Постановка звука р для ребенка 5 лет

Постановка звука р для ребенка 5 лет thumbnail

Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.

постановка звука р

Мнемочистоговорки для развития произношения звука «Р».

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Причины неправильного произношения

постановка звука р

Комплекс арт-упражнений.

Формы ротацизма:

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.

Причины:

  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Буква

Автоматизация буквы «Р».

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

Способы постановки звука

Скороговорка

Скороговорки на произношение звука «р».

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.
Читайте также:  Как усыпить ребенка 5 лет на ночь

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Способ

Способы постановки звука «р».

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.

Постановка звука «РЬ»

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Постановка звука «Р» по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Упражнение

Упражнения для развития произношения звука «р» по Хватцеву.

Способ по Левиной

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Источник

16 июля 2018

Аверьянова Света

Постановка звука р для ребенка 5 лет

Произношение твердого и мягкого звука «р» редко дается детям легко. В логопедии для «л» и «р» существует даже особая «поблажка»: если для основного алфавита норма становления находится в пределах 4 лет, то для «л» и «р» специалисты отводят еще два дошкольных года — до 6 лет.

При подготовке к школе педагоги особенно акцентируют внимание родителей на том, как научить ребенка говорить букву «Р». В школьном обучении некорректное произношение может стать для малыша проблемой, в первую очередь психологической, а затем и коммуникативной. Исправить ситуацию может внимательное отношение к детской речи в 2-4 года.

Отклонения в звуке «р»

Постановка звука «р» даже при нормальном развитии ребенка может происходить через употребление других, близких по артикуляции или звучанию звуков (зашумление речи). И если проблема р-произношения есть, она становится наиболее актуальной в первом классе.

Одноклассники могут подтрунивать над картавящим или лэ-кающим сверстником. Это довольно неприятно и психологически давит на первоклашку. Но исправить произношение «р» можно в любом возрасте, если для этого нет физиологических ограничений.

При правильном произношении кончик языка вибрирует, а сам язык при этом слегка подвернут кверху. Неправильное произношение «р» может быть очень разным в зависимости от способа подмены звука, который выбрал ребенок:

  • Подмена р=л: [р]ыба=[л]ыба, вы[р]ос=вы[л]ос, саха[р]=саха[л].
  • Подмена р=в: [р]ыба=[в]ыба, вы[р]ос=вы[в]ос, саха[р]=саха[в].
  • Подмена р=г: [р]ыба=[г]ыба, вы[р]ос=вы[г]ос.
  • Подмена р=й: [р]ыба=[й]иба, вы[р]ос=вы[й]ос, саха[р]=саха[й].
  • Подмена р=[__] [р]ыба=[__]ыба, вы[р]ос=вы[__]ос, ко[р]ова=ко[__]ова.
  • Горловой или гортанный [р], свойственный французам и немцам, получается, когда у ребенка при произношении «р» вибрирует мягкое небо или язычок. Похожий на французский звук называют грассирующим.
  • Без вибрации возникает англоязычный звук, характерный для буквы R.
  • Редкие случаи: когда вместо [р] малыш произносит [н] или глубокое [ы], использует вибрацию губ (кучерское «пррр»), создает боковую вибрацию или носовой [р].
Читайте также:  Суточное количество мочи у ребенка 5 лет

Автоматизация звука происходит довольно быстро, а переучивать артикуляционный аппарат придется сложно и длительно. Если около 5 лет ребенок все еще неправильно говорит «р», испытывает трудности в разделении, соединении «р» и других звуков, постарайтесь как можно внимательнее отнестись к чистоте речи своего чада.

Поэтому при первых признаках некорректного звучания помогите ребенку справиться с проблемой «рычания». Тем более что в большинстве случаев достаточно выучить несколько упражнений для домашнего применения и периодически уделять им время.

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.

Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

Совет родителям. Если вы неопытный родитель и никогда не сталкивались с постановкой звуков у дошкольников, то лучше будет получить хотя бы одну логопедическую консультацию, чтобы быть уверенным, что домашние упражнения будут эффективными.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

гримасы

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

Случай из практики. У девочки с ослабленным зрением оказался абсолютный музыкальный слух. Но при этом речевой аппарат обладал удивительной инертностью.

Когда девочка играла с песком на пляже, ее няня произнесла фразу: «Теперь это все нужно разровнять». Малышка попыталась повторить новое слово, и получилось: «раз-вар-нять». Как ни пыталась няня исправить произношение, ничего не выходило. Пришлось подсказать няне, что нужно подменить слово на «попроще»: ров-ный, вы-рав-ни-вать, раз-рав-ни-вать. После нескольких повторов в медленном темпе девочка стала верно произносить и читать слова по слогам: «раз-ров-нять», а затем и без труда соединила все звуки.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Постановка твердого звука

Для начала посмотрите небольшое видео, в котором логопед показывает, как с помощью нескольких упражнений поставить ребенку звук Р.

Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять дома в течение дня. Для каждого комплекса индивидуально устанавливается частота и кратность повторений. Давайте ребенку короткие и простые инструкции, как в наших примерах.

Упражнения для дыхания

Упражнения для губ

Упражнения для языка

Упражнения для растяжки уздечки язычка

Обычно массаж и специальные упражнения помогают растянуть короткую уздечку языка. Проводить эти занятия лучше в игровой форме. Немного терпения, и заветный «р» появится.

  • «Котенок». Котенок кушает молоко, зачерпывая его языком. Можешь показать как?
  • Домашний массаж. После того как логопед покажет варианты коррекции уздечки, массаж можно выполнять дома.

Игры-занятия

Готовый сценарий — специально для занятых родителей. Играйте ежедневно по 5-10 минут, не более. Избегайте оценочных фраз типа «Не так!», «Неверно!». Правильнее сказать: «Тебе будет удобнее вот так», «Лучше так», «Попробуй вот так». Показывайте образец выполнения задания. Любое последующее занятие начинается с 5-минутного повторения уже отработанных звуков.

Поощряйте старание ребенка, его стремление выполнить упражнение, самостоятельно изменить сюжет игры. Найдите хорошие слова для того, что происходит здесь, сейчас и именно с этим ребенком. Не вспоминайте вчерашние успехи и недочеты. Проговаривайте, что именно получилось у ребенка сегодня.

Сценарий 1

  1. «Веселые скачки». Соревнование всадников. Чья «лошадка» быстрее и громче цокает копытами, тот и победил. Звук копыт изображаем щелканьем языка.
  2. «Птичий двор». Изобразить звуки жителей птичьего двора. Пусть их предложит ребенок. Основная цель этого упражнения — научить малыша копировать сердитого индюка. Должно получиться что-то вроде [бл-бл-бл!], если язык быстро движется между губами вперед-назад.
  3. Мы немного задержались на птичьем дворе. Начинается буря.

    Подул ветер. Нащупай язычком бугорки за верхними зубами (взрослый показывает). Сильно не прижимай язык к бугоркам. Теперь растяни губы, как будто улыбаешься, и сильно дуй! Можно таким способом сдувать легкие предметы — их уносит буря. Важно добиться звука, напоминающего [тррр].

Сценарий 2

Игры на повторение логично переходят в новый сюжет с новыми упражнениями. Например, сегодня мы запрягли лошадку в повозку (карету, сани…), и управляет ею кучер.

  1. «Кучер». Лошадка сегодня уж очень резво скачет. Нужно ее остановить. Что произносит кучер, когда собирается остановить повозку? [Пррр]. Звук получается при вибрации губ.новый кучер
  2. «Барабан». Продолжаем улыбаться. Барабаним, ударяя кончиком языка по бугоркам на верхнем небе. При этом произносим звук [д]. Нижняя челюсть не должна двигаться.барабан
  3. «Блинчик». Упражнение помогает отработать оптимальную форму языка — широкую. Взрослый демонстрирует выполнение задания с помощью зеркала. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, как блинчик на тарелке.блинчик
  4. Это же упражнение выполняется с улыбкой. Такой же широкий язычок нужно не спеша поднять к верхним зубам и нащупать им бугорки. Затем медленно и широко положить его на верхнюю губу.
Читайте также:  Можно ребенку 5 лет давать ношпу при

Сценарий 3

Не забываем о повторении изученного и продолжении сюжетной линии игры, вплетая в нее новые упражнения.

  1. Сегодня «Заводи автомобильный двигатель». Это упражнение должно быть тщательно проработано взрослым. Важно воспользоваться зеркалом. Широкий язык поднимаем на верхние бугорки и проговариваем частый повторяющийся «д»: [дддддд]. В тот же момент указательным пальцем нужно передвигать язык вправо-влево под кончиком языка. Постепенно звук [ддддд] переходит в [ддррр].

Замечание. Из гигиенических соображений вместо пальца можно использовать чайную ложку.

Упражнение повторяйте как можно чаще. Первое время перед зеркалом. Как только звук станет устойчивым, от вспомогательных предметов можно постепенно отказываться.

Мягкий «р» — [р’]: [р’]аба, [р’]ис, слова[р’]

Специалисты утверждают, что когда освоен твердый «р», с мягким уже не возникает сложностей. Если на отработку твердого «р» может уйти 5-6 занятий, то для мягкого достаточно и одного. Все остальное время до школы родителям важно работать вместе с чадом, чтобы автоматизировать все звуки алфавита в комплексе.

При произнесении мягкого [р’] немного изменяется положение языка — спинка его поднимается несколько выше к небу, перемещается вперед к зубному ряду, а уголки губ растягиваются чуть шире, чем при твердом произношении этого же звука. Начать освоение [рь] лучше с буквосочетаний и слогов.

