Последовательность развития этапов речи у ребенка

 Не забудьте отметить в соцсети , если статья оказалась полезной 

 I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

III период. Дошкольный (3 – 7 лет).

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

I период.  Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам  первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции  (радость, повизгивание, хныканье).

     К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

   К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова).

Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового  аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!

    После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.

   Лепет — адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка. К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных»  слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) (Аркин, Штерн). По данным Бюллера – от 3 до 45 слов. Понимает больше — до 30 -50слов.

С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.

С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

В 8-9 – реагирует на свое имя.

После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. — 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

             II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных  аморфных слов-корней (1г. 3м.  – 1г.8 м.)однословная фраза (бах).

1г.8м.  — 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба — ди (Бабушка, иди!).

Кука — бух (Кукла упала!).

Да яба — Дай яблоко.

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:

в 1.8 – 1.9 мес. —  80-100 слов.

в 2 года – 200-400 слов.

к 3 годам – 1000-1100 слов.

Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего  грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами  начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.

     В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).

К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв,  употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод.      Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.

     Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?»

   В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.  

     К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского  или жeнского рода, но без согласования с существительными.

     Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.

     В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.

III период.  Дошкoльный (3 – 7 лет).   Речевой период.

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.  

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи.  Выделяется 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:

  • смягченное произношение согласных звуков ;
  • замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
  • еще не сформированы сонорные звуки Л, Р,РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).
  • К,Г,Х = Т и Д (хлеб = тлеб).

 2 этап  ( от 4 до 5лет).

В этом периоде:

  • к 4 годам исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;

—   еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.

3 этап (от 5 до 6 лет).

В 5 лет дети:

  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь  и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

     К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

 4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.   Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована  готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

Дети овладевают умением воспроизводить сло­ва различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

В дошкольном периоде процесс усвоения языка про­текает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот..,. который и т.д.):

Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.

—Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.

В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обес­печивает правильное употребление в самостоятельных высказывани­ях всех грамматических категорий и форм слов.

 Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с брати­ком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нужда­ются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

   В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.

 В свою очередь,  нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.

Необходимо от­метить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности ин­дивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление ан­тонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имею­щих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием.

 Так же для вас может быть интересным:

  1. Критические периоды развития ребёнка.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

Источник

Никитина Наталия Геннадиевна
Основные этапы речевого развития

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс, который начинает формироваться, когда слух, зрение, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития. Но, даже имея здоровый головной мозг, достаточно развитый речевой аппарат, хороший слух и зрение, ребенок без речевого окружения не заговорит.

Развитие речи начинается с первых дней жизни и проходит несколько этапов.

1. Крик (новорожденный)

2. Гуление (от 1 месяца до 6 месяцев)

3. Лепет (от 6 до 12 месяцев)

4. Первые слова (от 1 года до 1года 6месяцев)

5. «Начатки» фразовой речи (1год 6месяцев – 2года)

6. Простая фраза (2года – 2года 6месяцев)

7. Развернутая фраза (2года 6месяцев – 3года).

Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех.

Гуление – стадия доречевого развития, представляет собой протяжные негромкие певучие звуки – это цепочки гласных, близких к «а, у, ы», часто в сочетании с согласными «г, м». Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю жизнь. У ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление. Насторожить в этот период должно его отсутствие или недостаточность интонационной выразительности, отсутствие смеха. Гуление – важный этап довербального (дословесного) развития речи. В этот период, наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, развивается понимание речи, малыш учится управлять интонацией. Здоровый ребенок рано начинает реагировать на интонацию, еще не понимая смысла обращенной к нему речи. Общение ребенка и взрослого строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.

Негативно влияет на развитие ребенка недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно с матерью. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых эмоционально не выразительна, не способствуют возникновению у ребенка гуления, необходимого для развития речи и познавательного интереса к внешнему миру. В возрасте от двух до шести-семи месяцев положительные эмоции матери (взрослого) нужны ребенку для полноценного развития, как пища и воздух. Если ребенок в возрасте от полугода до трех лет длительное время находится в разлуке с матерью, то это может привести к отставанию в его развитии.

Речь детей, воспитывающихся в детских домах, обычно развивается медленней, нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Даже в условиях приемной семьи, дети, окруженные любовью, заботой и вниманием, могут испытывать затруднения в речевом развитии.

