Пословицы как средство развития ребенка
РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Пословицы и поговорки — произведения устного творчества народа. Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе. Среди пословиц и поговорок есть те, что сложены русскими писателями и поэтами, те, что были сложены в советское время, а есть пословицы и поговорки наших дней.
Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм «Войти в пословицу» — стать общеизвестным благодаря своей характерности. Так, многие строки басен И.А.Крылова вошли в пословицу. Поговорка — краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от поговорки, законченного высказывания (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Чем отличается пословица от поговорки? В общем случае, пословица учит людей, в ней скрыт глубокий смысл. Поговорка является метким замечанием относительно какого-либо события, явления, объекта. Сравните: «делу время, потехе час» — пословица, «час от часу не легче» — поговорка.
Пословицы представляют для воспитателя интерес не только как иллюстративный дидактический материал для развития речи, но и как средство развития кругозора детей, их нравственного самосознания. Это связано с особенностями пословиц, о которых пишет Л. А. Введенская: «Пословица любопытна, ее интересует все, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, все знает и обо всем имеет свое собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда четкая, иногда даже категоричная, часто с иронией: Думай двояко, а делай одинако. Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно. Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем».
Особенно значимыми в этом отношении представляются пословицы, в краткой афористической форме передающие точку зрения народа на основные вопросы бытия. В основном пословицы носят наднациональный характер, отражают общие законы природы, в том числе человеческой, предписывают определенные правила поведения.
Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ». К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.
Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других учёных. А.М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость. В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи».
Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.
В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль. Пословицы обладают большим дидактическим и воспитательным потенциалами и могут успешно использоваться в качестве материала для работы по развитию речи и коммуникативной культуры. Кроме того, пословицы, несомненно, являются эффективным занимательным языковым материалом, использование которого способно повысить интерес к русскому языку, оказать воспитательное воздействие на морально-нравственные качества личности, активизировать познавательную деятельность, формировать уважение к родному языку, культуре и истории России.
Список литературы
1. Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова: синергетика языка, сознания и культуры. М.: Академия, 2002. 234 с.
2. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2007. 726 с.
3. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 251 с.
4. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: Эксмо, 2003. 616 с.
5. Илькова А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы
с дошкольниками / Приднестр. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. М., 2001. 72 с.
6. Мокиенко В. М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. Изд-е 3-е,
перераб. СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2005. 256 с.
7. Пословицы, поговорки, загадки / сост.: А. Н. Мартынов, В. В. Митрофанов. М.: Современник, 1982. 216 с.
8. Соболев А. И. Народные пословицы и поговорки. М., 1961. 420 с.
9. Соболева О. В. О понимании мини-текста, или Пословица век не сломится // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 46-52.
10. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Икар, 2007. 478 с.
11. Хлебцова O. A. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 248 с.
12. Чистякова А. Ф. Пословица зря не молвится. М.: Крон-Пресс, 1998. 176 с.
Источник
Елена Узлова
Роль пословиц в развитии речи дошкольника
«Пословицы в развитии речи дошкольника»
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.
Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.
Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».
Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, — со всем его бытом семейным и общественным». Высоко ценили значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л. Н. Толстой, И. И. Паульсон, В. А. Флерова и др. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе.
Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.
В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.
В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».
Методы применения пословиц:
Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».
К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.
Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А. М. Леушиной, А. П. Усовой и других учёных. А. М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».
Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора,органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит».Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной,но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».
Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)
Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.
В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т. д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Выдающийся русский педагог И. И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.
Например,для звука Ж:
«Дружба дружбой, а служба службой»;
«Небо даёт дождь, а земля рожь»;
«Однажды шёл дождик дважды»
Или для звука Ш:
«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»
«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;
«Тише едешь, дальше будешь» и др.
Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А. П. Усова)
Консультация логопеда для родителей.
Основы правильной речи
С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п.
Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру, чётко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность, нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и в произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счёт правильного произношения согласных звуков.
Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко – голосообразование. Например, лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении звука «р».
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушение плавности речи и т. п.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведёт к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчётливо, неправильно произносятся отдельные звуки в нём); к нарушению интонационной стороны речи. Ослаблению слуха ведёт не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ш» и «ж», другие имеют более грубые акустические различия «т» и «ш», очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные «ть» и «т», «с» и «сь». Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Из всего сказанного следует, что чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.
Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при обращении с детьми, взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.
Источник
Использование пословиц и поговорок в умственном развитии детей
В возрасте от двух до пяти лет одной из серьезнейших задач является развитие у детей мышления и формирование чистой, правильной речи, развитие все более тонкого понимания оттенков ее смысла. Именно в этом незаменимыми помощниками являются малые формы фольклора.
Пословицами называют короткие, меткие, глубокие за силой мысли народные высказывания и суждения о жизненных явлениях, которые выделяются простотой и сжатостью, логической законченностью, образной выразительностью. Характерными особенностями пословиц является аллегорическая манера суждения, обобщение, выраженное в конкретной форме, стойкость, строгость формы, которая даёт возможность легко их запомнить. К пословицам в народной речи близки поговорки. Очень подобные своей сжатостью, силой суждение, поэтической выразительностью с пословицами, поговорки, впрочем, существенно от них отличаются.