  1. Начните со слогов в порядке усложнения: [ри], [ре], [ря], [ре], [рю]. Для детей с хорошими музыкальными данными вполне можно эту последовательность петь в гаммах.
  2. Закрепите результат. Кратное повторение на скорость одного слога — отличная игра для развития дикции дошколят: ри-ри-ри, ре-ре-ре.
  3. Найдите слова. Попросите ребенка подобрать слова с этими слогами, например: рифма, репка, рябчик, рева, рюша.
  4. С парными согласными: д/т, б/п, г/к: дрема, дряблый, три, тряпка, трюм, зарядка.

Уже на этом этапе у малыша все будет хорошо получаться, поскольку основной — твердый — звук уже поставлен. Пора переходить к словам и предложениям на автоматизацию произношения. В работе с дошкольником не стоит рассказывать ему о твердых и мягких звуках: просто предложите сравнить «р» в словах «карандаш» и «корешок».

Упражнения для закрепления навыка

Навык — это результат обучения, устойчивое автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык, значит путем многократного повторения и тренировки довести его до состояния, когда он выполняется «не задумываясь». Для этого совершенно не обязательно муштровать ребенка одними и теми же упражнениями. Устное народное творчество располагает огромным дидактическим материалом.

Разминка

Для разминки вспомните все слоги: [ра], [ря], [ро], [ре], [ру], [рю], [ры], [ри], [рэ], [ре]. Повторите для всех них пункты 2, 3, 4 и приступайте к занимательным играм со словами в поговорках, пословицах, скороговорках и чистоговорках!

Маленький секрет. Запаситесь воздушными шарами! Дети очень любят их. Надувание шариков способствует развитию легких, действует как дыхательная гимнастика, улучшает голос, укрепляет мышцы щек и губ.

Применяй рычащие слова

Пословицы и поговорки — прекрасный повод обсудить с малышом вопросы морали и проработать воспитательные темы, а повторение рычащих и шипящих произойдет само собой. Например, предложите обсудить такие народные высказывания:

  • Без т[ру]да не вытащить и [ры]бку из п[ру]да.
  • Где тонко, там и [рвё]тся.
  • [Ре]ка с [ру]чейка начинается.

Скороговорки

Заставлять дошкольника что-либо делать — неэффективная стратегия, а вот втянуть его в соревнования — замечательная идея. Почему бы не использовать для семейного р-батла заранее заготовленные карточки с заданиями?

Возьмите хотя бы историю про «Карла и Клару» или «Траву на дворе».

Скороговорки на «Р» не редкость и в специальной литературе и пособиях для родителей. Используйте любые из них или вот эти примеры о птицах:

  • Пе[ре]пелка пе[ре]пелят п[ря]тала от [ре]бят.
  • Т[ри] со[ро]ки-та[ра]т[ор]ки та[ра]т[ор]или на г[ор]ке.
  • Хит[ру]ю с[оро]ку поймать — м[оро]ка, а с[оро]к с[оро]к — с[оро]к м[оро]к.

01

02

03

04

05

06

 Чистоговорки

В отличие от скороговорок, методика чистоговорки не предполагает быстроту: нужно произносить так, чтобы не ошибаться в звуках, четко проговаривать каждый слог и звук. Объясните ребенку задание и придумайте вознаграждение за чистую речь. А вот пара примеров для начала:

  • Жует п[оро]сенок м[ор]ковку сп[ро]сонок. Ба[ра]шек ба[ра]нку г[ры]зет споза[ра]нку.
  • Во дв[оре] на [тро]ту[аре] т[ри] по[дру]жки [ри]совали. Зам[ер]ла в[оро]на: «К[ар]! [Ра]з[ри]сован [тро]ту[ар]!»

01-01

01-02

07

Дифференциация звуков

Чтобы [р] не конфликтовал с другими согласными, особенно, с сонорными, нужно автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетания с другими. Так, для дифференциации «р» применяют слова, отличающиеся на одну букву. Пары слов, подходящие для дифференциации «р»:

  • Рожь — ложь
  • Лак — рак
  • Лаз — раз.

В течение дня на упражнения для дикции должно уходить около 20-30 минут. Эффективнее, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры, занимательные задания по 5-7 минут. Для ребенка от 3 до 7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем выполнять бессмысленные повторы, поэтому отдавайте предпочтение именно игровым методам. Подойдут также детские стихи, шуточный стишок и логоритмическая песенка по теме занятия.

Совет. Поиграйте в метаграммы: как, к примеру, сделать из реки море? Очень просто: [ре]ка — [ру]ка — лука — лужа — ложа — лоза — поза — по[ра] — го[ра] — го[ре] — мо[ре]. Заодно можно посчитать в пределах десяти: сколько шагов потребовалось для превращения? Со скольких попыток удалось подобрать цепочку?

Исправлять неправильное звукопроизношение и с