Следующая стадия развития речи характеризуется появлением лепета, и длится примерно от пяти до девяти месяцев. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. К десяти месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова.Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя.

К концу второго полугодия жизни ребенка появляется, так называемая, предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой.

В конце первого или в начале второго года жизни ребенок произносит свое первое настоящее слово, осознанно начинает пользоваться речью. Словарь состоит из 9–12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и другие). Отдельными короткими фразами дети начинают говорить к двум годам.

Речь ребенка продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы окружающие взрослые говорили четко, правильно, без длинных и сложных фраз. К двум годам активный словарь насчитывает примерно 250–300 слов, а к трем годам он быстро увеличивается и достигает 800–1000 слов. Речь становится полноценным средством общения.

Развитие речи ребенка предполагает, с одной стороны – понимание смысла сказанного (пассивная речь, с другой – произнесение слов и предложений (активная речь). Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную. Так, в возрасте семи-восьми месяцев ребенок обычно понимает многие слова, в том числе узнает названия предметов, которые произносит взрослый. В восемь – девять месяцев дети начинают соотносить слова с предметами, отдельными действиями.

Какое-то время количество понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Ребенок до двух лет, понимая все, что говорят ему взрослые, хорошо выполняя их простые инструкции («Дай», «Сядь», «Возьми», может не произносить ни одного слова, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И, все-таки, речь при этом развивается. Переход к активной речи у таких детей происходит внезапно. Еще вчера ничего не говорил, а сегодня высказывается развернутыми предложениями.

Чтобы ребенок начал использовать в речи все понимаемые им слова, необходимы три основных условия: эмоционально-теплое общение со взрослым; появление интереса к слову; становление собственной предметной деятельности. Рассмотрим подробнее каждое из этих условий.

Первое – речь возникает и развивается как средство общения ребенка с другими людьми. Вступая в эмоциональное общение с младенцем, взрослые не только развлекают его, но и создают условия для речевого развития.

Второе, не менее важное условие развития речи – насыщение опыта ребенка слышимой речью. Ребенок слышит речь постоянно. Взрослые обращаются к нему, много разговаривают в его присутствии. Звуковая среда, окружающая современного ребенка, буквально пропитана речевыми звуками – это и радио, и телевизор, и проигрыватель, и магнитофон. Но не всегда малыш слышит и различает речевые звуки. Слышимая речь оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка только в том случае, если она включена в непосредственное общение с человеком. Недостаточно, чтобы просто звучала пластинка или радио. Не умея анализировать громкие и ненужные звуки, ребенок вскоре перестает воспринимать их и может даже на время оглохнуть, защищая себя от непонятного ему шума. Восприятие речи ребенком до полутора – двух лет необходимо определенным способом организовать. Можно вместе с ним послушать пластинку. Чем дольше он вслушивается в одну и ту же звучащую речь, тем больше радости переживает от узнавания знакомых звуков, тем лучше выделяет и различает их. Слышимая речь должна вызывать у малыша желание «поговорить самому» –произнести лепетные звуки, напоминающие настоящую речь.

Для ребенка слышимая речь неотделима от конкретного человека. Причем этот человек не должен постоянно говорить. Слушая речь окружающих, он начинает выделять отдельные слова и различать фонемы родного языка, то есть вычленять близкие по звучанию, но разные по смыслу слова.

Становление предметной деятельности и делового сотрудничества со взрослыми – третье необходимое условие развития активной речи. Для того чтобы ребенок сам, по своей инициативе, начал говорить, у него должна возникнуть потребность в этом. Она складывается из потребности в общении со взрослым и нужды в каком-то предмете. Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. Малыш может успешно общаться со взрослыми безо всяких слов, обмениваясь улыбками и вокализациями, родители и так все понимают. Он способен подолгу заниматься с игрушками, не испытывая желания их называть. Задачу «сказать что-то» ставит перед ребенком взрослый. А потребность в сотрудничестве побуждает ребенка принять эту задачу и сказать нужное слово. Общение со взрослым по поводу предметов и предметные действия, включенные в общение, создают для ребенка необходимость назвать нужный предмет, самому произнести слово.