По определению В. Даля, поговорка – «сложное, короткое высказывание, которое бытует в народе, но не составляет полной пословицы».
Пословицы и поговорки почти энциклопедически раскрывают все стороны поведения человека, черты его характера. В них отмечается, что свойства и характер человека формируются под воздействием внешней среды, жизненных условий, общих этических норм. Народная мудрость распределяет людей на хороших и злых, советует никогда не терять человеческого достоинства («Гляди, не забудь, человеком будь»). Только благодаря честному труду, хорошим поступкам человек зарабатывает себе авторитет («Не место мужчину красит, а мужчина место») и т.д.
Работа над пословицами и поговорками начинается со средней группы детей дошкольного возраста. Пословицы применяются для отработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных тяжелых согласных, особенно тех, какие отсутствуют в родном языке. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивая свою речь. Развивается умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки ярко конкретизируют в себе органическое сочетание речи и мышления. Старшие дошкольники, слушая и обсуждая содержание пословицы, совершенствуют активную речь и развивают мышление. С помощью специально организованных воспитателем речевых и творческих заданий, детям предлагается определить, о чём идет речь в пословице, или закончить пословицу соответствующим словом, а в случае затруднения просит выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Предлагаются также задания на развития мышления и памяти. Взрослый проводит упражнение «Подбор пословиц» к изученным сказкам, или просит детей составить соответствующую ситуацию, которая подтвердила бы конкретные пословицы или поговорки. На развитие воображения дошкольников проводится коллективная работа методом «коллаж», инсценировка пословиц и другие творческие задания, и интересные упражнения. Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, лаконично и в доступной форме учат быть вежливыми, скромными, сдержанными, ответственными, уважать родителей и уважать людей.
Примеры работы над пословицами и поговорками в ДОУ.
Развиваем речь дошкольников:
I. Воспитатель обсуждает с детьми вопрос:
— О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;
— В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;
— О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;
— О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;
— От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Доверяй, но и проверяй»?
II. Творческое задание
Воспитатель предлагает детям составить правила к поговорке «В правде – сила». Например: дошкольники могут предложить:
1. Говори всегда правду.
2. Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.
3. Не обращай свою вину на других.
4. Помогай говорить правду своим близким.
5. Учи говорить правду младших по возрасту.
III. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»
— одинокий муравей;
— бабочка без цветов;
— одна звезда на небе;
— один цветок в поле;
Развиваем мышление и память дошкольников:
I. Творческое задание «Подбери слово».
Не заживает рана от плохого…
Слово… каждому приятное.
Кто… тот людей смешит.
Без печи холодно, без хлеба…
Не будет хлеба, не будет и…
Ответы: Слова, учтивое, спешит, голодно, обеда.
II. Игровые упражнения:
1) «Подбор пословиц к сказкам».
Взрослый читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, к которым её можно отнести.
Дай волю душе захочется потом – сказка «О рыбаке и рыбке».
Завистливые глаза не знают стыда – сказка «Лиса и заяц».
Залез в богатство – забыл и братство – сказка «Три брата».
Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».
2) «Спор мышат». Воспитатель рассказывает детям, что друзья, когда шли на День Рождение, начали спорить: «Какая пословица лучше?» Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей. Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей. Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей. Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).
3) «Умняшки». Воспитатель предлагает детям послушать интересный рассказ «Для чего человек работает». Для чего человек работает Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».После прочитанного рассказа воспитатель спрашивает дошкольников: «К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», просит обосновать свои ответы.
Развиваем воображение дошкольников:
I. Инсценировка пословиц.
Воспитатель предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: Между тремя деревьями потерялся. Слышали звон, да не узнали, где он. Даёт, но с рук не выпускает. Прячется, как лягушка в камыше. Задрал нос, что кочергой не достанешь.
II. Творческое задание «Какая пословица лучше»?
Воспитатель читает детям пословицы: «Если себя не похвалишь – никто не похвалит, Не хвалы себя сам – пусть люди похвалят», после чего спрашивает: «Какая пословица лучше?» Если детям трудно ответить, то предлагает найти ответ в сказке «Заяц-хвастун»Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Заяц-хвастун» и тётю Ворону. В сказке Заяц – Хвастун стоял на пеньке перед другими зайцами и прихвастывал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тётя Ворона потрепала его за ухо и не позволила хвастаться. А затем прибежали собаки, поймали тётю Ворону и стали её трясти, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц не хвастун, а молодец.
III. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.
Воспитатель предлагает детям составить ситуацию соответствующую к пословицам («Бояться волка – в лес не ходить», «Заварил кашу, так и ешь её сам» и т.п.).
IV. Коллективная работа методом «коллаж» используя пословицу «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи».
Рекомендуется использовать фотографии родителей, семьи каждого дошкольника, а также рисунки детей на тему «Моя семья», можно сделать ксерокопии банкнот.
Пословицы и поговорки – один из самых давних жанров устного народного творчества. Вместе они составляют вроде бы свод правил, которыми человек должен руководствоваться в повседневной жизни. Пословицы и поговорки редко констатируют какой-то факт, скорее рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, – словом, поучают, потому что за ними стоит авторитет прошлых поколений.
Источник