых родительских собраний и т.д.   

Основная цель взаимодействия сотрудников ППМС-центра и классного руководителя — оказание помощи ученику в решении возникающих у него проблем.

Задачи, которые решают специалист сопровождения и классный руководитель в процессе оказания помощи ребенку:

·    в ходе совместного анализа проблемы осуществить поиск    альтернативных вариантов решения проблемы;

·    выработать план комплексной помощи ученику со стороны  классного руководителя и сотрудников центра, других участников проблемной ситуации, представителей различных служб помощи ребенку;

·    предпринять конкретные шаги по реализации разработанной           программы сопровождения;

·    осуществлять мониторинг в процессе реализации программы          сопровождения;

·    при необходимости вносить коррективы в программу  сопровождения. Основной принцип сопровождения — приоритет интересов ребенка: «всегда на стороне ребенка».

Сопровождение классов:

1. Помощь в преодолении учебных затруднений:

·    диагностика учебных навыков и учебных затруднений;

·    консультирование учителей, классных руководителей, родителей учащихся с проблемами в учебной сфере;

·    проведение консилиумов по решению проблем учащихся с проблемами в обучении;

·    разработка и реализация индивидуально и системно ориентированных программ сопровождения учеников с проблемами в учебе;

·    групповые и индивидуальные занятия по развитию познавательных процессов и общеучебных навыков;

·    консультативное сопровождение учащихся с проблемами в учебе.

2. Помощь в преодолении социально-эмоциональных проблем:

·    диагностика межличностных отношений, эмоционального благополучия;

·    консультирование учителей, классных руководителей, родителей; учащихся с проблемами в социально-эмоциональной сфере;

·    реализация программы профилактики агрессивного поведения;

·    реализация программы развития социальных навыков;

·    разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ сопровождения учеников с проблемами в социально-эмоциональной сфере;

·    консультативное сопровождение учащихся с проблемами в социально-эмоциональной сфере;

·    сопровождение социально-уязвимых семей;

·    сопровождение детей группы риска.

3. Помощь в выборе образовательного маршрута, профиля обучения

Читайте также:  Нормы развития ребенка от года до полутора

На этапе поступления ребенка в первый класс:

·    организация и проведение встречи-знакомства с дошкольниками при приеме в первый класс;

·    диагностика уровня готовности дошкольников к обучению в школе;

·    консультирование родителей дошкольников с низким уровнем готовности к  бучению в школе;

·    выступление на родительском собрании на тему «Готовность к обучению в школе»;

·    проведение консилиумов по решению проблем выбора   образовательного маршрута учеников   (сотрудники ППМС-центра, родители, учитель);

·    индивидуальное сопровождение учащихся.

На этапе перехода из начальной школы в 5 класс:

·    диагностика уровня готовности к переходу в основную  школу;

·    консультирование родителей, классного руководителя по результатам диагностики;

·    проведение консилиумов по решению проблем выбора   образовательного маршрута учеников (сотрудники ППМС-центра, родители, учитель);

·    выступление на родительском собрании на тему «Готовность к обучению в основной школе»;

·    индивидуальное сопровождение учащихся.

На этапе перехода в 8 класс:

·    реализация программы «Я учусь выбирать»;

·    индивидуальное сопровождение учащихся.

На этапе перехода в 10 класс:

·    реализация программы «Я учусь выбирать»;

·    индивидуальное сопровождение учащихся.

С целью осуществления преемственности в работе сотрудников ППМС-центра начальной, средней и старшей школы, а также преемственности в работе классных руководителей в ППМС-центре ведутся карты сопровождения классов.

Карта ППМС-сопровождения класса включает в себя:

1)    общие сведения о классе: фамилию, имя, отчество классного руководителя в начальной и основной школе; количество учащихся (мальчиков и девочек), список и фотографию класса;

2)    общую характеристику и основные проблемы класса;

3)    описание проблем отдельных учеников;

4)    общие результаты диагностики особенностей классного коллектива;

5)    результаты логопедического обследования;

6)    социальный портрет класса;

7)    описание работы специалистов ППМС-центра по сопровождению отдельных учащихся и  класса в целом.

8)    описание работы по реализации программ сопровождения.

ППМС сопровождение на практике. Опыт гимназии 56 г. Санкт-Петербурга

Фильм о ППМС-сопровождению и его истоках во Фландрии можно скачать по адресу https://files.mail.ru/61A56AC4974A41A3AC950016EC28C544

Задания к модулю №1

Уважаемые слушатели курса!

Свои ответы на задания к этому модулю Вы можете:

  • разместить в комментариях  — так с ними могут ознакомиться и обсудить все слушатели, или
  • выслать по электронной почте на адрес mev1001@mail.ru, указав в теме письма свою фамилию и «Дистанционный курс»

1. Опросник для самопроверки знаний (по материалам модуля)

1.    Раскройте педагогическую сущность понятия «сопровождение»

2.    Каковы основные принципы ППМС-сопровождения?

3.    Выделите основные направления работы ППМС-центра

4.    В чем сущность уровневой модели сопровождения?

5.    Каковы основные этапы (шаги) индивидуального сопровождения ребенка?

6.    Назовите основные методы ППМС-сопровождения

7.    Назовите два основных вида программ ППМС-сопровождения

2. Вопросы к фильму о ППМС-сопровождении во Фландрии

Фильм можно скачать по адресу https://files.mail.ru/61A56AC4974A41A3AC950016EC28C544

1.    В чем, на ваш взгляд, основная особенность экстернального (организованного вне образовательного учреждения) сопровождения от интернального (внутришкольного)? Подумайте над преимуществами и недостатками первой и второй модели.

2.    Какова роль комплексной диагностики в разработке программы сопровождения?

3.    В чем сущность представленного в фильме метода сопровождения?

4.    Каковы основные направления работы ППМС-центра во Фландрии?

5.    Деятельность каких специалистов по сопровождению вы увидели в фильме?

6.    Что важного и полезного для своей практической деятельности вы отметили, просматривая видеофильм о ППМС-сопровождении во Фландрии?

3. Практическое задание

Проанализируйте в логике ППМС-сопровождения одну из проблем, с которой к вам обратился сам ребенок или кто-то из его ближайшего окружения (родитель, учитель, одноклассник). Это может быть проблема в учебе, проблема в общении, проблема выбора профиля обучения и др.

Источник