Таким образом, если ребенок тянется ко взрослому и совместной деятельности с ним, любит заниматься с предметами, внимательно слушает и повторяет за взрослым отдельные слова – можно считать, что он готов к активной речи и совсем скоро заговорит. Однако и в этом случае переход к активной речи может несколько затянуться. Для активизации речевой способности необходимо провести своего рода «обучение» ребенка.

Попробуйте отодвинуть нужную и привлекательную для малыша игрушку так, чтобы он сам не мог дотянуться до нее. Это вызовет у него стремление достать желанный предмет.В ответ на его попытки дотянуться до игрушки отчетливо произносите ее название: «ляля», «миша», «машина». Не давайте игрушку до тех пор, пока он сам не попытается назвать ее. Сначала ребенок будет изо всех сил тянуться к игрушке и выражать свое нетерпение.Потом его усилия переключатся на вас: скорее всего, он будет указывать пальчиком на предмет и своим гневным лепетом «дай-дай-дай» пытаться выпросить его. И только потом возникнет интерес к слову, который проявится в том, что ребенок начнет смотреть на ваши губы и вслушиваться в слово, которое вы произносите. Поэтому выговаривайте слово отчетливо, с ярко выраженной и даже утрированной артикуляцией, чтобы малыш сразу обратил внимание на движения ваших губ. Сосредоточенность на артикуляционном аппарате – важный признак того, что слово выделилось в сознании ребенка и стало предметом его внимания, а это значит, что совсем скоро он сам его произнесет. Первое слово приносит ребенку огромную радость. И малыш повторяет его снова и снова, а иногда даже предпочитает словесную игру желанной раньше игрушке.

Дети в 1,5–2 года начинают активно называть предметы, когда в этом возникает потребность, а не просто подражать взрослому. Если ребенок остановится на первом этапе и будет стремиться завладеть игрушкой, то ее название он не произнесет. Значит, нужно привлечь внимание к звучащему слову. Достаточно часто задержка развития активной речи связана с тем, что взрослые удовлетворяют все желания малыша, угадывая их по первому взгляду или жесту. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего содержания, которое они выражают. Предметная отнесенность слова может быть усвоена, а система абстракций и обобщений, стоящая за ними, нет.Можно привести пример несовпадения значений слов в речи детей и взрослых:

«Мне не хватает теплоты», – она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты и в летние денечки?»

«Ты не поймешь, еще мала», – вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!», – и тащит одеяло.

(А. Барто).

Предлагаю вашему вниманию рекомендации по стимулированию речи детей раннего возраста.

«Разговор с самим собой» Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка.Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай».

«Параллельный разговор» Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

«Провокация, или искусственное непонимание ребёнка» Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку.При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю,что ты хочешь: кошку, куклу или машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности.

«Распространение» Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит.Например: Ребёнок: «Суп».Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой»… Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

«Приговоры» Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе –кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

«Выбор» Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?»)

«Игры с природным материалом» Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов,которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В «возне» с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства…

«Продуктивные виды деятельности» На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием.Более доступными являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Они развивают не только речевые способности ребёнка, но и сенсорные, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности.

«Замещение» «Представь, что…» — эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик… В этом возрасте детям очень нравятся игры – пантомимы, игры – имитации, которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом –предложением: «Угадай, что я сейчас делаю?»Начинайте с простых действий: причёсываться, чистить зубы, наливать сок в чашку…

«Ролевая игра» Этот вид детской деятельности только ещё формируется. Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе… Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе,повышает функцию общения.

«Музыкальные игры» Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Каравай», «По кочкам»… Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком. Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии – так рождается творец!

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!

Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослого должна быть:

— чёткой, неторопливой;

— доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

— грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, очень важно общаться с ребёнком, читать ему стихи и сказки.

Таким образом, разговаривая с ребёнком правильным языком, рассказывая ему сказки, разучивая вместе с ним стихотворения, потешки, играя, тем скорее он овладеет правильной речью!

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Предлагаем несколько несложных правил, следуя которым, вы — педагоги, сможете помочь малышу в его речевом развитии.

1. С ребенком нужно разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки.

2.Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т. д.

3. Говорить следует короткими предложениями, выдерживая между ними паузу.

4. Нельзя говорить с ребенком скороговоркой.

5. Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке. Не стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и не поймет, пока не увидит.

6. Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.

7. Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.

8. Нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развернуто и медленно, чтобы ребенок понимал каждое слово.

9. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.

10. Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не видите, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно.

Источник